Следы автотранспортных средств
Следы автотранспортных средств становятся объектами криминалистического исследования, когда транспорт использовался как предмет посягательства, средство совершения преступления или как средство передвижения в связи с совершенным преступлением. Следы, оставленные транспортными средствами, с точки зрения криминалистики, могут быть разделены на четыре группы: — следы отображения ходовой части колесного, гусеничного и гужевого транспорта, саней, образовавшиеся при движении или стоянке; — следы отображения, оставленные не ходовыми частями, а прочими деталями транспортных средств (например, бампера, крыльев, радиатора и др.); — следы отображения различных объектов материальной обстановки места происшествия, образовавшиеся на самом транспортном средстве; — отделившиеся от транспортного средства отдельные части, детали, мелкие частицы, вещества или аналогичные объекты, попавшие на транспортное средство извне в результате происшествия, а также инструменты и принадлежности, оставшиеся на месте происшествия. Следы ходовых частей транспортных средств могут быть объемными и поверхностными. Объемные следы образуются на мягком грунте, размягченном асфальте, на загрязненных дорогах, в снегу и т.п. и представляют собой вдавленности, отображающие признаки внешнего строения ходовых частей транспорта на поверхности объекта, с которым они входили в контакт. Поверхностные следы — плоские отображения рисунка протектора шины, остаются на дорогах с твердым покрытием, а также на твердых предметах (доска, листовой металл и т.п.), через которое проехало транспортное средство. Они могут быть следами наслоения и отслоения.
Следы наслоения образуются пылью, грязью, кровью, маслами и т.п. Следы отслоения образуются в результате отслоения колесом части вещества с дорожного покрытия. В зависимости от механизма образования, следы транспортных средств могут быть статическими и динамическими. Статические следы возникают во время стояния и движения колесного или гусеничного транспорта, когда отображение поверхности шины или трака происходит без сдвигов по отношению к поверхности образуемого следа. Динамические следы образуются в результате перемещения поверхности шины, трака или полоза параллельно поверхности образуемого следа (при торможении, заносах, пробуксовке или при движении транспорта на полозьях). Следы-отображения, оставляемые прочими деталями транспортных средств подразделяются на следы удара (вмятины), следы скольжения (царапины и трассы) и на комбинированные следы (во вмятинах имеются трассы и царапины). По следам-отображениям ходовой части колесных автотранспортных средств могут быть определены следующие их технические данные: — количество колес транспортного средства (определяется по числу следов, образованных на стоянке, в виде углубления в грунте, проталины в снегу); — база автомобиля — расстояние между передними и задними осями (для определения базы используются вдавленные следы, возникающие от передних и задних колес при стоянках транспорта на мягком грунте или следы, возникающие при развороте с применением заднего хода); — колея — расстояние между осевыми линиями следов, оставленных правым и левым колесами, находящимися на одной оси (при спаренных колесах колея измеряется расстоянием между серединами каждой пары следов, колею передних колес можно определить по следам, оставленным на повороте); — ширина следов — расстояние между боковыми границами следа, оставленного любым одиночным колесом (ширина шины определяется по ширине следа протектора; часть протектора, которая непосредственно соприкасается с поверхностью дороги, образует беговую дорожку);
— длина окружности шины (расстояние между двумя последовательными отпечатками одного и того же участка шины, например отпечатки, образованные после переезда, — пятна смазки или отпечатки, образованные дефектом отливки шины и т.д. Разделив длину окружности на 3,14, можно определить диаметр колеса с шириной). Для того чтобы обнаружить индивидуальные признаки колес (шин), необходимо осмотреть след каждого колеса на протяжении не менее двух его оборотов (для шин легкового автомобиля это соответствует 4—6 м., а для грузовых 6—12 м.). Глубина следа — расстояние между дном объемного следа и плоскостью поверхности, на которой он оставлен. Тормозной путь — длина следа торможения, то есть расстояние, которое проходит транспортное средство от начала торможения до полной остановки (по величине тормозного пути определяется скорость движения транспортного средства; при этом учитывается, что чем больше вес транспортного средства и чем больше изношены протекторы шин, тем длиннее тормозной путь автомобиля. Кроме того, по данным специальных таблиц и каталогов по величине тормозного пути определяются тип и модель шины). Шины различаются по размерам, моделям и рисункам — это общие признаки. Кроме этих признаков в следах шин отображаются и частные признаки (выкрашенное™ резины, трещины, разрывы, участки с изношенным рисунком протектора, заплаты. Общие и частные признаки имеют определяющее значение при установлении тождества шины по ее следу). Следы транспортных средств на гусеничном ходу. По следам траков можно определить величину колеи транспортного средства и основные признаки самих гусениц (количество траков на гусенице, форма и размеры звеньев (башмаков), общий характер рельефа траков, а также их частные признаки — особенности деформации краев траков, конфигурация и размеры раковин, трещин, различия в расстояниях между отдельными траками и другие дефекты). По общим признакам определяются тип и модель транспортного средства на гусеничном ходу, а по частным признакам осуществляется его идентификация.
Следы полозьев — это следы скольжения. Они образуются при движении гужевых саней или аэросаней. В качестве общих признаков в них отображаются ширина колеи, ширина отдельного полоза, ширина направляющего желоба или планки. В качестве частных признаков — это отображения в виде валиков и бороздок, образованных от трещин и заусениц и т.п. Они используются для идентификации саней. Следы неходовой части транспортных средств образуются при наездах, столкновениях и задевании движущимся транспортом неподвижных предметов. Особенность механизма их следообразования такова, что они возникают не только на следовоспринимающем объекте, но и на самом транспортном средстве, что позволяет использовать их как для розыска скрывшегося с места происшествия транспортного средст-па, так и для реконструкции обстановки места происшествия. При движении транспортных средств на следовоспринимающей по-иерхности происходят различные материально фиксированные изменения, по которым можно установить направление движения транспортного средства: — следы, образованные грязью, краской или относительно жидкими аналогичными веществами, через которые переехало транспортное средство, располагаются с той стороны, в которую совершалось движение; — при переезде через грязь или лужу грязь или вода разбрызгиваются в направлении движения транспортного средства; — пыль, частицы песка и снега, поднятые при движении транспорта, оседают веерообразно, раскрытая сторона «веера» обращена в сторону, противоположную движению; — сломанные концы мелких прутьев, палочек, веточек и соломинок после переезда по ним транспортного средства обращены в сторону его движения; — пологие стороны «ступенек», образующихся в следах колес на рыхлом грунте, обращены в сторону движения транспорта; — капли жидкости (масла, воды), падающие с транспортного средства, вытянуты в сторону движения этого средства; — при переезде автотранспортным средством вдавленного в относительно мягкий грунт камня, около камня образуется зазор со стороны, обратной направлению движения;
— кусочки грунта, комья снега отбрасываются колесами в сторону, обратную движению; — трава приминается колесами буксующего автотранспорта в сторону, обратную направлению движения; — на повороте остаются следы задних и передних колес (при этом следы задних колес располагаются ближе к центру поворота; между следами передних и задних колес на участке начала и окончания поворота образуются углы: более острый угол образуется там, где поворот закончился; на этом же участке можно наблюдать «перекрывание» следов передних колес задними). В следах, образованных гусеницами, наблюдается сдвиг грунта в сторону, противоположную движению. При повороте стопорится гусеница, в сторону которой производится поворот. Вращаясь на месте, гусеница своей передней частью сдвигает грунт в направлении поворота. Решая вопрос о направлении движения транспортного средства, следует использовать по возможности несколько признаков, а также учитывать всю обстановку места происшествия. Основные задачи криминалистической экспертизы следов транспортных средств — установление тождества транспортного средства, определение групповой принадлежности, а также установление механизма возникновения следов и положения транспортных средств в момент происшествия. Для решения этих задач эксперту должны быть представлены: объекты со следами, фотоснимки, слепки и иные копии следов, транспортное средство или его отдельные части, а также протокол осмотра места происшествия или отдельных объектов. Если транспортное средство или отдельную его часть невозможно представить в экспертное учреждение, исследование производится по месту нахождения транспортного средства. Следы транспортных средств могут быть объектами разных судебных экспертиз (трасологической, автотехнической, химической, медицинской и т.д.), поэтому при подготовке материалов на экспертизу, желательно проконсультироваться у экспертов об очередности их проведения. Глава 12
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|