Следы транспортных средств
Трасология изучает следы транспортных средств, оставляемые ходовой частью и выступающими узлами, а также отделившиеся от транспортного средства части и детали. Исследование любой из названных групп следов нередко сопровождается анализом следов — веществ, относящихся к области материаловедческих исследований. Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транст портных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспорт использовался для вывоза похищенного, быстрого перемещения преступников, потерпевших, трупов и т.д. По следам ходовой части и выступающих узлов, по отделившимся деталям и частям возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности). Наряду с этим изучение таких следов позволяет восстановить механизм происшедшего события: определять направление и скорость движения, место, угон и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП. Наибольшее криминалистическое значение имеют следы колес автомобильного транспорта, которые и будут рассмотрены подробно. В зависимости от состояния колес в момент следообразования различаются следы качения и скольжения. Первые — результат поступательно-вращательного движения, вторые образуются при пробуксовке или полной блокировке колес при торможении. Следы качения сходны по механизму образования со статическими следами: каждая деталь рельефа шины оставляет свой отпечаток. Правда, вследствие поступательного движения наблюдается некоторая деформация, когда грунтозацепы, выходя из следа, сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает промежутки между выступами. Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объемными. Первые — это следы наслоения (машина преодолела загрязненный участок, а затем пошла по сухому асфальту) и отслоения. Объемные следы образуются из-за остаточной деформации грунта и передают не только трехмерную копию беговой части протектора, но и отчасти его боковые поверхности.
По следам ходовой части определяют направление и режим движения (торможения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а нередко проводят и идентификацию автомобиля. Выяснение вида (модели) транспортного средства и направления движения необходимо для его поиска. Осматривая следы ходовых частей транспорта необходимо замерить и подробно описать беговую дорожку (след протектора), колею и базу. По этим параметрам отличаются виды и модели транспорта. Колея — это расстояние между одноименными точками колес (правым и левым), находящимися на одной оси транспортногсг^редства. В следах автотранспорта обычно отображаются задние колеса К3, которые полностью или частично перекрывают отпечатки передних колес Кп. Переднюю колею можно замерить на повороте. Размеры (беговую дорожку) измеряют на участке с четким отображением рисунка. Отобразившийся в следе рисунок протектора (конфигурация, локализация и размеры грунтозацепов) фотографируют, а все элементы замеряют и фиксируют в протоколе. База — это расстояние между передней и задней осью. Базу можно измерить, если транспорт находился в статистическом состоянии или делал разворот с применением заднего хода. Затем, пользуясь справочником, определяют, какому автотранспортному средству соответствуют такие ширина колеи, база и модель протектора. Определить направление движения автомобиля можно по следующим признакам, отображающимся в следах: а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;
б) при переезде луж на направление движения указывает след влаги, сходящий на нет; в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения; г) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения; д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения; е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения. О торможении свидетельствует уменьшающаяся четкость отображения рисунка протектора. Если имеются следы юза (скольжения), то их используют для определения скорости движения автомобиля перед торможением. Для этого замеряют общую длину следа торможения и на ее основе, используя специальные формулы и таблицы, вычисляют скорость движения1. Все перечисленные признаки следов ходовой части автотранспорта отражаются в протоколе осмотра места происшествия. Кроме детального описания, сопровождаемого измерениями, осуществляется фотографирование. Значительный по протяженности след запечатлевают методом линейной панорамы. Отдельно фотографируют участки с наиболее выраженным рисунком протектора. Все снимки выполняют масштабным способом. С участка следа протектора, в котором отобразились индивидуализирующие признаки, отливают гипсовый слепок. Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасположение следов, затем сфотографировать весь след, предварительно зафиксировав пылевой след аэрозольным лаком и поместив рядом со следом масштабную линейку. В распоряжение эксперта следует предоставить копию протокола с места происшествия, фотоснимки следов, гипсовые слепки, предметы одежды потерпевшего со следами колес. Оптимальным вариантом является предоставление колеса в сборе, что не всегда осуществимо из-за большого веса и размеров. В подобных случаях с пневматической шины должны быть получены образцы следов, для чего рекомендуется прибегнуть к помощи специалиста-криминалиста или эксперта, которому предстоит проводить исследования.
Для получения объемных следов автомобиль на малой скорости прокатывают по грунту, способному отобразить нужные признаки шины. Экспериментальные следы внимательно осматривают и выбирают участки, содержащие отображения идентификационных признаков, с которых и изготавливаются гипсовые слепки. Для получения поверхностных экспериментальных следов на участок шины с характерными признаками наносят красящее вещество и откопировывают весь участок. Для этого типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на нужный участок протектора. На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели образован след; каков тип транспортного средства, оставившего следы на месте проис- 1 Данный метод вычисления скорости движения не применим для автомобилей, снабженных антиблокировочными системами (АБС), поскольку следы юза (скольжения) практически не возникают. шествия; не образован ли след данной шиной; какими конкретно колесами оставлены следы на теле и одежде потерпевшего. Отделившиеся детали и части (осколки фарного и органического стекла, частицы лакокрасочного покрытия и перевозимого груза, крепежные детали), обнаруживаемые на месте происшествия, изымаются в натуре и используются для розыска транспортного средства и его идентификации, а также для определения места, где случилось столкновение (наезд). Исследование осколков фарных рассеивателей и иных фрагментов позволяет установить тип, модель, марку изделия, а по, нему модель автомобиля. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены аналогичные поврежденные части или отсутствие таковых, то назначают соответствующие экспертизы. Отделившиеся частицы автомобильного лакокрасочного покрытия позволяют установить тип краски, вид и способ ее нанесения, наличие предварительной подготовки (грунт, шпатлевка). Все указанное составляют объекты трасологической и КЭМВИ экспертиз (криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий).
Комплексное использование данных, полученных при работе со следами транспортных средств, позволяет дать обоснованное заключение: а) о наличии, характере и локализации повреждений и иных особенностей на разыскиваемом автомобиле; •б) о характере имеющихся в нем неисправностей; в) о перевозимом грузе; г) о признаках эксплуатации с нарушением установленных требований; д) о том, что следы на месте происшествия, одежде и теле потерпевшего оставлены конкретным транспортным средством. Все указанное в совокупности позволяет получить надлежащее представление о механизме происшествия. Прочие следы К прочим следам в криминалистике относятся следы зубов и ногтей, узлы и петли, микроследы, запаховые следы и др. Причем некоторые из них относятся к трасологии с определенной долей условности, скорее по устойчивой традиции, а не по содержательным критериям. Рассмотрим подробно лишь запаховые и микроследы, так как именно они приобретают в последнее время все большее значение в раскрытии и расследовании преступлений. Микроследы. В практике раскрытия и расследования таких деликтов, как убийства, изнасилования, кражи, грабежи, разбойные нападения, теперь все чаще фигурируют микроследы, к которым относятся микрообъекты, микрочастицы и микроколичества веществ. Микроследы (и микрообъекты) — это материальные образования очень малой массы, несущие информацию о расследуемом преступном событии, для обнаружения, изъятия и исследования которых нужны специальные технические средства и методики. Микроследами могут быть как миниатюрные самостоятельные образования, так и микронаслоения в обычных следах. В частности, это могут быть царапины, образованные поверхностями малых размеров. Например, на металлических замках портфеля под лупой просматриваются царапины, оставленные, вероятно, концом шила, использованного для отмыкания. На микрофотоснимках этих следов различимы мельчайшие трассы от неровностей конца шила, по которым последнее можно идентифицировать. С микроследами нередко приходится иметь дело, когда они являются важной составляющей обычных следов. К их изучению прибегают в тех случаях, когда отобразившиеся макропризнаки не обеспечивают отождествления. Например, в следе пальца отобразились слияние двух папиллярных линий и островок. Этих двух частных признаков кожного узора, к тому же весьма распространенных, недостаточно для идентификации субъекта, который оставил след. Поэтому эксперту необходимо прибегнуть к исследованию микропризнаков, а именно признаков пор: их количества, формы, взаиморасположения, а также контуров начал, окончаний и краев папиллярных линий. В совокупности с совпадающими макропризнаками аналогичность значительного числа микропризнаков позволит эксперту отождествить субъект по следу пальца.
Все большее криминалистическое значение приобретают и микрочастицы. Целью их экспертного исследования может быть выяснение факта отделения частицы от конкретного объекта (установление целого по части). Очень малые размеры микрочастиц затрудняют проведение исследований и требуют использования специальных аналитических приемов и средств оптического увеличения. Микрочастицы подвергаются не только трасологическим, но и ма-териаловедческим методам исследования (химическим, физическим, биологическим), позволяющим выяснить качественный состав вещества, из которого они состоят. При следственном осмотре микрочастицы нужно искать в первую очередь на орудиях совершения преступления, одежде, обуви, телах подозреваемого и жертвы; на принадлежащих им предметах (сумках, портфелях, очках, зонтах); на транспортных средствах и преградах, которые преодолевал подозреваемый. На теле человека микрообъекты обычно локализуются на руках, в местах нанесения травмы, волосах, ушных раковинах, в слуховых проходах, под ногтями.
Поиск микрочастиц рекомендуется проводить в два этапа. Вначале нужно обнаружить и изъять предметы, на которых предполагается их наличие. Затем (лучше в лабораторных условиях с помощью специалиста) приступают к выявлению микрообъектов. Решающую роль здесь играет осведомленность о типичных местах дислокации и природе микроследов. Представив механизм преступного события, действия виновного и его жертвы, использованные орудия, с большой долей вероятности можно предположить, с каких объектов и на какие должны были перейти микрочастицы, что они собой представляют, где расположены. При осмотре одежды рекомендуется обращать особое внимание на участки возле пуговиц, застежек, крючков, пряжек, замков-молний, на карманы и швы, поскольку именно там, как правило, закрепляются микрочастицы, отделившиеся от одежды и тела потерпевшего и с места происшествия. Для обнаружения микрообъектов нужно пользоваться лупами с разной кратностью увеличения, источниками направленного освещения и другими средствами. Осмотр рекомендуется проводить при закрытых окнах и дверях, а обследуемые объекты располагать на столе, покрытом белой гладкой бумагой или новой целлофановой пленкой. Изъятие микрочастиц осуществляют на липкую пленку (в том числе выпускаемую для обертки книг), а также посредством мягких кистей, поролоновых губок, пинцетов, скальпелей, специальных микропылесосов со сменными фильтрами, магнитов, диэлектрических палочек. Упаковывают изъятое в чистые пробирки, полиэтиленовые пакеты, в стеклянные емкости с притертыми пробками. Если следователь самостоятельно не смог обнаружить микроследы, ему надлежит изъять весь объект (одежду, обувь, орудие преступления) и направить в распоряжение эксперта для осмотра и исследования. Определение природы микрочастиц, их групповой принадлежности и источника происхождения дает в распоряжение следователя важные сведения для выяснения обстоятельств происшедшего: объекта преступного посягательства, рода занятий убитого и убийцы; во что они были одеты; места, откуда был привезен труп; механизма совершения преступления, примененных орудий, транспортных средств и др. Исключительно важное значение имеют микрообъекты для установления времени и места совершения преступления. Время определяется путем исследования микрочастиц биологической природы: микроорганизмов, развившихся на трупе; найденных на нем пыльцы и семян растений, диатомовых водорослей и др. Место устанавливают по приставшим к одежде (телу) потерпевшего или подозреваемого частицам почвы, краски, иным загрязнениям, происходящим с определен- ного участка местности; микрочастицам вещной обстановки места происшествия, взломанной преграды. Обнаруженные на месте происшествия частицы, отделившиеся от одежды, обуви, транспортного средства (осколки лакокрасочного покрытия и фарных стекол, капли ГСМ, грязь), указывают на факт нахождения данных объектов на конкретном месте. Выявление микрочастиц на предметах обстановки места происшествия позволяет выяснить место и способ проникновения туда преступника, пути его следования и ухода, факты перемещения вещей и др. Велико значение микрообъектов для установления факта контактного взаимодействия, особенно при расследовании таких преступлений, как изнасилования, убийства, причинение тяжких телесных повреждений. Данный факт констатируется по микрочастицам, взаимоперешедшим с одежды (тела) виновного и потерпевшего. Это могут быть волокна тканей, микробрызги крови, спермы, слюны, пота, посторонние загрязнения, отделившиеся от потерпевшего и нападавшего; частицы с примененного орудия, оставшиеся на одежде преступника, а также на теле и одежде его жертвы. О факте контакта автомобиля и пострадавшего свидетельствуют частицы лакокрасочного покрытия, стекол, пластмассы на его теле и одежде, микроволокна от одежды, микрочастицы крови и мозга, наслоения органических тканей, обнаруженные на транспортном средстве. О факте стрельбы из короткоствольного огнестрельного оружия свидетельствуют микрочастицы копоти между пальцами руки, в которой в это время находилось оружие (осмотр в инфракрасных лучах). В случае стрельбы из револьвера, кроме копоти, обнаруживаются и микрочастицы пороха (осмотр с лупой при обычном освещении). На факт стрельбы из длинноствольного оружия указывают микрочастицы копоти на руках, лице и одежде стрелявшего, которые являются носителем информации о виде такого оружия. Микрочастицы, выявленные на орудии преступления, позволяют доказать факт его использования в расследуемом деликте. Так, если на клинке финского ножа оказались микроволокна с различных предметов одежды потерпевшего (его свитера, сорочки, майки), а также частицы крови и эпителиальные клетки пораженных органов, это позволяет сделать вывод, что исследуемое орудие использовалось в расследуемом преступлении (событии). Микрочастицы позволяют установить факт пребывания подозреваемого в конкретном автомобиле (например, в случае его угона), дислокацию каждого из субъектов в салоне, в частности, для выяснения, кто управлял транспортным средством. Здесь имеют значение как волокна, перешедшие с одежды на спинку водительского сиденья, так и частицы обивки (чехлов), выявленные на одежде подозреваемых. Микрообъекты, изымаемые с места происшествия, помогают определить материалы, послужившие средствами поджога и взрыва, а также наркотические, отравляющие, сильнодействующие вещества (в остатках пищи, на посуде, в рвотных массах). Анализ природы и локализации микрочастиц позволяет выяснить механизм расследуемого события, определить, какие действия и в какой последовательности были совершены, какие орудия и средства использованы, откуда прибыли и куда убыли преступники, другие важные обстоятельства. Запаховые следы. Запаховые следы радикально отличаются от традиционных, поскольку характеризуются непрерывным механизмом образования, подвижностью структуры, рассеиваемостью и делимостью. Запах, с одной стороны, — это газообразное состояние вещества объекта, а с другой -- его субъективное восприятие вследствие воздействия газовых молекул на обонятельные рецепторы. Запаховые следы образуются в результате непрерывного отрыва молекул с поверхности дисперсного, твердого либо жидкого объекта. Скорость формирования и интенсивность запаховых следов зависят от свойств источника (степени летучести образующего вещества, давления и температуры окружающей среды). Источниками запаховых следов являются твердые, сыпучие и жидкие объекты: человек, животные, насекомые, их следы и различные предметы, непрерывно испаряющие молекулы своего вещества в окружающее пространство. Источники запаховых следов человека — это органические выделения (моча, пот, кровь, сперма и др.), белье, обувь, одежда, предметы туалета, средства труда и орудия совершения преступления, иные предметы, бывшие с ним в контакте. Следы-запахи представляют газовую смесь воздуха с молекулами пахучего вещества. Например, на месте происшествия ощущается запах дыма, табака, бензина, одеколона, животного мускуса при отсутствии самих источников. Исследованием запаховых следов занимается криминалистическая одорология. Она устанавливает, что работа по отбору запаховых следов требует особой осторожности и применения специальных приемов. Главное здесь — стерильность, исключающая занесение в след посторонних запахов и повреждение следообразующего объекта. Запаховые следы рекомендуется изымать вместе с их материальным носителем и, поместив в стеклянные либо полиэтиленовые емкости, герметически укупорить. Изъятие осуществляется тремя способа- ми: 1) путем втягивания шприцем молекул запаха и переноса их в емкость; 2) забором запаха непосредственно в полиэтиленовую флягу. Предварительно сжатая, она, расправляясь над следом, всосет пахучие молекулы вместе с воздухом; 3) адсорбированием (впитыванием) следа в специальный носитель (губку, угольную ткань, фильтровальную бумагу). Сохраняются запаховые следы в герметически укупоренных емкостях и пригодны для использования в течение трех лет. Запаховые следы, изъятые с мест нераскрытых преступлений, используются для создания специальных одорологических банков. Одорологический анализ запаховых следов осуществляется с помощью биологических и технических детекторов. Биологическим детектором выступают служебно-розыскные собаки (СРС), издревле используемые для преследования по запаховым следам скрывшихся преступников, обнаружения разыскиваемых вещей и орудий преступления. С помощью таких детекторов производится выборка субъекта (вещи) по запаху, изъятому с места происшествия. Результат применения СРС не является доказательством и может быть использован в расследовании в организационных и тактических целях. Технические детекторы — это сложные, высокочувствительные аналитические приборы (хроматографы, газовые анализаторы, масс-спектрометры и др.), используемые в исследованиях таких одорологических объектов, как наркотические, ядовитые, взрывчатые, горюче-смазочные вещества. С помощью технических детекторов в принципе возможны идентификация субъекта (объекта) по запаховым следам и решение задач диагностической направленности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|