Существует ли отдельный «северный буддизм Монголии»?
Чтобы избежать китайского контроля, некоторые люди считают, что иностранцы не должны вмешиваться в выявление десятого образа Богдо-гэгэна. Но это странным образом похоже на то, что говорят некоторые китайские чиновники. Под «иностранным влиянием» они имеют в виду Далай-ламу – но сами вмешиваются во внутренние дела Монголии и буддизма.
Вот странные совпадения: за короткое время китайские чиновники встретились с некоторыми ламами в Монголии, затем эти ламы ездили к ложному Панчену, затем появились статьи против Джебцзундамбы IX, и все это происходит на фоне распространения культа Шугдэна. И одновременно в Монголии распространяются рассказы про некий «северный буддизм Джебцзундамбы».
Вот яркий пример такого произведения [20]. Там написано, что для восстановления независимости религии Монголия должна была стать независимой от Тибета, и это должно было дать начало политике отделения Монголии от маньчжуров, первой ступенью этой работы была работа для создания «северного буддизма Джебцзундамбы». Поэтому Далай-лама не должен быть главой Джебцзундамбы – они становятся равными.
Это неверно. Монголы работали за отделение от маньчжуров и китайцев как раз под лозунгом сохранения религии гелуг. Тибет был одной из их опор в этой работе. Когда Богдо-гэгэн VIII стал ханом независимой Монголии, это касалось светской власти, а религия не изменилась. Церемония возведения Богдо-гэгэна VIII как великого хана показывает, что он почитал Далай-ламу и школу гелуг. Богдо-гэгэн IX тоже подчеркивал верность гелуг и Далай-ламе, называл его «покровителем, владыкой нашего учения» (например, [21]). Кроме того, перерождения Далай-ламы никогда не претендовали на светскую власть над Монголией.
Будда предсказал, что его религия будет развиваться «с севера на север». Из этого изречения, видимо, взяли «север» как отдельную «северную религию Джебцзундамбы». Это опять неверно. Как разъяснял Богдо-гэгэн IX, это предсказание касается распространения буддизма в Тибете и великой Монгольской империи [21]. Не было и речи о том, что в Монголии будет какая-то отдельная религия.
Суть буддизма – «освобождение от цепей мира» – связывают со стремлением отделиться от тибетского религиозного руководства. Этот абсурд даже не нуждается в комментариях. Да, после провозглашения независимости Монголии Джебцзундамба VIII стал брать в свои руки выявление хубилганов. Но из этого не следует, что появилась отдельная религия: при маньчжурах хубилганов формально утверждал пекинский «Лифаньюань», а теперь эта прерогатива перешла к Джебцзундамбе. Кстати, он участвовал в их выявлении и при маньчжурах. Причем тут отдельная религия?
Еще один аргумент – что институция «северной религии Джебцзундамбы» имеет разногласия с Далай-ламой. Имеется в виду пребывание Далай-ламы XIII в Монголии в 1904 г. На самом деле, это был конфликт приближенных Далай-ламы XIII и Богдо-гэгэна VIII. Он был урегулирован, оба ламы сохранили нормальные отношения.
Пишут, что в 1919 г. Бадамдорж поднес Чэнь И бумагу и пожелал, чтобы Богдо-гэгэн официально стал главой северной религии. Это очень странный пример: Чэнь И – китайский чиновник, который тайно от Богдо-гэгэна вел переговоры с Бадамдоржем и несколькими другими монгольскими чиновниками об отмене автономии Монголии и ее превращении в китайскую колонию. В то время Богдо-гэгэн стремился не создать «северную религию» с помощью китайцев, а наоборот – сохранить независимость Монголии и религию гелуг.
В той же статье [20] написано, что после кончины Богдо VIII Чойнзон-цорж сочинил молитву о скорейшем возвращении Богдо, из этой молитвы следует, что религию гелуг заменили на «северную религию Джебцзундамба-ламы». Когда рисовали бурханов, вместо изображения Цзонхавы рядом с изображением Будды стали писать изображение Джебцзундамбы. Но если несколько лам так переиначили, это не значит, что религия изменилась. Она не стала «безвозвратно отделенной от Тибета». Приводится в пример и уже упоминавшийся Т. Лувсандорж. Но он не был нормально выявлен как Богдо-гэгэн IХ.
Пишут, что монголы уже много веков стараются отделиться от умственного гнета Тибета и поэтому ввели определение «северный буддизм». Потом, когда Бадамдорж составил петицию из 64 пунктов с Чэнь И, он отмечал, что будет северный буддизм независимый от тибетцев и его вождем будет человек не из Тибета, а из Халхи, и что надо отменить положение, что Джебцзундамба – третье лицо после Далай-ламы и Панчен-ламы, он должен быть совершенно отдельным руководителем северного буддизма. Бадамдорж очень хотел это включить в договор с Чэнь И [1].
И это неверно. Монголы никогда не хотели «отделиться от умственного гнета Тибета». «Третье лицо после Далай-ламы и Панчен-ламы» – это не должность, а традиция почитания, формально отменить ее нельзя.
Абсурдность аргументов в пользу «северной религии» видна из фразы: «Последующие образы лидеров северной религии Джебцзундамбы искать среди тибетской религии Цзонхавы – то же самое, что римского папу искать среди исламских хаджи» [20]. Выходит, что «северная религия» отличается от буддизма так же, как ислам от христианства? Тогда получается, что эта «северная религия» – вообще не буддизм?
Так или иначе, нигде не приводятся отличия «северной религии Джебцзундамбы» от религии Цонкапы. Ведь каждая религия, каждая школа буддизма (гелуг, сакья, ньингма, кагью и др.) имеет свои собственные религиозные книги, комплекс учений, ритуалов, практик, религиозного образования и дисциплины, философии, систему преемственности. Этим она отличается от остальных.
А чем отличается «северный буддизм» от учения гелуг? Приведенные выше отличия – это не религиозная система, а наивные слова в том стиле, что надо «отделиться от Тибета». Нельзя основать новую религию, просто заявив об отделении от старой.
Наконец, приводят и практический довод: если не будет «северной религии», то Богдо-гэгэна будут утверждать извне [18]. Однако Далай-лама – не гражданин Китая. Он давно отказался от светской власти над Тибетом, теперь у него осталась только духовная власть. Он – высший лама гелуг, школы, которой исповедуют не только тибетцы и монголы, но и калмыки, буряты, тувинцы, жители Гималаев, многие европейцы. Утверждение хубилганов Далай-ламой – это нормальная религиозная практика, а не «вмешательство извне».
***
Итак, не существует отдельного «северного буддизма Джебцзундамбы» или «монгольского буддизма». Все это одна школа гелуг – та самая, которую исповедуют и тибетцы.
Нежелание следовать Далай-ламе, придумывание отдельной религии для Монголии с целью «борьбы с иностранным влиянием» (под которым опять же подразумевается Далай-лама), привлечение китайских инвестиций в монгольские монастыри, признание подлинным ложного Панчен-ламы, распри среди лам, излишнее стремление части из них к доходам, культ Шугдэна – все это создает серьезную опасность для буддизма Монголии. Результатом может стать нарушение нормальной процедуры выявления Богдо-гэгэна IX, подчинение Китаю буддийской церкви Монголии или превращение ее в «независимую» группировку с испорченной религиозной практикой. Любой из этих вариантов выгоден китайским коммунистам и опасен для независимости Монголии.
Чтобы этого не произошло, монголы должны твердо следовать традициям гелуг, почитать Далай-ламу как своего коренного учителя. Решающая роль в выявлении десятого перерождения Богдо-гэгэна должна принадлежать Далай-ламе XIV. Он с молодых лет был знаком с Богдо-гэгэном IX, который всегда подчеркивал, что верующие должны слушаться Далай-ламу XIV. Ложный Панчен-лама не должен участвовать в выявлении Богдо-гэгэна X и вообще не должен влиять на буддизм Монголии. Не должны участвовать в этом и чиновники, в том числе иностранные. Не следует использовать для этого и какие-либо атрибуты или правила, применяемые в КНР, и привлекать деньги оттуда.
С. Аръяабат
mongolcom.mn
Перевод Ж. Оюунчимэг
Источники:
1. Төвдийн тэмдэглэл
2 Төвдийн тэмдэглэл (2)
3. Нууц Түвд орон. Тусгаар тогтнол ба эзэгнэлийн түүх
4. Panchen Lama promises to maintain stability in Tibet
5. The 11th Panchen Lama Gyaincain Norbu Visits Hunan Province
6. China’s economic growth and transition, c. 376
7. Дээрхийн Гэгээн XIV Далай Лам. Шүгдэнгийн тухай айлдвар
8. The Shugden affair part 1
9. The Shugden affair part 2.
10. Черепко М. Стальная Шляпа под официальной крышей. Распространение культа Шугдэна в Тибете
11. China’s new directive on controversial Shugden spirit in Tibet in bid to further discredit Dalai Lama
12. Анхтуяа Б. Ванчин богд хэвийн амьдарч байгаа гэв
13. Д. Нацагдорж: Энэ бол гадны нөхдүүд Монголын лам нарыг талцуулж, улс төрийн ашиг хонжоо хайх гэсэн явуулга
14. Pictures: The Panchen Lama welcomes Mongolian Buddhist delegation
15. Манба дацангийн хамба лам Д.Нацагдорж Хятадын КН-ын тодруулсан Ванчин богдод бараалхжээ /фото/
16. Д. Нацагдорж: Энэ бол гадны нөхдүүд Монголын лам нарыг талцуулж, улс төрийн ашиг хонжоо хайх гэсэн явуулга
17. Монголын бурхан шашны үйл хэрэгт Хятадын нөлөө бий болжээ
18. Баатархуяг А. Богд тодорсон уу?
19. Нарантөгс Л. X Богд Хятадаас тодрох уу?
20. Умар зүгийн Джебцзундамбын шашин
21. Встреча Его Преосвященства Богдо Гегяна с представителями буддийских центров, молодежью и волонтерами.
22. Монголд шашны тусгаар тогтнол хэрэгтэй болжээ
Воспользуйтесь поиском по сайту: