Основные способы хищения чужого им-ва.
Хищение есть совершенное с корыстной целью противоправное и безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу похитителя или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. Уголовный закон различает хищения, совершаемые путем присвоения и растраты, мошенничества и вымогательства. Эти преступления весьма специфичны и наиболее профессиональны. Путем присвоения и растраты обычно похищается имущество, вверенное виновному в силу его служебного положения или выполняемой им работы и находящееся в государственных, кооперативных и частных фондах. При мошенничестве и вымогательстве похищается имущество или приобретается право на имущество, не вверенное похитителям, а находящееся в чужом владении или, распоряжении (организации, предприятия и личном владении). Поэтому методика расследований хищений путем присвоения и растраты определенным образом отличается от методик расследования хищений путем мошенничества и вымогательства. Для анализируемых видов хищений обычно характерна сложная система преступного поведения расхитителей, тщательная продуманность способов, механизма и обстановки совершения хищений. Как правило, высок и организационный уровень всех видов такой преступной деятельности. Соответственно чаще всего эти хищения совершаются организованными преступными группами. Предметом хищения обычно бывают денежные или материальные ценности. В настоящее время все чаще наряду с дорогостоящими отечественными товаро-материальными ценностями, предметом хищения становятся импортные товары, ценное промышленное сырье, оружие, крупные денежные суммы, ценные бумаги.
Способ хищения связан со сферой, видами и особенностями производства (выполняемых работ), имущества, его потребительской ценностью, характером имеющейся связи между объектом посягательства и расхитителями, сложившейся обстановкой на предприятии (организации), составом участников преступной группы, личностными чертами и навыками преступников и другими факторами. Хищения, совершенные путем присвоения и растраты, по способу их совершения можно разделить на два вида: оприходованного и неоприходованного имущества. Те и другие могут быть простыми и замаскированными. Простые хищения обоих видов имущества совершаются путем непосредственного незаконного завладения имуществом без какого-либо ухищрения и маскировки, например присвоение и растрата денег кассиром; прямого присвоения неоприходованного имущества. Замаскированные хищения оприходованного имущества совершаются с использованием подложных учетных документов, приходных и расходных записей в учетных регистрах, а также путем незаконного и обманного получения денежных средств и др. Такие же хищения неоприходованного имущества совершаются путем создания неучтенных излишков в торговых и складских организациях или создания неучтенных излишков в процессе производства. В настоящее время хищения, например, денежных средств, стали осуществляться не только путем присвоения заранее созданных неучтенных излишков денег в процессе самого производственного процесса, но и путем присвоения крупных сумм денег, полученных от преступных операций с банковскими кредитами, от махинаций с переводом безналичных денежных сумм в наличные и с заведомой переплатой денежных средств по различным зарубежным контрактам, посредством учреждения банками дочерних предприятий, а также при помощи средств компьютерной техники и т.д. Иногда эти хищения инсценируются кражами, разбоями, ограблениями и пожарами.
Любой из способов должностного хищения имеет разнообразный механизм его применения. Например, подлог может выражаться в надлежащем оформлении документа, но содержащего ложные сведения, или в подделке подлинного документа, причем подделка сама по себе имеет много способов; неучтенные излишки в торговле могут быть созданы путем обмана покупателей, незаконного списания под предлогом естественной убыли и др.; неучтенные излишки в производстве могут быть созданы путем недовложения сырья, завышения его расхода и др. Для сбыта похищенного сырья преступники научились использовать «крышу» в виде АО, СП, ТОО, кооперативов и документов ликвидированных ведомств и предприятий. Способы хищений путем мошенничества всегда связаны с обманом или злоупотреблением доверием. При этом, как правило, используются различные поддельные документы, дающие право преступникам получать и обращать в свою пользу чужое имущество, например', крупные партии товаров с баз, крупные суммы денег из банков и др. Способы хищений путем вымогательства связаны с требованием передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества. Иногда угроза может выразиться в возможности разглашения позорящих владельца имущества или его близких сведений. Данные о способе совершения хищений обычно бывают ключевыми в их криминалистической характеристике, ибо позволяют правильнее определить место и предмет хищения, лиц, участвующих в нем, конкретные обстоятельства, подлежащие выяснению, характер и местонахождение следов преступления, документов, подлежащих изучению и т.д.
БИЛЕТ № 20 Следы ТС. Следы транспортных средств — это материально-фиксированные отображения отдельных частей транспорта (чаще всего колес), по которым можно выяснить ряд обстоятельств расследуемого дела, относящихся как к самому транспорту, так и к особенностям его использования. В следственной практике чаще всего встречаются следы колесного транспорта, реже — гусеничного и санного. Следы колесного транспорта по механизму образования относятся к следам качения. В зависимости от свойств воспринимающей поверхности (грунтовая дорога или с искусственным покрытием) они могут быть объемными и поверхностными: первые образуются за счет деформации мягкого грунта и отображают рельеф поверхности колес; вторые являются отпечатками смоченной или загрязненной поверхности колес.
Колеса транспортных средств при торможении образуют динамические следы. Следы транспортных средств изучают для установления групповой принадлежности и индивидуальной идентификации транспортного средства, оставившего следы, а также обстоятельств использования транспорта — направления движения, мест остановок, торможений и др. Следы механического колесного транспорта и особенно автомобилей, мотоциклов, мотороллеров являются наиболее частыми объектами исследования. Эти транспортные средства имеют пневматические шины с рельефными рисунками, которые отображаются в следах. Они характеризуются также числом осей и количеством колес на каждой оси. Механизм образования следов автотранспортных средств имеет особенности. Число и расположение оставляемых следов обычно не соответствует количеству осей и колес. Это объясняется тем, что при прямолинейном движении автомототранспортного средства следы от передних колес обычно полностью или частично перекрываются задними. Исключение составляют грузовые мотороллеры, передние и задние колеса которых расположены не строго друг за другом.------ Следы передних и задних колес двухосного транспорта удается различать только на поворотах, где они не совпадают. При движении на поворотах трехосных транспортных средств раздельно образуются следы лишь передних и задних колес, а следы колес средней оси перекрываются следами задних колес. Групповую принадлежность (вид, марку, модель) автомототранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображаемым в следах, и сравнения этих данных с данными специальных таблиц, характеризующими ходовые части автомототранспортных средств.
По ширине колеи устанавливают расстояние между колесами, находящимися на одной оси. Для отдельных марок автотранспортных средств эта величина постоянна, По следам колес определяют модель шины. Для отдельных видов, марок и моделей автомототранспортных средств предназначаются определенные модели пневматических шин. Шина характеризуется внешним (наружным), внутренним диаметром, шириной, высотой профиля, шириной и рисунком протектора. Внешний диаметр шины определяется приблизительно по длине окружности колеса, которая примерно соответствует длине следа одного оборота колеса. Она устанавливается путем измерения расстояния между двумя последовательными отпечатками какой-либо одной особенности протектора в следе. Длина окружности колеса несколько изменяется от нагрузки, давления в шине, вида и состояния грунта, скорости движения. Ширина следа протектора при обычных условиях следообразования (протектор не очень изношен, нормально накачена шина и т. п.) соответствует ширине беговой части шины. Для определения модели пневматической шины результаты измерений и изучения рисунка сравнивают с данными соответствующих таблиц. Затем по моделям пневматических шин, ширине колеи передней и задней осей, количеству колес определяют марку автомототранспортного средства, оставившего следы. При этом используют соответствующие таблицы. По следам средства гужевого колесного транспорта можно судить о его устройстве. Для этого по следам нужно определить вид шины колеса (пневматическая, монолитная резиновая, железная), количество колес, осей, их ширину, длину окружности колеса. По следам средств гусеничного транспорта, в которых отображаются траки (звенья, гусеницы), тоже можно судить о виде и модели транспортного средства. Следы гусениц обычно четко отображают размеры, устройство и мелкие характерные особенности траков. Следы саней и лыж для установления обстоятельств расследуемого события используются редко. По ним удается установить только ширину и профиль полозьев (лыж). При этом следует учитывать, что при движении полозья или лыжи раскатываются, т. е. скользят не только по ходу движения, но и в стороны и следы получаются шире полозьев (лыж). По следам саней можно определить и ширину колеи. Для обнаружения, осмотра и фиксации следов транспорта применяются общие правила осмотра и фиксации трасологических объектов. Следы колес рекомендуется фотографировать панорамным способом, с масштабом. С отдельных участков таких следов, содержащих наибольшее количество частных признаков, изготовляют гипсовые слепки. Целесообразно вычерчивать схему следов транспортных средств с указанием необходимых размеров. Если следы оставлены на листе бумаги, одежде потерпевшего и т. д., то после фотографирования нужно изъять объекты со следами.
При авариях, наездах следы могут быть оставлены не только колесами, но и другими частями транспорта — буфером, решеткой радиатора, выступающими частями кузова, оглоблей повозки, осями и т. д. — на теле и одежде человека, заборах, столбах, частях другого транспорта, участвующего в происшествии. Определить по ним вид, модель и марку транспортных средств трудно, но иногда удается установить групповую принадлежность детали машины, оставившей след, и даже ее индивидуальное тождество. Направление движения транспорта, места стоянок и торможений определяются по следующим признакам: При переезде луж, канав, жидкой грязи образуются брызги, летящие в сторону движения. Об этом же можно судить по поверхностным следам на сухих участках пути, образованным влажными колесами после переезда луж. Тонкая палка, ветка, стебель травы при переезде их колесом ломаются, образуя угол, открытый в сторону движения. Падающие с движущегося транспортного средства капли жидкости (например, масла, бензина) на дороге оставляют пятна, лучи, неровные края которых направлены в сторону движения. Места торможений определяются по следам скольжения колес, которые образуются ввиду прохождения некоторого расстояния транспортом при застопоренных колесах. Такие следы имеют вид полос, в которых рисунок протектора не отображается. При торможении на грунтовой дороге в результате смещения грунта в конце следа может образоваться валик, указывающий направление движения транспорта. На трасологическую экспертизу сцелью отождествления транспортного средства по его следам необходимо направлять копии следов (слепок, масштабный фотоснимок), схему расположения следов, а также шины, которые могли оставить эти следы. При невозможности или затруднительности предоставления шины направляются отпечатки протекторов шин, сделанные при помощи типографской краски на белой бумаге. Длина такого отпечатка должна составлять полторы длины окружности шины.
20. Составление плана расследования. Основные и вспомогательные формы планов. Заканчивается планирование составлением письменного плана. В плане должен быть отражён тактический и технический замысел следователя. Составление письменного плана – это техника планирования. Криминалистка рекомендует несколько видов плана: 1) Календарный план. Обычно у следователя несколько дел, разных по срокам, времени. Это приводит к необходимости планирования расследования различных дел во времени, подготовка документов, отчётов и т.д. 2) План расследования по конкретному преступлению. Гораздо чаще следователи планируют расследование по конкретному делу. Обычно планирование проводится по следственным версиям. Составляется план расследования по версиям. Обстоятельства должны дать категоричный ответ – подтверждается либо не подтверждается версия. План расследования помимо задач и путей разрешения демонстрирует организационные способности следователя, его умение распоряжаться своими способностями, знаниями. 3) План по эпизодам (обстоятельствам) преступления. 4) План конкретного следственного действия. Например, план допроса, план обыска. В этом плане следователь определяет цели, задачи следственного действия, каким образом участники решают вопрос о применении технических средств (видеокамера, щуп, магнитный подъёмник, металлоискатель, трупоискатель). Планируя конкретное следственное действие следователь должен определить время, а некоторых случаях и место проведения этого следственного действия. План расследования по формеможет быть устным и письменным. В следственной практике чаще всего используется письменная форма, как наиболее эффективная, не требующая от следователя удерживать в памяти содержание плана, перечень выясняемых обстоятельств, мероприятий, сроков и очередности их выполнения. Устным (мысленным) планом следователь ограничивается главным образом в начале расследования, когда выполняет неотложные следственные действия на месте происшествия и у него пока нет возможности составить письменный план. В этот момент он также не может обойтись без планирования расследования и должен с самого начала действовать по определенному, пусть мысленному, но всесторонне продуманному плану, иначе его работа по делу сразу, же приобретает хаотический характер и, как правило, малоэффективна. Выполнив все неотложные мероприятия, следователь приступает к составлению письменного плана расследования. В нем находят отражение выдвинутые им следственные версии, вопросы (обстоятельства), подлежащие выяснению по каждой из них, следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, необходимые для проверки версий, сроки и очередность их выполнения. Если применяется бригадный метод расследования, руководителем следственно-оперативной группы с участием всех ее членов составляется общий план расследования по делу и, кроме того, каждый следователь составляет свой, индивидуальный план расследования. Конкретное содержание индивидуальных планов зависит от того, как распределены обязанности между членами группы и какое задание получил каждый. На практике распределение обязанностей происходит по-разному. В одних случаях работа группы строится по версиям, когда каждый следователь осуществляет проверку одной или нескольких намеченных версий; в других - она организуется поэпизодно, и каждому члену группы поручается исследовать тот или иной эпизод или несколько взаимосвязанных эпизодов преступления; в-третьих, - если преступления совершались в нескольких городах, регионах, члены группы распределяются по этим регионам, выезжают на места м проводят расследование. Иногда бывает целесообразным кому-то из членов следственно-оперативной группы поручить выполнение определенных следственных действий, например, производство обысков, подготовку всех экспертных исследований и т.д. По групповому уголовному делу нередко практикуется распределение работы следственно-оперативной группы в зависимости от количества обвиняемых. При этом каждому следователю поручается исследование всех фактов преступной деятельности того или иного обвиняемого, привлеченного по делу. Структура и содержание индивидуальных планов расследования во всех приведенных случаях будут различны. Например, при региональном и поэпизодном принципе распределения работы следственно-оперативной группы индивидуальные планы будут походить на типовой план расследования и содержать все его основные реквизиты. Если же следователю (или оперативному работнику) поручена лишь подготовка и проведение по делу каких-то определенных следственных (или оперативно-розыскных) действий, то, очевидно, его индивидуальный план расследования будет фрагментарным, ограниченным рамками следственного действия (или оперативно-розыскного мероприятия). По групповым и многоэпизодным уголовным делам наряду с общим и индивидуальными планами расследования используются вспомогательные средства планирования (документация): 1. схема структуры преступной группы 2. схема преступных связей соучастников 3. схемы документооборота, движения товарно-материальных ценностей, структуры предприятия (организации), технологического процесса производства (преимущественно по делам о должностных хищениях и преступных нарушениях правил охраны труда) 4. карточки на обвиняемых с указанием инкриминируемых каждому эпизодов преступления, наличия доказательств и др. 5. список связей обвиняемых 6. сетевой график расследования. В настоящее время криминалистической наукой и оперативной практикой выработаны требования, которым должен удовлетворять план следственной работы: 1. Максимальная обоснованность плана относительно существенных компонентов будущего действия: условий предстоящей работы, участников, препятствий, способствующих факторов, ожидаемых событий. 2. Реальность, выполнимость плана. Он должен исходить не из благих пожеланий, а из точного расчета и учета реальных возможностей. 3. Индивидуальность плана, его пригодность для данной работы, для расследования определенного дела или группы дел. 4. Гибкость и подвижность плана. 5. Непрерывность плана. 6. Последовательность, согласованность и взаимосвязь отдельных его частей по месту, времени, исполнителям, ожидаемым результатам и иным показателям. 7. Эффективность, способность обеспечить решение тех задач, для которых он разрабатывается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|