Подготовка и сборка изделий под сварку
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Все поступающие на укрупнительную площадку изделия и элементы конструкции должны быть до начала сборки проверены мастером (или другим ответственным лицом) на наличие клейм, маркировки, а также сертификатов завода-изготовителя, подтверждающих соответствие материалов их назначению. Детали под сварку должны поступать обработанными в соответствии с требованиями настоящего РД, чертежей и технологических процессов на их изготовление. При отсутствии клейм, маркировки или сертификатов изделия и элементы конструкций к дальнейшей обработке не допускаются. Конструктивные элементы подготовки кромок, размеры зазоров при сборке сварных соединений, а также выводных планок и предельные отклонения размеров сечения швов должны соответствовать требованиям рабочих чертежей, а при их отсутствии — величинам, указанным в ГОСТ 5264, ГОСТ 8713, ГОСТ 14771, ГОСТ 11534 на швы сварных соединений. Все местные уступы и неровности, имеющиеся на собираемых деталях и препятствующие их соединению в соответствии с требованиями чертежей, надлежит до сборки устранять зачисткой в виде плавных переходов с помощью абразивного круга или напильника. Обработка кромок элементов под сварку и вырезка отверстий на монтажной площадке может производиться кислородной, воздушно-дуговой, плазменно-дуговой резкой с последующей механической обработкой поверхности реза: - На элементах из сталей С235 до С285 – до удаления следов резки; - На элементах из сталей С345 до С375 – с удалением слоя толщиной не менее 1 мм; - На элементах из сталей С390 и С440 — с удалением слоя толщиной не менее 2 мм. Поверхности кромок не должны иметь надрывов и трещин. При обработке абразивным инструментом следы зачистки должны быть направлены вдоль кромок.
Правка металла должна производиться способами, исключающими образование вмятин, забоин и других повреждений поверхности. Места правки (подгонки) можно подогревать нейтральным пламенем газовой горелки до температуры 450-600°С. Огневую резку кромок деталей сталей С345 и более прочных при температуре окружающего воздуха ниже минус 15°С нужно проводить с предварительным подогревом металла в зоне реза до 100°С. Предварительный подогрев может выполняться ручными газовыми резаками или горелками. Непосредственно перед сборкой кромки и прилегающие к ним участки на ширину 20 мм при ручной или механизированной дуговой сварке и не менее 50 мм при автоматической сварке, а также места примыкания начальных и выводных планок должны быть тщательно зачищены от окалины, грязи, краски, масла, ржавчины, влаги, снега и льда. Все поступающие на сборку конструкции (элементы) и детали должны иметь маркировку и сопроводительную документацию, подтверждающую их приемку отделом (службой) технического контроля. Способ маркировки указывается в ПТД. В процессе сборки должно быть исключено попадание влаги, масла и других загрязнений в разделку соединений и на прилегающие поверхности. Сборка элементов (деталей) в плоскостные и пространственные конструкции на сборочной площадке должна производиться на стеллажах или стендах с применением сборочных приспособлений, обеспечивающих требуемую точность сборки. В монтажной практике для сборки конструкций применяют главным образом фиксирующие, стягивающие и распорные устройства. Наиболее распространенные приспособления этого типа приведены в приложении 13. Собранные элементы (изделия) должны прихватываться в нескольких местах ручной дуговой или механизированной сваркой. Прихватки должны располагаться на равном расстоянии друг от друга в местах последующего наложения сварного шва.
Длина прихваток должна быть не менее 50 мм и расстояние между ними не более 500 мм, а в конструкциях из стали с пределом текучести 440 МПа длина прихваток должна быть не менее 100 мм, расстояние между прихватками не более 400 мм. Высота прихватки должна составлять 0,3—0,5 высоты будущего шва, но не менее 3 мм. Катет шва прихваток под ручную дуговую сварку угловых и тавровых соединений должен быть равен катету шва, установленному рабочей документацией. В этом случае прихватки последующей переплавке не подлежат. Катет шва прихваток под автоматическую и механизированную сварку должен быть 3-5 мм и при наложении основного шва прихватка должна быть переплавлена. Запрещается наложение прихваток у кромок, не подлежащих сварке, в местах пересечения швов и на краях будущих швов. Прихватки должны выполняться сварщиками, имеющими допуск на сварку подобных изделий, и по возможности теми, кто будет сваривать данное соединение, теми же сварочными материалами, которые будут применяться для сварки основных швов. Прихватки должны быть полностью перекрыты и по возможности переварены при наложении основного шва. Прихватки выполняются на режимах, рекомендованных для сварки таких швов. Прихватки должны быть зачищены от шлака и проконтролированы. К качеству прихваток предъявляются такие же требования, как и к основному сварному шву. Прихватки, имеющие недопустимые дефекты, следует удалять механическим способом. Приемочный контрольпроизводят после завершения всех предусмотренных технологическим процессом операций и его результаты фиксируют в сдаточной документации на сварное изделие или конструкцию. Приемочный контроль бывает либо сплошным (проверяют все Результаты выборочного контроля являются основанием для браковки всей контролируемой партии. Технологическая операция контроля – это часть технологического процесса, которая не только оценивает пригодность продукции, но и дает информацию о ее качестве. Эта информация может быть использована как для исключения попадания дефектных изделий в эксплуатацию, так и для регулирования технологическим процессом на всех его стадиях. Регулирование основывается на сопоставлении показателей качества продукции с нормируемыми техническими условиями и заключается в мероприятиях направленных на повышение качества сварных соединений.
Дефекты сварных соединений и Причины их образования Недостатками, снижающие физико-химические, механические и другие свойства сварных швов, называются дефектами или пороками. Обобщенное наименование всех нарушений сплошности и формы сварного соединения называют несплошностью сварного соединения. Дефекты при сварке металлов плавлением образуются вследствие нарушения требований нормативных документов к сварочным материалам, подготовке, сборке и сварке соединяемых элементов, термической и механической обработке сварных соединений и конструкции в целом. Классификацию, определения и условные обозначения дефектов швов, зон термического влияния и основного металла при сварке металлов плавлением устанавливает ГОСТ 30242-97 «Дефекты соединений при сварке плавлением». Дефекты классифицируются на шесть групп: 1 - трещины; 2 - полости, поры; 3 - твердые включения; 4 - несплавления и непровары; 5 - нарушение формы шва; 6 - прочие дефекты, не включенные в вышеперечисленные группы. Кроме того, дефекты сварных швов разделяют на допустимые и недопустимые, наружные и внутренние, а также дефекты подготовки и сборки, формы и размеров швов, металлургические дефекты (поры и трещины), технологические дефекты (непровары, несплавления и т.д.), коробления и деформации сварных соединений. К основным наружным дефектам относят следующие: 1. Отклонения по ширине и высоте швов. Причинами этого дефекта могут быть: неудовлетворительная подготовка и подгонка кромок, неравномерное перемещение электрода, горелки или проволоки, несоблюдение установленного режима сварки. Швы с подобными дефектами имеют плохой внешний вид, неравномерное распределение и усадка наплавленного металла шва могут вызвать коробление и способствовать образованию трещин. Выявляются дефектные участки наружным визуальным осмотром и измерительным методом путем проверки шва шаблоном. Отклонения могут устраняться подваркой и срубанием излишка металла.
2. Продольные, поперечные и др. трещины в наплавленном и основном металле (рис. 7). Причиной образования трещин являются напряжения, возникающие вследствие неравномерного нагрева и охлаждения, усадки, изменения величины и расположения зерен металла под влиянием нагрева и охлаждения при сварке. Различают трещины горячие и холодные. Горячие трещины образуются в результате неравномерного перераспределения расплава между кристаллитами при переходе металла из жидкого состояния в твердое, что вызывает рост напряжений растяжения между кристаллитами. Горячие трещины проходят по границам кристаллитов и вызывают межкристаллическое разрушение металла. Образование холодных трещин связано с процессами перекристаллизации, быстрого и неравномерного охлаждения. В этом случае происходит внутрикристаллическое разрушение в металле. Появлению трещин способствуют такие дефекты, как поры, непровары, включения шлака и т.п. Особенно часто трещины появляются при быстром остывании металла после сварки. Участки с трещинами вырубают и заваривают вновь.
3. Наплывы (рис. 8 и 9.) образуются при слишком быстром плавлении электрода и натекании жидкого металла на недостаточно нагретую поверхность основного металла. Наплывы могут быть расположены в отдельных местах или иметь большую протяженность и сопровождаться непроваром основного металла или несплавлением кромок. 4. Кратер – дефект в виде полости или впадины, образовавшейся в результате усадки расплавленного металла при затвердевании (рис. 8). Располагается, как правило, в местах обрыва дуги или окончания сварки.
а) превышение выпуклости сварного шва; б) нормальный сварной шов; в) превышение усиления сварного шва; г) наплыв.
Рис. 9. Виды наплыва. а) протек; б) неполностью заполненная разделка кромок; в) ассиметрия углового шва.
5. Подрезы – уменьшение толщины основного металла в месте перехода к наплавленному (рис. 9). Этот дефект возникает при сварке излишне большим током или горелкой большой мощности. В месте подреза прочность сварного соединения понижается. Подрезы устраняют заваркой.
6. Брызги металла – дефект в виде затвердевших капель расплавленного металла на поверхности сваренных или наплавленных деталей с образованием или без образования кристаллической связи с основным металлом. Образуется при сварке излишне большим током или горелкой большой мощности при нахождении электрода или наплавляемого металла на большом расстоянии от свариваемой поверхности основного металла. К основным внутренним дефектам относят следующие: 1. Непровар корня шва и несплавление кромок (рис. 10) выражается в несплавлении наплавленного и основного металла в корне шва. Непровар резко снижает прочность шва и соединение становиться ненадежным. В местах непровара концентрируются напряжения, которые еще больше понижают сопротивление шва внешним нагрузкам, особенно ударным. Причинами непровара являются: недостаточный ток или малая мощность горелки, слишком быстрое перемещение электрода или горелки, попадание в шов пленки окислов или слоя шлака, неудовлетворительная зачистка кромок. Непровар вырубают и дефектный участок заваривают. 2. Поры образуются вследствие поглощения расплавленным металлом водорода, окиси углерода, азота и др. газов, которые не успевают выделиться при застывании металла и остаются в нем в виде газовых пузырьков. Основной причиной появления пор является влажность электродного покрытия или неправильная регулировка пламени горелки. Поры могут появляться также в результате несоответствия химического состава присадочного металла, при наличии окалины и ржавчины на свариваемых кромках. Поры делают шов проницаемым для газа и жидкостей. Если поры выходят на поверхность шва их можно обнаружить при визуальном контроле. Если шов должен быть плотным, то пористые участки вырубают до основного металла и заваривают.
а) кратер; б) свищи; в) подрез; г) несплавление; д) непровар.
3. Шлаковые включения и окислы ослабляют сечение шва. Они образуются при сварке длинной дугой или окислительным пламенем. Дефектные участки шва вырубают и заваривают. 4. Внутренние трещины возникают по тем же причинам, что и наружные. Участки шва с трещинами удаляют и заваривают. 5. Пережог характеризуется наличием в структуре металла шва окисленных зерен, обладающих малым взаимным сцеплением. Пережженный металл хрупок и не поддается исправлению. Пережог возникает при избытке кислорода в пламени. Пережженные участки шва полностью вырубают до чистого металла и заваривают.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|