Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Общетеоретические аспекты права на достойный уровень жизни

ВВЕДЕНИЕ

 

Закрепление в ст. 7 Конституции Российской Федерации (далее по тексту – Конституции РФ)[1] положения о социальном характере российского государства, о направленности его политики на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, ознаменовало значительное повышение интереса к разработке проблематики, связанной с функционированием социального государства. В отечественной юридической науке достаточно глубоко исследовался вопрос о социальном государстве, однако до сих пор отсутствует четкое и всеми признанное определение о том, что собой представляет такое государство и каковы механизмы его действия.

Несмотря на существование различных точек зрений ученых на концепцию социального государства, все они сходятся во мнение, что конечной целью функционирования социального государства является обеспечение достойного существования человека. Однако при этом, среди ученых снова возникает дискуссия, относительно того, что же представляет собой дефиниция «достойное существование человека». Ученые выдвигают различные критерии достойности, различные определения права на достойное существование человека и т.д.

В Российской Федерации право на достойный уровень жизни декларировано и создан достаточно многоплановый и эффективный механизм практической реализации данного права. Однако, несмотря на безусловные успехи в сфере повышения уровня жизни граждан Российской Федерации, все же до настоящего времени сохраняет свою актуальность вопрос фактической обеспеченности граждан Российской Федерации, т.к. в соответствии с данными статистики, достаточно большая доля населения находится за чертой бедности, кроме того, как показывают последние исследования, разрыв между наиболее богатым и бедным населением в Российской Федерации снова начал увеличиваться.

Таким образом, именно все вышеизложенное, а также ряд иных теоретически и практических вопросов, связанных с правых граждан на достойный уровень жизни и его реализацией в сфере социального обеспечения, обуславливает значимость и актуальность темы дипломного исследования.

Основной целью данной дипломной работы выступает комплексное (теоретическое и практическое) исследование права граждан на достойный уровень жизни и его реализацию в сфере социального обеспечения.

При постановке цели дипломной работы, было определено решение следующих задач:

- исследовать понятие, сущность и содержание права на достойный уровень жизни;

- проанализировать особенности нормативного регулирования права на достойный уровень жизни;

- рассмотреть зарубежный опыт правового регулирования права на достойный уровень жизни;

- исследовать основные направления реализации права на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения;

- рассмотреть ориентацию на достойный уровень жизни как принцип права социального обеспечения;

- выделить проблемы реализации права на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения;

- сформулировать выводы и сделать практические предложения по теме дипломной работы.

Объектом исследования являются правовые отношения, в сфере обеспечения права граждан на достойный уровень жизни (в социальном аспекте).

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие право граждан на достойный уровень жизни и его реализацию в сфере социального обеспечения.

При исследовании теоретических аспектов права граждан на достойный уровень жизни и его реализацию в сфере социального обеспечения, использовались труды ученых:

В представленных трудах ученых тема права граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения освещена достаточно, однако актуальность темы дипломной работы свидетельствует о необходимости дополнительного изучения рассматриваемой сферы.

В процессе написания дипломной работы были исследованы положения Конституции Российской Федерации, а также другие нормативно-правовые акты.

Методологические основы исследования составляют общие и специальные методы научного исследования: сравнительно-правовой метод, метод нормативно-логического анализа, а также специальные методы науки конституционного права и права социального обеспечения.

Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы и приложение.

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВА НА ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

 

1.1. Понятие, сущность и содержание права на достойный уровень жизни

 

Право на достойную жизнь — одно из важнейших прав человека, декларирование и осуществление которого напрямую связывается с социальной функцией государства. Провозглашение России в качестве социального правового государства, основной целью которого является обеспечение указанного права, на конституционном уровне произошло только в 1993 году (ст. 7 Конституции РФ). Говорить об эффективности реализации права на достойную жизнь в Российской Федерации сегодня рано. Существует целый комплекс факторов, препятствующих этому (экономических, политических, нормотворческих и т.д.).

К сожалению, ни в науке, ни, тем более, на нормативном уровне не сформировано четкое представление о том, что собой представляет достойная жизнь на современном этапе развития человечества, каковы ее критерии. В литературе термин «достойная жизнь» нередко отождествляется с термином «достойное существование». Последний ввел в употребление известный российский ученый А.П. Куницын, а в дальнейшем его содержание было раскрыто в работах представителей «нового» либерализма в России в конце XIX — начале XX века. Представление о достойном существовании в трудах указанных ученых связывалось, с одной стороны, с возможностью реализации совокупности социально-экономических прав — прав «второго поколения», а, с другой — с творческой реализацией личности[2].

Многие современные авторы также используют термин «достойное существование», но понимают его уже не столь однозначно. Так, например, В.Н. Барсукова различает достойное существование в общесоциальном и в правовом смыслах. В первом значении достойным признается такое существование человека, которое и самим человеком, и тем обществом, в котором он живет, признается заслуживающим уважения. Во втором — категория достойного существования характеризуется высоким уровнем реализации всех остальных его прав и находит юридическое воплощение в правовых статусах[3].

Имеют место также ситуации, когда авторы используют конституционно закрепленный термин «достойная жизнь», однако придают ему тот же смысл, который вкладывали в него представители нового либерализма, а подчас и вовсе суживают его до утилитарных ценностей. Встречается и другое мнение, согласно которому понятия «достойное существование» и «достойная жизнь» следует различать. Весьма последовательно аргументирует данную мысль Т.Г. Силкина. В обоснование своей точки зрения она пишет, что «существование» обычно используется как синоним «бытия» материи и сознания6, жизнь же представляет собой процесс развития и выступает таким способом существования, «при котором все проявления и изменения какого-либо единого целого совершаются в силу его внутренних причин, лежащих в нем самом»[4].

Таким образом, под достойной жизнью автор предлагает понимать такой способ человеческого бытия, который осуществляется в соответствии с требованиями человеческой экологии, заключающейся в таком развитии человеческого созидательного потенциала, где конкретный человек самореализуется с наибольшей отдачей.

Проведенный анализ научных воззрений, с одной стороны, демонстрирует смешение понятий «достойная жизнь» и «достойное существование», а с другой, крайнюю размытость представлений о том, что собой представляют рассматриваемые явления. Данная ситуация не случайна, она обусловлена отсутствием концептуального подхода к изучению указанных понятий. Полагаем, что достоверное представление о том, что собой представляет достойная жизнь, может сложиться при условии синтеза знаний о том, что есть жизнь вообще, а также о критериях ее достойности.

Жизнь, будучи глубоко философской категорией, неоднократно становилась предметом научных изысканий, как следствие, возникали многочисленные концепции, различным образом интерпретирующие ее. На наш взгляд, раскрывая понятие жизни человека, следует исходить из устоявшегося в философии мнения о том, что бытие человека необходимо рассматривать в двух формах: во-первых, бытие человека в мире вещей; во-вторых, собственное человеческое бытие (в данном случае человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо. То есть непременными атрибутами жизни человека как биосоциального существа являются следующие: биологические потребности (в пище, воде, тепле и др.); социальные (в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.); духовные потребности (в знаниях, самосовершенствовании и других элементах духовной культуры). Таким образом, жизнь человека представляет собой состояние комплексной реализации его потребностей как биосоциального существа, а именно биологических, социальных и духовных[5].

Что касается критериев достойной жизни, то в настоящее время достаточно отчетливо просматривается ряд факторов, препятствующих их формированию. Во-первых, в каждом обществе есть свой уровень жизни, который считается нормой, и есть свой предел, за которым начинается недопустимая крайность. Различие в понимании достойности жизни обусловлено существенной дифференциацией уровня социально-экономического развития различных государств, различиями в культурных традициях, стереотипах, менталитете наций, а также динамичностью морали. Во-вторых, «достойную жизнь» чаще всего пытаются охарактеризовать с точки зрения материальной обеспеченности человека, уровня реализации его социально-экономических прав. Однако обеспеченность материальными благами — далеко не единственное условие достойности жизни. Сюда входит и уровень духовного развития, самореализации, безопасности (как физической, так и нравственной) и многие другие компоненты. Поэтому учет только имущественной составляющей не дает правильных результатов[6].

В литературе высказывается заслуживающая внимания мысль, что социально-правовые критерии достойной жизни человека представляют собой многокомпонентную открытую систему. Уровень самореализации человека, выступающий в этой системе в качестве интегрального (системообразующего) критерия, конкретизируется на следующие критерии: 1) позволяющие дать оценку достаточности материальных благ, необходимых для обеспечения реальной возможности воплощения индивидуальных интересов и потребностей; 2) достаточности нематериальных благ, необходимых для обеспечения реализации индивидуальных т интересов и потребностей; 3) юридической гарантированности и защищенности права на достойную жизнь[7].

Кроме того, в настоящее время как зарубежными, так и отечественными специалистами, разработано и получило практическое применение довольно большое количество методик расчета рейтингов и индексов качества и уровня у жизни населения, представляющих собой альтернативу традиционному под- п ходу, основывающемуся на подсчете дохода на душу населения. Так, например, при расчете Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) (Human Development Index) анализируется и объем потребления материальных благ, а также возможности и условия для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования. Знаменательно включение в эти показатели субъективных оценок, связанных с представлениями людей о достойной жизни, характеристик социального самочувствия личности, удовлетворенности гражданскими свободами, правами и человека, безопасностью существования и т.д.[8]

«Индекс качества жизни» («OECD Better Life Index») включает 11 параметров: жилье, доход, работа, сообщество, образование, окружающая среда, вовлеченность в гражданскую активность, здоровье, удовлетворенность жизнью, безопасность, баланс работы и отдыха. При составлении рейтинга удовлетворенности жизнью учитываются следующие индексы: правопорядка, пищи и крова, личной экономической ситуации, личного здоровья, гражданской вовлеченности, благополучия, доверия к национальным институтам (армия, правосудие, система выборов и другие), коррупции, развития молодежи, базовых нужд сообщества, многообразия, оптимизма, использования респондентами электронных средств коммуникации, насилия, религиозности.

Главной целью Всемирного индекса счастья (The Happy Planet Index) служит выявление реального уровня благосостояние стран путем соотнесения показателей удовлетворенности жителей каждой страны и средней продолжительности их жизни с количеством потребляемых ими природных ресурсов. Результаты данного индекса показывают, что экономическое благополучие далеко не всегда делает людей счастливыми. Доклад о мировом счастье» («World Happiness Report») составляется на основе, таких показателей, как ВВП на душу населения, уровень социальной поддержки, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень персональной свободы, уровень щедрости и филантропии, восприятие коррупции, причины для радости и причины для беспокойства в предшествовавшие опросу дни[9].

Россия, судя по результатам подсчета перечисленных индексов, далека от первых мест по уровню жизни своих граждан. Так, по данным ИРЧП (2016 г.) наше государство занимало в 2016 г. 57-е место, Рейтинга удовлетворенности жизнью — 76-е место из 146, Всемирного индекса счастья — 122-е место, Доклада о мировом счастье — 67-е место. Первые места при этом традиционно принадлежат странам северной Европы (Норвегия, Дания).

При этом отметим, что ни один из описанных индексов, разумеется, не дает идеальной формулы вычисления уровня достойной жизни, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, однако их комплексный анализ позволяет сделать вывод о том, что система критериев достойной жизни должна включать в себя две группы: критерии, характеризующие уровень выполнения государством обязанности обеспечить достойную жизнь своим гражданам; критерии, характеризующие уровень выполнения человеком обязанности жить достойно (вести достойный образ жизни).

Поскольку первая группа критериев достойной жизни детерминирована обязательствами государства перед человеком, то ее непременными атрибутами являются такие категории, как достойный или достаточный уровень жизни и качество жизни. Понятие «достаточного» или «достойного» уровня жизни может быть выведено на основе анализа содержания п. 1 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[10], а также ст. 25 Всеобщей декларацией прав человека[11]. Исходя из содержания данных документов, он включает в себя достаточное питание, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи, а также право на непрерывное улучшение условий жизни. Таким образом, достаточный (достойный) уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых человеком, меру удовлетворения основных жизненных потребностей.

Близким по смыслу к данной категории является уровень благосостояния, под которым понимается мера, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования. Качество жизни, в отличие от достойного уровня жизни, будучи интегрированным понятием, включающим в себя множество разнородных, часто не поддающихся количественной оценке факторов, не сводится исключительно к материальной составляющей. Это параметр призван характеризовать социальное самочувствие личности, удовлетворенность гражданскими свободами, правами человека, безопасностью существования, уровень его защищенности, реализации внутреннего потенциала человека, его интеллекта, творческого смысла жизни и др.

Вторая группа критериев достойной жизни носит субъективный характер, их выполнение уже зависит в основном от человека. Эта группа критериев ориентирована на достойный образ жизни человека, под которым понимается такой образ жизни, когда человек не только обладает знаниями о содержании принятых в обществе социальных норм (моральных, религиозных, правовых и т.д.), но и осознанно их выполняет. Достойный образ жизни — это образ жизни, который соответствует внутреннему достоинству человека, и вызывает у сограждан чувство искреннего уважения и почтения, обусловленное наличием у человека высоких моральных качеств (совесть, трудолюбие, честность, отзывчивость, порядочность и т.д.) и их выражением во вне (в поступках и поведении). Таким образом, система критериев достойной жизни носит многоуровневый, разветвленный характер, она не замыкается на уровне реализации прав второго и третьего поколения, так же как и на уровне выполнения государством обязанности обеспечить своим гражданам достойную жизнь, и учитывает как объективные, так и субъективные факторы[12].

В заключении, в качестве вывода по параграфу мы можем отметить, что право на достойный уровень жизни – это социально-экономическое право человека и гражданина, выражающееся в его правопритязании на попечение государства о том, чтобы каждый человек имел такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи, его личностного развития и удовлетворения основных материально-духовных потребностей. Всеобщая декларация прав человека в ст. 25 закрепляет определенные параметры жизненного уровня, которые наполняются содержанием в различных декларациях и конвенциях, а также во внутригосударственном законодательстве.

 

1.2. Особенности нормативного регулирования права на достойный уровень жизни

 

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, провозгласила право на достойный уровень жизни, «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».

Декларация 1948 года — это системный акт, который находит отражение во всех правовых актах всех государств мира с момента его принятия. То есть если образуется новое государство, то в Конституции, в нормативных актах этой страны обязательно отражается содержание норм Декларации 1948 года. Это базовый документ, он работает до настоящего времени. Сравнивая Конституцию РФ с Декларацией, можно сказать, что многие нормы просто идентичны, кроме очень важной нормы, закрепленной в статье 25-ой. У нас есть норма в действующей Конституции, что Россия является социальным государством и, что труд и здоровье людей охраняются, гарантируется минимальная зарплата, достойные условия жизни. Однако они не раскрываются. То есть, там нет вот этой самой главной начинки, содержания: возможность удовлетворения основных потребностей в одежде, пище, жилище, в услугах здравоохранения. Поэтому в нашей стране, пока не закреплены социальные стандарты и отсутствуют конституционной гарантии, что каждому человеку в России основные потребности будут гарантированы. И поэтому, как отмечают ученые, термин «достойные условия» превращается в абсолютную абстракцию. И власть в любое время может сказать: достойные условия есть - назвав 5 рублей, 10 рублей, 20 рублей выделенных на жизнь[13].

В соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»[14] прожиточный минимум является базовой величиной при оценке уровня жизни населения, разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, установлении минимального размера оплаты труда, пособий, стипендий и других социальных выплат, а также формирование федерального бюджета. Расчеты величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации производятся Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании потребительской корзины, установленной Федеральным законом от 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»[15] и данных Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен (тарифов) на товары и услуги, формирующие потребительскую корзину».

Наблюдение за уровнем потребительских цен (тарифов) для исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации осуществляется органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации. Следует отметить, что в государственной доктрине прожиточного минимума (потребительской корзины) проводятся подчеркнуто «минималистический» - на уровне физиологического минимума - подход к стандартам качества жизни. Потребительская корзина-минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, «необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности».

С учетом изложенного Правительство РФ в своем Постановлении от 28.01.2013 № 54 «Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации»[16] определило принципы формирования потребительской корзины: состав набора продуктов питания должен формироваться с учетом сложившего уровня обеспечения непродовольственными товарами малоимущих семей, минимальной обновляемое, минимального разнообразия, низкой розничной цены, доступности непродовольственных товаров.

Кроме того, на федеральном уровне действуют ряд нормативных актов, в той или иной степени связанных с минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом. Статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Согласно статьи 133 ТК РФ[17] минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже прожиточного минимума. Минимальный размер оплаты труда поэтапно повышается до величины прожиточного минимума, и ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума. На основании статьи 421 ТК РФ порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом.

Установление минимальной заработной платы является элементом политики государства, который направлен в первую очень на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения потребностей трудящихся, а также их семей, что касается прожиточного минимума, то в российском законодательстве отсутствуют гарантии на достаточный прожиточный минимум. Минимальная заработная плата в России с 1 января 2017 года 7500 рублей, а прожиточный минимум определяется по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ ежеквартально на основании потребительской корзины в данных Госкомстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Согласно, ТК РФ, основой для установления минимального размера оплаты труда является величина прожиточного минимума, т.е. стоимостной оценки потребительской корзины. Также следует обратить внимание на то, что установленный в России прожиточный минимум не имеет целеполагающего характера. Он определяется «по факту». Эта величина служит экстремальным критическим показателем, в соответствии с которым государство принимает на себя безусловные обязательства по обеспечению минимальных гарантий, социальной защиты малоимущего населения. Чем ниже этот показатель, тем благополучнее выглядит социальное положение. В этом и заключается минимализм и ограниченный характер отечественной государственной доктрины, изначально не предполагает основной основной постановки, конкретизации, организационного управленческого, обеспечения достоянного уровня жизни. И это не согласуется с положениями Конституции РФ, декларирующими правовые начала социального государства.

Из обязанности государства обеспечить прожиточный минимум вытекают многие права, отдельно не предусмотренные российским законодательством, но признанные мировым сообществом. Это право на достаточно питание или свободу от голода; аренду жилища, право быть свободным от нищеты и социальной изоляции. В реальной жизни 25 % населения России находиться за чертой бедности, а 10 % вообще в нищете. В Москве, например, разрыв между крайними социальными группами населения - 40 раз. Низкие доходы граждан привели к тому, что за последние 7 лет естественная убыль населения составила 7 млн. человек. По прогнозу до 2025 года продолжиться снижение численности населения страны, ухудшиться его половозростная структура. Снижаются качественные параметры физического и психического здоровья населения, интеллектуально профессионального потенциала людей морально-нравственных характеристик. Число беременных женщин, болеющих анемией увеличилось в 3,2 раза. Больные матери рожают больных детей, бедные семьи воспроизводят бедных[18].

Из смысла статей закона о прожиточном минимуме можно вывести право на минимум жизненных условий, который гарантирует государство. В соответствии с этим государство обязано обеспечить каждому гражданину минимальный стандарт достойной жизни. В действительности тот минимальный размер оплаты труда, который гарантирует государство, не позволяет быть свободным от нищеты. Установленный минимум заработной платы в 7500 рублей не способен выполнить роль социальной гарантии, поскольку размер прожиточного минимума трудоспособного населения РФ составляет 8540 рублей (Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»[19]).

Специфика регулирования минимальной заработной платы в России определяется жесткой привязкой ее размера к прожиточному минимуму, который во всех регионах разный. Сама по себе гарантия минимального размера оплаты труда - так, как это записано в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, - не операционально, так как не вложено конструктивное начало. При существующих воплощениях она не может предстать в виде стабильной гарантии нищеты, что собственно и получается с потребительской корзиной россиян. Государством должны устанавливать минимальные стандарты на уровне, «достойного» т.е. приемлемого человеческого существования. У государства никогда не было и не будет средств в таком объеме, чтобы обеспечить граждан достойный уровень жизни. Но речь идет о другом- о выработке стратегических подходов для диагностики уровня жизни и создание необходимых экономических условий для роста благосостояния общества. Для этого нашему мнению, целесообразно было бы создать специальные органы, может быть в региональных органах власти, которые занимались бы вопросами заработной платы и уровня жизни, необходимо укомплектовать их специалистами соответствующего профиля, а также включить их в состав представителей профсоюзов и работодателей. В странах дальнего зарубежья подобные органы (комитеты) функционируют очень эффективно[20].

В заключении, в качестве вывода по параграфу мы можем отметить, что нормативное регулирование права на достойный уровень жизни характеризуется обилием международно-правовых актов (деклараций, конвенций и т.д.), на основных положениях которых строится внутригосударственное законодательство. В Российской Федерации, к сожалению, законодателем определен подход, в соответствии с которым право на достойный уровень жизни есть «право прожиточного минимума», т.е. набора определенных минимальных материально-социальных благ, наличие которых позволяет человеческому индивиду существовать в современном обществе. Безусловно, данный подход не совсем верен, однако достаточно тяжелая экономическая ситуация в которой находится наше государство обуславливает необходимость такого подхода к регулированию права на достойный уровень жизни. Тем не менее, несмотря на это постепенно законодателем расширяется количество материально-социальных благ включаемых в данное право, что говорит о постепенном его развитии.

 


[1] Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФЗ) // Российская газета. — 1993. — № 237; Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

[2] Куницын А.П. Энциклопедия прав. — М.: КРАСАНД,2010. — С. 53.

[3] Барсукова В.Н. Право человека на достойную жизнь: общая характеристика // Современное право. — 2016. — № 1. — С. 5.

[4] Силкина Т.Г. Место права на достойную жизнь и свободное развитие человека в системе ценностей социального государства // Юридический мир. — 2016. — № 11. — С. 34.

[5] Фрольцова Т.Г. Сущность права на достойную жизнь // Аграрное и земельное право. — 2014. — № 11. — С. 135.

[6] Фрольцова Т.Г. Сущность права на достойную жизнь // Аграрное и земельное право. — 2014. — № 11. — С. 136.

[7] Салихова И.С. Право человека на достойную жизнь // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — 2009. — № 4. — С. 31.

[8] Олейник Н.Н. К вопросу о реализации конституционного права на достойный уровень жизни в Российской Федерации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — 2011. — № 4. — С. 63.

[9] Олейник Н.Н. К вопросу о реализации конституционного права на достойный уровень жизни в Российской Федерации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — 2011. — № 4. — С. 64.

[10] Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт от 16.12.1966г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12.

[11] Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г. // Российская газета. — 1995. — № 67.

[12] Романовский Г.Б. Конституционное регулирование права на достойный уровень жизни // Гражданин и право. — 2016. — № 10. — С. 3.

[13] Салихова И.С. Право человека на достойную жизнь // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — 2009. — № 4. — С. 32.

[14] О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 № 134—ФЗ (ред. от 03.12.2012г.) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 43. — Ст. 4904; Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 50 (ч. 5). — Ст. 6956.

[15] О потребительской корзине в целом по Российской Федерации: Федеральный закон от 03.12.2012 № 227—ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 50 (часть 4). — Ст. 6950.

[16] Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально—демографических групп населения в субъектах Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 28.01.2013 № 54 (ред. от 19.08.2014г.) // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 5. — Ст. 395; Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 34. — Ст. 4684.

[17] Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197—ФЗ (ред. от 03.07.2016г.) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3; Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 27 (Часть I). — Ст. 4172.

[18] Романовский Г.Б. Конституционное регулирование права на достойный уровень жизни // Гражданин и право. — 2016. — № 10. — С. 5.

[19] О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: Федеральный закон от 19.12.2016 № 415—ФЗ // Российская газета. — 2016. — № 292.

[20] Барсукова В.Н. Право человека на достойную жизнь: общая характеристика // Современное право. —2016. — № 1. — С. 7.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...