Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность взрослого человека




 

Особенности идентификации с собственным «Я». Социальная ак­тивность взрослого человека. Значение активности в профессиональ­ной деятельности для развития человека как личности, субъекта дея­тельности и индивидуальности.

Притязание на признание в профессиональной деятельности, в об­щественной жизни. Притязание на признание в семье. Стабилизация половой идентификации взрослых. Психологическое время взрослых в разные возрастные периоды. Таинство мгновений жизни. Отноше­ние к правам и обязанностям у взрослых.

Значение ценностных ориентации и мировоззрения в моральной устойчивости личности. Жизненные позиции и самостоятельность взрослого человека.

Проблема экологического сознания взрослого.

Особенности национального самосознания взрослых. Стереотипы, новое мышление и личность взрослого.

Взрослый человек как зрелая личность. Взрослый как консерватор. Взрослый как конформист.

Специфика возрастных кризисов взрослых. Подведение итогов и перспективные планы жизни на разных этапах взрослости. Взрослость и проблема смысла жизни.

Разнообразие типов личности взрослого человека.

Раздел VI. ПОЗДНИЙ (ПОЖИЛОЙ

И СТАРЧЕСКИЙ) ВОЗРАСТ

 

Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого воз­раста. Участие в профессиональной и общественной деятельности. Место в семье.

Одинокая старость.

Периодизация позднего возраста.

Возрастные закономерности и психологические особенности нор­мального старения.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

Творчество в пожилом возрасте.

Пожилой человек в общественной жизни. Старость и мудрость опыта жизни.

ОБЩЕНИЕ В СТАРОСТИ

 

Значение общения со сверстниками. Пожилой и старый человек в семье из трех-четырех поколений. Психология отношения пожилых к детям, молодежи и людям других возрастов.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Молодость духа в пожилом возрасте. Познание как профессия. Особенности познавательных интересов пожилых, не занятых прежде профессиональной умственной деятельностью.

Феномен ясности мысли в старости.

Отношение к проблемам человечества. Умственное и эмоциональ­ное переживание непреходящей ценности жизни и неизбежности фи­зической смерти. Психология бессмертия человеческого духа.

ЛИЧНОСТЬ В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

Значение социальной активности в позднем возрасте.

Кризис идентификации со своей внешностью и физическим «Я» в позднем возрасте.

Психическое здоровье в позднем возрасте.

Притязание и формы участия в общественной жизни.

Кризис предпенсионного и послепенсионного периода.

Особенности половой идентификации в позднем возрасте. Новая представленность для пожилого человека его прав и обязанностей.

Суицидальность в пожилом возрасте.

Психологическая готовность к старости.

Психологические новообразования пожилого человека.

Психологически зрелая личность в пожилом и старческом возрасте.

Социальная необходимость молодых поколений в общении с людьми пожилого и старческого возраста.

Раздел VII. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ

 

Реалии существования человека между рождением и смертью. Реа­лии существования личности в ее представленности среди других и в продуктах ее творчества.

От таинства детства к достоинству и мудрости старости. Необходимость понимания исторически обусловленных реалий существования человека.

Необходимость удержания жизненных це­лей, развитой рефлексии на себя и других и понимания относительной ценности притязаний. Личность как носитель духовности.

Рекомендуемая литература

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977.

Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М., 1987.

Возрастные и индивидуальные способности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т.В.Арагуновой. - М., 1967.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1979 и последующие издания.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. - М., 1984.

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1981-1984.

Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 1978.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986.

Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. - М., 1978.

Запорожец А. В. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко: В 2 т. - М., 1986.

Кон И. С. Психология старшеклассника.- М., 1982.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.

Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984.

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 1983.

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997.

Лишенные родительского попечительства / Под ред. В. С. Мухиной. – М., 1983.

Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.

Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. - 2-е изд. - М., 1990.

Мухина В. С. Детская психология. - М., 1992.

Мухина В. С. Возрастная психология. - М., 1997.

Мухина В. С. Таинство детства. - М., 1997.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.

Пономарев Я. А. Знание, мышление, умственное развитие. - М., 1967.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. - 2-е изд. - М., 1977.

Психология младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1990.

Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцы­феровой. - М., 1961.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976

Собкин В. С. Старшеклассник в мире политики. - М., 1997.

С чего начинается личность. - М., 1976.

Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной дея­тельности подростка. - М., 1982.

Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологи. - М.,1995.

Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов. - М.; Л., 1925.

Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

Хрестоматия по возрастной психологии. -М., 1985.

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давы­дова, В. П. Зинченко. - М., 1989.

Эриксон Э. Детство и общество.-СПб., 1996.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ОТ АВТОРА...................................................................................................................................................... 3

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................................... 3

Раздел 1.................................................................................................................................................................. 4

Феноменология развития..................................................................................................................................... 4

ГЛАВА I. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ............................................ 6

§ 1. УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ..................................................................................... 6

§2. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ...................................................................................... 24

§3. ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ И РАЗВИТИЕ....................................................................................... 32

ГЛАВА П. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.................................................................. 34

§ 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА И УНИКАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ...................................................... 34

§2. ФАКТОР МЕСТА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ...................................................... 45

ГЛАВА III. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ.................... 50

§ 1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ................................................................................................................................................ 52

§2. ОБОСОБЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ................................................................................................................................................ 55

§ 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ-ОБОСОБЛЕНИЯ И ТИПЫ ЛИЧНОСТЕЙ........ 57

Раздел II............................................................................................................................................................... 59

Детство................................................................................................................................................................. 59

ГЛАВА IV. МЛАДЕНЧЕСТВО.................................................................................................................... 61

§ 1. НОВОРОЖДЕННОСТЬ: ВРОЖДЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ... 61

§2. СОБСТВЕННО МЛАДЕНЧЕСТВО................................................................................................... 64

ГЛАВА V. РАННИЙ ВОЗРАСТ................................................................................................................... 72

§1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ............................................................................................................. 73

§ 2. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ.............................................................................................................. 77

§3. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ...................................................................... 85

§ 4. ПРЕДМЕТНАЯ И ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................................. 92

ГЛАВА VI. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.................................................................................................. 100

§ 1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ.......................................................................................................... 100

§ 2. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ............................................................................................................ 106

§ 3. ДЕТСКАЯ ЛИЧНОСТЬ.................................................................................................................... 128

§4. ИГРЫ И ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................................. 141

ГЛАВА VII. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ................................................................................ 149

§ 1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ.......................................................................................................... 151

§ 2. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ............................................................................................................ 161

§ 3. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА........................................... 171

§ 4. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ........................................................................................................... 192

ГЛАВА VIII. УСЛОВИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ........................................................................................ 208

§ 2. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОРИЕНТАЦИЯ НА ТРУД........................................................ 213

ГЛАВА IX. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ............................................................................................... 216

§ 1. ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ:................................................................. 216

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ............................................................................................................................ 216

§ 2. ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА..................................... 222

ГЛАВА X. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ................................................................................................... 226

§ 1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.............................................................................................................................. 226

§ 2. РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ............................................................... 230

ГЛАВА XI. ЛИЧНОСТЬ ОТРОКА............................................................................................................. 238

§ 1. ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ С СОБСТВЕННЫМ «Я». КРИЗИС ЛИЧНОСТИ В ОТРОЧЕСТВЕ........................................................................................................................................... 238

§ 2. САМОСОЗНАНИЕ В ОТРОЧЕСТВЕ............................................................................................. 245

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ............................................................................................................................... 254

Юность............................................................................................................................................................... 254

Приложение....................................................................................................................................................... 256

Программа курса............................................................................................................................................... 256

Возрастная психология.................................................................................................................................... 256

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...