Методы коррекционной работы с детьми и подростками.
Лекция 3, 4. Методологические основы психокоррекции Игротерапия (игровая терапия). Наиболее распространенная форма в детском возрасте. Назначение игротерапии и психогимнастики: - трудности коммуникации, - социальная изолированность, низкий социометрический статус, - социальный инфантилизм, - трудности произвольной регуляции поведения и деятельности, - нарушение поведения – умеренная агрессивность, вредные привычки, отказ от пищи, трудности кормления, воровство (только домашнее), - трудности эмоционального развития, - трудности личностного развития (формирования Я-концепции, неадекватные представления о себе, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, неадекватная полоролевая идентификация), - фобические реакции, в том числе высокая ситуативная и личностная тревожность (в этом случае лучше групповая форма). Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры: - моделирование системы социальных отношений, их исследование ребенком, обучение ориентировке в этих отношениях; - в игре возможно принятие роли и позиции другого человека, за счет чего преодолевается эгоцентризм ребенка, происходит осознание своего Я и Я другого, так создаются предпосылки для развития социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций; - формирование равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками; - отработка и усвоение в игре новых более адекватных способов ориентировки в проблемных ситуациях (как воспринимать и что делать); - обучение умению понимать свое эмоциональное состояние, вербализовать его; - формирование произвольности у ребенка через освоение умения подчинять свое поведение в игре роли и соответствующим правилам, правилам поведения в игровой комнате.
Арттерапия. Особенно эффективная при эмоциональных нарушениях, низком уровне развития игровой деятельности, несформированности коммуникативной компетентности. Назначение арттерапии: - трудности эмоционального развития, актуальный и посттравматический стресс, депрессивные и субдепрессивные состояния, снижение эмоционального тонуса, высокая эмоциональная лабильность, импульсивность; - эмоциональная депривация детей, переживание ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества; - повышенная тревожность, страхи, фобические реакции; - наличие конфликтных межличностных отношений в семье, со сверстниками, с педагогами, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией и типом семейного воспитания, ревность к братьям и сестрам, низкая коммуникативная компетентность; - дисгармоничная Я-концепция, проблемная самооценка (заниженная или завышенная), низкая степень самопринятия. Виды арттерапии: - рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве; - библиотерапия как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; - сказкотерапия; - драматерапия; - музыкотерапия и др. Арттерапия может быть директивной, когда задача перед ребенком ставится прямо (задается тема, есть руководство и помощь). Применяется в случае страхов, фобий и тревожности. В недирективной арттерапии – много свободы у ребенка (в выборе темы, средств и формы выражения). Психолог эмоционально поддерживает ребенка, может помогать. Применяется при низкой самооценке, негативном искажении Я-концепции. Механизм воздействия арттерапии: - эффективное эмоциональное отреагирование в приемлемых формах; - облегчение процесса коммуникации замкнутых, стеснительных, слабо ориентированных на сверстников детей;
- развитие произвольности и способности к саморегуляции; - осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний; - повышение личностной ценности, содействие формированию позитивной Я-концепции и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности созданного ребенком продукта. Тренинг (поведенческий тренинг, тренинг личностного роста, социально-психологический тренинг). Идея коррекционного воздействия – групповая работа способствует поведенческому, эмоциональному развитию, самопознанию через соотнесение себя с другими, через восприятие себя другими (посредством обратной связи), через результаты собственной деятельности, через восприятие себя и своих внутренних переживаний. Назначение тренинга: - девиантность, нарушения поведения и коммуникации; - отсутствие навыков адекватного поведения в отношении определенных ситуаций; - трудности личностного развития (дисгармоничная Я-концепция, неадекватная самооценка и т.д). Цель поведенческого тренинга: обучение ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, повышение социальной компетентности в определенных ситуациях, обучение более эффективному поведению через формирование необходимых навыков. Схема работы: 1. Проигрывание игровых, вымышленных ситуаций, 2. Переход к условным и реальным жизненным ситуациям, 3. Домашние задания. Тренинг личностного роста (автор тренинга для подростков А.Г.Лидерс) носит не только коррекционный, но и общеразвивающий и профилактический характер. Ориентирован не столько на индивидуально-личностные проблемы детей (отклонения и трудности), сколько на нормативно-возрастные проблемы и задачи развития. Цель: создание условий для оптимизации развития в данный возрастной период. Социально-психологический тренинг – организованное обучение для самосовершенствования личности через организацию групповой работы, направленной на: А) овладение социально-психологическими знаниями, Б) развитие способности познания себя и других, В) формирование положительной Я-концепции. Особенности тренинговой работы: - создание в группе определенной атмосферы доверия и безопасности, принятия – правила групповой работы и позиция тренера;
- сочетание директивных и недирективных техник воздействия; - поддержка активности участников: проявление их отношений, установок, эмоциональных реакций; - рефлексивность: анализ, обсуждение и разбор предложенных тем. Психогимнастика Невербальный метод групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии, основная направленность метода – предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной и эмоционально-личностной сферы). Основная цель: преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Содержание занятий – изучение различных эмоций и обучение азбуке их выражения (выразительным движениям). Метод социальной терапии. Статусная психотерапия. Назначение социальной терапии: - отклонения в личностном развитии ребенка, обусловленные депривацией потребности в социальном признании; -низкий уровень коммуникативной компетентности. Метод социально терапии основан на использовании социального принятия, признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением (взрослыми и сверстниками). Метод статусной терапии основан на возрастных перемещениях ребенка (в группу более старших или более младших детей), что позволяет регулировать его статус в группе и относительную успешность его деятельности. Принципы применения данных методов: - применимы в крайних случаях, когда другие методы оказались неэффективными; - необходимо тщательно выяснить причины трудностей ребенка; - возрастные перемещения ребенка обязательно согласовываются с родителями, педагогами, администрацией детского учреждения; - обоснование возрастных перемещений для самого ребенка (чтобы избежать психотравмы).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|