Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системная оргонизация движение и развитие как атрибуты материи




В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение — это способ существования материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие, ни один вид не берется ниоткуда. Еще древнегреческие философы (Фалес, Анаксимен, Гераклит) рассматривали материальные начала вещей — воду, воздух, огонь — как непрерывное изменяющиеся, находящиеся в вечном движении. Гераклит учил, что в мире нет ничего неподвижного: "Все течет", "В одну и ту же реку нельзя войти дважды". Движение материи — не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение — это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Существует несколько качественно различных форм движения материи: механическая — перемещение тел в пространстве, физическая — движение молекул, химическая — движение атомов, биологическая — органическая жизнь, социальная — развитие общественных отношений в результате практической деятельности человека, история общества. Между этими формами существует генетическая связь, т. е. каждая предшествующая, низшая форма движения обуславливает появление последующей, высшей и включается в нее. Основные типы движения: 1) движение, когда сохраняется качество предмета; 2) движение, связанное с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития — это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процесса развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации; 2) процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд. Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования; отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. Пространство и время рассматриваются как основные формы существования материи. Фейербах отмечал, что пространство и время — не простые формы явления, а конкретные условия бытия. Понятие пространства выражает: 1) взаимное расположение материальных объектов — впереди, позади, вне, внутри, около, далеко и т. д.; 2) способность их занимать определенный объем, иметь протяженность — длину, ширину и высоту; 3) свойство объектов иметь определенную форму, структуру. Понятие время выражает такое всеобщее свойство материальных объектов и процессов, как: 1) длительность существования предметов, процессов, продолжительность изменений и развития их отдельных фаз, сторон, ступеней и т. д.; 2) порядок следования, смену состояний, известную последовательность (до, после, одновременно и т. д.). Пространство и время — это не самостоятельные сущности, а конкретные формы бытия, существования движущейся материи. Пространству и времени присущи такие всеобщие свойства, как объективность, безграничность и бесконечность, единство прерывности и непрерывности, абсолютность и относительность. Вместе с тем, несмотря на наличие общих свойств, пространство и время имеют свою специфику, а в ряде существенных признаков они различны. Так, пространство трехмерно, время — одномерно, однонаправлено, течет сот прошлого к настоящему и от него к будущему. Если пространство выражает протяженность, форму расположения тел, то время — длительность их существования. Пространство обладает свойством симметрии, время же не обладает им, оно необратимо. Пространство и время есть единство бесконечного и конечного. При этом бесконечность следует понимать в количественном и качественном отношении. Количественная бесконечность пространства — это не имеющая ни начала ни конца, нигде не прекращающаяся связь примыкающих друг к другу материальных объектов и систем. Качественная бесконечность означает многообразие качественно различных уровней структурной организации материи. Бесконечность времени состоит в том, что материя вечна в пошлом и в будущем, что время — всеобщая форма существования бесконечной материи. В мире происходят необратимые изменения, а не абсолютные кругообороты.


 

ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА

Построить целостный теоретический образ мира в его динамике достаточно трудно. Решение этой задачи растянулось на века и тесно переплелось с формированием диалектики, как наиболее полного и всестороннего учения о развитии. Понятие диалектики употреблялось в истории фил-ии в разных значениях. Родилось оно в древнегреч-ой культуре, где высоко ценилось умение полемизировать, доказывать, убеждать, обосновывать свою правоту. Согласно античным представлениям, искусство диалога предполагает, что его участники задают друг другу вопросы, стремясь понять альтернативные точки зрения и доказать преимущество своих собственных позиций. Под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение развивать обсуждаемую тему. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных и даже противоположных мнений. Он практиковал ведение диалогов о смысле общих понятий (красота, мужество, справедливость). Целью бесед был переход от частных случаев использования понятий к искомым общим их определениям. Обобщив опыт Сократа, его ученик Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям — идеям, выражающим истинно сущее. Сократ применил метод иронии, побуждая собеседника признать, что он прав частично. Искусство диалога наз-л маевтикой, подразумевая, что диалог помогает рождению истины как чего-то нового, что отсутствовало в начале спора и появилось в процессе обсуждения. Диалектика как искусство спора развивалось в средн. века. Вершиной средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра. В средн. Века искусство диалога культивировалось как средство проповеднического мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих. Не подавление, не духовное уничтожение оппонента, а стремление в ходе разрешения противоречий выработать правильный, обоснованный подход к сложным проблемам — таковы цель и назначение диалектики творческого диалога. Приемы столкновения мнений и диалектического разрешения противоречий применимы не только в ситуациях живого спора реальных людей. Они важны при анализе противоборствующих взглядов, позиций, направлений мысли, которые утверждались в разное время, в разных странах, социальных системах, культурах. Тексты и другие средства информации позволяют вступить в реальную или мыслимую полемику с людьми находящимися далеко или живущими задолго до нас. Возможен диалог поколений, эпох, культурных, национальных, политических, религиозных, философских традиций, школ. Схемы спора различных сторон воспроизводятся в общих чертах и процессе поиска истины одним лицом. Творческое мышление диалогично по своей сути. Способы разрешения разногласий между людьми оказались незаменимым средством уяснения сложных ситуаций бытия. Диалектика: 1. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества, чел-го мышления. 2. Противоречие. 3. Способ постижения. Разделы диалектики: 1. Объективная как совокупность объективных закономерностей, действующих в мире (диалектика природы, общества, мышления). 2. Субъективная, диалектическое мышление представляет собой отражение в сознании, форме, мысли. Структура диалектика: 1. Принцип — руководящая идея. Это значит, принцип используется как ориентир для построения теории диалектики и как универсальный подход для раскрытия содержания, свойств реальности. В современной фил-ии выделяют: принцип универсальности взаимосвязи, принцип развития, принцип системности. 2. Законы диалектики конкретизируют принципы. Закон — всеобщее необходимое, внутренняя существенная повторяющаяся связь явления, процесса. К основным законам относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицаний. Не основные законы — это парные категории диалектики т.к. они фиксируют связи, которые нельзя разрывать (причина-следствие, сущность-явление, содержание-форма). Категория — наиболее общее понятие, которое выражает наличие в реальности всеобщих, универсальных связей.


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...