Следственные действия, тактические приемы и оперативно-розыскные меры
Основным рабочим инструментом и в то же время главной формой деятельности лица, производящего расследование по уголовному делу, являются следственные действия, которые регулируются уголовно-процессуальным законом. В конечном счете, все следственные действия направлены на собирание и исследование доказательств, т.е. обеспечивают нахождение истины в установленной законом процессуальной форме. Без следственных действий нельзя произвести расследование по уголовному делу. Вместе с тем в ходе расследования используются оперативно-розыскные меры -- предусмотренная законом специфическая форма деятельности органов дознания. В основном оперативно-розыскные меры применяются для оказания помощи следователю в раскрытии преступлений. Они носят по отношению к следственным действиям вспомогательный, в основном тактический характер. В этом смысле они очень близки к понятию тактического приема, так как направлены на повышение эффективности расследования в целом и отдельных следственных действий в частности. Нельзя не видеть, что оперативно-розыскная деятельность по своему происхождению и природе носит очевидный тактический характер. Причем элемент противоборства здесь наиболее характерен. Отмечая тактическую сущность как тактических приемов, так и оперативно-розыскных мер, необходимо иметь в виду и существующие между ними различия, которые не дают основания отождествлять эти понятия. Во-первых, в отличие от тактических приемов, о которых в законе не сказано ничего, оперативно-розыскные меры названы в законе и регулируются (опять-таки в отличие от следственных действий) Законом «Об оперативной розыскной деятельности» от 12.08.1995 г.
Во-вторых, тактические приемы используются только при производстве процессуальных действий, оперативно-розыскные же меры во многих случаях осуществляются независимо и самостоятельно по отношению к отдельным следственным действиям. Результат применения какого-то тактического приема всегда отражается на конкретном результате следственного действия (со знаком «+» или «-»), результаты же оперативно-розыскных мер могут иметь и часто, имеют самостоятельное значение. Оперативно-розыскные меры имеют более сложную структуру нежели тактические приемы и нередко состоят из целого ряда различных действий. В ходе оперативно-розыскных мер могут быть получены такие результаты, которые сами по себе имеют важное значение по делу, с помощью же традиционных следственных действий эти результаты получить или закрепить было бы невозможно. Следственные действия может производить любое лицо, проводящее расследование (следователь, работник органа дознания, прокурор), а обязанность осуществления оперативно-розыскных мер возлагается только на органы дознания. Тактические приемы, как и следственные действия, могут использоваться и следователем, и оперативным работником. Как уже было сказано, тактические приемы и оперативно-розыскные меры способствуют эффективности отдельных следственных действий и расследования в целом. Выделим наиболее важные условия, которые обусловливают полезность и эффективность тех и других применительно к структуре следственного действия. Простейшая структура следственного действия состоит из четырех элементов: 1) определение цели и принятие решения о производстве следственного действия; 2) подготовка к проведению следственного действия с использованием нужных тактических приемов; 3) непосредственное производство следственного действия с применением соответствующих тактических приемов;
4) фиксация результатов следственного действия. В процессе определения цели следственного действия тактические приемы еще не применяются, осмысливается предварительно лишь их возможная необходимость. Что же касается оперативно-розыскных мероприятий, то они могут иметь значение уже здесь. Так, целью следственного действия может быть проверка уже полученных оперативных данных следственным путем или оперативные данные указывают на необходимость быстрейшего производства какого-то следственного действия (обыск, задержание и др.). Поэтому по сложным уголовным делам желательно, чтобы оперативно-розыскные меры предшествовали проведению важных следственных действий, чтобы эта работа велась постоянно. На этапе подготовки следственного действия имеют большое значение различные тактические рекомендации и приемы. В условиях сложных ситуаций не менее важно использование оперативно-розыскных мер, особенно в целях получения информации, необходимой для более успешного проведения следственного действия. В некоторых случаях, когда требуется определенная конспирация, такого рода информация может быть получена работниками дознания оперативным путем. Непосредственно в ходе следственного действия (особенно сложного) основным средством повышения его эффективности, результативности, доказательственного значения являются уже тактические приемы; оперативно-розыскные меры (в специфическом значении этого слова) в данный момент не производятся. Вместе с тем ранее полученные оперативные данные здесь могут иметь тактическое значение или возможна их проверка в ходе этого действия. В процессе фиксации результатов следственного действия применяют тактические приемы, направленные на обеспечение наиболее рационального использования средств и методов фиксации, изъятия и упаковки следов и вещественных доказательств, составления планов, схем и также основного документа — протокола следственного действия. Подводя итог анализу соотношения следственных действий, тактических приемов и оперативно-розыскных мероприятий подчеркнем следующее: 1. Тактические приемы и оперативно-розыскные меры способствуют повышению эффективности процессуальных следственных действий и расследования в целом.
2. Оперативно-розыскная деятельность органов дознания имеет тактическую природу и охватывается предметом криминалистической тактики в части сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мер в процессе расследования. 3. Тактические приемы и оперативно-розыскные мероприятия, несмотря на различия, имеют много общего и взаимно дополняют друг друга. 4. Использование тактических приемов и оперативно-розыскных мер в равной степени возможно и полезно в процессе подготовки следственного действия. В период же его производства и фиксации результатов главная роль отводится тактическим приемам. Вместе с тем при принятии решения о производстве следственного действия имеет значение наличие или отсутствие оперативной информации. Г Л А В А 16 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ Понятие организации и планирования расследования Решение организационных вопросов, возникающих в процессе расследования преступлений, составляет одно из важнейших направлений следственной деятельности. В его содержание входят: определение организационно-управленческой формы расследования, оптимальной для конкретной ситуации, сложившейся по уголовному делу; распределение обязанностей между участниками расследования; обеспечение взаимодействия и обмена информацией. Первоочередными являются решения, направленные на создание организационно-управленческой структуры расследования, обеспечивающей эффективное достижение конечных и промежуточных целей. Основными формами этой структуры являются: 1) единоличное расследование преступлений (ст. 127 УПК); 2) бригадный метод расследования (ч.З ст. 129 УПК), обеспечиваю- щий достижение основных целей в случаях большой сложности и трудоемкости уголовных дел (значительное число эпизодов и обвиняемых, большой объем работы, необходимость параллельного выполнения многочисленных следственных действий и т.д.);
3) производство расследования следственно-оперативными группами по наиболее сложным для раскрытия тяжким преступлениям. Создание следственно-оперативных групп целесообразно в ситуациях, требующих широких поисковых и розыскных действий по обнаружению источников и носителей информации, скрывающихся обвиняемых, похищенных ценностей, установлению данных о личности преступника, выявлению новых эпизодов общественно опасных деяний. К числу важнейших организационных мероприятий относится использование помощи экспертов и специалистов. Так, при расследовании уголовных дел о хищениях, взяточничестве, хорошо завуалированных экономических преступлениях первостепенное значение приобретают: инвентаризации, ревизии и различные контрольные и аудиторские проверки, подготовка и проведение судебно-бухгалтерских строительных, товароведческих и других экспертиз. В раскрытии убийств, изнасилований, разбойных нападений, грабежей и краж большую роль играют трасологические, дактилоскопические, судебно-медицинские, биологические, баллистические исследования, экспертиза микрочастиц и т.п. Организационные решения, в том числе и по структуре расследования, должны быть не только правильными по их содержанию, но и своевременными по их разработке, принятию, назначению компетентных исполнителей и реализации. Возникновению сложных следственных ситуаций нередко способствуют многочисленные организационно-управленческие трудности. К ним чаще всего относятся такие негативные факторы, как значительный дефицит времени, большая трудоемкость некоторых процессуальных действий, отсутствие рациональной последовательности в их проведении, неравномерность в нагрузке следователей, необходимость выполнения большой по объему работы в крайне сжатые сроки, низкий уровень взаимодействия участников расследования и др. Если в производстве у следователя находятся нераскрытые или многоэпизодные дела, то организационные трудности значительно увеличиваются и для их успешного преодоления необходимо принимать решения, связанные прежде всего с привлечением дополнительных сил, средств и оптимизацией взаимодействия. В принятии и осуществлении этих решений должны участвовать не только следователи, но и руководители следственных подразделений, соответствующие прокуроры и начальники органов внутренних дел. Можно сделать вывод о том, что наряду с отмеченными ранее организационно-структурными решениями важным методом преодоления управленческих и организационных трудностей является создание четкой системы взаимодействия следователя с оперативно-розыскными подразделениями и другими органами дознания, а также с экспертами, специалистами, средствами массовой информации, общественностью. Представляется, что понятие взаимодействия следователя с другими участниками расследования можно сформулировать, как согласованную по задачам, времени, месту и исполнителям деятельность различных звеньев одной или различных организационных систем, обладающих в силу функциональной дифференциации специальными средствами, методами и другими возможностями, взаимно дополняющими друг друга и обеспечивающими оптимальное достижение общей цели.
Основным методом организационно-управленческой деятельности по уголовным делам является планирование расследования. Понятие организации и планирования расследования хотя и тесно связаны друг с другом, но не совпадают между собой ни по логическому объему, ни по содержанию и нуждаются в разграничении. Первое из них по своему объему значительно шире второго понятия, поскольку наряду с планированием в его содержание входят и другие перечисленные ранее функции следователя. Поэтому организацию расследования можно определить как деятельность по созданию оптимальной функционально-управленческой структуры и упорядочению системы взаимодействия участников этого процесса, а также материальному обеспечению их работы. По своему содержанию и функциям планирование — это сложный процесс по определению путей, способов, средств, сил и сроков успешного достижения заранее поставленной цели. Результат этого многоэтапного процесса — план расследования, представляет перспективную модель будущих действий и мероприятий субъектов расследования, детальную программу реализации тактических задач по уголовному делу. Являясь основным организационным методом расследования, планирование выполняет свои функции по формированию оптимальных способов достижения намеченных целей с помощью рационального распределения имеющихся сил, времени, использования в случае необходимости дополнительных ресурсов. В плане расследования могут отражаться не только организационные, но и другие аспекты предстоящей деятельности. В связи с этим план расследования можно определить как комплекс информационных и тактических, организационных и процессуальных решений, итог (внешнее выражение) процесса планирования, предусматривающий оптимальный порядок, сроки, способы, средства и конкретных исполнителей следственных, оперативно-розыскных, иных действий и тактических приемов. Большое значение имеет вопрос о соотношении процессов планирования и построения версий. Если план — модель перспективной деятельности по делу, а планирование — процесс по созданию этой модели, то следственные версии представляют предположения, подлежащие проверке. Да и с чисто логических позиций следственная версия — это предположительное описание, тогда как план расследования — директива, обязательное предписание. Построение версий и планирование — тесно связанные между собой этапы расследования, объединенные процессом выведения из версий для их проверки логических следствий, большинство из которых включаются в план в виде «вопросов и обстоятельств, подлежащих ^выяснению». Версия является основой, логическим центром планирования. Но это не однопорядковые акты мыслительной деятельности. между ними имеются существенные различия. Основное содержание версий составляют вероятностное объяснение уже выявленных исходных данных и предположительное установление еще неизвестных обстоятельств, в то время как планирование — это приведение в четкую систему будущих действий следователя и взаимодействующих с ним лиц и органов. 2. Принципы планирования расследования Для того чтобы быть оптимальной, вся деятельность по планированию расследования должна соответствовать принципам, специфичным для этого процесса. К числу таких принципов относятся: 1) индивидуальность планирования, означающая обязательность учета особенностей данного уголовного дела. Этот принцип органически связан с творческим подходом к планированию для успешного преодоления упрощенчества, стереотипов и штампов. Принцип индивидуальности не отвергает целесообразность использования общих положений, типовых форм и универсальных приемов планирования; 2) динамичность планирования, отражающая обязательность учета постоянного развития следственных ситуаций. В принципе динамичности проявляется необходимость поиска и исследования новой информации, немедленного учета всех изменений, особенно в конфликтных ситуациях. Однако гибкость планирования и необходимость быстрого внесения изменений в план не означает недооценки глубокого анализа исходных данных, творческого подхода к выполнению первоначально намеченных действий, если они не противоречат сложившейся по делу следственной ситуации; 3) конкретность планирования, обеспечивающая составление детальных "и чётйях-планов, эффективность их инструментальной функции. В плане не должно быть декларативных пунктов. Цели и задачи расследования, пути и средства их эффективного достижения формулируются конкретно и лаконично, с тем чтобы максимально быть понятными и удобными для оперативного выполнения. В то же время детализация плана — важная черта принципа конкретности — должна быть рациональной и не перерастать в нагромождение мешающих инициативе исполнителей ненужных мелочей. Так, нет необходимости отражать в плане очевидные трудовые операции, обусловленные навыками, профессиональными знаниями следователя, моральными требованиями и т.д.; 4) принцип реальности, означающий тесную связь построения версий, возможность их эффективной проверки путем выведения логических следствий и их сопоставления с доказательствами. Требование реальности состоит также в тщательном и всестороннем учете действительных возможностей, позволяющих эффективно выполнять намеченные действия и мероприятия в установленные сроки путем максимального использования находящихся в распоряжении следователя или вновь привлекаемые ресурсов; 5) системность планирования означает координацию всех намеченных действий и мероприятий, в том числе и резервных вариантов тактического поведения, их общую направленность на достижение цели и промежуточных задач расследования, согласованность всех разделов и пунктов плана, других его параметров. В криминалистической литературе упоминаются и такие принципы планирования, как полнота, обоснованность, своевременность, соответствие формы и содержания. Но эти стороны планирования и плана расследования не имеют самостоятельного значения и являются отдельными чертами перечисленных принципов. 3. Этапы процесса планирования и элементы плана расследования Единый по своим принципам, целям и методам процесс планирования расследования в зависимости от характера организационных и тактических задач может иметь четыре основных уровня: а) составление планов отдельного следственного действия (допроса, следственного эксперимента, обыска и т.д.); 6) формирование плана тактической операции (задержание расхитителей с поличным, установление личности убитого, выявление связей подозреваемого и т.д.); в) планирование на отдельном этапе (первоначальный, последующий, завершающий) расследования; г) планирование всего процесса расследования по уголовному делу. Каждый из перечисленных уровней планирования имеет как общие, так и специфические черты. Наиболее полная структура планирования свойственна процессам формирования планов расследования по уголовно_му делу (в целом) либо по одному из его этапов (имеется в виду первоначальный или последующий этапы, поскольку завершающий этап расследования имеет упрощенную структуру планирования). Рассмотрим наиболее полный вариант внутренней структуры процесса планирования. Первый этап планирования заключается в определении непосредственных целей расследования и выделении перечня подцелей. Для этого выведенные ранее из версий логические следствия делятся на более мелкие и конкретные, приобретая удобную для планов форму вопросов или обстоятельств, подлежащих непосредственной проверке. Второй этап состоит в выделении общеверсионных вопросов и обстоятельств, т.е. тех логических следствий, которые повторяются при их выведении из различных версий, а потому, чтобы избежать дублирования, их необходимо выделить в самостоятельный раздел формируемого плана. В содержание этого раздела входит и выявление так называемых вневерсионных обстоятельств, которые, не являясь логическими следствиями версий, подлежат обязательному установлению. Например, установление способности свидетелей адекватно воспринимать различные явления и события, уточнение возраста подозреваемых или потерпевших, определение вменяемости обвиняемого, истребование характеристик, справок о составе семьи и т.д. Третий этап состоит в конкретном учете всех средств, находящихся в распоряжении следователя, и их сопоставлении с задачами, определенными на предшествующих этапах. Следователь оценивает материально-технические, информационные, временные и иные ресурсы с учетом возможностей их использования. В случае недостаточности ресурсов он привлекает дополнительные силы и средства или ставит вопрос о передаче части дел, находящихся в его производстве, другим следователям, или прибегает к значительной интенсификации деятельности, или вынужден избрать нежелательный вариант, связанный с продлением срока предварительного следствия. Четвертый этап заключается в разработке вариантов (в том числе резервных) проведения процессуальных, оперативно-розыскных и других действий и анализе возможных результатов. На этом этапе планирования следователь осуществляет окончательный выбор и принимает решения. Разрабатывая эти решения, он должен использовать всю имеющуюся у него информацию, профессиональный опыт и знания с тем, чтобы планируемые им действия и мероприятия были наиболее эффективными. Пятый этап планирования заключается в определении, во-первых, сроков выполнения намеченных действий и, во-вторых, непосредственных исполнителей. Именно здесь следователь принимает окончательное решение об организационно-управленческой структуре расследования и форме взаимодействия (следственно-оперативная группа, следственная бригада, временное «подключение» следователей и оперативных работников для оказания помощи, выполнение ими отдельных поручений и оперативно-розыскных заданий и т.д.). Успешная реализация всех намеченных действий и мероприятий во многом зависит от определения их оптимальной очередности. При этом предпочтение отдается следующим мероприятиям: а) несвоевременное проведение которых может привести к утрате доказательств, невозможности выявления носителей информации, усложнению установления подозреваемых и их задержания; б) общим для проверки всех или нескольких версий (эпизодов); в) без осуществления которых дальнейшая реализация плана становится затруднительной или даже невозможной, поскольку они служат информационной, организационной или тактической базой для проведения последующих действий, в том числе выполняемых другими лицами (следственные поручения, розыскные, оперативные, ревизионно-проверочные задания и т.п.); г) отличающиеся наибольшей трудоемкостью и длительностью проведения (строительные, бухгалтерские экспертизы, документальные ревизии, судебно-биологические исследования и т.д.) с тем, чтобы следователь мог параллельно осуществлять и иные действия. Шестой этап состоит в объединении отдельных планов, разработанных по каждой версии (эпизоду), а также планов проведения общеверсионных (общеэпизодных) мероприятий в единый план расследования по делу. Планирование на конечном (завершающем) этапе носит упрощенный характер, поскольку расследование приобретает неверсионный характер и осуществляется в одном направлении. Основное содержание планирования на конечном этапе заключается в формировании организационных решений по распределению времени и средств, установлению оптимального порядка проведения строго обязательных процессуальных действий. В плане расследования значительное место занимают установление рациональной последовательности в проведении предусмотренных процессуальным законом действий. Процесс планирования тактической операции включает: а) определение ее непосредственной цели; б) установление и конкретизацию ресурсов, находящихся в распоряжении следователя, и соотношения их с непосредственными целями; в) разработку вариантов проведения следственных, организационно-подготовительных, оперативно-розыскных и других действий; г) определение непосредственных исполнителей и сроков выполнения. Планирование отдельного следственного действия состоит из трех стадий: 1) определение непосредственной цели данного действия; 2) установление и конкретизация ресурсов и возможностей, главным образом информационных, тактических и психологических, находящихся в распоряжении следователя, и соотнесение их с определенной ранее целью; 3) непосредственная разработка организационно-тактического содержания следственного действия, применяемых тактико-психологических приемов, определение условий и времени их реализации, оценка возможных результатов. Конечный итог всего процесса планирования — готовый (сформированный) план расследования. Основными элементами сформированного плана расследования являются: 1) непосредственные цели, т.е. логические следствия, выведенные из принятых к проверке версий или конкретизированные в виде детальных вопросов, а также вневерсионные обстоятельства, подлежащие установлению; 2) ресурсы, находящиеся в распоряжении следователя. Это прежде всего исполнители — работники следствия, дознания, эксперты, специалисты, общественные помощники и т.д. Сюда же следует отнести материальные средства — транспорт, связь, криминалистическую и иную технику; 3) следственные, оперативно-розыскные, организационно-подготовительные, прочие действия и мероприятия. При планировании учитывают возможность наиболее оптимального сочетания названных действий и мероприятий, их комплексное или раздельное, последовательное или параллельное выполнение; 4) тактические приемы, составляющие содержание указанных выше процессуальных и непроцессуальных действий. Чем более общий характер принимает планирование, тем меньше «удельный вес» тактических аспектов по сравнению с организационными. И, наоборот, по наиболее частному варианту планирования (составление плана отдельного следственного действия) разработка тактических решений играет значительно большую роль, занимая значительное место в структуре плана; 5) сроки производства намеченных действий. Хотя при традиционной форме плана обычно не отражается их продолжительность, однако следователь должен учитывать это обстоятельство для того, чтобы из- бежать совпадения (наложения) во времени нескольких мероприятий, порученных одному и тому же исполнителю, а также и вредной спешки. Сроки должны определяться с учетом сложности и трудоемкости предстоящей работы, личных качеств исполнителя, возможного противодействия и иных факторов; 6) результаты выполнения плана и его корректировка. Корректировка плана отделена от процесса планирования стадией практической реализации предусмотренных действий и мероприятий. Анализируя достигнутые результаты, благоприятное или неблагоприятное развитие ситуации следователь (руководитель расследования) может заменить исполнителей, изменить их численность, внести коррективы в состав, последовательность, содержание действий, сроки их проведения и др. 4. Техника планирования расследования Иногда планирование расследования может быть мысленным. К мысленному плану следователь прибегает обычно в самом начале расследования при выполнении таких первоначальных действий, как осмотр места происшествия и комплекс связанных с ним мероприятий (прочесывание окружающей местности, подворно-по-квартирный обход, перекрытие возможных путей бегства преступника, его преследование по «горячим следам» и др.). В этой ситуации у следователя не только нет исходных данных для составления, но и времени для формирования развернутого плана. Тем не менее, основываясь на выдвинутых версиях, как правило, типовых, он мысленно составляет упрощенный план расследования, поскольку типовая ситуация вполне допускает возможность и типового (стандартного) планирования. После выполнения самых неотложных в тактико-криминалистическом отношении мероприятий и получения исходных данных возникает так называемая ситуация информационного разнообразия, которая требует более детального и систематизированного планирования. В связи с этим следователь составляет письменный план расследования. Структуру табличного плана расследования, который является наиболее распространенной формой, целесообразно дифференцировать на два раздела — общеверсионный (общеэпизодный) и версионный (эпи-зодный), последний в свою очередь состоит из отдельных подразделов по числу проверяемых версий (эпизодов). Табличная форма плана с некоторыми изменениями может быть использована при планировании на любом уровне независимо от версионного или эпизодного характера расследования (табл. 16.1). Таблица 16.1 по уголовному делу № по ст. План расследования ____________ по обвинению _____________УК РФ. Краткое содержание дела_ Раздел!
Р а з д е л II 1. Наименование версии или эпизода
Общеверсионные вопросы выявляются лишь после составления планов проверки отдельных версий, эпизодов. Однако в общем (объединенном) плане раздел, включающий в свое содержание отдельные планы проверки каждой версии (эпизода), должен следовать за обще-. версионным (общеэпизодным) разделом плана. Если отдельные следственные действия имеют сложную структуру или их выполнение представляет особые трудности, вполне допустимо предусмотреть дополнительную вертикальную колонку в плане — «тактические приемы». В этом случае эта колонка размещается перед колонкой «Исполнители». Однако более эффективным, особенно при конфликтной ситуации повышенной остроты, было бы составление плана отдельного следственного действия, при разработке которого можно более тщательно проработать варианты производства тактических приемов и выбрать наиболее оптимальные из них. В дополнение к основному плану, а нередко и до его окончательного составления, особенно по многоэпизодным делам, широко используются вспомогательные формы систематизации собранных материалов: 1) «лицевые счета» и их совокупность — «картотека» на обвиняемых, куда вносятся все эпизоды преступлений и собранные доказательства; 2) шахматные ведомости («шахматки»): сочетание графика с описанием — развернутая на одном или нескольких листах и упорядоченная во времени совокупность «лицевых счетов», где каждая горизонтальная графа представляет один из них; 3) различные схемы и графики, отражающие разнообразные связи обвиняемых и потерпевших, движение материальных ценностей и денежных средств, документооборот (нормативный и фактический), внутреннюю структуру и внешние связи предприятий, учреждений, организаций, систему охраны отдельных объектов и т.д. «Лицевые счета», «картотеки», «шахматки», схемы и графики могут составляться следователем в процессе изучения материалов дела как средство накопления, систематизации и анализа информации. В то же время шахматная ведомость может выполнять и функцию планирования. Для этого каждую «клетку» шахматной ведомости необходимо разделить на две части: в одной содержатся систематизированные исходные данные, в другой — выясняемые вопросы и необходимые для этого действия и мероприятия (табл. 16.2). Таблица 16.2.
В шахматной ведомости значками «*» условно обозначено участие обвиняемых (подозреваемых) в соответствующих эпизодах хищения. Хотя это наиболее простая форма систематизации исходных данных, тем не менее, она способствует наглядному представлению о преступниках, деятельности всей группы и об участии каждого из ее членов в отдельных эпизодах. Еще большую ценность имеют шахматные ведомости, в которых в соответствующих клеточках вместо значка «*» перечисляются доказательства, уличающие обвиняемых в конкретных эпизодах преступлений, а также действия следователя, направленные на поиск информации, выполнение иных функций. В этих случаях шахматные ведомости («лицевые счета» и «картотеки») можно рассматривать как формы дополнительного планирования, отличающиеся большой наглядностью. Хотя планы следственных действий обладают определенной спецификой, приведем типовой план производства допроса, учитывая его наибольшую распространенность и относительную универсальность (табл. 16.3.) Таблица 16.3.
По уголовным делам по сложным многоэпизодным преступлениям и при необходимости выполнения больших объемов работ, упорядочения деятельности взаимодействующих между собой участников расследования возможно использование метода сетевого планирования и управления (СПУ). Преимущества сетевого планирования по сравнению с традиционными методами сводятся к большей наглядности, возможности быстрого выявления наиболее важных участков деятельности, от которых зависит общий срок расследования (так называемый «критический путь»), своевременного получения информации о выполнении плана и гибкой его корректировки. Процесс сетевого планирования по уголовным делам состоит из следующих этапов: 1) составление полного перечня работ (следственных или иных действий) и событий (факт окончания производства этих действий); 2) составление сетевого графика. При этом работы (действия и мероприятия) обычно изображаются стрелками (—»); а моменты начала и окончания работ — кружками (О); 3) анализ сетевого графика с целью установления критического пути (самого длинного потока событий и работ) и выделения важнейших работ, находящихся на этом пути; 4) оптимизация сетевого графика, т.е. его перестройка и максимальное уплотнение времени для определения наилучшего варианта проведения работ, лежащих на критическом пути, привлечение дополнительных ресурсов и т.д. Метод сетевого планирования может быть применен в процессе расследования уголовных дел, где уже имеется достоверная информация, или на первоначальном этапе расследования, когда существенный недостаток исходных данных восполняется обобщенными знаниями следователя о типичном перечне процессуальных и иных действий, характерных для данного класса следственных ситуаций (например, при планировании тактических операций по установлению личности потерпевшего или розыску и задержанию скрывшегося преступника). Важным методом оптимизации всей деятельности следователя является сводное календарное планирование, которое позволяет четко скоординировать своевременное проведение всех запланированных процессуальных, оперативно-розыскных и других действий по конк- ретным уголовным делам, а также прочих мероприятий, связанных с многочисленными разделами следственной работы. Календарное планирование— это не бездумное перенесение всех намеченных ранее действий, не простая «памятка» и не механическое объединение различных планов и работ, а четкое определение их согласованного производства во времени и рациональной последовательности. В процессе сводного планирования происходит окончательная детализация и увязка во времени (по часам, а иногда и минутам) отдельных планов по конкретным уголовным делам, а также перечней иных мероприятий, осуществляемых следователем. В ходе подобной детализации происходит упорядочение намеченных работ, поскольку оптимизируются не только хронологические аспекты, но и структура отдельных планов. Сводное планирование целесообразно осуществлять на срок 10-^15 дней, с более уплотненным графиком работы в первые дни, с тем "чтобы в последующие существовал некоторый запас времени, который использовался бы для планирования тех действий, необходимость в проведении которых возникла в связи с уже проведенными мероприятиями. Одна из форм сводного календарного планирования представлена в табл. 16.4. Таблица 16.4
ГЛАВА 17
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|