Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Следы транспортных средств




Трасология изучает следы транспортных средств, оставляемые ходовой частью и выступающими узлами, а также отделив­шиеся от транспортного средства части и детали. Исследование любой из названных групп следов нередко сопровождается анализом следов — веществ, относящихся к области материаловедческих исследований.

Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транст портных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транс­порт использовался для вывоза похищенного, быстрого перемещения преступников, потерпевших, трупов и т.д.

По следам ходовой части и выступающих узлов, по отделившимся деталям и частям возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности). Наряду с этим изуче­ние таких следов позволяет восстановить механизм происшедшего со­бытия: определять направление и скорость движения, место, угон и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.

Наибольшее криминалистическое значение имеют следы колес ав­томобильного транспорта, которые и будут рассмотрены подробно.

В зависимости от состояния колес в момент следообразования раз­личаются следы качения и скольжения. Первые — результат поступа­тельно-вращательного движения, вторые образуются при пробуксовке или полной блокировке колес при торможении.

Следы качения сходны по механизму образования со статическими следами: каждая деталь рельефа шины оставляет свой отпечаток. Правда, вследствие поступательного движения наблюдается некоторая деформация, когда грунтозацепы, выходя из следа, сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает промежутки между выступами.

Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объемны­ми. Первые — это следы наслоения (машина преодолела загрязненный участок, а затем пошла по сухому асфальту) и отслоения. Объемные следы образуются из-за остаточной деформации грунта и передают не только трехмерную копию беговой части протектора, но и отчасти его боковые поверхности.

По следам ходовой части определяют направление и режим движе­ния (торможения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а не­редко проводят и идентификацию автомобиля. Выяснение вида (моде­ли) транспортного средства и направления движения необходимо для его поиска.

Осматривая следы ходовых частей транспорта необходимо заме­рить и подробно описать беговую дорожку (след протектора), колею и базу. По этим параметрам отличаются виды и модели транспорта.

Колея — это расстояние между одноименными точками колес (пра­вым и левым), находящимися на одной оси транспортногсг^редства. В следах автотранспорта обычно отображаются задние колеса К3, кото­рые полностью или частично перекрывают отпечатки передних колес Кп. Переднюю колею можно замерить на повороте.

Размеры (беговую дорожку) измеряют на участке с четким отобра­жением рисунка. Отобразившийся в следе рисунок протектора (конфи­гурация, локализация и размеры грунтозацепов) фотографируют, а все элементы замеряют и фиксируют в протоколе.

База — это расстояние между передней и задней осью. Базу можно измерить, если транспорт находился в статистическом состоянии или делал разворот с применением заднего хода. Затем, пользуясь справоч­ником, определяют, какому автотранспортному средству соответству­ют такие ширина колеи, база и модель протектора.

Определить направление движения автомобиля можно по следую­щим признакам, отображающимся в следах:

а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;

б) при переезде луж на направление движения указывает след вла­ги, сходящий на нет;

в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обраще­ны узким концом в сторону движения;

г) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен откры­той частью в сторону движения;

д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению дви­жения;

е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения.

О торможении свидетельствует уменьшающаяся четкость отобра­жения рисунка протектора. Если имеются следы юза (скольжения), то их используют для определения скорости движения автомобиля перед

торможением. Для этого замеряют общую длину следа торможения и на ее основе, используя специальные формулы и таблицы, вычисляют скорость движения1. Все перечисленные признаки следов ходовой час­ти автотранспорта отражаются в протоколе осмотра места происшествия.

Кроме детального описания, сопровождаемого измерениями, осу­ществляется фотографирование. Значительный по протяженности след запечатлевают методом линейной панорамы. Отдельно фотографируют участки с наиболее выраженным рисунком протектора. Все снимки выполняют масштабным способом. С участка следа протектора, в ко­тором отобразились индивидуализирующие признаки, отливают гипсо­вый слепок.

Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо за­печатлеть весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасполо­жение следов, затем сфотографировать весь след, предварительно за­фиксировав пылевой след аэрозольным лаком и поместив рядом со следом масштабную линейку.

В распоряжение эксперта следует предоставить копию протокола с места происшествия, фотоснимки следов, гипсовые слепки, предметы одежды потерпевшего со следами колес. Оптимальным вариантом яв­ляется предоставление колеса в сборе, что не всегда осуществимо из-за большого веса и размеров. В подобных случаях с пневматиче­ской шины должны быть получены образцы следов, для чего рекомен­дуется прибегнуть к помощи специалиста-криминалиста или эксперта, которому предстоит проводить исследования.

Для получения объемных следов автомобиль на малой скорости прокатывают по грунту, способному отобразить нужные признаки ши­ны. Экспериментальные следы внимательно осматривают и выбирают участки, содержащие отображения идентификационных признаков, с которых и изготавливаются гипсовые слепки.

Для получения поверхностных экспериментальных следов на уча­сток шины с характерными признаками наносят красящее вещество и откопировывают весь участок. Для этого типографскую краску раска­тывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком на­носят на нужный участок протектора.

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставле­ны следующие вопросы: шиной какой модели образован след; каков тип транспортного средства, оставившего следы на месте проис-

1 Данный метод вычисления скорости движения не применим для автомобилей, снаб­женных антиблокировочными системами (АБС), поскольку следы юза (скольжения) прак­тически не возникают.

шествия; не образован ли след данной шиной; какими конкретно коле­сами оставлены следы на теле и одежде потерпевшего.

Отделившиеся детали и части (осколки фарного и органического стекла, частицы лакокрасочного покрытия и перевозимого груза, кре­пежные детали), обнаруживаемые на месте происшествия, изымаются в натуре и используются для розыска транспортного средства и его идентификации, а также для определения места, где случилось столк­новение (наезд).

Исследование осколков фарных рассеивателей и иных фрагментов позволяет установить тип, модель, марку изделия, а по, нему модель автомобиля. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнару­жены аналогичные поврежденные части или отсутствие таковых, то назначают соответствующие экспертизы.

Отделившиеся частицы автомобильного лакокрасочного покрытия позволяют установить тип краски, вид и способ ее нанесения, наличие предварительной подготовки (грунт, шпатлевка). Все указанное состав­ляют объекты трасологической и КЭМВИ экспертиз (криминалистиче­ская экспертиза материалов, веществ и изделий).

Комплексное использование данных, полученных при работе со следами транспортных средств, позволяет дать обоснованное заключение:

а) о наличии, характере и локализации повреждений и иных осо­бенностей на разыскиваемом автомобиле;

•б) о характере имеющихся в нем неисправностей;

в) о перевозимом грузе;

г) о признаках эксплуатации с нарушением установленных требова­ний;

д) о том, что следы на месте происшествия, одежде и теле потер­певшего оставлены конкретным транспортным средством.

Все указанное в совокупности позволяет получить надлежащее представление о механизме происшествия.

Прочие следы

К прочим следам в криминалистике относятся следы зубов и ногтей, узлы и петли, микроследы, запаховые следы и др. Причем некоторые из них относятся к трасологии с определенной долей условности, скорее по устойчивой традиции, а не по содержа­тельным критериям. Рассмотрим подробно лишь запаховые и микро­следы, так как именно они приобретают в последнее время все боль­шее значение в раскрытии и расследовании преступлений.

Микроследы. В практике раскрытия и расследования таких делик­тов, как убийства, изнасилования, кражи, грабежи, разбойные нападе­ния, теперь все чаще фигурируют микроследы, к которым относятся

микрообъекты, микрочастицы и микроколичества веществ. Микросле­ды (и микрообъекты) — это материальные образования очень малой массы, несущие информацию о расследуемом преступном событии, для обнаружения, изъятия и исследования которых нужны специаль­ные технические средства и методики. Микроследами могут быть как миниатюрные самостоятельные образования, так и микронаслоения в обычных следах. В частности, это могут быть царапины, образованные поверхностями малых размеров. Например, на металлических замках портфеля под лупой просматриваются царапины, оставленные, вероят­но, концом шила, использованного для отмыкания. На микрофото­снимках этих следов различимы мельчайшие трассы от неровностей конца шила, по которым последнее можно идентифицировать.

С микроследами нередко приходится иметь дело, когда они явля­ются важной составляющей обычных следов. К их изучению прибега­ют в тех случаях, когда отобразившиеся макропризнаки не обеспечи­вают отождествления. Например, в следе пальца отобразились слияние двух папиллярных линий и островок. Этих двух частных признаков кожного узора, к тому же весьма распространенных, недостаточно для идентификации субъекта, который оставил след. Поэтому эксперту не­обходимо прибегнуть к исследованию микропризнаков, а именно при­знаков пор: их количества, формы, взаиморасположения, а также кон­туров начал, окончаний и краев папиллярных линий. В совокупности с совпадающими макропризнаками аналогичность значительного числа микропризнаков позволит эксперту отождествить субъект по следу пальца.

Все большее криминалистическое значение приобретают и микро­частицы. Целью их экспертного исследования может быть выяснение факта отделения частицы от конкретного объекта (установление цело­го по части). Очень малые размеры микрочастиц затрудняют проведе­ние исследований и требуют использования специальных аналитиче­ских приемов и средств оптического увеличения.

Микрочастицы подвергаются не только трасологическим, но и ма-териаловедческим методам исследования (химическим, физиче­ским, биологическим), позволяющим выяснить качественный состав вещества, из которого они состоят.

При следственном осмотре микрочастицы нужно искать в первую очередь на орудиях совершения преступления, одежде, обуви, телах подозреваемого и жертвы; на принадлежащих им предметах (сумках, портфелях, очках, зонтах); на транспортных средствах и преградах, ко­торые преодолевал подозреваемый. На теле человека микрообъекты обычно локализуются на руках, в местах нанесения травмы, волосах, ушных раковинах, в слуховых проходах, под ногтями.

 

Поиск микрочастиц рекомендуется проводить в два этапа. Вначале нужно обнаружить и изъять предметы, на которых предполагается их наличие. Затем (лучше в лабораторных условиях с помощью специали­ста) приступают к выявлению микрообъектов.

Решающую роль здесь играет осведомленность о типичных местах дислокации и природе микроследов. Представив механизм преступно­го события, действия виновного и его жертвы, использованные орудия, с большой долей вероятности можно предположить, с каких объектов и на какие должны были перейти микрочастицы, что они собой пред­ставляют, где расположены.

При осмотре одежды рекомендуется обращать особое внимание на участки возле пуговиц, застежек, крючков, пряжек, замков-молний, на карманы и швы, поскольку именно там, как правило, закрепляются микрочастицы, отделившиеся от одежды и тела потерпевшего и с мес­та происшествия.

Для обнаружения микрообъектов нужно пользоваться лупами с разной кратностью увеличения, источниками направленного освеще­ния и другими средствами. Осмотр рекомендуется проводить при за­крытых окнах и дверях, а обследуемые объекты располагать на столе, покрытом белой гладкой бумагой или новой целлофановой пленкой.

Изъятие микрочастиц осуществляют на липкую пленку (в том чис­ле выпускаемую для обертки книг), а также посредством мягких кис­тей, поролоновых губок, пинцетов, скальпелей, специальных микропы­лесосов со сменными фильтрами, магнитов, диэлектрических палочек. Упаковывают изъятое в чистые пробирки, полиэтиленовые пакеты, в стеклянные емкости с притертыми пробками.

Если следователь самостоятельно не смог обнаружить микроследы, ему надлежит изъять весь объект (одежду, обувь, орудие преступле­ния) и направить в распоряжение эксперта для осмотра и исследования.

Определение природы микрочастиц, их групповой принадлежности и источника происхождения дает в распоряжение следователя важные сведения для выяснения обстоятельств происшедшего: объекта пре­ступного посягательства, рода занятий убитого и убийцы; во что они были одеты; места, откуда был привезен труп; механизма совершения преступления, примененных орудий, транспортных средств и др.

Исключительно важное значение имеют микрообъекты для уста­новления времени и места совершения преступления. Время определя­ется путем исследования микрочастиц биологической природы: мик­роорганизмов, развившихся на трупе; найденных на нем пыльцы и се­мян растений, диатомовых водорослей и др. Место устанавливают по приставшим к одежде (телу) потерпевшего или подозреваемого части­цам почвы, краски, иным загрязнениям, происходящим с определен-

ного участка местности; микрочастицам вещной обстановки места про­исшествия, взломанной преграды. Обнаруженные на месте происшест­вия частицы, отделившиеся от одежды, обуви, транспортного средства (осколки лакокрасочного покрытия и фарных стекол, капли ГСМ, грязь), указывают на факт нахождения данных объектов на конкрет­ном месте.

Выявление микрочастиц на предметах обстановки места происше­ствия позволяет выяснить место и способ проникновения туда пре­ступника, пути его следования и ухода, факты перемещения вещей и др. Велико значение микрообъектов для установления факта контакт­ного взаимодействия, особенно при расследовании таких преступле­ний, как изнасилования, убийства, причинение тяжких телесных по­вреждений. Данный факт констатируется по микрочастицам, взаимопе­решедшим с одежды (тела) виновного и потерпевшего. Это могут быть волокна тканей, микробрызги крови, спермы, слюны, пота, посторон­ние загрязнения, отделившиеся от потерпевшего и нападавшего; части­цы с примененного орудия, оставшиеся на одежде преступника, а так­же на теле и одежде его жертвы.

О факте контакта автомобиля и пострадавшего свидетельствуют частицы лакокрасочного покрытия, стекол, пластмассы на его теле и одежде, микроволокна от одежды, микрочастицы крови и мозга, насло­ения органических тканей, обнаруженные на транспортном средстве.

О факте стрельбы из короткоствольного огнестрельного оружия свидетельствуют микрочастицы копоти между пальцами руки, в кото­рой в это время находилось оружие (осмотр в инфракрасных лучах). В случае стрельбы из револьвера, кроме копоти, обнаруживаются и мик­рочастицы пороха (осмотр с лупой при обычном освещении). На факт стрельбы из длинноствольного оружия указывают микрочастицы копо­ти на руках, лице и одежде стрелявшего, которые являются носителем информации о виде такого оружия.

Микрочастицы, выявленные на орудии преступления, позволяют доказать факт его использования в расследуемом деликте. Так, если на клинке финского ножа оказались микроволокна с различных предме­тов одежды потерпевшего (его свитера, сорочки, майки), а также час­тицы крови и эпителиальные клетки пораженных органов, это позволя­ет сделать вывод, что исследуемое орудие использовалось в расследуе­мом преступлении (событии).

Микрочастицы позволяют установить факт пребывания подозревае­мого в конкретном автомобиле (например, в случае его угона), дисло­кацию каждого из субъектов в салоне, в частности, для выяснения, кто

управлял транспортным средством. Здесь имеют значение как волокна, перешедшие с одежды на спинку водительского сиденья, так и части­цы обивки (чехлов), выявленные на одежде подозреваемых.

Микрообъекты, изымаемые с места происшествия, помогают опре­делить материалы, послужившие средствами поджога и взрыва, а так­же наркотические, отравляющие, сильнодействующие вещества (в ос­татках пищи, на посуде, в рвотных массах).

Анализ природы и локализации микрочастиц позволяет выяснить механизм расследуемого события, определить, какие действия и в ка­кой последовательности были совершены, какие орудия и средства ис­пользованы, откуда прибыли и куда убыли преступники, другие важ­ные обстоятельства.

Запаховые следы. Запаховые следы радикально отличаются от традиционных, поскольку характеризуются непрерывным механизмом образования, подвижностью структуры, рассеиваемостью и делимо­стью. Запах, с одной стороны, — это газообразное состояние вещества объекта, а с другой -- его субъективное восприятие вследствие воз­действия газовых молекул на обонятельные рецепторы.

Запаховые следы образуются в результате непрерывного отрыва молекул с поверхности дисперсного, твердого либо жидкого объекта. Скорость формирования и интенсивность запаховых следов зависят от свойств источника (степени летучести образующего вещества, давле­ния и температуры окружающей среды).

Источниками запаховых следов являются твердые, сыпучие и жид­кие объекты: человек, животные, насекомые, их следы и различные предметы, непрерывно испаряющие молекулы своего вещества в окру­жающее пространство. Источники запаховых следов человека — это органические выделения (моча, пот, кровь, сперма и др.), белье, обувь, одежда, предметы туалета, средства труда и орудия совершения пре­ступления, иные предметы, бывшие с ним в контакте.

Следы-запахи представляют газовую смесь воздуха с молекулами пахучего вещества. Например, на месте происшествия ощущается за­пах дыма, табака, бензина, одеколона, животного мускуса при отсутст­вии самих источников.

Исследованием запаховых следов занимается криминалистическая одорология. Она устанавливает, что работа по отбору запаховых сле­дов требует особой осторожности и применения специальных при­емов. Главное здесь — стерильность, исключающая занесение в след посторонних запахов и повреждение следообразующего объекта.

Запаховые следы рекомендуется изымать вместе с их материаль­ным носителем и, поместив в стеклянные либо полиэтиленовые емко­сти, герметически укупорить. Изъятие осуществляется тремя способа-

ми: 1) путем втягивания шприцем молекул запаха и переноса их в ем­кость; 2) забором запаха непосредственно в полиэтиленовую флягу. Предварительно сжатая, она, расправляясь над следом, всосет пахучие молекулы вместе с воздухом; 3) адсорбированием (впитыванием) следа в специальный носитель (губку, угольную ткань, фильтровальную бу­магу).

Сохраняются запаховые следы в герметически укупоренных емко­стях и пригодны для использования в течение трех лет. Запаховые сле­ды, изъятые с мест нераскрытых преступлений, используются для со­здания специальных одорологических банков.

Одорологический анализ запаховых следов осуществляется с по­мощью биологических и технических детекторов. Биологическим де­тектором выступают служебно-розыскные собаки (СРС), издревле ис­пользуемые для преследования по запаховым следам скрывшихся пре­ступников, обнаружения разыскиваемых вещей и орудий преступле­ния. С помощью таких детекторов производится выборка субъекта (ве­щи) по запаху, изъятому с места происшествия. Результат применения СРС не является доказательством и может быть использован в рассле­довании в организационных и тактических целях.

Технические детекторы — это сложные, высокочувствительные аналитические приборы (хроматографы, газовые анализаторы, масс-спектрометры и др.), используемые в исследованиях таких одорологи­ческих объектов, как наркотические, ядовитые, взрывчатые, горю­че-смазочные вещества. С помощью технических детекторов в принци­пе возможны идентификация субъекта (объекта) по запаховым следам и решение задач диагностической направленности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...