Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Справочно. Политическая и экономическая стабильность в стране оказалась под угрозой. Нормы белорусской Конституции 1994 г. не обеспечивали достаточный баланс интересов ветвей власти.




Справочно.

В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 64, 8% имевших на это право граждан. За придание русскому языку равного статуса с белорусским проголосовали 83, 3% избирателей, за установление новых Государственного флага и Государственного герба – 75, 1%. Действия Президента, направленные на экономическую интеграцию с Россией, поддержали 83, 3% граждан, а внесение изменений в действующую Конституцию – 77, 7%.

Последующие попытки президентской власти взять общественно-политическую ситуацию под контроль и вывести страну из кризиса натолкнулись на сопротивление парламентской фракции Белорусского народного фронта и примкнувших к ней депутатов. Достигнутый в 1994 г. элитами страны компромисс вылился в острый конституционный кризис.

Политическая и экономическая стабильность в стране оказалась под угрозой. Нормы белорусской Конституции 1994 г. не обеспечивали достаточный баланс интересов ветвей власти.

Для выхода из этой ситуации в августе 1996 г. А. Г. Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Верховный Совет идею референдума поддержал, но при этом депутаты решили вынести на народное обсуждение вопрос об упразднении поста Президента и превращении республики в парламентскую.

Таким образом, на второй республиканский референдум были вынесены два проекта обновленной Конституции. Вопросов, инициированных Президентом, было четыре: о внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных Президентом); о переносе Дня Независимости на 3 июля; о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения; об отмене смертной казни.

В результате голосования 24 ноября 1996 г. проект Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, поддержали 70, 45% от общего числа избирателей, проект Верховного Совета – лишь 7, 9% от общего числа избирателей.

Справочно.

В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 84, 14% граждан, внесенных в списки для голосования. За одобрение вопроса о переносе Дня Независимости на 3 июля проголосовали 88, 18% граждан, за принятие предложенной А. Г. Лукашенко новой редакции Конституции – 70, 45%, против одобрения вопроса «Выступаете ли вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли? » проголосовали 82, 88%, против отмены смертной казни – 80, 44%.

Новая Конституция вобрала в себя ключевые положения Всеобщей декларации прав человека, международные пакты ООН о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. Внесенные изменения позволили обеспечить эффективную деятельность всех ветвей власти в интересах белорусского народа.

Очередные изменения в Конституцию были приняты по итогам референдума 17 октября 2004 г., также проведенного по инициативе Президента. На народный суд был вынесен единственный пункт:
о возможности предоставления Главе государства права участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в очередных выборах Президента и отмены ограничений на количество сроков переизбрания на данную должность для одного и того же лица. По итогам референдума белорусский народ вновь поддержал предложение лидера.

Справочно.

По данным Центризбиркома, в голосовании приняли участие 90, 28% граждан, внесенных в списки для голосования. Решение по вынесенному на плебисцит вопросу поддержали 79, 42% из них.

Как отмечал Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко 18 октября 2004 г., «итоги референдума для меня были ошеломляющими. Хочу поблагодарить граждан Беларуси за колоссальную поддержку, которую они оказали мне. Я сделаю все, чтобы народ не пожалел о своем выборе. Я никогда не предавал своих граждан – белорусский народ, и как бы мне ни было трудно и сложно, никогда не предам. Их поддержка меня ко многому обязывает ».

 

На пути к новой Конституции 2022 г.

Вопрос о необходимости внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь поднимался белорусским лидером на протяжении последних пяти лет неоднократно. А. Г. Лукашенко отмечал, что белорусское общество обязательно столкнется с необходимостью принятия новой Конституции в связи с велениями времени и необходимостью на них реагировать.

Началом большой работы по анализу эффективности действующей Конституции можно считать заявление, которое сделал Глава государства 7 октября 2016 г., выступая перед новым составом Национального собрания Республики Беларусь. Тогда А. Г. Лукашенко отметил, что не исключает возможности корректировки Конституции Беларуси в соответствии с требованиями времени. Главой государства были даны соответствующие поручения судьям конституционного суда совместно с учеными, юристами и парламентариями проанализировать Основной Закон и внести предложения по его изменениям.

В 2018–2019 гг. Президент Республики Беларусь неоднократно возвращался к этой теме, в том числе во время встречи с руководителями и коллективами ведущих СМИ (10. 04. 2018), «Большого разговора» с журналистами и экспертами (01. 03. 2019), на встрече с руководителями конституционных судов зарубежных стран (31. 05. 2019), в интервью журналистам после голосования на выборах депутатов Палаты представителей (17. 11. 2019), в обращении к депутатам Парламента (05. 12. 2019), а также в Посланиях белорусскому народу и Национальному собранию (24. 04. 2018 и 19. 04. 2019).

Во время предвыборной кампании на встрече с коллективом ОАО «Беларуськалий» в июне 2020 г. Президент Республики Беларусь подчеркнул, что представленные ему варианты Конституции «недостаточно решительные». По словам Главы государства, необходимо перераспределение полномочий между Президентом, Правительством и Парламентом, серьезное усиление роли местной власти. Тема конституционного реформирования, перемен через обновление Основного Закона была вновь поднята Парезидентом в ходе встречи с коллективами ведущих СМИ (09. 07. 2020) и Послании белорусскому народу и Парламенту (04. 08. 2020).

Справочно.

С учетом быстрой эволюции общественных отношений тема изменения Конституции стала актуальной для многих государств. На постсоветском пространстве это было использовано в качестве эффективного инструмента в странах, которые, сохраняя сильную государственную власть, обеспечивают высокую динамику экономического развития. Так, например, в Азербайджане за последние 20 лет было проведено три конституционных референдума: в 2002, 2009 и 2016 гг. При этом в 2009 г. было изменено 29 статей Основного Закона. В Казахстане изменения в Конституцию вносились в 2007, 2011, 2017 и 2019 гг., в Узбекистане – в 2009, 2016 и 2017 гг. При этом Президент страны Ш. Мирзиеев 07. 12. 2021 объявил о необходимости внесения изменений в Основной Закон страны.

Серьезные поправки в Конституцию Российской Федерации были внесены в июле 2020 г. В соответствии с ними претерпели изменения не только полномочия органов власти, но и ряд основополагающих постулатов, затрагивающих идеологические концепты российского государства.

В соответствии с Указом Главы государства от 15 марта 2021 г. № 105 была создана Конституционная комиссия и утвержден ее состав. Началась активная работа над подготовкой обновленного Основного закона нашей страны.

Конституционная комиссия провела определенную работу, предложила свои варианты, после чего рабочая группа специалистов, созданная распоряжением Президента, работала над шлифовкой проекта Конституции.

При этом предложения и замечания высказывались не только членами рабочей группы. Поступали дополнительные инициативы от Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания, Конституционного Суда, Правительства, профсоюзов.

Важно отметить, что накануне VI Всебелорусского народного собрания (далее – ВНС) предложения по изменению Конституции Республики Беларусь широко обсуждались в ходе диалоговых площадок, проведенных по всей стране в октябре 2020 г. – феврале 2021 г. Они прошли на базе учебных заведений, общественных и молодежных организаций, в трудовых коллективах.

Следует особо подчеркнуть: обсуждение было организовано максимально открыто и демократично. В нем могли принять участие все желающие.

Среди предложений по теме конституционного реформирования – перераспределение властных полномочий с усилением функций Парламента, Правительства и местных органов власти, закрепление необходимости сохранения традиционных ценностей и идеологических основ белорусского государства, социальных гарантий населению и многие другие.

Рабочая группа по доработке проекта Конституции неоднократно встречалась с Главой государства. Именно Президентом было акцентировано внимание на необходимости перераспределения полномочий от Главы государства к другим органам власти, а также упрощения процедуры импичмента.

В итоге в ходе экспертных обсуждений и дискуссий изменения затронули практически все разделы действующей Конституции. По возникавшим спорным моментам после детального обсуждения и глубокой оценки выработаны единые подходы.

Все предложенные конституционные преобразования отвечают внутренним политическим, социальным и экономическим процессам, отражают потребности общества, соответствуют требованиям современных реалий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...