Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общеметодические принципы физического воспитания




Министерство образования и науки Российской Федерации

 

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Факультет психолого-педагогического и специального образования

 

 

Кафедра физического воспитания и спорта

 

Реферат по учебной дисциплине Физическая культура

Тема: Физическое воспитание. Принципы и методы физического воспитания

 

Выполнила: студентка 1 курса 171 группы заочного отделения Исмаилова Н.Ф.

Проверила: старший преподаватель Колосова Елена Викторовна

 

Саратов 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

1. Понятие физического воспитания……………………………………….2

2. Принципы физического воспитания…………………………………….3

2.1. Общеметодические принципы физического воспитания……………4

2.2. Специфические принципы физического воспитания………………..5

3. Методы физического воспитания………………………………………..8

3.1. Общепедагогические методы физического воспитания…………….9

3.2. Специфические методы физического воспитания………………….12

Заключение……………………………………………………………………..14

Литература……………………………………………………………………..15

 

Введение

Физическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания в целом и представляет собой процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.

Именно занятие физкультурой и спортом восполняет потребности организма в физическом труде и является залогом здорового образа жизни. Поэтому физическое воспитание так необходимо в школах и вузах. Но нельзя забывать и о том, что бессистемное обучение физической культуре может не помочь, а, наоборот, навредить организму. Поэтому физическое воспитание, должно быть подчинено строгой и понятной системе.

Физическая наука базируется на принципах, которые определяют весь процесс физического воспитания, задают правила и требования к деятельности воспитателя по всесторонней физической подготовке ребенка. Принципы физического воспитания претворяются в жизнь при помощи методов физического воспитания. Под методами понимаются способы применения или использования физических упражнений, приемов, действий в конкретном виде деятельности с целью достижения определенного результата.

 

Понятие физического воспитания

Физическое воспитание - это вид воспитания, спецификой которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в занятиях физкультурой.

Как педагогический процесс физическое воспитание направлено на формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств.

 

В процессе обучения физическим упражнениям человек осваивает необходимые в жизни двигательные навыки и умения, учится полноценно проявлять свои физические качества.

По степени освоенности техника двигательного действия может выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, то есть даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, то есть педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.

 

Принципы физического воспитания

В системе образования и воспитания под принципом следует понимать руководящее положение, основное правило. Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют четко идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок, раскрывают логику решения задач и очерчивают главные правила их реализации.

Для успешного осуществления тренировочного процесса в системе физического воспитания разработана научно-методическая основа тренировок. Каждая тренировка планируется и осуществляется на общепедагогических и специфических принципах. Общепедагогические (общеметодические) принципы отражают основные закономерности обучения (дидактики), а специфические выражают специфику отдельных видов физического воспитания (например, спортивной тренировки).

 

Общеметодические принципы физического воспитания

Общеметодические принципы отражают основные положения, выведенные из сопоставления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания. К ним относятся: принцип научности, принцип сознательности и активности, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности и индивидуализации, принцип наглядности, принцип прочности и прогрессирования.

Принцип научности означает обоснованность элементов тренировки и всего тренировочного цикла в целом, примером научного подхода к методам обучения.

Принцип сознательности и активности – это понимание целей и задач тренировки, сознательное и активное использование средств учебно-тренировочного процесса. Если физические упражнения и технические приемы выполняются с увлечением, разумной активностью, пониманием пользы от этих занятий, то усвоение материала будет более глубоким.

Принцип повторности и систематичности предусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе регулярных тренировок на протяжении недели, месяца, года, многих лет. Тренировки должны при этом проводиться по системе: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Перерыв в занятиях отрицательно сказывается на спортивных результатах: падает работоспособность и теряются приобретенные навыки. Особенно быстро забываются наиболее сложные элементы техники.

Принцип доступности показывает зависимость системы тренировочных занятий от подготовленности участников. Если какой-либо прием выполняется большинством бессознательно, с грубыми ошибками, а некоторыми вообще не выполняется из-за трудности – значит этот прием для занимающихся в данное время не доступен.

Каждый спортсмен имеет свои особенности физического развития и технической подготовленности. При построении тренировочного процесса и планировании тренировок индивидуальные особенности членов команды следует учитывать путем определенной дозировки нагрузок.

Принцип наглядности заключается в том, что тренер не только объясняет, как выполнить тот или иной прием, но и показывает его выполнение целиком и по частям. С успехом можно использовать для наглядности фотографический материал и киноленты, плакаты и рисунки. Наглядность повышает качество и быстроту обучения и должна использоваться на всех этапах тренировочного процесса.

Принцип прочности и прогрессивности определяет устойчивость накопленных знаний и уровня физической и технической подготовленности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...