Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы коррекционной работы с детьми и подростками.

Лекция 3, 4. Методологические основы психокоррекции

Игротерапия (игровая терапия). Наиболее распространенная форма в детском возрасте.

Назначение игротерапии и психогимнастики:

- трудности коммуникации,

- социальная изолированность, низкий социометрический статус,

- социальный инфантилизм,

- трудности произвольной регуляции поведения и деятельности,

- нарушение поведения – умеренная агрессивность, вредные привычки, отказ от пищи, трудности кормления, воровство (только домашнее),

- трудности эмоционального развития,

- трудности личностного развития (формирования Я-концепции, неадекватные представления о себе, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, неадекватная полоролевая идентификация),

- фобические реакции, в том числе высокая ситуативная и личностная тревожность (в этом случае лучше групповая форма).

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры:

- моделирование системы социальных отношений, их исследование ребенком, обучение ориентировке в этих отношениях;

- в игре возможно принятие роли и позиции другого человека, за счет чего преодолевается эгоцентризм ребенка, происходит осознание своего Я и Я другого, так создаются предпосылки для развития социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций;

- формирование равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками;

- отработка и усвоение в игре новых более адекватных способов ориентировки в проблемных ситуациях (как воспринимать и что делать);

- обучение умению понимать свое эмоциональное состояние, вербализовать его;

- формирование произвольности у ребенка через освоение умения подчинять свое поведение в игре роли и соответствующим правилам, правилам поведения в игровой комнате.

Арттерапия. Особенно эффективная при эмоциональных нарушениях, низком уровне развития игровой деятельности, несформированности коммуникативной компетентности.

Назначение арттерапии:

- трудности эмоционального развития, актуальный и посттравматический стресс, депрессивные и субдепрессивные состояния, снижение эмоционального тонуса, высокая эмоциональная лабильность, импульсивность;

- эмоциональная депривация детей, переживание ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества;

- повышенная тревожность, страхи, фобические реакции;

- наличие конфликтных межличностных отношений в семье, со сверстниками, с педагогами, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией и типом семейного воспитания, ревность к братьям и сестрам, низкая коммуникативная компетентность;

- дисгармоничная Я-концепция, проблемная самооценка (заниженная или завышенная), низкая степень самопринятия.

Виды арттерапии:

- рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве;

- библиотерапия как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;

- сказкотерапия;

- драматерапия;

- музыкотерапия и др.

Арттерапия может быть директивной, когда задача перед ребенком ставится прямо (задается тема, есть руководство и помощь). Применяется в случае страхов, фобий и тревожности.

В недирективной арттерапии – много свободы у ребенка (в выборе темы, средств и формы выражения). Психолог эмоционально поддерживает ребенка, может помогать. Применяется при низкой самооценке, негативном искажении Я-концепции.

Механизм воздействия арттерапии:

- эффективное эмоциональное отреагирование в приемлемых формах;

- облегчение процесса коммуникации замкнутых, стеснительных, слабо ориентированных на сверстников детей;

- развитие произвольности и способности к саморегуляции;

- осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;

- повышение личностной ценности, содействие формированию позитивной Я-концепции и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности созданного ребенком продукта.

Тренинг (поведенческий тренинг, тренинг личностного роста, социально-психологический тренинг).

Идея коррекционного воздействия – групповая работа способствует поведенческому, эмоциональному развитию, самопознанию через соотнесение себя с другими, через восприятие себя другими (посредством обратной связи), через результаты собственной деятельности, через восприятие себя и своих внутренних переживаний.

Назначение тренинга:

- девиантность, нарушения поведения и коммуникации;

- отсутствие навыков адекватного поведения в отношении определенных ситуаций;

- трудности личностного развития (дисгармоничная Я-концепция, неадекватная самооценка и т.д).

Цель поведенческого тренинга: обучение ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, повышение социальной компетентности в определенных ситуациях, обучение более эффективному поведению через формирование необходимых навыков.

Схема работы:

1. Проигрывание игровых, вымышленных ситуаций,

2. Переход к условным и реальным жизненным ситуациям,

3. Домашние задания.

Тренинг личностного роста (автор тренинга для подростков А.Г.Лидерс) носит не только коррекционный, но и общеразвивающий и профилактический характер. Ориентирован не столько на индивидуально-личностные проблемы детей (отклонения и трудности), сколько на нормативно-возрастные проблемы и задачи развития. Цель: создание условий для оптимизации развития в данный возрастной период.

Социально-психологический тренинг – организованное обучение для самосовершенствования личности через организацию групповой работы, направленной на:

А) овладение социально-психологическими знаниями,

Б) развитие способности познания себя и других,

В) формирование положительной Я-концепции.

Особенности тренинговой работы:

- создание в группе определенной атмосферы доверия и безопасности, принятия – правила групповой работы и позиция тренера;

- сочетание директивных и недирективных техник воздействия;

- поддержка активности участников: проявление их отношений, установок, эмоциональных реакций;

- рефлексивность: анализ, обсуждение и разбор предложенных тем.

Психогимнастика

Невербальный метод групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии, основная направленность метода – предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной и эмоционально-личностной сферы).

Основная цель: преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Содержание занятий – изучение различных эмоций и обучение азбуке их выражения (выразительным движениям).

Метод социальной терапии. Статусная психотерапия.

Назначение социальной терапии:

- отклонения в личностном развитии ребенка, обусловленные депривацией потребности в социальном признании;

-низкий уровень коммуникативной компетентности.

Метод социально терапии основан на использовании социального принятия, признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением (взрослыми и сверстниками).

Метод статусной терапии основан на возрастных перемещениях ребенка (в группу более старших или более младших детей), что позволяет регулировать его статус в группе и относительную успешность его деятельности.

Принципы применения данных методов:

- применимы в крайних случаях, когда другие методы оказались неэффективными;

- необходимо тщательно выяснить причины трудностей ребенка;

- возрастные перемещения ребенка обязательно согласовываются с родителями, педагогами, администрацией детского учреждения;

- обоснование возрастных перемещений для самого ребенка (чтобы избежать психотравмы).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...