Инновационное предпринимательство
Инновационное предпринимательство – это модель предпринимательской деятельности, связанная с такой важной функцией в деятельности предпринимателя, как новаторство. Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, продуктов, неизвестных ранее, посредством использования традиционных факторов экономики (труда, земли, капитала), путем нового их сочетания. Роль предпринимателя как новатора наиболее полно выразил и обосновал Й. Шумпетер: «Задача предпринимателей – реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле – через использование новых технологий для производства новых товаров или прежних товаров, по новым методам, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции – вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности». Существует несколько определений инновации. 1. Инновация (нововведения) – это изменения в первоначальной структуре производственного организма, а именно, переход внутренней структуры к новому состоянию. 2. Инновация – это комплексный процесс создания распространения и использования нового практического средства (новшества для лучшего удовлетворения известной потребности людей). 3. Инновация – это внедрение в практику, осуществление и использование новой идеи, предложения, людей, научно-технического решения. 4. Инновация – это прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого и административного характера. 5. Инновация – это объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или служебного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
Существуют следующие виды инноваций. По распространенности: единичные и диффузные инновации. По месту в производственном цикле: сырьевые инновации, продуктовые и обеспечивающие. По преемственности: открывающие, отменяющие, замещающие, возвратные. По охвату доли рынка: локальные, системные. По потенциалу и степени новизны: радикальные, совершенствующие, комбинированные. По сфере деятельности предприятия: технологические (производственные), экономические (торговые), социальные (управленческие). Инновационное предпринимательство имеет дело с созданием, освоением и коммерческим использованием нового продукта или услуги. Этот процесс включает в себя ряд этапов: - поиск новой идеи, ее оценку, составление бизнес-плана; - поиск необходимых ресурсов, создание опытного образца и испытания; - изучение рынка сбыта и продвижение товара на рынок. Основные этапы разработки товара-новинки: 1. Поиск инновационных идей. 2. Отбор наиболее перспективных путей. 3. Тщательная разработка замысла. 4. Экспертная оценка. 5. Разработка бизнес-плана. 6. Изготовление опытных образцов. 7. Испытание. 8. Маркетинговые исследования. 9. Продвижение товара на рынок. 10. Завоевание рыночных ниш. 11. Массовое изготовление товара. Инновационное предпринимательство предполагает постоянный поиск нововведений: новых идей, новых продуктов, новых услуг, а также организационных форм по созданию и внедрению новшеств. Для нововведения нужна новая организационная форма, а для выпуска продукции или услуги, наоборот, консервативная, устоявшаяся организационная форма, которая обеспечивает изготовление оснастки. Закупку сырья и организацию поточного производства и в конечном итоге – выпуск продукции.
Для инновационного предпринимательства важно наличие предпринимательской среды, которая позволяет находить соответствующие организационные формы для реализации идей, нововведений. Предпринимательская среда – это среда, способствующая воспроизведению и осуществлению целенаправленного поиска, подготовке и реализации нововведений. Элементами такой среды являются: наличие инвесторов со свободными финансовыми ресурсами и товаропроизводителей со свободными мощностями, которые могли бы их использовать для изготовления конкурентоспособной продукции; существование соответствующей инфраструктуры. Организационно-правовые формы, в которых осуществляется инновационное предпринимательство, могут быть самые различные. Венчурные фирмы – специализируются на исследованиях, разработке, производстве новой продукции и услуг. Создателями таких фирм являются ученые-исследователи, инженеры, изобретатели. Венчурные фирмы работают на этапе роста и насыщения изобретательской активности и, как правило, передают результаты своих исследований другим фирмам-эксклерентам, патиентам, коммутентам. Венчурный капитал представляет собой вложения не только крупных компаний, но и банков, государственных структур, страховых, пенсионных и других фондов, в сферы с повышенной долей риска, в расширяющийся бизнес. Фирма-эксклерент – это пионерская фирма, «снимающая сливки» - повышенную долю прибыли и сверхприбыли на этапе максимума цикла изобретательской активности и с самых первых партий выпуска новой продукции. Фирма-патиент – работает, как правило, на узкий сегмент рынка и удовлетворяет потребности, которые сформировались под действием моды, рекламы. Работает на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Фирма-коммутант – работает на этапе падения цикла выпуска продукции, нацелена на удовлетворение местных, национальных потребностей, адаптирует инновации к конкретным местным условиям, вносит изменения на разных стадиях производственного цикла – от постановки продукции на производство до изменений в технологии уже выпускаемого продукта. Интересной организационно-территориальной формой инновационного предпринимательства являются научно-технологические парки (технопарки).
Научно-технический парк – это самостоятельная организационная структура, создаваемая в сфере науки и научного обслуживания с целью поддержания предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке инновационной продукции. Основные задачи технопарков: - превращение открытий и изобретений в технологии; - превращение технологий в коммерческий продукт; - передача в массовое производство технологий изготовления продукта через малое предпринимательство; - формирование и рыночное становление наукоемких фирм; - поддержка предприятий в сфере наукоемкого бизнеса. Виды технопарков: - исследовательский технопарк. Принимает завершенные фундаментальные исследования; разрабатывает проекты в сфере передовых идей; доводит исследования до прикладных разработок. Источники финансирования: государственная поддержка. - научно-технологический. Отрабатывает новые технологии; осуществляет изготовление опытной партии продукта; тиражирует техническую документацию. Финансирование: государственная поддержка и поддержка структур бизнеса. - технологический. Осуществляет технологическую подготовку производства; реализует готовую продукцию, включая ноу-хау; производит продукт малыми партиями; участвует в серийном производстве продукта. Финансирование: несмотря на прибыльность деятельности, нуждается в поддержке структур бизнеса. - промышленно-технологический. Предоставляет во временное пользование площади, оборудование для организации производства новой продукции по новой технологии. Финансирование: в финансовой поддержке не нуждается (прибыльная деятельность). Инкубатор бизнеса – это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Инкубатор бизнеса выполняет ряд функций: - обеспечение поддержки фирмам путем предоставления им на льготных условиях оборудования для опытного производства, оказания консультационных услуг, ввода неизвестных фирм в круг бизнеса, правовой и информационной помощи; - достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии; - осуществление образовательной функции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|