Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Криминалистическая фоноскопия.




Самым распространенных средством общения людей является устная речь, которая оставляет изменения в материальной среде, которые принято называть звуковыми следами. Роль звуковых следов человека существенно возросла в последнее время. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что традиционные средства фиксации информации — письменные документы — все чаще заменяются звукозаписью и видеосъемкой, в повседневной жизни резко расширилось использование звуковой и видеотехники, среди материалов, приобщенных к уголовным делам, все чаще присутствуют фонограммы и видеозаписи. К таким материалам относятся:

• фонограммы, на которых случайно или умышленно зафиксированы высказывания, содержащие информацию о подготовке, совершении и сокрытии преступления, например, запись разговоров преступников, очевидцев, потерпевших;

• фонограммы, явившиеся объектами преступных действий (если они похищены или подделаны);

• фонограммы, служившие орудиями преступления, например, при вымогательстве или шантаже;

• фонограммы допросов и иных следственных действий, являющиеся приложениями к соответствующим протоколам.

Хотя с помощью аудио- и видеозаписей фиксируется не только человеческий голос, но и множество других звуковых следов, основными задачами, решаемыми при исследовании фонограмм, являются идентификация человека по голосу и диагностика особенностей его личности (пол, национальная и социальная принадлежность, культурный уровень и пр.).

Криминалистическая фоноскопия является основой идентификации человека по голосу, в процессе которой изучается звуковая, особенно речевая, информация, в основном в виде магнитных и видеомагнитных записей, звуко-и видеозаписывающая аппаратура.

Теоретические предпосылки методики идентификации личности по фонограммам устной речи:

1. Голос человека индивидуален, что обусловлено строго индивидуальными формой и размерами ротовой и носовой полостей, горла, органов дыхания. Поэтому для каждого человека характерна строго индивидуальная концентрация голосовой энергии в определенном частотном диапазоне.

2. Акустическая характеристика голоса относительно устойчива во времени и остается индивидуальной даже при морфологических и патологических изменениях органов речи.

3. Речь человека индивидуальна, характеризуется чертами, присущими только ему, и определяется социальными и психическими факторами. Сформировавшиеся в юности особенности речи, интонации и вообще манера говорить становятся привычными и почти не меняются в течение всей жизни.

Методы использующиеся при фоноскопическнх исследованиях.

В основу методики фоноскопических исследований положены акустический и лингвистический анализы устной речи. Лингвистический анализ в целом более направлен на исследование устной речи, отражающей социальные, интеллектуальные, психофизиологические и другие личностные характеристики человека; акустический — на изучение характеристик, определяемых анатомическими, физиологическими и психофизиологическими особенностями индивидуума.

Акустический анализ базируется на многочисленных измерениях спектрально-временных характеристик речевого сигнала и их последующей статистической обработке для выявления индивидуального комплекса акустических признаков.

 

Комплексный лингва-акустический анализ фонограмм речи позволяет проводить идентификацию человека даже по фонограммам низкого качества и малой длительности. Фоноскопические исследования проводятся с помощью измерительно-вычислительных комплексов, включающих высококачественную звукозаписывающую и воспроизводящую аппаратуру, соединенную с компьютером, оснащенным специальным устройством ввода — вывода акустической информации и пакетом прикладных программ для обработки речевых сигналов и дальнейшего их исследования

Помимо идентификационных возможно также решение не менее актуальных для раскрытия и расследования преступлений диагностических задач, позволяющих сделать обоснованные суждения о многих физических, психических и социальных признаках личности.

Какие задачи разрешаются фоноскопической экспертизой?

К числу основных задач фоноскопической экспертизы относятся идентификация человека по голосу, а также отождествление звуко- и видеозаписывающей аппаратуры.

На разрешение диагностической фоноскопической экспертизы ставятся вопросы:

1. Сколько лиц участвовало В разговоре, записанном на представленной фонограмме?

2. Каково дословное содержание текста? Каково содержание неразборчивой записи на представленной фонограмме?

3. Каковы источники и характер звуков, сопутствующих основной записи? Какова была окружающая обстановка в момент изготовления фонограммы (характер помещения, в котором происходила запись, запись на открытой местности и т. д.)?

4. Является ли представленная фонограмма (видеофонограмма) оригиналом (копией), а если копией, то какой: первой, второй и др.? Содержит ли фонограмма (видеофонограмма) непрерывную запись или она осуществлялась с остановками (магнитофона, видеомагнитофона, видеокамеры)?

5. Подвергалась ли представленная фонограмма (видеофонограмма) монтажу (склейке, электроакустическому монтажу и пр.), а если подвергать, то какая ее часть смонтирована? Имеются ли признаки иных изменений, привнесенных в процесс записи после ее окончания? Одновременно ли производилась запись звука и изображения на представленной видеофонограмме? Каков технический уровень навыков изготовителя фонограммы?

6. Какое оборудование (магнитофон, видеомагнитофон, диктофон; его тип, марка, класс, страна-производитель) использовалось для осуществления данной магнитной записи? Имело ли оно, судя по записи, какие-либо неисправности, какие именно? Не использовались ли технические средства для преднамеренного искажения голоса говорившего?

7. В какой местности формировалась устная речь, и в каких возможных местах длительно проживало лицо, речь которого записана?

8. Каковы пол, возраст, анатомические особенности речеобразующего тракта, физические и психические характеристики лица, речь которого представлена на фонограмме?

9. Каковы некоторые социальные характеристики лица?

10. Каково эмоциональное состояние лица в период записи его устной речи? Является ли речь, представленная на фонограмме, или ее фрагменты заученной, прочитанной или свободной?

На разрешение идентификационной фоноскопической экспертизы ставятся вопросы:

1. Принадлежит ли зафиксированная на фонограмме устная речь определенному лицу, лицам? Какие фрагменты звукозаписи, каким лицам принадлежат?

2. Изготовлена ли данная фонограмма на представленном звукозаписывающем аппарате? Воспроизводилась ли данная фонограмма на таком-то магнитофоне (видеомагнитофоне, диктофоне)?

3.Является ли данная видеофонограмма копией, изготовленной путем записи с лазерного диска на данный видео магнитофон? Является ли видеофонограмма № 1 полностью или частично копией видеофонограммы № 2?

Составляли ли склеенные фрагменты данной магнитной ленты ранее одно целое?

 

50. Понятие "словесного портрета" и его использование в следственной и оперативно-розыскной работе. Система описания признаков внешности по методу "словесного портрета". Применение метода комбинированных портретов.

При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в методику "словесного портрета". Словесный потрет — это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.

Правила описания по методу словесного портрета базируются на взаимосвязанных принципах системности и полноты. Принцип системности определяет последовательность (очередность) описания. Принцип полноты предусматривает подробную характеристику.

1. Сначала фиксируются признаки, характеризующие общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность (антропологический тип), рост, телосложение, затем анатомические признаки отдельных областей тела и элементов; после этого — функциональные признаки сопутствующих предметов.

2. Описание признаков внешности осуществляется по схеме "от общего к частному" и "сверху — вниз". При этом сначала характеризуют фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, отдельные его элементы, шею, плечи, спину, грудь, руки, ноги.

3. Каждый из анатомических элементов характеризуется по форме, размеру и положению, а некоторые —по цвету.

3.1. При описании формы используют наименование геометрических фигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т. п.).

3.2. Описание размеров элементов дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т.д. Градация величин чаще всего бывает трехчленная: большой, средний, малый. Может использоваться и пятичленная, с добавлением: очень большой и очень малый. При семичленной градации добавляют: "выше среднего", "ниже среднего". Если возникают сомнения в характеристике размера, то его указывают в двух значениях: "средний-малый", "большой-средний".

3.3. Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. п.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное).

3.4. По цвету характеризуют волосы (черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие, седые); глаза (черные, карие, серые и т. д.) и иногда цвет кожи (очень красная, желтая, синевато-красный нос, цвет родимого пятна и т. п.).

4. Для описания должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины, исключающие разночтение и неясность.

5. Анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам: вид спереди и вид сбоку (анфас и правый профиль). При этом голова должна находиться в "нормальном" положении, когда горизонтальная линия проходит через переносицу, наружный угол глаза и верхнюю треть ушной раковины (т. н. французская антропологическая горизонталь). Мышцы лица должны находиться в спокойном состоянии (без улыбки, мимики, гримас), косметика отсутствовать, волосы убраны со лба и ушных раковин, очки и головной убор сняты (их описание дается в сопутствующих признаках.

Анатомические Анатомические признаки определяют пол, возраст, рост, телосложение, антропологические черты внешности, строение тела, головы, лица и его элементов.,функциональные, Функциональные признаки проявляются в процессе жизнедеятельности человека, характеризуя его двигательные и физиологические функции (жестикуляция, мимика и т. п.). и сопутствовавшие признаки Сопутствующие, или косвенные, признаки — это приметы одежды и других предметов, связанных с данной личностью (очки, кольцо, трость и др.).

Метод комбинированных портретов - "фоторобота", "изоробота". Известно, что воспроизведение допрашиваемым наблюдавшихся им признаков внешности того или иного человека облегчается, если воспоминание дополняется другой, более простой формой воспроизведения - узнаванием. Так, если показать допрашиваемому фотоснимки (или рисунок) с изображением нескольких вариантов одних и тех же черт лица, то он, как правило, безошибочно укажет на тот вариант, который более всего соответствует внешности человека, личность которого выясняется на данном допросе. Эта психологическая закономерность в сочетании с методикой "словесного портрета" и лежит в основе метода комбинированных портретов. Для того чтобы по показаниям свидетеля, потерпевшего или обвиняемого создать (смонтировать) портрет виденного им лица, допрашиваемому показывают фотоснимки или рисунки, изображающие основные разновидности строения головы, лба, глаз, носа, губ, подбородка, ушной раковины, шеи, плеч и т. д. Допрашиваемый выбирает тот вариант, который больше всего соответствует внешности искомого человека. То же самое делается в отношении его головного убора, очков, галстука и других вещей. Фотоснимки или рисунки различных вариантов этих предметов также представляют допрашиваемому. Когда отбор соответствующих фотоснимков или рисунков различных частей лица и носильных вещей закончен, производится монтаж этих деталей, чтобы получить составной (комбинированный) портрет искомого лица. После монтажа портрет предъявляют допрашиваемому и в случае необходимости вносят исправления в соответствии с его замечаниями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...