Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роман У.М.Теккерея «Ярмарка Тщеславия»




 

1. Происхождение и смысл заглавия. Различные варианты толкования подзаголовка.

2. Строение сюжета. Соотношение линий Эмили Седли и Беки Шарп. Система персонажей.

3. Показательные признаки реалистического метода в романе (на основе статьи Карельского).

4. Специфика авторского повествования. Метафора балагана и образ кукольника.

5. Историческая концепция Теккерея в романе.

6. Снобы и снобизм в романе.

7. Своеобразие стиля. Соотношение юмористической, иронической, сатирической подачи.

8. Сопоставление романов «Ярмарка тщеславия» и «Война и мир».

 

Литература для обязательного конспектирования, которая должна быть использована на семинаре. Конспект должен быть представлен на проверку:

1. Карельский А.В. Реализм как художественная система// Метаморфозы Орфея. Беседы по истории западных литератур. Выпуск 1: Французская литература XIX века. М., 1998. С.107-114.

 

Дополнительная литература:

 

1. Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. Саратов, 1984.

2. Теккерей в воспоминаниях современников. М., 1990.

3. Ивашева В. Теккерей гуманист и сатирик // Теккерей У.М.Собрание сочинений в 12 т. Т.1. М., 1974. (Интернет-доступ: http://www.lib.ru)

 

Практическое занятие 4

Поэтика романа К.Гамсуна «Пан»

Поэтика романа Р.Роллана «Кола Брюньон»

Часть 1. «Пан»

1. Миф в романе К.Гамсуна «Пан». Аллюзии, цитаты, переработка мифологических и фольклорных мотивов. Мифологемы, архитипические мотивы, архитипические сюжеты. Мифологическое мировосприятие в романе. Переклички с кельтским эпосом.

2. Средства создания и специфика образа Глана. Особенности композиции в связи с развертыванием образа Глана. Ницшеанские мотивы в образе Глана.

3. Импрессионистичность в романе К.Гамсуна «Пан». Детали. Лиризм. Пейзаж. Описание. Портрет. Аллюзия. Диалог.

 

Литература для обязательного конспектирования, которая должна быть использована на семинаре. Конспект должен быть представлен на проверку:

1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т.2.

Есть в интернете: http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt_with-big-pictures.html

Внимание! Необходимо реферативное конспектирование по плану:

1. Полемика с христианством. Примеры аллюзий и пародийных отсылок к Ветхому и Новому Заветам.

2. Средства создания и специфика образа Заратустры.

3. Разработка мысли о вечном возвращении.

4. Разработка мотива смерти бога.

5. Разработка идеи сверхчеловека.

6. Концепт танца. Танцующий человек.

 

Дополнительная литература

1. Неустроев В.П. К.Гамсун // Литература скандинавских стран (1870–1970) – М., 1980.

2. Гамсун Т. Кнут Гамсун – мой отец: Пер.с норв. – М., 1999.

3. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекция 26. Теория либидо и нарциссизм.

Есть в Интернете: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freyd/07.php

4. Йейтс У.Б. Кельтский элемент в литературе. Перевод и комментарии А.Нестерова. М., 2000. С. 25 - 34.

Есть в Интернете: http://www.lib.ru/POEZIQ/JEJTS/Celts_0_m.txt.

5. Заломкина Г. В. Готический миф. Самара, 2010. Раздел «Подходы к толкованию понятия «миф» (с. 28 – 46).

 

Часть 2. «Кола Брюньон»

1. Образ Кола Брюньона, его место в структуре романа. Средства создания образа.

2. Черты карнавала в романе «Кола Брюньон». (Квази-) карнавальные образы и мотивы, их место в структуре романа. Пиршественные образы в романе. Образ Земли, связанная с ним символика. Карнавальность хронотопа романа. Черты площадной речи в речи Кола.

3. Тема искусства в романе “Кола Брюньон”. Проблема элитарности искусства в романе.

4. Стилевые особенности романа.

 

 

Литература для обязательного конспектирования, которая должна быть использована на семинаре. Конспект должен быть представлен на проверку:

 

2. Гринштейн А.Л. Карнавал и маскарад: два типа культуры // «На границах». Зарубежная литература от средневековья до современности: Сборник работ/ Отв. ред. Л.Г. Андреев. - М.:ЭКОН, 2000. С. 22–43. Статья прилагается к материалам по курсу в папке «Grinshtein-mascarade».

1.

Дополнительная литература

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

2. Моруа А. Ромен Роллан / Моруа А. Литературные портреты. М., 1970. С. 357-384 (или другое издание)

3. Мотылева Т. Творчество Р.Роллана. М., 1969 или Мотылева Т Ромен Роллан. М., 1969.

4. Письмо Р. Роллана (о «Кола Брюньоне») // Вопросы литературы. 1972. № 11.

5. Тахо-Годи М. Ромен Роллан /Писатели Франции. Л., 1964.

6. Пузиков Н. Ромен Роллан / Пузиков Н.И. Портреты французских писателей. М., 1960.

 

Практическое занятие 5

Поэтика романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

 

1. Образ Дориана Грея, его место в структуре романа. Средства создания образа. Неоднозначность (противоречивость) образа. Тема красоты и вечности искусства – в сопоставлении со стихотворением Т.Готье «Искусство».

2. Система образов романа. Образ лорда Генри, его значение для раскрытия авторской позиции и место в структуре романа. Образы Сибиллы Вэйн, его место в структуре романа.

3. Символика в романе. Портрет и зеркало.

4. Стилевые особенности романа. Парадокс в речи лорда Генри, парадоксальность ситуации в романе. (С примерами)

5. Полемика Уайльда с реализмом в статье «Упадок искусства лжи» и ее отражение в романе.

6. Элементы готической поэтики в романе. Специфика фантастического. Элементы мифа в романе: миф о нарциссе, тема сделки с дьяволом. Тема двойничества и оборотничества. Особенности разработки темы смерти как пограничья. Способы создания атмосферы тайны и ужаса.

7. Особенности пейзажа и его значение в романе, особенности интерьера.

8. Основной конфликт романа. Проблема соотношения этического и эстетического. Красота и Добро. Сказка «Звёздный мальчик» как «доступный» вариант философского посыла романа.

 

 

Литература для обязательного конспектирования, которая должна быть использована на семинаре. Конспект должен быть представлен на проверку:

1. Уайльд О. Упадок искусства лжи.

Есть в интернете:

http://lib.ru/WILDE/esse_upadok.txt;

http://thelib.ru/books/uayld_o/upadok_iskusstva_lzhi-read.html

Дополнительная литература

1. Т. Готье. Искусство.

2. Уайльд О. Душа человека при социализме // Уайльд О. Избранные произведения. В 2 т. М., 1993. – Т. 2. С. 344–374.

3. Заломкина Г.В. Готический миф. Самара, 2010. Разделы «Фантастическое: колебание на грани» (с. 90 – 101), «Смыслы зеркальности…» (с. 272 – 280).

4. Урнов М. Оскар Уальд и его творчество // Уальд О. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1979. – Т.1.

5. Чуковский К. Оскар Уайльд: этюд // Уайльд О. Избранные произведения. В 2 т. М., 1993. – Т. 1.

6. Пальцев Н. Художник как критик. Критика как художество. Эстетика Оскара Уайльда// Уайльд О. Избранные произведения. В 2 т. М., 1993.

 

Практические занятия 6.

Представление проектов

 

На данном занятии будут показаны проекты, которые представляет собой презентацию в Power Point или Open Office Impress с максимально выразительным видео и аудиоматериалом и доклад к этой презентации. Проект выполняется двумя или тремя студентами. Из нижеследующего списка тем надо выбрать наиболее вам интересный и написать комментарий к такому же списку, помещенному на сайте zalomkina.fo.ru (раздел «Дневник»), с указанием темы, фамилий студентов и номера группы. Можно придумать свою тему и тоже написать её в комментарии к списку. Тема может быть выбрана только один раз.

Тематика проектов

1. Культ Наполеона в первой половине XIX в. в Европе и России: отражение в искусстве

2. Реализм в живописи XIX в. (Г.Курбе, О.Домье, Э.Хоппер, итальянский веризм, русские передвижники,)

3. Западноевропейские, голливудские и советские экранизации романов Бальзака: находки, удачи и провалы.

4. Великая французская революция в произведениях живописи: связь с драмой Бюхнера «Дантон» и романом Диккенса «Повесть о двух городах».

5. П.Мериме и русская культура.

6. Отношение Стендаля к Италии.

7. Гражданская война XVI в. во Франции в произведениях литературы и кинематографа

8. Г.Флобер и Ж.Санд: история взаимоотношений

9. История экранизаций романа Г.Флобера «Мадам Бовари»

10. Роман Г.Флобера «Саламбо» в иллюстрациях, в музыке, театре, кино.

11. Трагическая история жизни Ш. Бодлера

12. Возможные иллюстрации к «Цветам зла» Ш.Бодлера: живопись, графика, скульптура, музыка, прикладное искусство.

13. У.М. Теккерей – карикатурист и иллюстратор.

14. Эстетическое решении экранизации романа Теккерея «Ярмарка тщеславия» 2004 г.: роль костюмов, декораций и музыки в интерпретации литературного произведения.

15. Освоение творчества Диккенса: экранизации, спектакли, мюзиклы, анимация.

16. Гражданская война в США в фотографиях и рисунках.

17. Как писала Джен Эйр? (Какие реально существующие произведения живописи и графики могут проиллюстрировать ее манеру, описанную в романе.)

18. Природа в «Грозовом перевале» Э.Бронте: пейзажи вересковых пустошей и болот в живописи и кинематографе.

19. Возможные иллюстрации к поэзии У.Уитмена: живопись, графика, скульптура, музыка, прикладное искусство.

20. Романсы на стихи Г.Гейне: Шуман, Вагнер, Брамс, Чайковский, Тухманов и др.

21. Восприятие творчества Т.Шторма в Германии.

22. Биографии писателей-реалистов в кино.

23. Нравоописательные романы Э.Троллопа в телесериалах.

24. Мифологические и фольклорные мотивы и образы, их функции и значение в пьесе Г.Ибсена «Пер Гюнт».

25. Проблематика пьесы Г.Ибсена «Пер Гюнт»: истинное и ложное, подлинное и поддельное, быть собой и быть довольным собой. Отражение в театральных постановках.

26. Особенности творческого пути У.Б.Йейтса. Философские, эстетические и социальные искания.

27. Система символов поэзии У.Б.Йейтса. Типичные для рубежа веков и индивидуальные символы и мотивы в лирике У.Б.Йейтса. Образ и символ луны, лун, лунных фаз. Значение символа круга, колеса, цикла.

28. Разработка ирландской мифологии и ирландской национальной тематики в поэзии У.Б.Йейтса. Образы Кухулина, Фергуса, друида, Ахерна, Робартиса.

29. Игра в пьесах О.Уайльда: уровень фабулы, композиционный, языковой уровни.

30. Повесть «Собака Баскервилей» А.Конан Дойла как пример рационализации готического мифа.

31. Шерлок Холмс Гая Ричи – содержание переосмысления.

32. Неоромантические черты повестей Р.Л.Стивенсона о принце Флоризеле. Отражение их в экранизации.

33. История создания, идеологическая и стилистическая специфика цикла П.Верлена «Никогда и недавно»

34. Особенности символизма С.Малларме.

35. Роман Р.Киплинга «Свет погас» как роман о художнике: типичное для рубежа и своеобразное.

36. Поэзия Р.Киплинга: особенности идеологии, черты неоромантизма

37. Значение братьев Гонкур для французской литературы.

38. Феномен Дж.Конрада.

39. Драматургия А.Стриндберга: опыт освоения театром

40. Пьеса Б.Шоу «Пигмалион»: трансформация мифологического сюжета в русле новой драмы.

41. Общественная деятельность Б.Шоу

42. Феномен Г.Д’Аннунцио: писатель-политик.

43. Анализ смыслов заглавия романа Г.Д'Аннунцио «Наслаждение» как способ понимания поэтики писателя в целом.

44. Проблематика «чужака» в повести Г.Джеймса «Дэйзи Миллер»

45. «Сестра Керри» Т.Драйзера – проблема самореализации творческой личности в буржуазном обществе.

46. Феномен популярности мифа о вампирах: декадентские истоки

47. Проблематика пьесы Г.Гауптмана «Перед восходом солнца» в театральных постановках.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...