Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Финансы»

 

Выполнил:

ст-т гр. Оц-15

Мухаметхан Е.

 

Принял:

доцент, д.э.н.

Бирюков В.В.

 

Темиртау, 2015г.

Вариант 12.

 

План работы:

 

1. Государственный бюджет как особая сфера взаимоотношений государства и субъектов рынка.

2. Классификация государственного кредита.

3. Страховые компании в Казахстане.

 


1. Государственный бюджет как особая сфера взаимоотношений государства и субъектов рынка.

 

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.

Бюджет современного государства - сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально-экономических интересов различных участников финансовых отношений. Это компромисс между республикой и регионами по вопросам распределения налогов и по поводу расходов на социальные цели, между собственниками и работающими по найму по уровню заработной платы и доходов.

Экономическое значение бюджета заключается, прежде всего, в том, что он через систему доходов (налоги), объем, и направление финансовых средств воздействует на социально-экономическое процессы - деловую активность, занятость, рынок капитального оборудования и потребительских товаров, объем валового национального продукта.

Итак, по своей внешней форме государственный бюджет - это основной финансовый план государства, определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).

В процессе составления основного финансового плана государства бюджет воплощается в централизованный фонд денежных средств, что и определяет материальное содержание государственного бюджета.

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей:

· доходной, которая содержит перечень поступающих средств и призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы

· расходной, объединяющей все виды производимых затрат и отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.

Сущность и значение бюджета наиболее полно проявляются в его функциях:

· распределительная (перераспределительная);

· контрольная.

Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.

Экономическая сущность государственного бюджета характеризуется чертами, специфика которых не выходит за рамки общих с финансами свойств, т.е. способ выражения экономической сущности через соответствующие функции у финансов в целом и у их звеньев однотипны. Следовательно, государственный бюджет, как и вся система финансов, выполняет распределительную и контрольную функции. Вместе, с тем, поскольку бюджет является особенной категорией по отношению к категории «финансы», то ему присуще выполнение также следующих основных функций:

- перераспределение национального дохода;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- регулирование и стимулирование экономики;

- контроль формирования и использования централизованного фонда денежных средств.

В этих функциях получает непосредственное выражение экономическая сущность государственного бюджета как инструмента стоимостного распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Благодаря распределительной, функции происходят централизация денежных средств в масштабе государства и их использование на удовлетворение общегосударственных потребностей. Контрольная функция позволяет судить о том, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении централизованных средств, экономно и эффективно ли они используются.

Распределительная и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны бюджетных отношений.

Содержание распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности - производственной и непроизводственной, секторами экономики. Ни одна из стоимостных распределительных категорий не осуществляет такого многоаспектного перераспределения денежных средств как бюджет, и на столь разных уровнях управления экономикой.

Границы действия распределительной функции определяются тем, что в отношения с бюджетом вступают, все участники общественного производства, все отрасли экономики. Основным объектом бюджетного распределения выступает прибавочный продукт (чистый доход), однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части необходимого продукта, например, налоговых платежей работников материального производства, их использования.

Таким образом, функции бюджета, точнее сказать, функции бюджетно-налоговой политики в обобщенном виде сводятся к следующим:

а) предоставление нерыночных услуг (услуги общественного характера: образование, охрана здоровья, оборона и др.);

б) перераспределение доходов (налоги, трансферты, субсидии, кредиты и др.);

в) государственное регулирование (антимонопольное регулирование, занятости и др.);

г) осуществление государственного контроля (внешний контроль, внутренний контроль).

В Бюджетном кодексе Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года, введенного в действие с 1 января 2005 года, приводится следующее понятие бюджета: «Бюджет - централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций». Бюджет представляет собой по форме - финансовый план, по материальной сущности - централизованный фонд, по экономической сущности - совокупность экономических отношений; по юридическому оформлению - закон.

Исходя из многообразия понятий «бюджет», его трактовку можно свести к следующим составляющим:

-как относительно самостоятельная экономическая категория;

-как централизованный фонд денежных средств государства;

-как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);

-как основной финансовые план государства;

-как юридический законоположения, которого обязательны для выполнения всеми участниками отношений и членами общества.

Согласно Бюджетному кодексу РК, формы регулирования межбюджетных отношений устанавливаются в соответствии со среднесрочной фискальной политикой.

Формами регулирования межбюджетных отношений между республиканским и областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, бюджетом столицы являются официальные трансферты и бюджетные кредиты. Межбюджетные отношения между областным бюджетом и районными бюджетами, бюджетами городов областного значения регулируются официальными трансфертами, бюджетными кредитами и нормативами распределения доходов.

Механизм трансфертов применяется для обеспечения единой методологии бюджетного регулирования и устранения субъективного подхода к формированию межбюджетных отношений. Трансферты рассчитываются на основе нормативно-долевого метода, позволяющего осуществлять горизонтальное выравнивание бюджетных доходов территорий и оказывать им финансовую помощь по единым для всех правилам.

В соответствии с Бюджетным кодексом бюджет республики формируется по новой структуре, которая включает в себя следующие разделы:

1. Доходы:

- налоговые поступления;

- неналоговые поступления;

- поступления от продажи основного капитала;

- поступления официальных трансфертов.

2.Затраты.

3.Операционное сальдо.

4.Чистое бюджетное кредитование:

- бюджетные кредиты;

- погашение бюджетных кредитов.

5. Сальдо по операциям с финансовыми активами:

- приобретение финансовых активов;

- поступления от продажи финансовых активов государства.

6.Дефицит (профицит) бюджета.

7.Финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:

- поступление займов;

- погашение займов;

- движение остатков бюджетных средств.

По приведенной выше структуре осуществляются утверждение бюджетов и составление отчетов об их исполнении. При этом под доходами бюджета понимаются налоговые и другие обязательные, невозвратные платежи, официальные трансферты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе. Причем доходы не имеют целевого назначения, кроме официальных трансфертов.

Под затратами бюджета понимаются бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе. Они используются для обеспечения деятельности государственных учреждений, на оплату товаров, работ и услуг, необходимых для реализации государственной политики, в качестве денежных выплат физическим лицам и субсидии юридическим лицам. К затратам бюджета относятся также официальные трансферты, поскольку они являются выплатами из одного уровня бюджета в другой и в Национальный фонд РК.

Разницу между доходами и затратами бюджета принято называть операционным сальдо. При этом, если затраты бюджета превышают его доходы, то имеет место отрицательное операционное сальдо и, наоборот, превышение доходов бюджета над затратами образует положительное операционное сальдо. Отрицательное операционное сальдо допускается при наличии в затратах бюджета бюджетных программ развития и его предельный размер определяется среднесрочной фискальной политикой государства.

В настоящее время вместе с безвозмездным бюджетным финансированием используется бюджетное кредитование посредством выдачи бюджетных кредитов. В отличие от бюджетного финансирования такие кредиты выдаются на условиях возвратности и возмездности, но проценты по ним или не взимаются, или они значительно ниже, чем по кредитам банков, Поэтому бюджетные кредиты занимают как бы промежуточное место между кредитами банков и бюджетными ассигнованиями. В связи с этим в структуре бюджета выделяется понятие чистого бюджетного кредитования как разница между бюджетными кредитами и их погашением.

Сальдо по операциям с финансовыми активами представляет собой разницу между затратами на приобретение финансовых активов и поступлениями от реализации финансовых активов государства. Под приобретением финансовых активов понимаются расходы бюджетных средств на покупку в государственную собственность долей участия и ценных бумаг юридических лиц, включая международные организации. Поступления от продажи финансовых активов представляют собой доходы бюджета от продажи долей участия и ценных бумаг юридических лиц, включая международные организации, находящиеся в государственной собственности, в оперативном управлении либо хозяйственном ведении государственных предприятий.

Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов бюджета над его доходами, а если доходы бюджета превышают его расходы, то тогда имеет место понятие бюджетного профицита. Величина дефицита (профицита) бюджета равна операционному сальдо за минусом чистого бюджетного кредитования и сальдо по операциям с финансовыми активами. Бюджетный дефицит как финансовое явление не обязательно относить к событиям чрезвычайного или исключительного характера, поскольку практически в мире нет ни одного государства, которое не сталкивалось бы с проблемой преодоления этого явления.

Для покрытия бюджетного дефицита государство использует различные способы (например, денежная эмиссия, внутренние и внешние заимствования). Бюджетным кодексом РК предусмотрено финансирование дефицита бюджета (обеспечение покрытия дефицита) за счет заимствования и свободных остатков бюджетных средств. Величина финансирования дефицита бюджета соответствует значению дефицита и определяется как превышение суммы полученных займов, движения остатков бюджетных средств над суммой погашения основного долга по займам. Использование профицита бюджета означает расходование профицита бюджета, средств займов, свободных остатков бюджетных средств на погашение основного долга по займам. Его объем определяется как превышение суммы погашения основного долга по займам над суммой полученных займов и движения остатков бюджетных средств.

Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан

Начнем с того, что основной целью межбюджетных отношений в рамках государственного регулирования является выравнивание бюджетной обеспеченности всех уровней бюджетов и предоставление исполнительной властью одинакового уровня государственных услуг на всей территории Казахстана.

Достижение данной цели возможно только через централизованное, основанное на подчинение интересов отдельно взятых района или области интересам государства, распределение доходов и расходов между уровнями бюджетов. И такой механизм регулирования межбюджетных отношений имеется: законодательно определены виды доходов, зачисляемые в республиканский и местные бюджеты, а также осуществляемые расходы по всем направлениям государственных услуг. При этом передача расходов или видов поступлений из одного уровня бюджета в другой возможна только путем внесения изменений и дополнений в бюджетное законодательство и областной (районный) маслихат не имеет полномочий самостоятельно решать вопросы качественного изменения доходной и расходной частей бюджета на вверенной территории.

Если по налоговым и неналоговым поступлениям, а также поступлениям от продажи основного капитала государственное регулирование ограничивается установлением определенного перечня без указания сумм, то объемы бюджетных субвенций и изъятий устанавливаются в абсолютном выражении на трехлетний период. При этом объемы трансфертов между республиканским бюджетом и областным бюджетом утверждаются законом Республики Казахстан, а между областным и районным - решением областного маслихата. Налицо определяющая роль и преобладание вышестоящего уровня бюджета над нижестоящим.

Как следствие, доведение объемов трансфертов районам области находится в прямой зависимости от общего объема трансфертов, установленных в области. Для полноты картины необходимо отметить, что наличие перечня налогов и сборов, налогооблагаемой базы, методики расчетов позволяет определить и по ним прогнозные показатели в абсолютных суммах.

То есть общий объем местных бюджетов, в рамках которого предоставляется стандартный набор государственных услуг, фактически доводится по вертикали: сверху - вниз. И самостоятельность нижестоящих бюджетов, как правило, заключается в том, чтобы на этапе формирования вышеуказанных показателей бюджета максимально увеличить размеры субвенций, соответственно, уменьшив суммы изъятий, а также налоговых и неналоговых поступлений. А это уже зависит, в первую очередь, от профессиональных качеств руководителей местных бюджетов, их личных взаимоотношений с распорядителями вышестоящих бюджетов, депутатами Парламента, представляющих тот или иной регион.

Следующим моментом межбюджетных отношений, на который необходимо обратить внимание, - это сроки рассмотрения и утверждения соответствующих бюджетов различными уровнями государственного управления, которые подтверждают определенную ограниченность действий нижестоящих бюджетов.

Неутверждение областного или районного бюджета, при наличии утвержденного республиканского бюджета, недопустимо и по техническим причинам, так как в этом случае центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета и его территориальные подразделения не будут иметь возможности осуществить распределение сумм поступлений и расходов между уровнями бюджетов и, как следствие, своевременно исполнять республиканский бюджет и обслуживать исполнение местных бюджетов.

Таким образом, напрашивается вывод: областные бюджеты всецело зависят от показателей республиканского бюджета, а также от норм и положений нормативных правовых актов, утверждаемых Парламентом и Правительством, районные, соответственно, - от областных. Право, а скорее, обязанность, органов управления местными бюджетами заключается в обеспечении установленного объема поступлений в доход бюджета и качественном предоставлении государственных услуг посредством эффективного и целевого использования выделенных бюджетных средств.

Следовательно, расписанный в Бюджетном кодексе действующий порядок разработки, рассмотрения и утверждения местных бюджетов оторван от реальной действительности и ведет к значительным временным, трудовым и материальным затратам.

В таком случае, не декларируя ограниченную самостоятельность и равенство нижестоящих уровней бюджета во взаимоотношениях с вышестоящими, целесообразно упростить бюджетный процесс следующим образом:

1) при акиматах всех уровней уполномоченные органы по бюджетному планированию и уполномоченные органы по экономическому планированию объединить в единый государственный орган с введением его в состав центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию со статусом территориального подразделения;

2) центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию совместно с территориальными подразделениями разрабатывает проекты республиканского и областных (районных) бюджетов и представляет в Правительство;

3) Правительство вносит проект закона о республиканском бюджете в Парламент, а также согласовывает проекты областных бюджетов с последующим направлением в соответствующие акиматы;

4) областные акиматы проект областного бюджета, одобренный Правительством, вносят на утверждение в областной маслихат и согласовывают проекты районных бюджетов с доведением до районных акиматов для утверждения районными маслихатами.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...