Вопрос 3. Понятие административной юрисдикции
Тема Законность в сфере государственного управления. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
План: 1. Понятия законности и дисциплины в государственном управлении. 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении 3. Акты прокурорского надзора.
Вопрос 1. Понятие законности и дисциплины в государственном управлении Определение. Законность – это точное и неуклонное соблюдение действующего законодательства, всеми органами государства, должностными лицами, хозяйствующими субъектами, общественными объединениями, гражданами. Законность - это конституционный принцип (ст.34 Конституции РК). Определение. Государственная дисциплина – это точное и неуклонное выполнение государственными и общественными объединениями организациями, их работниками, гражданами установленных государством правил и конкретных предписаний (существуют разные виды дисциплины: трудовая дисциплина, финансовая, техническая, служебно-воинская, технологическая и т.д.). Принципы законности: 1. Принципы верховенства закона. 2. Общеобязательность законов. 3. Принцип единства законности. 4. Связь законности с культурностью.
Вопрос 2.Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Обеспечить законность – это значит: Øне допустить отклонений от ее требований в деятельности органов государственного управления (должностных лиц); Øсвоевременно обнаружить такое отклонение. Øустранить обнаружения нарушения законности; Øвосстановить нарушить при этом права; Øпривлечь к ответственности виновных в нарушении; Øпринять меры к недопущению впредь нарушений законности.
Способы обеспечения законности: üКонтроль: üосуществляемый органами представительной власти; üосуществляемый органами государственного управления общей компетенции (Правительством, акиматами); üнадведомственный государственный контроль; üвнутриведомственный контроль. üАдминистративный надзор; üНадзор прокуратуры; üСудебный контроль; üОбжалование незаконных действий органов государственного управления и их должностных лиц в суд. Определение. Контроль – это деятельность по проверке фактического положения дел на подконтрольном объекте, обнаружение недостатков, ошибок, злоупотреблений, их устранение, а также привлечение к ответственности виновных.
Для контроля характерны некоторые признаки: Между контролирующим органом и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности. Объектом контроля является как законность, так и целесообразность. Контролирующий орган вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого. Определение. Надзор состоит в проверке точного и единообразного исполнения законов государственными органами, общественными организациями, должностными лицами, хозяйствующими субъектами, гражданами. Оценка деятельности надзорного объекта дается с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому, при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в административно-хозяйственную деятельность поднадзорного объекта не допускается. Вопрос 3. Акты прокурорского надзора В соответствии со ст.1 Закона РК от 21.12.1995 г. «О Прокуратуре» - «Прокуратура РК подотчетный Президенту РК государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства».
Акты прокурорского надзора: - протест; - постановление; - предписание; - заявление; - санкция; - указание; - представление; - разъяснение закона.
Тема Административный процесс. Административное производство. Административная юрисдикция
План: Понятие административного процесса, его виды. Административное производство. Понятие административной юрисдикции.
Вопрос 1. Понятие административного процесса, его виды Определение. Административный процесс – это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений, т.е. административный процесс направлен на обеспечение правильной реализации материальных административно-правовых норм и иных норм права, которые неотделимы от административно-процессуальных норм. Принципы административного процесса: · Законность (ст.34 Конституции РК); · Принцип объективности – означает всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств дела. · Равенство граждан перед законом (ст.14 Конституции РК); · Гласность административного процесса; · Ведение дела на государственном или русском языках (ст.7 Конституции РК); · Экономичность и эффективность процесса; · Безвозмездность процесса (т.е. процесс бесплатен для граждан); · Ответственность должностных лиц за нарушение правил процесса и за принятый акт. Стадии процесса: Процессуальные действия совершаются в определенной логической последовательности. Эти действия группируются по определенным стадиям, к которым относятся:
- возбуждение административного дела; - рассмотрение дела; - принятие по делу решения; - обжалование или опротестование решения (факультативная стадия, т.е. необязательная); - исполнение решения.
Вопрос 2. Административное производство Административный процесс имеет сложную структуру и охватывает многочисленные сферы государственного управления и различные категории индивидуально-конкретных дел. Поэтому административный процесс подразделяется на отдельные виды административных производств, которые выступают как его разновидности, как части целого. Критерием деления административного процесса на отдельные виды производств служит характер индивидуально-конкретных управленческих дел, отражающий их наиболее существенные свойства и особенности.
В административном праве принято выделять следующие административные производства:
Производство по предложениям, жалобам, заявлениям Производство по делам о дисциплинарных проступках Производство по делам о поощрениях Производство по делам об административных правонарушениях
Вопрос 3. Понятие административной юрисдикции Определение. Юрисдикция – установленная нормативно-правовыми актами совокупность полномочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т.е. оценивать действие лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности и применять юридические санкции к правонарушителям. Определение. Административная юрисдикция – установленная нормами права деятельность органов государственного управления (судов, судей) и их должностных лиц по разрешению подведомственных им дел об административных правонарушениях и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке.
Отличительные черты административной юрисдикции: · государственно-властная специфика; · подзаконность; · носит правоприменительный характер. Правовые основы административно-юрисдикционной деятельности органов государственного управления – Кодекс РК об административных правонарушениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|