Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-функциональные принципы гражданского процесса




1) Принцип законности

Принцип законности – межотраслевой важнейший принцип права, который является одним из основных критериев определения качества и эффективности гражданского процесса. Его содержание сводится к точному и неуклонному соблюдению, исполнению и применению судом законов и иных нормативных актов. Содержание принципа законности закреплено статьями каждой отрасли права, в том числе и гражданского процессуального права, вытекающий из положений российской Конституции.

Принцип законности утверждает верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом, пронизывает все стороны общественной жизни, содержание и действие права, начиная с его формирования в процессе правотворчества и заканчивая применением и другими видами реализации права.

Суд строит свою деятельность на соблюдении закона (процессуальное содержание принципа), а также применяет его в целях восстановления нарушенной законности (материально – правовое содержание принципа).

Содержание принципа охватывает самые различные правовые и организационные средства, обеспечивающие правильное применение норм материального и процессуального права в конфликтных ситуациях. В него, прежде всего, входят система процессуальных средств по поддержанию процессуальной дисциплины в судопроизводстве и санкции за неправильное применение юридических норм.

Принцип законности регламентирует также процессуальное положение судей и иных участников судопроизводства, порядок рассмотрения и разрешения дела, защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

В узком понимании принцип законности характеризует такие правообеспечительные меры, как:

-применение гражданских процессуальных санкций;

-привлечение к процессуальной ответственности виновных лиц;

-пресечение неправомерно возникшей или развивающейся процессуальной деятельности (отказ в принятии заявлений, удовлетворении различных ходатайств, приостановление или прекращение производства по делу, оставление заявления без движения).

Анализируемый принцип определяет способы и средства устранения судебных ошибок. Он является самым основным из всех остальных принципов деятельности, регламентируемых материальным правом.

Принцип законности имеет достаточно сложный состав, охватывающий гражданские процессуальные и материальные правовые элементы (правовую квалификацию спорных правоотношений, правильность разрешения дела), а также организационные вопросы (подбор судейских кадров, управление судебной системой и т.п.). Поэтому благодаря такому интегрированному содержанию принцип законности является одновременно общеправовым и отраслевым.

Согласно ст.2 ГПК РФ, гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. Кроме того, законность находит свое отражение в ст.195 ГПК РФ – Законность и обоснованность решения суда.

И это далеко не полный перечень нормативных актов, где говорится о законности и ее защите, что свидетельствует об огромном значении данного принципа.

Принцип законности проявляется во всех стадиях гражданского процесса. Все действия суда с момента принятия заявления и до вынесения судебного решения должны совершаться в строгом соответствии с нормами процессуального права, детально регулирующими порядок разрешения гражданского дела. Успешное выполнение этих задач возможно при условии, если суд производит рассмотрение и разрешение дел на основе строгого соблюдения принципа законности.

2) Принцип осуществления правосудия только судом

Правосудие в Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.118 Конституции РФ осуществляется только судом. Данный принцип находит свое дальнейшее раскрытие в ст.5 ГПК РФ. Поэтому данный принцип можно отнести как к принципам организации правосудия, так и к конституционным принципам.

Для более наглядного примера значимости данного принципа, можно привести и другие нормативно – правовые акты, в которых находит свое отражение данный принцип. Так, в ч.1 ст ФКЗ «О судебной системе РФ» говориться об исключительной компетенции судов в осуществлении правосудия, и что никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. О принадлежности судебной власти только судам можно прочитать и в ст.1 Закона РФ «О статусе судей в РФ».

Сущность данного принципа заключается в том, что правосудие состоит в рассмотрении и разрешении государственными судами в установленном законом процессуальном порядке конкретных судебных дел с вынесением по ним законных и обоснованных судебных постановлений.

Из этого следует два вывода практического характера:

· другие государственные и общественные органы не должны нарушать судебную компетенцию и пытаться разрешать дела, отнесенные законом к исключительному ведению суда;

· разрешение правовых вопросов иными органами в рамках их компетенции правосудием не является (например, рассмотрение некоторых категорий гражданских дел, в случаях, указанных в законе, третейскими судами, а также другими государственными органами и общественными организациями).

Строго определенный процессуальный порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел характерен лишь для судопроизводства. Рассмотрение гражданских дел другими органами или организациями не облечено в строгую процессуальную форму. Действие данного принципа проявляется:

-в праве контроля суда за законностью действий административных органов и должностных лиц в случае применения ими гражданского законодательства (п.2 ст.11 ГПК);

-в контроле суда за законностью решений третейских судов при их исполнении;

-в принудительном исполнении судебным приставом – исполнителем под контролем суда судебных актов;

-в вынесении окончательного решения судом в случаях разрешения определенного спора несколькими органами, в число которых входит суд.

3) Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом

Осуществление правосудия по гражданским делам на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств (ст.19 Конституции РФ, ст.6 ГПК РФ) также является принципом организации правосудия и конституционным принципом.

Равноправие перед законом и судом обеспечивается тем, что каждое судебное дело рассматривается в одном и том же порядке, в одних и тех же процессуальных формах, с одинаковым объемом гарантий для лиц, участвующих в деле. Этим достигается возможность равного удовлетворения законных требований граждан, заинтересованных в исходе дела, и равная для них возможность отстаивать свои права перед судом.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом имеет двойственное содержание: в нем выражено положение о едином суде и положение о единстве права. Установленная в Конституции РФ и законодательстве о судоустройстве судебная система является единой для всех граждан. Положение о единстве права означает единство законодательства Российской Федерации, применение единой системы права в правосудии.

Правосудие по делам, отнесенным законом к ведению суда общей юрисдикции, осуществляется только судами, входящими в единую систему судов общей юрисдикции. Эта система обеспечивает объективное рассмотрение и разрешение этих дел между гражданами и организациями. Каких-либо специальных судов для рассмотрения споров между гражданами и организациями либо для граждан в зависимости от признаков, перечисленных в ст. 6 ГПК РФ, нет.

Материальной основой равенства прав и свобод граждан служит то, что все они юридически или фактически равны по отношению к орудиям и средствам производства. Это предопределяет их политическое равенство и равноправие во всех других областях.

4) Принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских дел

Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально в составе трех профессиональных судей (ч.1 ст.14 ГПК РФ). Деятельность судов кассационной и надзорной инстанции осуществляется только коллегиально (ч.4 ст.7 ГПК РФ).

Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе судьи – председательствующего и двух судей, в порядке судебного надзора – в составе судьи – председательствующего и не менее двух судей.

Наряду с коллегиальным рассмотрением гражданских дел в судах первой инстанции законодателем допускается и единоличное их рассмотрение. Так, в соответствии со ст.3 ФЗ «О мировых судьях в РФ» судья единолично рассматривает: дела, возникающие из семейных правоотношений; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления; дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.

В случае, когда судья единолично рассматривает гражданские дела и совершает отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда. Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов. Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанций суды рассматривают коллегиально (ст.7 ГПК РФ).

5) Принцип независимости судей

Ст. 120 Конституции РФ устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Данный принцип можно разделить на два составляющих правила: судьи подчиняются Конституции и федеральному закону, а в случае, если нормативный акт противоречит им, суд вправе не применять его. Подчинение судей точным указаниям материального и процессуального закона означает их независимость от должностных лиц, различных органов и их актов, а также иных влияний.

Независимость судей обеспечивается и другими гарантиями. Наиболее важные из них закреплены в Конституции РФ: несменяемость судей, особый порядок прекращения или приостановления полномочий (ст.121), неприкосновенность и возможность привлечения к уголовной ответственности только в порядке, определяемом федеральным законом (ст.122).

Система гарантий независимости судей установлена Законом РФ «О статусе судей»– ст.9. Независимость судьи обеспечивается запретом чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия. Установлена уголовная ответственность за вмешательство в разрешение судебных дел (ст.294 УК РФ), за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст.296 УК РФ), за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст.295 УК РФ).

Судья имеет право на отставку-почетный уход с должности по собственному желанию. При этом за ним сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

Независимость судьи обеспечивается системой органов судейского сообщества, которые специально созданы для выражения интересов судей. Эти органы рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного обеспечения, а также правового и социального положения судей.

Рассмотрим в данном параграфе еще и принцип неприкосновенности-необходимое условие предотвращения какого-либо воздействия на судей, а также недопущения ущемления их прав при отправлении ими правосудия. Неприкосновенность распространяется на все сферы деятельности судьи при отправлении правосудия независимо от вида, категории рассматриваемых дел, а также касается и его внеслужебной деятельности и распространяется на членов его семьи.

Согласно Закону «О статусе судей» судья не может быть привлечен к дисциплинарной и административной ответственности, однако это не означает безнаказанности при совершении им порочащих его поступков.

6) Принцип несменяемости судей

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 121) судьи несменяемы.

Несменяемость судей означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном законом порядке, эти полномочия не ограничены определенным сроком. Исключения из этого правила специально оговариваются законом.

Несменяемость судьи означает стабильное сохранение им занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия этого судьи, полученного по его доброй воле. Несменяемость служит одной из существенных гарантий независимости судьи.

Согласно Конституции (ст. 121), полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

В соответствии с Законом «О статусе судей» (ст.13), полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшение ее размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных Законом (ч.2 ст.13).

Закон обязывает судей при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях избегать поступков, которые могли умалить авторитет судебной власти, честь и достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Полномочия судьи могут быть прекращены по основаниям, описанным в ст.14 Закона «О статусе судей». Судья, полномочия которого прекращены, может обжаловать решение квалификационной коллегии в Верховный Суд РФ.

В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.

7) Принцип государственного языка судопроизводства

Содержание принципа государственного языка судопроизводства (ст.26 Конституции РФ) раскрывается в следующих самостоятельных правилах:

-судопроизводство ведется на русском языке-государственном языке РФ или на государственном языке республики, которая входит в состав РФ и на территории которой находится соответствующий суд; в военных судах гражданское судопроизводство ведется на русском языке (ч.1 ст.9 ГПК РФ);

-лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется гражданское судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право давать объяснения, заключения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения; а также пользоваться услугами переводчика (ч.2 ст.9 ГПК РФ).

Суд обязан разъяснить лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, их право пользоваться языком, которым они владеют, и услугами переводчика. Право выбора языка, на котором лицо дает объяснения в судебном заседании, принадлежит только этому лицу.

Несоблюдение принципа национального языка судопроизводства рассматривается в судебной практике, как грубейшее нарушение норм ГПК РФ. В соответствии с п.3 ч.2 ст.364 ГПК РФ-Решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов кассационных жалобы, представления в случае, если при рассмотрении дела были нарушены правила о языке, на котором ведется судебное производство.

8) Принцип гласности

Ч.1 ст.123 Конституции РФ провозглашает, что разбирательство во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства суд выносит мотивированное определение (ч.4 ст.10 ГПК РФ).

При рассмотрении дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики (ч.5 ст.10 ГПК РФ).

Дело в закрытом судебном заседании рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства (ч.6 ст.10 ГПК РФ).

Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда (ч.7 ст.10 ГПК РФ).

Решения судов объявляются публично, за исключением случаев, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних (ч.8 ст.10 ГПК РФ).

В зависимости от круга лиц, которые могут быть ознакомлены с деятельностью судов, различают гласность для сторон и других участвующих в деле лиц, или гласность в узком смысле слова, и гласность для народа, или публичность.

В современных условиях из принципа гласности вытекает право свободно вести кино- и видеосъемку всего происходящего в залах судебного заседания, а также вести аудиозапись.

Принцип гласности судебного разбирательства является гарантией соблюдения свободы слова и права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, провозглашенным в ст.29 Конституции РФ. Он является необходимым условием соблюдения свободы СМИ, прав граждан на получение полной, объективной и достоверной информации.[4]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...