Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение о методах криминалистики




Криминалистика, как и другие науки, решает стоящие перед ней задачи, используя определенные методы научного исследования. Метод— в широком смысле — это способ познания действительности, изучения явлений природы или общественной жизни, способ достижения какой-либо цели, решения задачи. Учение о методах криминалистики является разделом общей теории этой науки.

Методология криминалистических исследований базируется на диалектическом подходе. Фундаментальную роль в криминалистике играют положения диалектики о способности материи к отражению, о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Например, в процессе расследования преступлений возможен анализ самых разных форм отражения:

начиная от простейших, связанных с контактным взаимодействием двух объектов, и до психофизиологических, когда факты и обстоятельства запечатлеваются в сознании людей. Основу метода криминалистической идентификации составляет учение о единичном (объект тождествен только самому себе) и особенном (установление групповой принадлежности объекта). Этот перечень может быть продолжен.

Поскольку законы материалистической диалектики имеют всеобщее значение и присущи любой форме движения материи — развитию природы, общества, мышления, диалектический метод является всеобщим, равно применимым во всех разновидностях процесса познания. Методологическое значение диалектики для криминалистики не исчерпывается тем, что ее законы и категории служат основой, исходным положением научного исследования. Диалектический метод позволяет вскрывать философскую сущность проблем, специфических для криминалистики, выяснить, какую роль играет практика как в научном криминалистическом исследовании, так и в деятельности следователя или судьи, основывающейся на рекомендациях и выводах криминалистической науки и т. п.

Важнейшее значение диалектического метода состоит в том, что он является базовым: на нем основаны и из него вытекают все другие методы, применяемые для изучения и овладения предметом науки, изучения конкретных объектов познания — отдельных фактов и явлений объективной действительности. Диалектический метод, не подменяя собой специальных инструментов исследования, позволяет сконструировать систему методов частной науки, пронизывает их содержание и входит сам в эту систему в качестве основополагающего элемента.

Рассматривая роль приемовлогического мышления в познании, отметим, что анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза и аналогия и другие категории формальной логики, выражая процесс движения мысли, не связаны с предметом исследования. Независимо от того, что анализируется, операция анализа с логической точки зрения одинакова. То же относится к абстрагированию, гипотезе и т. д. Таким образом, все эти категории — более высокого порядка, чем методы исследования, если под последними понимать мыслительную деятельность человека.

С другой стороны, учитывая, что формальная логика является составной частью логики диалектической, а последняя есть всеобщий метод познания, категории формальной логики можно рассматривать как элементы диалектического метода, т. е. применительно к криминалистике — как элементы всеобщего метода. Соблюдение законов формальной логики — это условие, а не метод познания, поскольку она обеспечивает лишь правильность мышления по форме, а не его истинность, правильность сочетаний мыслей, мыслительных операций, но не соответствие мыслей объективной действительности. В то же время сами приемы логического мышления играют и роль методов познания как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, поскольку при условии истинности посылок формальная логика позволяет получить знание не только правильное по форме, но и новое по существу. Однако логические методы не обращены непосредственно к материальной действительности и являются элементами всеобщего метода.

Таким образом, в структуру всеобщего метода криминалистики входят:

1) категории и законы диалектической (философской) логики;

2) формально-логические методы познания.

Методы, разрабатываемые и используемые криминалистикой, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по многим логическим основаниям. По степени охвата методы криминалистики делятся на общие (общенаучные) и специальные.

Общие, или общенаучные, методы — это методы, используемые во всех (или в очень многих) науках и сферах практической деятельности. Не отличаясь от них по существу, общие методы криминалистики и процесса доказывания имеют некоторые особенности, определяемые характером тех закономерностей, которые составляют предмет криминалистики, целями этой науки, содержанием процесса доказывания как разновидности человеческой деятельности, т. е. особой формы практики.

К числу общенаучных относятся в первую очередьчувственно-рациональные методы, сочетающие в себе и чувственное, и рациональное познание, поскольку воспринимается не просто сумма отдельных, изолированных друг от друга элементов, а их совокупность, систематизированная определенным образом. Рассмотрим эти методы подробнее.

Наблюдение, под которым понимают восприятие какого-либо объекта, явления, процесса, осуществляемое преднамеренно и целенаправленно. В криминалистических научных исследованиях объектами наблюдения являются элементы вещной обстановки (следы преступника и преступления, их копии, документы, отдельные предметы и пр.); люди, признаки их сущности, проявления их характера, темперамента, эмоционального состояния и пр.; действия людей, в том числе и такие, которые образуют способ совершения и сокрытия преступления; явления и процессы (например, процесс следообразования). Субъектом наблюдения является ученый-криминалис.т. Он может наблюдать лично(непосредственное наблюдение). Однако криминалистика имеет дело не только с вещественными образованиями, но и с людьми, их состоянием, эмоциями, поступками, действиями, часть из которых может быть недоступна для непосредственного восприятия. В этих случаях используетсяопосредованное наблюдение, когда информацию о наблюдаемом объекте, событии, факте получают от других лиц. В этом случае субъект исследования вынужден решать иную задачу: проверить, насколько полученные сведения соответствуют тому, что эти лица наблюдали в действительности.

Описание, при котором указываются признаки объекта. Это могут быть все установленные признаки (существенные и несущественные) или только некоторые, имеющие значение для данного исследования. Описываемые признаки устанавливаются путем наблюдения или при помощи других методов и являются средством фиксации полученных сведений. Различают непосредственное и опосредованное описание. Поднепосредственным понимают фиксацию (описание) признаков, воспринимаемых самим исследователем в процессе наблюдения.Опосредованное описание включает признаки объектов, воспринимавшиеся другими лицами, т. е. фиксируются результаты опосредованных наблюдений. Описание считается методом познания потому, что с его помощью информация обозначается и систематизируется. Систематизация может достигаться путем использования разных видов описаний, начиная с типовых, в которых систематизируются обобщенные знания о группе событий, явлений, фактов. Далее на основании типового описания обозначается исследуемое событие, причем указываются не только типовые, но и индивидуальные признаки, а затем происходит пополнение типового описания новыми признаками.

Сравнение — это сопоставление свойств или признаков двух или нескольких объектов. Объектами сравнения могут быть конкретные материальные образования, мысленные образы, выводы и предположения, результаты действий и пр. При этом содержание и значение сравниваемых объектов познаются путем их сопоставления. Следовательно, объекты сравнения должны быть сопоставимы, т. е. обладать общими признаками.

Объектами сравнения могут быть:

фактические данные и их источники, в том числе материальные образования, вещи, обстановка, последствия действия;

мысленные образы, представления, 'понятия;

выводы и предложения;

результаты действий.

Поскольку цель данного метода — выявление того общего, что есть у сравниваемых объектов, они интересуют исследователя с какой-то определенной стороны, которая и составляет содержание данной деятельности.

Эксперимент — воспроизведение явления или события с целью установить природу наблюдаемого явления, его сущность и происхождение, пути и методы управления им. Посредством эксперимента исследуемое явление выделяется из многообразия других явлений и фактов и может изучаться изолированно от связанных с ним причин и следствий, а из многообразия взаимоотношений причинных связей выделяется интересующая исследователя зависимость, которая и будет объектом изучения.

Научный эксперимент используется во всех отраслях криминалистики. Путем постановки экспериментов создаются методики исследования вещественных доказательств, разрабатываются тактические приемы проведения следственных действий, определяются наиболее эффективные пути расследования отдельных видов преступлений.

Моделирование, суть которого состоит в замене объекта-оригинала моделью, т. е. специально созданным аналогом. Это могут быть модели предметов, устройств, систем, явлений и процессов. При этом под моделью понимается устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства, а также любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала модели). К моделированию прибегают в тех случаях, когда изучение самого объекта, явления, процесса по тем или иным причинам невозможно или нецелесообразно.

С моделью производятся необходимые исследования, а результаты затем экстраполируются на оригинал. В криминалистике используют многие виды моделирования: мысленное (например, при разработке следственных версий и планировании расследования); физическое (создание материальных моделей, макетов, муляжей, предметов-аналогов); математическое (моделирование условий протекания процессов и явлений с помощью соответствующих расчетов).

Положения, разрабатываемые на основе этого метода, применяются затем в следственной и судебной практике при производстве различных процессуальных действий.

Частным случаем моделирования являетсяреконструкция, т. е. восстановление первоначального вида, состояния, облика объекта по остаткам или письменным источникам. Возможно как материальное реконструирование, осуществляемое с помощью макетирования или натурной реконструкции (например, воссоздание облика по черепу), так и. мысленное — логическое моделирование на основе отражений наглядных образов, возникающих у субъекта в результате ознакомления с определенными объектами и (или) их описаниями.

Вторая группа общенаучных методов объединяетматематические методы: измерение, вычисление, геометрические построения, уже упомянутое математическое моделирование.

Приизмерении путем сравнения исследуемой величины с однородной ей (обычно принимаемой за единицу измерения и называемой мерой) устанавливают количественное соотношение известной и неизвестной величин. Объектами измерения в криминалистике являются различные физические характеристики предметов, явлений, процессов, такие, как:

размеры, масса, объем, температура, временные интервалы, скорость движения, спектральные характеристики и т. п.

Для установления этих параметров часто используютсявычисления. Необходимы они и при проведении математического моделирования.

Составление планов, чертежей, схем в криминалистике невозможно без применения общенаучного метода, использующегогеометрические построения. Этот метод необходим, когда проведение непосредственных измерений затруднено (например, на месте происшествия имеется крутой обрыв и нельзя просто измерить расстояние между объектами).

Новая группа общенаучных методов, активно внедряемых в криминалистику, —кибернетические методы. Не следует путать их с математическими, поскольку вычисления и математическое моделирование — это только часть задач, решаемых с помощью кибернетики. Новые информационные технологии, основанные на использовании этих методов, позволяют осуществлять поиск и автоматическую обработку информации (например, в криминалистических учетах и картотеках), компьютерное моделирование (используемое для выбора типичных следственных версий или реконструкции элементов вещной обстановки до преступления, сопряженного с большими ее изменениями вследствие, например, взрыва, пожара, технологической аварии).

Под специальными понимают такие методы, сфера применения которых ограничена одной или несколькими науками. Система специальных методов криминалистики состоит из двух групп.

Первую группу составляютсобственно криминалистические методы, как первоначально разработанные криминалистической наукой и используемые только ею. Среди них выделяюттехнико-криминалистические методы, применяемые в области технико-криминалистических научных исследований: трасологических (в том числе дактилоскопических), одорологических, баллистических и других отраслей криминалистической техники.

Базой этих методов обычно служат естественные и технические науки. Если метод опирается лишь на законы этих наук, но разработан криминалистикой — это оригинальный криминалистический метод, не имеющий аналогов в других науках. Если же в его основе лежит специальный метод, разработанный этими науками (соответствующим видом практической деятельности) — это трансформированный технико-криминалистический метод. Однако такая трансформация является не простым приспособлением, а качественным преобразованием метода, осуществленным именно в криминалистике за счет интеграции естественнонаучных, технических и криминалистических знаний. В итоге возникают новые собственно криминалистические методы, которые при этом сохраняют связь с теми областями знания, где они возникли. Например, метод исследования микрообъектов (волокон, частиц лакокрасочных покрытий и пр.).

В группе собственно криминалистических выделяют такжеструктурно-криминалистические методы, т. е. методы построения в криминалистике определенных систем (систем основных элементов планирования расследования преступлений, приемов, образующих тактику следственных действий, рекомендаций, составляющих основные методики расследования отдельных видов преступлений и т. п.). Это методы накопления исходной информации, необходимой для построения структуры, определения путей ее развертывания и использования в практической деятельности. Источником исходной информации при этом являются нормы уголовного и уголовно-процессуального закона, сведения о способах совершения и сокрытия преступлений, признаках применения этих способов, о направлениях практики раскрытия и расследования преступлений. Такая информация является основой алгоритмов действий следователя.

Вторую группу составляют специальные методы других наук. Они могут быть использованы без модификации (например, многие фотографические или микроскопические методы) или приспособлены для решения специфических криминалистических задач (метод цветоделения как модификация фотографического или составления композиционных портретов как модификация антропологического метода).

К наиболее часто используемым специальным методам других наук относятся: физические, химические и физико-химические методы, предназначенные для анализа морфологии (внешнего строения), состава (элементного, молекулярного, фазового — качественного и количественного), структуры, физических и химических свойств веществ и материалов;

биологические методы, используемые для исследования объектов биологического происхождения (крови, частиц эпидермиса, выделений, волос, частиц растений и пр.);

антропологические и антропометрические методы, необходимые при установлении личности погибшего по костным останкам, при формализованном описании внешности человека для его розыска и выработки критериев последующего опознания и пр.;

социологические методы, такие, как анкетирование при изучении уголовных дел или интервьюирование работников правоохранительных органов. Целями этих исследований обычно являются изучение причин и условий, способствующих совершению и сокрытию преступлений, анализ способов преступлений, сбор информации о результативности тех или иных тактических приемов и рекомендаций;

психологические методы, используемые при разработке тактических приемов и комбинаций, а также многие другие.

Возможность использования существующих и вновь возникающих методов других наук в криминалистических исследованиях оценивается с точки зрения ряда критериев:

научность метода, под которой понимается достоверность получаемых результатов, их точность и надежность (положительные ответы на вопросы о соответствии средств и методов этим требованиям должны содержаться в базовой науке, где они испытаны первоначально). Недопустимы методы, не имеющие научной основы либо опирающиеся на псевдонаучные "теории", например астрология, гадание и пр.;

безопасность метода: его применение не должно угрожать жизни и здоровью людей. Многие методы требуют высокого электрического напряжения, использования вредных для здоровья реактивов или излучений; что выдвигает на первый план необходимость соблюдения техники безопасности. В противном случае применение метода недопустимо;

законность и этичность метода. Допустимость методов не исчерпывается их безопасностью. Поскольку они используются в сфере уголовного судопроизводства, объектами исследования могут быть не только предметы, но и люди. Поэтому возможно применение только таких методов, которые отвечают конституционным принципам законности и нравственным критериям общества, т. е. не ущемляют права граждан, не унижают их достоинства, исключают насилие и не приводят к нарушению норм уголовно-процессуального права;

эффективность метода. Метод эффективен, если он позволяет в оптимальные сроки с наибольшей продуктивностью достигнуть намеченной цели. Кроме того, метод должен быть рентабельным — затраченные силы и средства должны соразмеряться с ценностью полученных результатов.

Следует различать методы криминалистики как науки и методы практической деятельности, опирающейся на положения криминалистики. Практическая деятельность органов дознания; следствия и суда, экспертных учреждений, теоретическую, основу которой составляют ряд наук, в том числе и криминалистика, по своему содержанию, целям, средствам и условиям отличается от научного исследования. И в той, и в другой сфере могут применяться методы, сущность которых остается одной и той же независимо от сферы познания. Так, наблюдение всегда представляет собой планомерное, целеустремленное восприятие. Сущность его не изменится от того, будет ли осуществлять наблюдение следователь или ученый-криминалист. Однако условия применения этого метода познания, объект и цель наблюдения будут различными, и это не может не отразиться на приемах наблюдения, его роли в процессе познания, достоверности результатов применения этого метода.,

Различие в методах научного исследования и практической деятельности по доказыванию в процессе расследования и судебного разбирательства уголовных дел становится более разительным, когда речь идет о применении не общих, а специальных методов криминалистики. Некоторые из них могут оказаться вообще неприменимы при собирании, исследовании и оценке доказательств как в силу самого содержания этих методов, так и в силу требований законности, допускающих использование при доказывании только предусмотренных законом средств.

Ни один из методов криминалистики нельзя превращать в единственно возможный, универсальный. Только использование их в совокупности обеспечивает познание истины и в науке, и в процессе расследования уголовных дел.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...