Ответственность за нарушение прав потребителей
Особенностью гражданско-правовой ответственности является ее имущественный характер. В зависимости от характера нарушения или от оснований возникновения ответственности различают договорную или внедоговорную гражданско-правовую ответственность. Под договорной понимают ответственность, наступающую в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, возникшего из договора. Внедоговорную ответственность, по общему правилу, влечет обязательство, возникшее не из договора, а вследствие причинения вреда и в некоторых других случаях такая ответственность применяется в отношении продавца или изготовителя. Рассмотрим ответственность, которую несет изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) за допущенное нарушение прав потребителя: 1) возмещение убытков; 2) уплата неустойки (пени); 3) исполнение обязательства перед потребителем в натуре. Для начала определим все три понятия, обозначающие ответственность. Под убытками в ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). Необходимо несколько слов сказать о соотношении неустойки и убытков. Различие их состоит в том, что для получения неустойки потребителю не нужно доказывать факта причинения убытков из-за нарушения продавцом его прав. То есть в любом случае неисполнения своих обязанностей продавец обязан выплатить потребителю неустойку. При взыскании убытков необходимо доказывать сам факт их наступления и их размер в денежном выражении. Общее правило ст. 394 ГК РФ устанавливает, что убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. Однако ст. 13 Закона устанавливает, что убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки. Это, естественно, улучшает положение потребителя и устанавливает для продавца дополнительные меры ответственности[20].
Понятие неустойки (пени) содержится в ст. 330 ГК РФ: «Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков». В соответствии со ст. 23 Закона за каждый день просрочки выполнения требований потребителя об устранении недостатков товара, о возмещении расходов на исправление недостатков, о возмещении убытков в связи с отказом от исполнения договора купли-продажи (возвратом товара), о предоставлении товара в пользование на время ремонта или замены продавец обязан уплатить потребителю неустойку в размере 1% цены товара. Но, возникает вопрос, из какой цены товара исчисляется неустойка? Если требование потребителя, за просрочку удовлетворения которого предусмотрена неустойка, удовлетворено добровольно, но с просрочкой, то неустойка за эту просрочку исчисляется исходя из цены товара в день удовлетворения, существовавшей в том месте, где требование было удовлетворено. Например, 01.02.05 г. потребителем было заявлено требование о замене товара. В соответствии со ст. 21 Закона это требование должно быть удовлетворено в течение 20 дней, то есть не позднее 21.02.05 г. Требование потребителя было удовлетворено в 01.03.05 г., следовательно, просрочка замены товара составила 8 дней (с 21.02.05 г. по 01.03.05 г.). Потребителю должна быть выплачена неустойка в размере 8% цены товара по состоянию на 01.03.05 г., существовавшей в том месте, где требование потребителя должно быть удовлетворено. В данном случае, под местом удовлетворения требования подразумевается тот населенный пункт, где потребитель должен был получить предоставленный для замены товар. По правилам п. 7 ст.18 Закона по месту жительства потребителя, если товар крупногабаритный или весит более 5 кг, либо по месту нахождения организации, предоставившей товар для замены, если товар не крупногабаритный и весит 5 или менее кг.
Если требование потребителя добровольно удовлетворено не было, то неустойка исчисляется исходя из цены той местности, где требование должно было быть удовлетворено. В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона требования потребителя об уплате неустойки подлежат удовлетворению в добровольном порядке. В случае отказа потребитель вправе обратиться в суд с иском о взыскании неустойки. При рассмотрении исковых требований о взыскании неустойки, предусмотренной Законом РФ «О защите прав потребителей», суд на основании ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Понятие «явно несоразмерна» законодательствам не определено. Поэтому у суда имеются широкие полномочия для уменьшения размера неустойки. Потребитель в обоснование соответствия размера неустойки последствиям нарушения обязательства перед ним может привести следующий довод. Закон, устанавливая ответственность за просрочку удовлетворения требований потребителя в виде неустойки в размере 1% цены товара за каждый день просрочки, дает основание считать, что неустойка в размере 1% цены товара соразмерна одному дню просрочки выполнения требования, предусмотренного ст.18 Закона. Следовательно, неустойка в размере 10% цены товара соразмерна такому последствию нарушения обязательства перед потребителем, как 10-дневная просрочка замены товара (ремонта, уменьшения покупной цены и т.д.) Неустойка в размере 500% цены товара соразмерна 500-дневной просрочке. В сторону увеличения ответственности для продавца изменено и общее правило ст. 396 ГК РФ относительно исполнения обязательства в натуре. Уплата неустойки и возмещение убытков по ст. 13 Закона не освобождают его от надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей перед потребителем. То есть даже после возмещения всех убытков потребителю, оплаты неустойки (пени) за нарушение его прав продавец должен надлежащим образом исполнить свои обязанности перед потребителем.
Закон предусматривает случай, когда продавец не отвечает за неисполнение своих обязательств перед потребителем, - если неисполнение имело место вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам относятся чрезвычайные и непредотвратимые происшествия, не зависящие от воли обязанного лица. К ним относятся, в частности, наводнения, ураганы, сели, иные стихийные бедствия и катастрофы. В данном случае на продавце лежит обязанность доказать, что неисполнение им своих обязанностей произошло ввиду таких обстоятельств. Порядок удовлетворения требований потребителя об уплате неустойки (пени) может быть добровольным либо судебным. При предъявлении потребителем требований к продавцу об уплате неустойки последний может или уплатить неустойку, или отказать потребителю в ее уплате. В случае отказа потребитель вправе обратиться в суд с иском о взыскании неустойки. Естественно, что в такой ситуации продавцу было бы выгодней всегда отказывать в уплате неустойки, даже в случае бесспорного права у потребителя на ее получение. Возлагая путем отказа на потребителя обязанности по обращению в суд, доказыванию своего права, продавец тем самым в худшем для себя случае откладывал бы оплату неустойки на длительный срок. Но Закон лишил его такой возможности, предусмотрев наложение судом штрафа за несоблюдение добровольного порядка в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Предусматривается также перечисление 50 процентов взысканного штрафа в пользу общественных объединений потребителей, в случае когда они выступают от своего имени в защиту прав потребителя. Это положение Закона является закрепленной формой государственной поддержки общественных объединений потребителей. При помощи данного механизма не только осуществляется частичное финансирование государством этих объединений, но и сами объединения потребителей стимулируются к совершению более активных действий по защите прав конкретных потребителей.
Ст. 14 Закона предусмотрена имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара. Субъектами, несущими ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара, являются изготовитель и продавец. Первое, что следует отметить, - это соотношение ответственности изготовителя и продавца. Они несут ответственность перед потребителем солидарно, т.е. каждый из них обязан удовлетворить требования потребителя о возмещении вреда в полном объеме в случае предъявления таких требований к нему. При этом потребитель вправе предъявить требования к любому из них по своему выбору, без каких-либо ограничений, устанавливающих очередность предъявления требований между изготовителем и продавцом. Необходимо сказать о таком признаке наступления ответственности, как вина субъекта в причинении вреда. В соответствии с нормами Закона ответственность изготовителя (продавца) за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, наступает независимо от их вины, за исключением случаев действия непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара. Объектами, которым может быть причинен вред, подлежащий возмещению, являются жизнь, здоровье и имущество потребителя. Следует также отметить, что в законе закреплено право требовать возмещения вреда не только за непосредственным потребителем как участником договорных отношений с изготовителем (продавцом), но и за любым человеком, которому вследствие недостатков товара причинен вред. Далее рассмотрим условия наступления ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара. Главными условиями, с которыми Закон связывает наступление ответственности, являются сроки службы и сроки годности товара, в которые причинен вред, наличие обязанности у изготовителя по установлению таких сроков и соблюдение этой обязанности. Под сроком годности следует понимать период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Такой срок устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары, которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинить вред его имуществу или окружающей среде либо которые в процессе хранения или использования теряют свои потребительские свойства, в результате чего становятся непригодными для использования по назначению.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона на товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе (а в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 5 Закона, - обязан) устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании п. 6 ст. 19 Закона. При сочетании вышеперечисленных условий возможны следующие варианты. 1. Вред наступает вследствие недостатков товара в течение установленного срока службы (срока годности) товара. В данном случае вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению в полном объеме. 2. Вред наступает вследствие недостатков товара, срок службы (срок годности) на который должен быть установлен в соответствии с п.п. 2 и 4 ст. 5 Закона, но не установлен. В данном случае вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению в полном объеме независимо от времени причинения. При этом Закон уравнивает последствия в случае неустановления срока службы (срока годности), в случае непредставления потребителю полной и достоверной информации об этих сроках либо о необходимых действиях по их истечении и последствиях несовершения таких действий и в случае если товар по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья. 3. Вред наступает вследствие недостатков товара, срок службы (срок годности) на который не установлен. В данном случае вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению в полном объеме, если он причинен в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю, а если день передачи невозможно установить - с даты изготовления товара. Пункт 4 ст. 14 Закона устанавливает ответственность изготовителя, причиненный вследствие использования определенных материалов, оборудования, инструментов и иных особенностей технологического процесса при производстве товаров. Особенностью наступления данной ответственности является то, что она наступает независимо от вины изготовителя. Это служит еще одной степенью защиты принципа: необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара. Ответственность за выбор материалов, инструментов, технологии изготовления товара несет изготовитель как лицо, способное принимать решение об использовании определенных материалов и технологий и влиять на процесс изготовления в целом. Как следствие этого, на него возложена обязанность знать об их потребительских свойствах. Следует отметить, что в данном случае не несет ответственности продавец, поскольку он не имеет возможности влиять на процесс изготовления товара и выбор используемых в нем материалов, инструментов, оборудования и иных используемых средств. Условиями, при которых изготовитель (продавец) освобождается от ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, являются: обстоятельства непреодолимой силы; нарушение потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара. Потребитель не обязан доказывать свою невиновность при предъявлении требований о возмещении вреда, обязанность доказывания этих обстоятельств лежит на изготовителе (продавце)[21]. Ст. 15 Закона предусматривает возможность компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ. Предоставление гражданину-потребителю права на компенсацию морального вреда и тем самым повышение ответственности другой стороны обязательства вполне оправданны. Представляет особый интерес вина как основание ответственности. Конкретная ее форма не имеет значения при возложении на продавца данной обязанности и определении размера взыскания. Предустановленность вины ответчика обязательна для суда. Так, П. обратился в суд с иском к ОАО "АвтоВАЗ" о возврате автомобиля, взыскании его стоимости, неустойки и компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что 8 мая 2001 г. приобрел автомобиль марки ВАЗ-21102, в процессе эксплуатации которого были выявлены многочисленные дефекты; в добровольном порядке его претензия о принятии некачественного товара и возврате уплаченных за него денежных средств ответчиком удовлетворена не была. Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от 20 декабря 2002 г. ОАО "АвтоВАЗ" обязан принять у П. автомобиль. В пользу истца с ответчика взысканы: стоимость указанного автомобиля, неустойка - 20 000 руб., в счет компенсации морального вреда - 2 000 руб., а также расходы по оплате услуг представителя - 2 000 руб. и по оплате экспертизы - 3150 руб. В кассационном порядке дело не рассматривалось. Отменяя решение суда в части взыскания неустойки и компенсации морального вреда и отказывая в удовлетворении заявленных требований в этой части, президиум Самарского областного суда сослался в определении от 27 марта 2003 г. на то, что ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей" не предусматривает взыскание неустойки при заявленном исковом требовании об обязании ответчика принять обратно автомобиль с выплатой ему уплаченной за автомобиль денежной суммы. Что касается компенсации морального вреда, то президиум счел, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска в этой части, поскольку отсутствовала вина ответчика в невозможности для истца использовать автомобиль. Между тем, судом установлено, что в процессе эксплуатации истцом изготовленного ответчиком автомобиля в нем были выявлены и продолжают выявляться многочисленные дефекты, с целью устранения которых он вынужден, был неоднократно обращаться на станцию технического обслуживания. Невозврат денежной суммы, уплаченной потребителем за товар ненадлежащего качества в случае расторжения договора купли-продажи, влечет для потребителя убытки. В связи с этим продавец (изготовитель), допустивший такое нарушение, уплачивает потребителю за каждый день просрочки установленную ст. 22 Закона неустойку. На основании изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определение президиума Самарского областного суда от 27 марта 2003 г. в части отказа П. в иске о взыскании неустойки и компенсации морального вреда отменила и оставила в силе в указанной части решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 20 декабря 2002 г.[22] Другой пример. Родин обратился в суд с иском к ТОО "Торговый дом "Электроника" с иском о расторжении договора купли-продажи видеоплеера и возмещении убытков с учетом инфляции, а также о компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что товар ненадлежащего качества и ответчик длительно уклонялся от исполнения обязательства возвратить стоимость товара. Решением Октябрьского районного суда г.Рязани исковые требования удовлетворены частично: договор купли-продажи видеоплеера расторгнут и с ответчика в пользу Родина взыскана его стоимость, а также неустойка за задержку исполнения требования истца о расторжении договора. В возмещении морального вреда истцу было отказано. Впоследствии дело рассматривалось в кассационном и надзорном порядке, но результатом этих рассмотрений стало лишь изменение присужденных сумм. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 15 декабря 1998 г. отменила все состоявшиеся по делу судебные постановления в части отказа Родину в иске о компенсации морального вреда. Отказывая в удовлетворении этого требования, суд сослался на отсутствие доказательств причинения истцу морального вреда. В то же время, как признал установленным суд, ТОО "Торговый дом "Электроника" упорно уклонялся от добровольного исполнения обязательств и произвел подмену товара. Эти действия ответчика, по мнению истца, свидетельствуют о причинении ему нравственных страданий, т.е. морального вреда, но суд данным обстоятельствам не дал оценки[23]. Предполагается, что на размер компенсации морального вреда могут влиять последствия имущественного вреда, включая нарушение привычного уклада жизни, функциональное назначение имущества, поведение противоположной стороны при рассмотрении справедливых требований потребителя и т.д.[24] В отечественной судебной практике подобный вполне справедливый подход не всегда находит адекватное отражение: Подойдя к уличному торговому ларьку с намерением купить сахар, истица при падении створок и подпорок от сильного порыва ветра ударилась головой о выступ и получила травму зубов, в результате чего находилась на лечении в клинике 1,5 месяца. Стоимость затрат на лечение признана обоснованной судом. Суд правильно указал, что истица является потребителем, так как имела намерение приобрести товар, но в силу изложенного покупку не сделала. Суд также выявил нарушение продавцом обязанности «обеспечивать безопасность предприятий розничной торговли (помещений, оборудования, инвентаря), условий обслуживания покупателей, реализуемых товаров и соблюдение персоналом установленных требований» к качеству обслуживания (обязательного к применению в силу п. 5 ст. 4 Закона). Свидетель (соседний продавец) показал, что от сильного порыва ветра створки ларька ответчика в течение дня падали неоднократно и продавец ответчика их поднимала. Суд, признав, что незаконным бездействием ответчика жизнь и здоровье истицы подвергались недопустимому риску, обязал его возместить вред ее здоровью (ст. 1095 ГК РФ). Хотя судом бесспорно установлено, что истице причинены значительные физические и нравственные страдания, т.к. она проходила длительное лечение в клинике, испытывала сильные боли от полученной травмы», однако с учетом того, что ответчик доставил ее в больницу (под угрозой вызова милиции) для оказания первой помощи и предлагал отвезти в иную клинику (а не ту, постоянным клиентом которой является истица), суд снизил размер компенсации морального вреда с заявленных 5000 рублей до 1000 рублей[25]. Стойкое нежелание ответчика разрешить конфликт добровольно (иск предъявлен спустя полгода после случившегося) апелляционная инстанция не учла и оставила решение без изменений[26], также отказав во взыскании штрафа, поскольку истица лечилась в своей клинике, а не в той, которую ей предлагал ответчик. Подводя итог, следует поддержать усиление мер ответственности недобросовестных контрагентов потребителей (п. 6 ст. 13 Закона). В то же время необходимо расширить сферу регулирования Закона, включив в нее оказание услуг получателям мер социальной защиты» (льгот), а также устранить необоснованные ограничения реализации потребителем своих прав при прекращении отношений с контрагентом по договору[27]. В договор, в качестве одной из сторон которого выступает потребитель, могут быть включены условия, ущемляющие его права по сравнению с нормами Закона. Это могут быть условия нескольких видов: - сокращающие объем прав потребителя; - сокращающие объем обязанностей и ответственности изготовителя; - устанавливающие дополнительные обязанности потребителя; - устанавливающие дополнительные меры ответственности потребителя. В соответствии со ст. 16 Закона основным последствием включения таких условий в договор будет являться недействительность таких условий. Необходимо разобраться, что означает для потребителя недействительность условий договора. Статьей 180 ГК РФ установлено, что недействительность части сделки не влечет за собой недействительность прочих частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без заключения недействительной ее части. В связи с указанным правилом, суды признают недействительными условия договоров о размере неустойки, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными Законом[28]. Таким образом, последствием включения в договор условий, ущемляющих права потребителей, будет то, что договор будет считаться заключенным без таких условий. При этом если все же у потребителя возникнут убытки, связанные с исполнением таких условий (например, в силу незнания потребителя об их недействительности), эти убытки подлежат возмещению изготовителем (продавцом) в полном объеме. Хочется отметить последовательность норм Закона, которые во всех случаях освобождают потребителя от ответственности за отсутствие специальных знаний и навыков и налагают такую ответственность на изготовителя (продавца), обязывая его такими знаниями и навыками обладать. Запрет обусловливать приобретение одних товаров приобретением других направлен на обеспечение потребителю свободного выбора. Кроме того, подкрепление запрета обязанностью продавца возместить убытки в полном объеме лишает его возможности получить прибыль за счет принудительной реализации потребителю плохо раскупаемых товаров. Таким способом эта норма еще и стимулирует продавца реализовывать потребителю только товары высокого качества, которые не требуется ему навязывать. Данная норма об ответственности не относится к изготовителю, так как у него нет возможности поставить такое условие, поскольку, как правило, он не реализует товар непосредственно потребителю. Ст. 17 Закона содержит нормы, регулирующие вопросы судебной защиты прав потребителей. Потребителю предоставлено право выбора предъявления исковых требований по месту: - нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; - жительства или пребывания истца; - заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Следует иметь в виду, полномочия потребителей, в отличие от иных заявителей, расширены за счет освобождения их от обязанности по уплате государственной пошлины при обращении в суд. Такая мера обеспечивает возможность обращения за защитой своих прав даже представителям малообеспеченных слоев населения, у которых не было финансовой возможности заплатить государственную пошлину, а также стимулирует к активному отстаиванию своих интересов остальных потребителей, которых сдерживала сама необходимость платить при обращении в суд. Также освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей. Одновременно с этим следует отметить, что в судебной практике встречаются случаи, когда судьи оставляют без движения иски потребителей по мотиву неоплаты их государственной пошлиной[29]. Ст. 12 предусматривает ответственность изготовителя (продавца) за ненадлежащую информацию о товаре. Закон «О защите прав потребителей» вводит критерий оценки необходимого объема и достоверности информации (ст. 10). Этим критерием служит наличие возможности у потребителя правильного выбора товара. Именно этот критерий достаточно часто ложится в основу судебных решений по делам о защите прав потребителей. Рассмотрим пример: В России большое распространение получила продажа так называемых трансгенных продуктов. Генетические модификации могут придать дополнительные полезные свойства многим товарам (например, увеличить срок годности, снизить их стоимость, защитить от быстрой потери влаги и т.д.). Однако дискуссии о том, наносят ли такие продукты существенный вред здоровью, еще продолжаются. В любом случае покупатель вправе решить, хочет ли он приобрести товары, полученные при помощи генной инженерии, или нет. На сегодняшний день, даже тщательно изучив упаковку, потребитель не может быть уверен, что продукт натуральный. Ведь информацию о том, что продукты являются трансгенными, фирмы должны указывать, только если доля генно-модифицированных организмов в них превышает 0,9 процента. Какая же ответственность будет грозить фирме, не проинформировавшей потребителя. Согласно статье 12 Закона № 2300-1, покупатель вправе потребовать от организации возместить все убытки, связанные с использованием товара (в т.ч. вред здоровью). Если генные продукты безвредны, потребителю будет трудно доказать размер ущерба. Однако нельзя забывать, что клиент вправе требовать от фирмы возместить моральный вред, а эти суммы законом не лимитированы (ст. 15 Закона № 2300-1)[30]. Статья 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает обязательные требования к содержанию информации о товаре, которая должна включать срок его годности, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении указанного срока представляет опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становится непригодным для использования по назначению. Данная информация должна доводиться до сведения потребителей на этикетках продуктов питания. На мой взгляд, при реализации продуктов питания с истекшим сроком годности продавцы не совершают обмана покупателей путем введения в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара. Они ни устно, ни письменно не передают покупателям заведомо искаженной информации об истекших сроках годности продуктов. На этикетках реализуемых продуктов питания в доступном для понимания виде доводится информация для потребителей о сроках годности товаров, как того требует ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей». И ни один из нормативных актов не возлагает на продавцов обязанности дополнительно сообщать покупателю информацию, которая уже содержится на этикетке товара.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|