Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи логистики снабжения

Сущность логистики снабжения и ее место в логистической системе

Логистика снабжения (логистика закупок) является первой логистической подсистемой, основная цель которой – управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами (рис. 1).

В обобщенном виде цель снабжения – гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.

 

 

Рис. 1. Место логистики снабжения в логистической системе

 

 

Деятельность логистики снабжения может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

♦ элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистическои системы, в которую входит предприятие;

♦ элементом микрологистической системы, т. е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;

♦ самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

 

Задачи логистики снабжения

Основные вопросы, на которые следует ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой снабжения:

♦ что закупить;

♦ сколько закупить;

♦ у кого закупить;

♦ на каких условиях закупить.

♦ как системно увязать закупки с производством и сбытом;

♦ как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками.

Обозначенный круг вопросов закупочной логистики определяет состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ.

Рассмотрим задачи и работы, относящиеся к логистике снабжения.

1. Определение потребности в материальных ресурсах

В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов. Затем выполняется расчет потребности в материальных ресурсах. При этом устанавливаются требования к весу, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатываются планы-графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры и (или) номенклатурные группы.

Для потребляемых материальных ресурсов может решаться задача "сделать или купить".

2. Исследование рынка закупок

Исследование рынка закупок начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.

3. Выбор поставщиков

Включает поиск информации о поставщиках, создание банка данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщи-ками.

4. Осуществление закупок

Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, т. е. заключением контракта. Договорные отношения формируют хозяйственные связи, рационализация которых также является задачей логистики.

Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.

5. Контроль поставок

Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, т. е. учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных, ресурсов.

6. Подготовка бюджета закупок

Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. Про этом определяют следующие виды затрат:

♦ затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;

♦ затраты на транспортировку, экспедирование и страхование;

♦ затраты на грузопереработку;

♦ затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки;

♦ затраты на приемку и проверку материальных ресурсов;

♦ затрат на поиск информации о потенциальных поставщиках.

В рамках проведения экономических расчетов к задачам закупочной логистики следует отнести расчет издержек из-за дефицита материальных ресурсов.

7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками

Это специфическая задача логистики снабжения, решаемая, как было отмечено выше, посредством организации системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.

Рассмотрим два варианта организации снабжения, принципиально отличающиеся друг от друга возможностями реализации системного подхода к управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем.

На рис. 2 представлен вариант организационной структуры предприятия с распределением перечисленных выше задач между различными функциональными подразделениями. Как видим, задачи, что закупить и сколько закупить, решаются дирекцией по производству. Здесь же выполняются и работы по складированию закупленных предметов труда.

 

Рис 2. Реализация функции снабжения в процессе

работы различных подразделений предприятия

 

Задачи, у кого закупить и на каких условиях закупить, решаются дирекцией по закупкам. Здесь же выполняются и перечисленные работы по снабжению, т. е. заключаются договоры, контролируется их исполнение, организуется доставка закупленных предметов труда. В результате функция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия сырьем и материалами разделена между различными службами и ее эффективная реализация затруднена.

Другой вариант, представленный на рис. 3, предполагает сосредоточение всех функций снабжения предприятия в одних руках, например, в дирекции по материально-техническому снабжению.

Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии закупок предметов труда.

 


Рис 3. Реализация функции снабжения в процессе

работы одного подразделения предприятия

 

 

Задача выбора поставщика

Основными этапами решения этой задачи.

1. Поиск потенциальных поставщиков.

При этом могут быть использованы следующие методы:

♦ объявление конкурса;

♦ изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;

♦ посещение выставок и ярмарок;

♦ переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

2. Анализ потенциальных поставщиков.

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и каче­ством поставляемой продукции, а также надежностью по­ставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплект­ности, качеству и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

♦ удаленность поставщика от потребителя;

♦ сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

♦ наличие резервных мощностей;

♦ организация управления качеством у поставщика;

♦ психологический климат у поставщика (в плане воз­можности забастовок);

♦ способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

♦ финансовое положение поставщика, его кредито­способность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков фор­мируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

3. Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказыва­ют результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позво­ляющая рассчитать рейтинг поставщика.

Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить диф­ференциацию закупаемых предметов труда.

Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей произ­водственного или торгового процесса. Отсутствие комплек­тующих, требующихся регулярно, может привести к оста­новке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле – к резкому падению при­были торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки.

Если закупаемые предметы труда не являются значи­мыми с точки зрения производственного или торгового про­цесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком, предприятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности или недобросовестности постав­щика у потребителя могут иметь место срывы в выполне­нии производственных программ или же прямые финансо­вые потери. Возмещение понесенных убытков наталкивает­ся, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяю­щие выявлять ненадлежащих поставщиков, например, за­падные фирмы нередко прибегают к услугам специализи­рованных агентств, готовящих справки о поставщиках, в том числе и с использованием неформальных каналов. Эти справки могут содержать следующую информацию о фи­нансовом состоянии поставщика:

♦ отношение ликвидности поставщика к сумме долго­вых обязательств;

♦ отношение объема продаж к дебиторской задолжен­ности;

♦ отношение чистой прибыли к объему продаж;

♦ движение денежной наличности;

♦ оборачиваемость запасов и др.

Отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Утверж­дение договоров с этими поставщиками, разрешение пред­варительной оплаты намеченной к поставке продукции осу­ществляется по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в на­званном списке, то процедура утверждения и оплаты ус­ложняется проведением необходимых мероприятий, обес­печивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.

 

4. Система поставок "Точно в срок" в закупочной логистике

Система поставок "точно в срок" (система ТВС) – это философия и в то же время технические приемы. Система! основана на том, что в звено логистической системы не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникнет острой необходимости в этих материалах. Например, доставка к моменту монтажа или непосредственно в торговый зал магазина.

Сущность системы "точно в срок" как тянущей систе­мы заключается в том, что спрос на любом участке цепи определяется спросом, предъявленном в конце ее. Пока нет спроса в конце цепи, продукция не производится и не на­капливается, не заказываются и не накапливаются комп­лектующие. Движение материалов здесь напоминает течение реки (рис. 4, а): спрос, возникший в устье реки, пере­дается вверх по течению. Ответом на спрос является адек­ватный ему материальный поток. Снизился спрос – тече­ние замедлилось, увеличился – соответственно усилилась скорость потока.

Противоположностью данной системы является накап­ливание запасов в ожидании спроса (рис. 4, б).

 


 

Рис. 4. Два варианта удовлетворения рыночного спроса:

а) за счет синхронного движения материалов по всей цепи по сис­теме "точно в срок". Имеется возможность устойчивой работы с низ­ким запасом товаров;

б) с помощью системы складов, за счет сум­марного предварительного накапливания запаса в звеньях цепи то­вародвижения. Устойчивая работы обеспечивается наличием боль­шого количества суммарных запасах товаров

 

Общепринятое определение гласит, что система поставки *точно в срок"это система производства и поставки комплектующих или товаров к месту про­изводственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время.

Принципиальное отличие системы ТВС от традицион­ного снабжения показано на рис. 5..

Как следует из схемы, контроль качества у потребите­ля не предусмотрен. Следовательно, эту функцию должен! взять на себя поставщик. В этих условиях наличие некаче­ственных изделий в поставляемой партии недопустимо.

 


 


 

Рис. 5. Сравнительная характеристика традиционного снабжения

и снабжения по методу "точно в срок":

а – схема поставки по методу "точно в срок»;

б – традиционная схема снабжения материальными ресурсами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...