Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трансакционные издержки в логистических системах

Материальными потоками, а также связанной информацией, фи-

Нансами и услугами, способствующий достижению корпоративных

целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов.

Отличительной чертой экономики логистики служит не только

ее ориентация на предприятие (что отражает лишь корпоратив-

ные цели обслуживания не только сегмента рынка, но и террито-

рии, региона и даже страны в целом)

Экономика логистики изучает экономические отношения, воз-

никающие в экономическом пространстве логистики. В данном

случае под экономическим пространством понимается насыщен-

ная территория, вмещающая множество объектов и связи между

ними.

2.2.

Экономические основы логистики опираются на трехполюсную

систему (треугольник): макроэкономика, микроэкономика и регио-

нальная (пространственная) экономика и являются отра-

жением теории общего экономического равновесия, экономиче-

ского воспроизводства, экономического роста, теории устойчивого

развития, а также теории международной торговли, международ-

ной экономической интеграции и т.д.

Особое место в логистике принадлежит методологии оптималь-

ного размещения производственно-логистических мощностей (про-

изводственных площадок, складов разного уровня и назначения,

грузовых терминалов и т.д.) Эта методология находит отражение в

разных теориях. В соответствии с теорией В. Лаун-Хардта, точка

оптимума находится в зависимости от весовых соотношений пе-

ревозимых грузов и расстояний (метод локационного треуголь-

ника). По теории А. Вебера, фактором размещения служит «эко-

номическая выгода», которая выявляется в зависимости от места

деятельности

Наиболее поздняя теория (1993) – о функциях и размещении

системы пунктов в рыночном пространстве – теория централь-

ных мест В. Кристаллера. Согласно этой теории, зоны обслужи-

вания и реализации с течением времени имеют тенденцию офор-

мляться в правильные шестиугольники (пчелиные соты), а вся

территория покрывается шестиугольниками (без просвета).

Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для реали-

зации продукции и обслуживания потребителей.

Дальнейшее развитие теории размещения привело к появле-

нию теории, построенной на анализе взаимосвязанных предпри-

ятий. Она основана на переходе от минимизации издержек к максимиза-

ции прибыли и доходов с использованием понятий переменных

цен, ренты, функций спроса и предложения, элементов динамики

Становление экономики логистики так же, как и развитие ре-

гиональной экономики, происходит на фоне развития теории

диффузии инноваций Т. Хегерстранда. Согласно этой теории, диф-фузия, т.е. распространение, рассеивание по территории различ-

ных экономических инноваций (новых видов продукции, техно-

логий, организационного опыта и т.п.)

С теорией диффузии инноваций тесно связана теория регио-

нального жизненного цикла, которая также поддерживает эконо-

мику логистики. Она рассматривает процесс производства това-

ров в несколько стадий: появление нового продукта, рост его про-

изводства, зрелость (насыщение), сокращение.

При оценке развития ЛС должны учитываться также теории

эффективной организации экономического пространства

В частности, теория

полюсов роста усиливает теорию центральных мест В. Кристал-

лера, опираясь на метод «затраты – выпуск» В. Леонтьева. В ос-

нове идеи полюсов роста, выдвинутой французским экономистом

Ф. Перру, лежит представление о ведущей роли отраслевой струк-

туры экономики и, в первую очередь, лидирующих отраслей, со-

здающих новые товары и услуги.

 

3.

Экономическое пространство логистики связано с поня-

тием ЛС, и эффективностью

логистической деятельности в рамках цепи поставок.

Качество этого пространства определяется такими характеристи-

ками, как плотность (валового продукта, ресурсов, основного ка-

питала и т.д. на ед. площади пространства) и связанность (интен-

сивность экономических связей между частями и элементами

этого пространства, условиями мобильности товаров, услуг, ка-

питала и т.д., определяемыми развитием транспортных и комму-

никационных сетей).

Для функционирования экономического пространства логис-

тики необходимо принимать во внимание существование экономи-

ческого расстояния, которое, в отличие от физического (км и т.д.),

определяется прежде всего транспортными и трансакционными

издержками (в том числе на преодоление физического расстояния).

Экономическое пространство ЛС может охватывать различные

формы организации хозяйства и типы пространственных струк-

тур. Необходимыми признаками и условиями существования

экономического пространства логистики являются: общее эконо-

мическое (федеральное) законодательство, единство денежно-

кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (транспорта, связи

и т.д.).

Экономическое пространство логистики есть составная

часть экономического пространства страны, единство которого

обеспечивается Конституцией, где зафиксированы следующие

условия:

1.гарантируемое единство экономического пространства,

2.сво-

бодное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,

3.за-

щита конкуренции,

4..свобода экономической деятельности, не

запрещенной законом (ст. 8);

5..недопущение установления внутренних таможенных границ,

пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свобод-

ного движения товаров, услуг и финансовых средств;

6.запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме

рубля, и т.д.

Большинство стран мира, кроме самых малых, имеют неоднородное экономическое пространство.

выделяются особые части – анклавы и эксклавы, кото-

рые приходится учитывать при рассмотрении экономических от-

ношений в ЛС.

Под анклавом понимается обособленный участок территории, отличающийся специфисескими, экономическими финансо-

выми, национально-культурными условиями (сэз, офшорные эк. Зоны)

эксклав- это отдельная от основной территории ее страны часть.

 

Трансакционные издержки в логистических системах

Процесс производства всегда требует определенных затрат, но в ЛС, где действуют несколько организаций-участников, помимо внутренних издержек возникают и трансакционные издержки, к которым относятся все затраты (на взаимосвязи в цепи поставок, помимо собственных издержек, производства торговли и сферы услуг). Этот вид издержек, называемых трансакционными, имеет особое значение для ЛС, где присутствуют разнообразные материальные, информационные и финансовые потоки. Под трансакционными издержками понимаются издержки экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами. Чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером, добиться компенсаций в случае расторжения сделки. Поэтому совершение сделок сопряжено с различными потерями и затратами, которые нужно учитывать как отдельную категорию.
За любой коммуникацией в ЛС стоят затраты на ее осуществление, а трансакционные издержки – своего рода «силы трения» экономической системы. К ним относятся: издержки сбора и обработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля и юридической защиты выполнения контракта.
В соответствии с контрактным взглядом в теории прав собственности базовой единицей признается акт экономического взаимодействия, сделка-трансакция. Категория «трансакции» охватывает как материальные, так и контрактные аспекты обмена. Она понимается предельно широко и используется для обозначения как обмена товарами и различными видами деятельности, так и обмена юридическими обязательствами сделок долговременного и краткосрочного характера, требующих детализированного документального оформления и предполагающих простое взаимопонимание сторон.

5.

К ресурсам логистики могут быть отнесены материальные средства производства, в том числе средства транспортировки, складирования, упаковки, грузопереработки, информационные средства, нематериальные и человеческие (кадровые) ресурсы.

Материальные ресурсы – активы, которые отражаются в балансе компании (основные и оборотные средства, инвестиции).В цепях поставок (ЛС) в общем процессе создания ценности для потребителя задействованы многие организации. Поэтому ресурсы каждой из них вносят свой вклад в конечный результат, имея при этом свои особенности. При интеграции ключевых бизнес-процессов этих организаций использование различных видов ресурсов приходится, как правило, рассматривать через призму партнерских отношений с учетом особенностей контрактных соглашений. Пространственные особенности экономики отражаются прежде всего в трансакционных издержках. Известно, что материальные и финансовые активы, а также способность рационально их использовать определяют стоимость компании. Применительно к стоимости ЛС их необходимо рассматривать в совокупности с трансакционными издержками.

Нематериальные активы в ЛС подразделяются на три категории: «гудвилл» (репутационные), собственные технологии, стратегические активы. «Гудвилл» (репутационные активы) – марки, имидж и т.д., наличие которых способствует укреплению доверия партнеров и потребителей логистических услуг к их производителю, что выражается в повышении объема продаж, а нередко и ценовых премиях. Собственные технологии включают патенты, авторские права и производственные секреты, позволяющие с выгодой ис-

пользовать уникальные знания (в том числе организационные и управленческие). Стратегические активы – имеющиеся у системы (организации) преимущества, благодаря которым она занимает наиболее выгодную конкурентную позицию, в том числе монополистическую, или обслуживает уникальный сегмент рынка. Особую роль в нематериальных активах в ЛС играет информация (как трансформированные знания) и методы обоснования решений, используемые при функционировании систем логистики (в управлении запасами, организации и управлении транспортировкой, складским хозяйством, грузопереработкой, упаковкой, в организации информационного и финансового сопровождения материальных логистических потоков).

Человеческие ресурсы в ЛС – квалификация и навыки, которыми обладают работники, задействованные в системе, а также их способность и готовность к совместной деятельности. Кроме того, при оценке стоимости звеньев, относящихся к ЛС, следует

учитывать логистическую и маркетинговую активность и опыт формирования отношений, сложившихся с потребителями.

 

6.

В соответствии с принципами микроэкономики отношение между любым набором производственных факторов и максимально возможным итоговым выходом продукции или услуг описывается соответствующей производственной функцией, которая отражает особенности технологии производства этих товаров или услуг.

Если весь выбор факторов укрупненно представить как затраты труда L и капитала К, то производственную функцию можно выразить следующим образом:

Q = f (L, K),

где Q – максимальный объем продукции,

производимый при данном соотношении L и К и данной технологии.

 

При разных технологиях, разной организации производства, снабжения и сбыта количество конечного продукта при одних и тех ресурсах может быть получено разное. Производственная функция учитывает только технически эффективные варианты, т.е. те, которые обеспечивают наибольшее количество продукта (или услуг), которое может произвести фирма при данных объемах потребления ресурсов. Технически эффективными считаются те варианты производства товаров и услуг в системе, которые нельзя улучшить ни уве-

личением производства продукта, ни сокращением затрат какого-либо ресурса без снижения выпуска и без увеличения затрат других ресурсов. Двухфакторная производственная функция дает возможность графического анализа производства с применением

так называемых изоквант.

Изокванта – кривая, отражающая альтернативные варианты комбинаций факторов производства товара или услуг, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукции (Q). Графически изокванта имеет вид, изображенный на

рис. 1.4 (х 1 и х 2 – виды ресурсов).

 

Точки на изокванте отражают возможные комбинации труда L и капитала К, при котором за определенный период времени может быть произведено, например, 100 единиц условной продукции при данной технологии и других

неизменных факторах. По отношению к ресурсам фирма ведет себя как себя как потребитель. Значениям производственной функции соответствует полезность

соответствующего набора ресурсов для производства (т.е. объем выпуска). Каждая изокванта характеризует определенный состав ресурсов и уровень их использования и обладает следующими свойствами:

1) возрастающая функция, так как увеличение одного ресурса при неизменном другом приводит к росту объема выпуска;

2) через каждую точку на плоскости ресурсов с координатами х 1 и х 2 проходит одна изокванта;

3) все изокванты имеют положительный наклон;

4) изокванта, отражающая больший выход продукта, располагается правее и выше;

5) все изокванты выпуклы к началу координат. Путем горизонтальных разрезов, соответствующих разным уровням производства, можно осуществить переход к карте изо-

квант производственной функции, где каждая изокванта отражает комбинации затрат ресурсов, позволяющие получить одинаковый объем продукта (q 1, q 2, q 3).

Чаще всего производственная функция используется с добавлением третьего аргумента – затрат природных ресурсов (N) (если они переменны при вовлечении в производство). Тогда:

Q = f (L, K, N) .

Допущения при этом сводятся к следующим:

L – труд (без учета профессий),

К – капитал (без учета конкретного состава капитала),

N – каждый ресурс (однороден по составу).

Относительно легко могут быть изменены затраты на сырье, топливо, энергию и труд производственных рабочих. Значительно сложнее с позиций затрат средств и времени поддаются изменениям производственные площади, количество единиц производственного оборудования и т.д. (что часто является «узким местом» в системах складирования).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...