Личность взрослого человека
⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 42
Особенности идентификации с собственным «Я». Социальная активность взрослого человека. Значение активности в профессиональной деятельности для развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Притязание на признание в профессиональной деятельности, в общественной жизни. Притязание на признание в семье. Стабилизация половой идентификации взрослых. Психологическое время взрослых в разные возрастные периоды. Таинство мгновений жизни. Отношение к правам и обязанностям у взрослых. Значение ценностных ориентации и мировоззрения в моральной устойчивости личности. Жизненные позиции и самостоятельность взрослого человека. Проблема экологического сознания взрослого. Особенности национального самосознания взрослых. Стереотипы, новое мышление и личность взрослого. Взрослый человек как зрелая личность. Взрослый как консерватор. Взрослый как конформист. Специфика возрастных кризисов взрослых. Подведение итогов и перспективные планы жизни на разных этапах взрослости. Взрослость и проблема смысла жизни. Разнообразие типов личности взрослого человека. Раздел VI. ПОЗДНИЙ (ПОЖИЛОЙ И СТАРЧЕСКИЙ) ВОЗРАСТ
Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого возраста. Участие в профессиональной и общественной деятельности. Место в семье. Одинокая старость. Периодизация позднего возраста. Возрастные закономерности и психологические особенности нормального старения. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Творчество в пожилом возрасте. Пожилой человек в общественной жизни. Старость и мудрость опыта жизни. ОБЩЕНИЕ В СТАРОСТИ
Значение общения со сверстниками. Пожилой и старый человек в семье из трех-четырех поколений. Психология отношения пожилых к детям, молодежи и людям других возрастов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Молодость духа в пожилом возрасте. Познание как профессия. Особенности познавательных интересов пожилых, не занятых прежде профессиональной умственной деятельностью. Феномен ясности мысли в старости. Отношение к проблемам человечества. Умственное и эмоциональное переживание непреходящей ценности жизни и неизбежности физической смерти. Психология бессмертия человеческого духа. ЛИЧНОСТЬ В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Значение социальной активности в позднем возрасте. Кризис идентификации со своей внешностью и физическим «Я» в позднем возрасте. Психическое здоровье в позднем возрасте. Притязание и формы участия в общественной жизни. Кризис предпенсионного и послепенсионного периода. Особенности половой идентификации в позднем возрасте. Новая представленность для пожилого человека его прав и обязанностей. Суицидальность в пожилом возрасте. Психологическая готовность к старости. Психологические новообразования пожилого человека. Психологически зрелая личность в пожилом и старческом возрасте. Социальная необходимость молодых поколений в общении с людьми пожилого и старческого возраста. Раздел VII. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
Реалии существования человека между рождением и смертью. Реалии существования личности в ее представленности среди других и в продуктах ее творчества. От таинства детства к достоинству и мудрости старости. Необходимость понимания исторически обусловленных реалий существования человека. Необходимость удержания жизненных целей, развитой рефлексии на себя и других и понимания относительной ценности притязаний. Личность как носитель духовности.
Рекомендуемая литература Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М., 1987. Возрастные и индивидуальные способности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т.В.Арагуновой. - М., 1967. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1979 и последующие издания. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. - М., 1984. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1981-1984. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 1978. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986. Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. - М., 1978. Запорожец А. В. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко: В 2 т. - М., 1986. Кон И. С. Психология старшеклассника.- М., 1982. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М., 1971. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 1983. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997. Лишенные родительского попечительства / Под ред. В. С. Мухиной. – М., 1983. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. - 2-е изд. - М., 1990. Мухина В. С. Детская психология. - М., 1992. Мухина В. С. Возрастная психология. - М., 1997. Мухина В. С. Таинство детства. - М., 1997. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969. Пономарев Я. А. Знание, мышление, умственное развитие. - М., 1967. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. - 2-е изд. - М., 1977. Психология младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1990. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М., 1961. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976 Собкин В. С. Старшеклассник в мире политики. - М., 1997. С чего начинается личность. - М., 1976. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростка. - М., 1982.
Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологи. - М.,1995. Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов. - М.; Л., 1925. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992. Хрестоматия по возрастной психологии. -М., 1985. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - М., 1989. Эриксон Э. Детство и общество.-СПб., 1996. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРА...................................................................................................................................................... 3 ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................................... 3 Раздел 1.................................................................................................................................................................. 4 Феноменология развития..................................................................................................................................... 4 ГЛАВА I. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ............................................ 6 § 1. УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ..................................................................................... 6 §2. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ...................................................................................... 24 §3. ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ И РАЗВИТИЕ....................................................................................... 32 ГЛАВА П. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.................................................................. 34 § 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА И УНИКАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ...................................................... 34 §2. ФАКТОР МЕСТА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ...................................................... 45 ГЛАВА III. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ.................... 50 § 1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ................................................................................................................................................ 52 §2. ОБОСОБЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ................................................................................................................................................ 55 § 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ-ОБОСОБЛЕНИЯ И ТИПЫ ЛИЧНОСТЕЙ........ 57 Раздел II............................................................................................................................................................... 59 Детство................................................................................................................................................................. 59
ГЛАВА IV. МЛАДЕНЧЕСТВО.................................................................................................................... 61 § 1. НОВОРОЖДЕННОСТЬ: ВРОЖДЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ... 61 §2. СОБСТВЕННО МЛАДЕНЧЕСТВО................................................................................................... 64 ГЛАВА V. РАННИЙ ВОЗРАСТ................................................................................................................... 72 §1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ............................................................................................................. 73 § 2. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ.............................................................................................................. 77 §3. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ...................................................................... 85 § 4. ПРЕДМЕТНАЯ И ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................................. 92 ГЛАВА VI. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.................................................................................................. 100 § 1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ.......................................................................................................... 100 § 2. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ............................................................................................................ 106 § 3. ДЕТСКАЯ ЛИЧНОСТЬ.................................................................................................................... 128 §4. ИГРЫ И ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................................. 141 ГЛАВА VII. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ................................................................................ 149 § 1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ.......................................................................................................... 151 § 2. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ............................................................................................................ 161 § 3. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА........................................... 171 § 4. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ........................................................................................................... 192 ГЛАВА VIII. УСЛОВИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ........................................................................................ 208 § 2. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОРИЕНТАЦИЯ НА ТРУД........................................................ 213 ГЛАВА IX. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ............................................................................................... 216 § 1. ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ:................................................................. 216 ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ............................................................................................................................ 216 § 2. ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА..................................... 222 ГЛАВА X. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ................................................................................................... 226 § 1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.............................................................................................................................. 226 § 2. РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ............................................................... 230 ГЛАВА XI. ЛИЧНОСТЬ ОТРОКА............................................................................................................. 238 § 1. ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ С СОБСТВЕННЫМ «Я». КРИЗИС ЛИЧНОСТИ В ОТРОЧЕСТВЕ........................................................................................................................................... 238
§ 2. САМОСОЗНАНИЕ В ОТРОЧЕСТВЕ............................................................................................. 245 ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ............................................................................................................................... 254 Юность............................................................................................................................................................... 254 Приложение....................................................................................................................................................... 256 Программа курса............................................................................................................................................... 256 Возрастная психология.................................................................................................................................... 256
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|