Тема лекции 2. Государство и ТЭК в 1950-е – 1960-е годы. Государство и ТЭК в середине 60-х – начале 80-х годов XX века.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Смерть Сталина 5 марта 1953 года привела к необходимости к перестройке всей системы отношений в руководстве страны и партии. Периодизацию процесса преодоления кризиса власти можно представить следующим образом: 1. Период триумвирата – Берия, Маленков, Хрущев (март – июнь 1953 г.); 2. Период формального лидерства Маленкова (июнь 1953 г. – январь 1955 г.); 3. Период борьбы Хрущева за единоличную власть (февраль 1955 г. – июнь 1957 г.); 4. Период единоличного лидерства Хрущева (июнь 1957 г. – октябрь 1964 г.) [18]. В Программе Коммунистической партии Советского Союза было указано: «Определяя основные задачи строительства коммунистического общества, партия руководствуется гениальной формулой В. И. Ленина «Коммунизм—это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Эта ленинская формула, как отмечал Н. С. Хрущев, дает в неразрывном единстве политическую (Советская власть) и экономическую (электрификация всей страны) стороны строительства коммунизма. В широком применении электричества В. И. Ленин видел воплощение современной, передовой техники, показав, что электрификация является основой материально-технической базы социализма. Электрификация, являющаяся стержнем строительства экономики коммунистического общества, играет ведущую роль в развитии всех отраслей народного хозяйства, в обеспечении всего современного технического прогресса. Если на первых этапах развития электротехники электричество использовалось в основном лишь для освещения, то затем во все большем количестве начинает употребляться на силовые нужды в промышленности. В 1955 г. наиболее высокий уровень потребления электроэнергии для нужд промышленности (до 70—80%) был в СССР, Чехословакии, Бельгии, Италии, Финляндии, ФРГ, Франции и в некоторых других странах; наиболее высокое потребление электроэнергии для быта было в Дании и Исландии, для электрифицированных железных дорог — в Швейцарии. [19].
По пятому пятилетнему плану (1950-1955 гг.) выработка электроэнергии в 1955 г. должна была возрасти против уровня 1950 г. примерно на 80%. В действительности она увеличивается за пятилетие на 84% и достигает в 1955 г. 166 млрд. кВт-ч. Совокупная мощность электростанций за пятилетку увеличивается примерно вдвое, а по гидростанциям — втрое. За годы Советской власти построено и введено в действие свыше 300 электростанций большой и средней мощности, в том числе 90 гидроэлектростанций. Только в 1954 г. введено мощностей на электростанциях почти в 2,5 раза больше, чем было введено за первые десять лет по ленинскому плану ГОЭЛРО. Наиболее, быстрыми темпами возрастает гидроэлектростроительство. За первые четыре года пятой пятилетки вступили в строй мощные, оборудованные по последнему слову техники гидроэлектростанции: Цимлянская мощностью 164 тыс. кВт, Гюмушская — 224 тыс. кВт, Верхне-Свирская — 160 тыс. кВт, Мингечаурская — 357 тыс. кВт, первая очередь — 126 тыс. кВт — Камской ГЭС, общая мощность кото-Рой составит 500 тыс. кВт, и другие. Гиганты гидроэнергии строились на великих реках Сибири, каждый из которых превышал по мощности крупнейшую до войны гидростанцию — Днепрогэс. Великие электростройки на Волге — Куйбышевская электростанция (с выработкой 11,4 млрд кВт-ч в год) на общую проектную мощность в 2100 тыс. кВт с частичным вводом в действие в 1955 г. и Сталинградская — на мощность 2310 тыс. кВт с вводом в действие в 1956 г.— являются беспримерными по размерам, объему работ и темпам строительства. Выработка электроэнергии на двух волжских гигантских гидростанциях составляло в среднем в год свыше 22 млрд. кВт-ч— в 11 с лишним раз больше, чем выработка электроэнергии всеми электростанциями царской России в 1913 г.
На базе Куйбышевской и Сталинградской гидроэлектростанций предполагалось создать грандиозный комплекс крупнейших, невиданных в мире электрических, транспортных, ирригационных систем. Главное назначение двух электрогигантов Поволжья — обеспечить в достаточном количестве снабжение дешевой электроэнергией Москвы, а также ряда городов, прилегающих к гидроэлектростанциям районов Поволжья. Стоимость электроэнергии на этих гидростанциях в 3...6 раз дешевле, чем на крупных тепловых электростанциях. [20]. Грандиозные перспективы производства электроэнергии и роста электрификации в нашей стране открывало развитие атомной электроэнергетики на базе строительства мощных атомных электростанций. Первая в мире атомная электростанция на 5 тыс. кВт была введена в строй в Советском Союзе 27 июня 1954 г. в городе Обнинске. До этого энергия атомного ядра использовалась преимущественно в военных целях. Пуск первой АЭС ознаменовал открытие нового направления в энергетике, получившего признание на 1-й Международной научно-технической конференции по мирному использованию атомной энергии (август 1955 г., Женева). В 1958 г. была введена в эксплуатацию 1-я очередь Сибирской АЭС мощностью 100 Мвт (полная проектная мощность 600 Мвт), а также началось строительство Белоярской промышленной АЭС. Вместе с мощными электростанциями все шире развертывается в Советском Союзе в послевоенный период строительство крупнейших в мире линий электропередач тока высокого напряжения. Линии электропередач Куйбышевской и Сталинградской гидростанций рассчитаны на протяжение в 800... 1 000 км с напряжением тока в 400 киловольт. Весьма важным преимуществом электрификации Советского Союза являлось быстрое развитие теплофикации на базе тепловых электростанций. Теплоэлектроцентрали, обеспечивая промышленное и бытовое потребление электроэнергией, паром и горячей водой, более чем вдвое повышают — при надлежащем развитии теплофикационных сетей — коэффициент использования топлива сравнительно собычными конденсационными тепловыми электростанциями. Включение волжских и ряда других мощных электростанций в работу энергосистем в пределах европейских районов Советского Союза являлось новым этапом в построении на базе существовавших трех крупнейших энергосистем европейской части СССР— Уральской, Южной и Центральной — единой высоковольтной электросети, предусмотренной планом ГОЭЛРО. [21]
В целях дальнейшего улучшения бытовых условий населения и развития снабжения газом городов РСФСР Совет Министров РСФСР принял постановление от 17 февраля 1954 г. «О дальнейшем развитии снабжения газом городов РСФСР» (см. приложение 9). Ускоренное развитие тяжелой индустрии, особенно электроемких ее отраслей, всемерное повышение технического уровня промышленности на базе электрификации, комплексной механизации и автоматизации, быстрейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства СССР предъявляло особо высокие требования к масштабам производства электроэнергии и электрификации страны. Строительство электростанций и электросетей, как указано в постановлении июльского (1955 г.) Пленума ЦК КПСС, должно осуществляться с таким расчетом, чтобы рост энергетических мощностей опережал развитие всего народного хозяйства. Вместе с тем должны быть разработаны и проведены мероприятия по значительному снижению удельного расхода топлива на выработку тепловой электрической энергии, сокращению расхода электроэнергии на собственные нужды электростанций, уменьшению потерь электроэнергии в сетях, а также по дальнейшему повышению надежности работы электростанций и сетей. Электропромышленность должна была добиться уменьшения удельного веса и габаритов ряда выпускаемых ею машин и аппаратов, громоздких и завышенных по весу, увеличить мощность электрических машин за счет их технического совершенствования и резко повысить срок службы машин. Всемерное усиление темпов производства электроэнергии и электростроительства, еще большее повышение удельного веса и размаха электрификации в народном хозяйстве СССР, рост технического уровня и качества работы электростанций, создание постоянных и мощных энергетических резервов признавалось одной из важнейших задач дальнейшего социалистического строительства. [22]
В 1961 г. в СССР произведено 327 млрд. квт-чэлектроэнергии. Это примерно в 160 раз больше, чем было произведено в 1913 г. Развитие электрификации в СССР, а также в других странах после первой мировой войны характеризовалось резким увеличением мощности отдельных тепловых электростанций (до сотен тысяч квт)и объединением их для совместной (параллельной) работы на общие электрические сети. Сооружение мощных электростанций с крупными агрегатами требовало значительно меньших затрат на установленный киловатт мощности, чем строительство электростанций с небольшими агрегатами. Данные электростанции достигали значительных размеров. В конце 1964 г. намечалась новая глобальная перестройка в народном хозяйстве. Однако Н.С. Хрущев лишался поддержки в партийном аппарате и в обществе. 14 октября 1964 г. пленум ЦК снял Н.С. Хрущева со всех его должностей и отправил на пенсию. Партийно-государственное руководство во главе с Л.И.Брежневым приступило к осуществлению нового, по их мнению, курса в политической и социально-экономической сферах. В политике главной стала тенденция на стабильность. В сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС принимается решение о начале хозяйственной реформы. Главное содержание реформы составляло совершенствование системы и принципов управления экономикой. Первые шаги реформы 1965 г. вселяли надежды. Ускорился экономический рост. Среднегодовые темпы увеличения объемов промышленного производства за 1966 – 1970 гг. составили 8,5 % (в предшествующие пять лет – 7,2%), рост производительности труда – 5,7% (4,5 %). Наиболее существенный рост был достигнут по прибыли – в 2,5 раза (среднегодовые темпы – 20 % против прежних 10 %). На новую систему планирования и стимулирования были переведены помимо промышленных предприятий, предприятия железнодорожного, водного, автомобильного и воздушного транспорта. Однако достигнутый в начале 8-й пятилетки (1966 – 1970 гг.) динамизм в развитии промышленности не удалось сохранить. Росла фондоемкость производства, продолжали действовать экстенсивные методы в качестве основных, товарное покрытие отставало от возрастающего спроса на товары. [28]. В сфере ТЭК за годы 8-й пятилетки ведутся исследования и разработки, связанные с определением рациональной структуры ЕЭС страны на перспективу. Наряду с вопросами создания мощных системообразующих связей переменного тока 1150 кВ, налагаемых на сеть 500 кВ, особое внимание уделяется разработке проблемы передачи электроэнергии постоянным током. Кроме того, продолжает осуществляться правовое регулирование государства в сфере ТЭК.
Доказывается целесообразность сооружения мощных передач постоянного тока для дальнего транспорта больших количеств электроэнергии в европейскую часть СССР из районов Экибастуза, где на базе громадных ресурсов дешевых углей создавались комплексы крупнейших тепловых электростанций (ТЭС). Выполнены проектные работы по первой из этих передач – передаче постоянного тока 1500 кВ Экибастуз – Центр, протяженностью 2400 км, пропускной способностью 6 млн. кВт. В 1965 г. состоялся пуск Киришской ГРЭС – крупнейшей тепловой электростанции Объединенной энергетической системы (ОЭС) Северо-Запада. Принят в эксплуатацию первый энергоблок Конаковской ГРЭС. На момент окончания строительства она была самой крупной в СССР и Европе. Построен и включен в эксплуатацию первый в СССР теплопровод диаметром 1200 мм, длиной 11 км (от ТЭЦ № 22 Мосэнерго). Начаты продолжавшиеся во все последующие годы работы по модернизации конденсационных турбин типа К-25-29, К-50-90 и К-100-90 в теплофикационные турбины с отопительными отборами пара или турбины с противодавлением. Мощность теплофикационных турбин Минэнерго на конец 1965 года составила 23743 тыс. кВт; отпуск тепловой энергии за год составил 1288965 тыс. ГДж (307438 тыс. Гкал). Протяженность тепловых сетей от ТЭЦ Минэнерго составляла 7198 км. Завершено было строительство первой передачи постоянного тока 800 кВ Волгоград - Донбасс (межсистемная связь ОЭС Центра - ОЭС Юга). В ЕЭС Европейской части СССР уже входило 5 территориальных ОЭС, включающих 47 энергосистем и энергорайонов с годовым максимумом нагрузки 44 940 МВт. В 1966 г. в СССР учреждается профессиональный праздник «День энергетика». ОЭС Северо-Запада включена на параллельную работу с ЕЭС Европейской части СССР по связи 330 кВ Калинин – Ленинград. Продолжается строительство гидроэлектростанций, которое требует правовой поддержки со стороны государства. Так, 24 ноября 1966 г. выходит постановление Совета министров РСФСР «О мероприятиях по переселению населения и переносу на новые места строений и сооружений в связи со строительством Нижне-камской гидроэлектростанции»(см. приложение 10). В 1967 г. была введена в эксплуатацию опытно-промышленная линия электропередачи 750 кВ Конаковская ГРЭС – Москва. Проведены испытания полуволновой передачи в сети 500 кВ ЕЭС европейской части СССР. Исследованиями, проведенными с СибНИИЭ в 1960-х гг. выявлены характеристики полуволновых электропередач и особенности их режимов. Неоспоримые успехи в электроэнергетике потребовали усиления надзора со стороны государства. 29 июля 1967 г. следует постановление Совета министров РСФСР «О государственном энергетическом надзоре в СССР»(см. приложение 11). Между тем, энергетический комплекс продолжал расширяться. В 1968 – 1969 гг. начал эксплуатироваться энергоблок 500 МВт на Назаровской ГРЭС и двухвальный энергоблок 800 МВт на Славянской ГРЭС, была организована постоянная параллельная работа с ЕЭС СССР по сетям 110-220-330 кВ ОЭС Юга и Северного Кавказа (до этого параллельная работа осуществлялась несинхронно, только по передаче постоянного тока). Создано Центральное Диспетчерское управление (ЦДУ) ЕЭС СССР. В 1970 г. Костромская ГРЭС выработала первый миллиард киловатт-часов электроэнергии. ОЭС Закавказья включена на параллельную работу с ЕЭС СССР по линии 220 кВ Дагомыс – Бзыби. В составе ЕЭС СССР работают параллельно 7 ОЭС: Центра, Средней Волги, Урала, Северо – Запада, Юга, Северного Кавказа и Закавказья, включающие 63 энергосистемы, с годовым максимумом нагрузки 85 700 МВт. Общее количество энергоблоков мощностью 150 МВт и более составило 235, в том числе 69-300 МВт и по одному энергоблоку 500 и 800 МВт. Правовое регулирование государством сферы ТЭК в 1968-1970 гг. осуществлялось посредством образования ряда министерств. В 1968 г. следуют одно за другим постановления Совета Министров СССР: 20 июня № 464 «Об утвержденииположения о министерствехимического и нефтяного машиностроения», 26 июня № 483 «Об утверждении положения о министерстве электротехнической промышленности», 23 сентября № 749 «Об утверждении положения о министерстве нефтедобывающей промышленности СССР» (см. приложение 12). Решением Совета Министров СССР от 14 марта 1969 года № 195 было создано «Министерство энергетики и электрификации СССР», которое объединяла все республиканские министерства Союзных республик СССР, в частности «Министерство энергетики и электрификации РСФСР». Вышестоящим органом являлся «Совет Министров СССР». В собственности государства находились энергопредприятия, которые Министерство само строило, развивало и управляло (см. приложение 13). Правовое обеспечение проникало и в повседневность. Так, к примеру, 24 января 1969 г. Совет Министров РСФСР постановлением № 66 определил порядок приема платы за электроэнергию, расходуемую населением, проживающим в сельской местности (см. приложение 14), а 24 июля 1970 г. президиум Верховного совета РСФСР издал указ «Об административной ответственности за повреждение высоковольтных электрических сетей» Тема лекции 3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Традиционно в экономике выделяют такие отрасли, как топливно-энергетический комплекс, металлургический, машиностроение и металлообработка, легкая промышленность и другие. Нефтегазовый сектор рассматривается в структуре топливно-энергетического комплекса. В современной справочной литературе топливно-энергетический комплекс определяется как совокупность отраслей промышленности, осуществляющих добычу и переработку разных видов первичных топливных и энергетических ресурсов (угольных, нефтяных, газовых, гидравлических, ядерных, геотермальных, биологических и др.), а также преобразующих эти энергоресурсы в тепловую и электрическую энергию или в моторное топливо[1]. В словаре «Правовой режим минеральных ресурсов»[2] топливно-энергетический комплекс определяется, как совокупность отраслей экономики, предприятия которых заняты разведкой и разработкой тех минеральных и иных ресурсов, которые обеспечивают страну топливом и энергией. Подчеркивается, что особое место в топливно-энергетическом комплексе занимает нефтегазовый комплекс, т.е. комплекс отраслей, предприятия которых осуществляют разведку, добычу, транспортировку и переработку нефти и газа, обеспечивают распределение продуктов их переработки. Во всех странах отношения в сфере энергетики в той или иной степени регулируются государством[3].В Российской Федерации в последние годы, с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 г., правовому регулированию отношений в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса также уделялось и уделяется значительное внимание. В развитие положений п. «и» ст. 71 Конституции Российской Федерации, относящей «федеральные энергетические системы» к ведению Российской Федерации, был принят целый ряд законов, регулирующих различные отношения в топливно-энергетическом комплексе страны. В настоящее время на различных этапах подготовки находятся проекты Федеральных законов: «О федеральной энергетической политике», «О федеральных энергетических системах», «Об основах государственного регулирования балансов топлива и энергетики в Российской Федерации», «О теплоснабжении», «О магистральном трубопроводном транспорте»[4], «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» и др. 28 августа 2003 г. распоряжением N 1234-р Правительство Российской Федерации утвердило «Энергетическую стратегию России на период до 2020 года»[5]. В этом программном документе зафиксированы основные направления энергетической политики на федеральном и региональном уровнях на основе Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных актов.
Тема лекции 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Специалисты ТПП России считают, что основными факторами, сдерживающими развитие комплекса, являются: – высокая степень износа основных фондов (более 50%). Ввод в действие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК сократился за девяностые годы от 2-х до 6-ти раз. Наблюдается высокая аварийность оборудования, обусловленная низкой производственной дисциплиной персонала, недостатками управления, а также старением основных фондов. В связи с этим возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе; – дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование в отраслях комплекса (кроме нефтяной). При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК, приток в них внешних инвестиций составляет менее 13% от общего объема финансирования капитальных вложений. При этом 95% указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль. В газовой промышленности и в электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста; – деформация соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы привела к отсутствию конкуренции между ними и структуре спроса, характеризующейся чрезмерной ориентацией на газ и снижением доли угля. Политика поддержания относительно низких цен на газ и электроэнергию в перспективе может иметь следствием нарастание дефиВ стране практически отсутствуют прогрессивные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело и технически отстало, недостаточно используется потенциал атомной энергетики; – отставание развития и объективный рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов, и особенно газовой промышленности; – высокая зависимость нефтегазового сектора и, как следствие, доходов государства, от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка. Наблюдается тенденция к дальнейшему повышению доли нефти и газа в структуре российского экспорта, вместе с тем, недостаточно используется потенциал экспорта других энергоресурсов, в частности электроэнергии. Это свидетельствует о продолжающемся сужении экспортной специализации страны и отражает в достаточной степени отсталую структуру всей экономики России; – отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК. Имеются и существенные законодательные проблем в практической реализации тарифной политики, в частности – тарифы на товары и услуги естественных монополий индексируются не в соответствии с законами, которые обеспечивают прогнозный уровень цен на средне-срочный период, а посредством установления их Правительством РФ на год вперед, ставя тем самым другие отрасли экономики в заведомо худшее положение, провоцируя повышение цен на их продукцию и раскручивая спираль инфляции. Складывается ситуация, при которой наблюдается постоянный рост цен на электроэнергию, перевозки, товары общеэкономического значения, рост арендных платежей за землю. Кроме того, навязываемые монополистами дополнительные услуги, а также сложность и дороговизна подключения к тепловым и электрическим мощностям, создают значительные барьеры для успешного развития бизнеса. По мнению ТПП России, следует законодательно закрепить участие представителей предпринимательских объединений в работе федерального и региональных советов по тарифам. Для этого, в первую очередь, необходимо разработать регламент согласования проектов тарифов, позволяющий предпринимательским объединениям принимать реальное участие в обсуждении тарифов. Нужно устанавливать и прогнозировать тарифы на энергоносители на более длительный период, чем в настоящее время, так как это обстоятельство позволит организациям и индивидуальным предпринимателям составлять бизнес-планы на большую перспективу. Также необходимо законодательно ограничить минимальные сроки публикации утвержденных на следующий период тарифов на энергоносители до их вступления в силу (с таким расчетом, чтобы предприятия могли учесть новые тарифы в своих планах работы – не менее чем за три месяца до даты вступления в силу). Как нам представляется, настало время пересмотреть в сторону уменьшения существующие ставки земельного налога для отдельных предприятий, работающих в сфере энергетики, теплоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, в отношении площадей на которых размещаются производственные мощности и оборудование. Высокий земельный налог заставляет предприятия искусственно завышать стоимость цен и поднимать тарифы на производимые услуги. Для вновь создаваемых и расширяющихся малых и инновационных предприятий следует разработать систему преференций по подключению к энергетическим сетям (например, предусмотреть рассрочку внесения платежа за технологическое подключение к электросетям). В интересах развития отечественного агропромышленного комплекса и государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя им надо компенсировать часть затрат, связанных с удорожанием топлива. Основной проблемой газового сектора является отсутствие рыночной идеологии развития данной отрасли. Газовый монополист является объектом наиболее острой и справедливой критики экономистов, однако, решение основных вопросов полностью находится в политическом поле. В области трубопроводного транспорта нефти, газа и нефтепродуктов, по мнению ТПП России, следует усилить государственное регулирование вопросов доступа к магистральным трубопроводам. В частности, таким решением может выступать принятие, наконец, федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте», который был принят в первом чтении еще 21 сентября 1999 г. Принятие этого закона необходимо в первую очередь для реализации государственных интересов, которые заключаются в сохранности и обеспечении рационального использования природных ресурсов, получении оптимальной доли доходов от использования этих ресурсов в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, укреплении единства страны, создании рабочих мест, обеспечении потребностей внутреннего рынка в соответствующей продукции. Он позволит установить стабильные отношения собственников систем магистрального трубопроводного транспорта с клиентами, что является одним из важнейших условий привлечения инвестиций в соответствующие отрасли промышленности. ТПП России выступает за скорейшее рассмотрение и принятие данного законопроекта. Проект федерального закона № 130858-4 «Об использовании альтернативных видов моторного топлива» подготовлен с учетом положений Модельного закона с аналогичным названием и Рекомендациями, принятыми на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ и направленными в парламенты стран Содружества для использования в национальном законодательстве (протокол МПА от 15.11.03 N 22-10). Этот законопроект корреспондируется с ратифицированным Федеральным Собранием Российской Федерацией Киотским протоколом и Рамочной конвенцией ООН об изменении климата, а также с итоговыми документами, принятыми на саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Названный законопроект соответствует и поручению Президента Российской Федерации «о стимулировании широкомасштабного перевода сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо» и резолюции ЕЭК ООН от 12.12.01, предусматривающей перевод к 2020 году 23% автомобилей парка стран Европы на альтернативные виды моторного топлива, в том числе на природный газ – 10% (23,5 млн. единиц), на биогаз – 8% (18,8 млн. единиц) и на водород 5% (11,7 млн. ед.). Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время в России основными альтернативными видами моторного топлива являются компримированный природный газ и пропан-бутан, которые используются в основном на автомобильном транспорте. ТПП России поддерживает принятие этого проекта закона. 18 сентября 2009 года в Государственную Думу внесена новая редакция указанного законопроекта. Законопроект нацелен на решение двуединой задачи. Использование альтернативных, экологически более чистых видов моторного топлива (компримированного и сжиженного природного газа – метана, сжиженного углеводородного газа – пропанобутановые смеси) – это, прежде всего, сохранение здоровья граждан и окружающей среды России на основе повышения экологической безопасности транспортных и других средств, имеющих двигатели внутреннего сгорания. В настоящее время в России основными альтернативными видами моторного топлива являются компримированный природный газ и пропан-бутан, которые используются в основном на автомобильном транспорте. Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания, использующих природный газ, по наиболее вредным компонентам в 1,5 – 5 раз менее опасны, чем выхлопы двигателей, работающих на традиционных моторных топливах. Его использование сокращает выбросы парниковых газов транспортными средствами более чем на 25 процентов. Не менее важная цель законопроекта – это достижение долгосрочной обеспеченности Российской Федерации в невозобновляемых, ископаемых энергоносителях. В Российской Федерации имеются достаточно благоприятные условия для газификации транспортных и других средств, прежде всего за счет использования природного газа. Его запасы составляют 32% от мировых и дают возможность рассматривать его как надежный энергоресурс. Единая система газоснабжения обеспечивает подачу природного газа более чем в 20 тыс. населенных пунктов России, в том числе в 700 городов, автотранспорт которых является потенциальным потребителем этого вида моторного топлива. Однако использование альтернативных видов моторного топлива в России остается незначительным и эффект от их применения в масштабах государственной экономики малозаметен. Одной из основных причин является отсутствие законодательной базы, регулирующей и стимулирующей использование альтернативных видов моторного топлива. Действующее в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом» недостаточно эффективно влияет на развитие этого сегмента экономики России. Как показывает мировая практика, практически всеми странами в период внедрения альтернативных видов моторного топлива приняты пакеты законодательных актов, стимулирующие и регулирующие их использование. Законопроект нацелен на создание условий, позволяющих увеличивать парк автотранспортных и других средств, работающих на альтернативных видах моторного топлива, развивать сеть заправочных станций, сопутствующую инфраструктуру. Кроме того, масштабное использование природного газа в качестве моторного топлива позволит существенно уменьшить экологический ущерб. На основании заключения профильного Комитета ТПП России в Комитет Государственной Думы по энергетике направлено заключение ТПП России по законопроекту с просьбой поддержать его принятие. Этим же вопросам посвящен проект федерального закона: «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» (№ 370410-4) (в части расширения перечня полномочий организации – собственника Единой системы газоснабжения). Вопросы, связанные с усилением ответственности за правонарушения на объектах энерго- и теплообеспечения в промышленности, строительстве и энергетике, а также введением уголовной и административной ответственности за производство и оборот фальсифицированных нефтепродуктов, могут быть решены путем внесения поправок в УК, УПК и КоАП РФ. Такие законопроекты в Государственную Думу уже внесены и ждут своего рассмотрения. Министерство экономического развития Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба с участием широких кругов общественности завершили совместную подготовку проекта постановления Правительства РФ «Об организации биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами». Кроме того, в настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении находятся проекты федеральных законов № 177427-5 «О теплоснабжении» и № 177431-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с введением в действие Федерального закона «О теплоснабжении». Проект федерального закона № 177427-5 устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей и потреблением тепловой энергии (мощности) и теплоносителя в системах теплоснабжения, создания, функционирования и развития таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения. Кроме того, данным законопроектом предлагается ввести институт саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения (глава 6 проекта). Проектом федерального закона № 177431-5, как указано в пояснительной записке, предлагается снять дублирование функций саморегулируемых организаций и органов государственной власти. Это обеспечивается путем внесения соответствующих изменений в статью 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». 11 ноября 2009 года указанные законопроекты приняты Государственной Думой в первом чтении. На основании предложений профильных Комитетов ТПП России подготовлено и направлено в ответственный Комитет Государственной Думы заключение ТПП России по данным законопроектам. Таким образом, учитывая сложившееся положение законодательства в сфере ТЭК разработку и принятие новых законодательных актов необходимо осуществлять с учетом следующих принципов: – создание единого комплексного энергетического закона об энергетической политике, который должен установить унифицированные подходы к терминологии, предусмотреть основные принципы правового регулирования всей энергетики, определить национальные интересы в этой сфере, установить правила деятельности всех участников энергетических отношений (как государственных органов, так и субъектов хозяйствования) на принципах справедливости, недискриминационности и прозрачности, предусмотреть требования к подготовке и реализации законодательных актов и программных документов. В дальнейшем такой закон должен стать основой энергетического права РФ; – перенос правового регулирования на уровне законов и уменьшение роли подзаконных нормативно-правовых актов в регулировании энергетических отношений; – осуществление экспертизы (в том числе, независимой) действующих нормативно-правовых актов и их проектов на соответствие существующим международным обязательствам РФ в сфере энергетики, предусмотренные Договором к Энергетической Хартии, Киотскому протоколу, рядом двусторонних международных соглашений. Учитывая определенные стратегией основы создания и совершенствования законодательства в сфере отраслей ТЭК, его развитие должно осуществляться по следующим направлениям: 1) Принятие в первоочередном порядке законов, направленных на решение ключевых проблем комплекса, определенных стратегией, а именно: - Систематизация и упорядочение отношений собственности в отраслях топливно-энергетического комплекса; - Подробное определение структуры государственного управления и регулирования, четкое разграничение этих функций, в частности, по формированию правил деятельности на рынках энергоносителей, урегулирование полномочий и сфер ответственности центральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления в вопросах энергообеспечения и энергосбережения; - Совершенствование функционирования Оптового рынка электроэнергии и определение основ функционирования рынка природного газа, законодательное закрепление за регулирующим органом функции установления правил работы рынков; - Создание действенных финансовых и налоговых стимулов для модернизации энергетических объектов и применение энергосберегающих технологий; - Совершенствование конкурентных рынков сжатого и сжиженного газа, нефтепродуктов и определение полномочий государственного органа регулирования в этой сфере, недопущение необоснованного административного регулирования цен на конкурентных рынках; - Упорядочение условий и правил предоставления государственной поддержки, в том числе субсидирования, предприятиям ТЭК; - Усиление экологических обязательств субъектов энергетической отрасли по уменьшению загрязнения окружающей среды и обеспечения гражданской защиты в сфере техногенной безопасности ТЭК и повышение ответственности за их нарушение; - Определение правовых основ по созданию соответствующих структур и их полномочий для управления государственными корпоративными правами. 2) Развитие законодательного регулирования ТЭК должна обеспечивать выполнение международных обязательств РФ, предусмотренных ратифицированными международными энергетическими соглашениями, прежде Договору к Энергетической Хартии и Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата: - Законодательное обеспечение выполнения обязательств РФ в соответствии с Договором к энергетической хартии должна предусматривать механизмы доступа к энергетическим рынкам РФ, со
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|