Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преподаватель – профессор Маликов Олег Борисович




 

 

1 История логистики

Термин «логистика» происходит от греческого слова «logistike», что означает «мышление, расчет, целесообразность». При определении логистики римляне понимали этот термин как «распределение продуктов питания». В Византии под определением логистики подразумевалось способ организации военного снабжения и управления армией. Исторически сложилось, что логистика, как практическая деятельность, развивалась благодаря военному делу. Так, в первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с определением логистики связывали деятельность по управлению перевозками, вооружению армии, планированию и снабжению войск материальными ресурсами (МР), содержанию запасов и т.п. В начале XX века логистика по определению была признана как военная наука. Логистические принципы и модели широко использовались в ходе Первой и Второй мировых войн. Так, в период Первой мировой войны Россия использовала модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения, разработанные петербургскими учеными в теории транспортной логистики. В период Второй мировой войны логистика активно применялась в материально-техническом снабжении армии США, что позволило обеспечить четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта. Подобно исследованию операций, математической оптимизации, сетевым моделям и другим методам прикладной математики, показавшим свою эффективность в военной области, логистика постепенно перешла в сферу хозяйственной практики и стала широко использоваться в экономике к 60-70-м годам XX века.

2 Понятие и определение логистики

Логистика — часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.[1]

Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.[2]

С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки, продажи, и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Наиболее широкое определение логистики понимает под логистикой управление всеми видами потоков (материальными, людскими, энергетическими, финансовыми и др.), существующими в экономических системах. Управление любым объектом подразумевает сначала принятие решения, а затем его реализацию. Для того чтобы принимать решения, необходимы определенные знания, для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия. Исходя из этого, рассмотрим определение и логистику, с одной стороны, как науку, а с другой стороны, как хозяйственную деятельность.

 

 

3 Структура логистики как технико-экономической системы

 

4 Классификация логистики по видам предпринимательства

  • промышленная логистика —это организация эффективных грузопотоков промышленного предприятия, изготавливающего некоторую продукцию и осуществляющего соответствующие технологические процессы производства;
  • торговая (коммерческая) логистика — это организация эффективных грузопотоков торгового предприятия, которое закупает товары 1фугшыми транспортными партиями, преобразовывает эти транспортные партии на своих складах в соответствии с требованиями потребителей и продает товары в виде этих измененных транспортных партий;
  • строительная логистика —это логистика строительного предприятия, которое организует эффективные грузопотоки материалов и комплектующих изделий на свои склады и со складов — на строительные площадки при сооружении объектов промышленного, транспортного или гражданского назначения;
  • транспортная логистика — это деловая логистика транспортного или экспедиторского предприятия, которое предоставляет эффективные транспортные услуги по доставке грузов для грузовладельцев, грузоотправителей или грузополучателей;
  • сельскохозяйственная логистика — это организация эффективных грузопотоков продукции сельского хозяйства и продуктов их переработки в агропромышленном секторе экономики;
  • воинская логистика —это организация эффективных грузопотоков воинского имущества, вооружений и других воинских грузов.

 

 

 

5 Система логистики промышленного предприятия

 

 

6 Понятие и параметры грузопотока

7 Характеристика логистической цепи

8 Типы складов и грузовых терминалов в логистических цепях

9 Назначение складов в логистической цепи

Преподаватель – доцент Пимоненко Михаил Михайлович

1 Определение логистики; ключевое понятие, входящее в определения; правила логистики «Система 6R».

2 Этапы развития логистики и основные факторы, способствовавшие этому развитию.

I. 60-е годы ХХ века. Происходит интеграция складского хозяйства с транспортом и коор­динация их использования. Ранее транспорт и склад были связаны только oпeрациями погрузки-разгрузки, теперь они работают по единой технологии (тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом транспорта).

II. Середина 80-х годов ХХ века. Ко взаимодействию складирования и транспортировки подключается планирование производства. Это позволяет повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов и более рационально использовать оборудование.

III. 90-е годы ХХ века. Совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер

Ключевые моменты третьего этапа развития логистики:

- к элементам логистической системы второго этапа добавляются: добыча или закупка сырья, доставка

сырья на предприятие, управление запасами сырья и незавершенного производства;

- управление основано на планировании упреждающих воздействий;

- работа системы оценивается сравнением со стандартом качества обслуживания.

IV. Настоящее время. Логистические операции интегрируются с операциями маркетинга и финансов.

Ключевые моменты четвертого этапа:

- увязка противоречивых целей подразделений предприятия;

- долговременное (более года) планирование;

- оценка работы системы с учетом требований международных стандартов

Рассмотрим глобальные факторы.

1. Международная экспансия промышленности. Этот фактор побуждает фактически все крупные компании к участию в бизнесе за пределами своей страны. В связи с этим организации теперь находятся в постоянном поиске, в пределах суши и воды земного шара, лучших вариантов доставки, хранения, распределения и сбыта своей продукции. И в этом им помогает логистика.

2. Рост международной торговли. Данный факт зафиксирован Программой действий «Повестка дня на ХХI век (AGENDA 21)», одобренной Конвенцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (Саммит «Планета Земля», 1992 г.). В данном документе указано, что «за последние годы мировая торговля продолжала расти более интенсивно, чем мировое производство. Открытая, справедливая, надежная, недискриминационная многосторонняя система торговли, согласующаяся с целями постоянного развития, ведет к оптимальному распределению глобального производства в соответствии с конкурентоспособностью и является выгодной для всех торговых партнеров». Указанная выгода сегодня во многом усиливается благодаря логистике, интегрирующей деятельность международных фирм и компаний для достижения наиболее высоких результатов.

3. Международное разделение труда и кооперация. На мировом рыночном пространстве сегодня идет интенсивный процесс образования новых транснациональных компаний, которые вынуждены использовать в бизнесе глобальные логистические каналы и цепи, что связано с возможностями повышения отдачи на вложенный капитал, использованием логистическим посредником в других странах более низких тарифов, а также благоприятными финансовыми условиями.

4. Необходимость обеспечения конкурентных преимуществ на мировом рынке сбыта продукции. В Программе действий «Повестка дня на XXI век (AGENDA 21)» указано, что «…все большее внимание уделяется повышению роли предприятий и собственно конкурентоспособности рынков на основе внедрения политики, предусматривающей конкуренцию». Это может быть достигнуто, прежде всего, за счет быстрой адаптации товаропроизводителей к постоянно изменяющимся условиям рыночной среды и спросу на продукцию. Успех в достижении сильной конкурентной позиции на рынке возможен при условии использования логистики.

5. Изменение философии рынка. Сегодня мировая экономика переживает следующую фазу трансформации рынка, а именно переход от «рынка продавца» к «рынку покупателя». Это влечет за собой:

o усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;

o рост «диктата потребителя» по отношению к производителям и их партнерам по бизнесу.

6. Растущая экономическая мощь регионов. Этот процесс представляет более широкие возможности перемещения материалов ввиду увеличения потребления продуктов. Более сильная экономика имеет и более эффективную логистику благодаря более совершенной инфраструктуре. Это было отмечено еще в 1776 г. Адамом Смитом: «Дороги, каналы и судоходные реки – это самые сильные факторы, способствующие улучшениям».

7. Возрастающий дефицит ресурсов. Это проблема глобального характера номер один. Результаты ее обсуждения нашли отражение в Программе действий «Повестка дня на XXI век (AGENDA 21)»: «…увеличивается использование человечеством энергии, воды и других ресурсов как в валовом объеме, так и на душу населения, и их недостаток может возникнуть во многих частях света…». В этом же документе подчеркнуто, что международное содружество должно стремиться:

o к обеспечению лучшего управления природными ресурсами, при котором учитываются потребности развития;

o внедрению более эффективных производственных процессов, ведущих к отсутствию отходов или сведению их объема к минимуму;

o совершенствованию производственных систем путем внедрения таких технологий и процессов, при которых ресурсы используются более эффективно и, в то же время, создается меньше отходов, то есть получение большего эффекта при меньших затратах является одним из важнейших путей достижения постоянства в сфере бизнеса и промышленности;

o развитию науки: она должна продолжать играть все более важную роль в повышении эффективности использования ресурсов, в поиске новых методов и альтернатив развития. Она должна постоянно заниматься переоценкой и благоприятствовать развитию менее интенсивных тенденций в области использования ресурсов, включая интенсивное использование энергоресурсов в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте.

Указанным документом странам рекомендовано по необходимости с помощью международных организаций «разрабатывать, применять и внедрять экономические подходы и новые и усовершенствованные структуры, которые стимулируют более рациональное использование ресурсов».

Как видно, логистика фигурирует, по крайней мере, в неявном виде, практически в каждом указанном пункте. Сегодня уже неоспоримым является тот факт, что в области экономии ресурсов логистика имеет достаточно широкие возможности, реализовать которые призваны именно «новые и усовершенствованные структуры» службы и отделы логистики.

К субглобальным факторам развития логистики относится рост объемов производства и связанное с этим увеличение издержек сферы обращения.

 

 

3 Место логистики в современной экономике.

Важную роль в деятельности различных субъектов хозяйствования (будь то банк, промышленное предприятие или торговая компания) играет логистика. Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые она затрагивает, то общим для них будут вопросы управления разнообразными потоками (людскими, материальными, финансовыми, информационными и т.п.). Нас в данной работе будут интересовать только информационные потоки.
До 50-х годов нашего века оптимизацией информационных потоков почти не занимались. Предполагалось само собой разумеющимся, что большинство ресурсов фирмы должно быть направлено на производство, то есть на человеческие и материальные ресурсы, полностью сосредоточенные на поставке товаров потребителю. Информационные затраты уходили лишь на координацию процессов производства, их рассматривали как некий «налог» на производственные операции. Ситуация изменилась лишь с развитием средств вычислительной техники и телекоммуникаций, происходившим на фоне усложнения организации производства и изменения характера государственного регулирования: именно тогда проблема увеличения эффективности управления информационными потоками стала актуальной.
Стремление использовать новых специалистов, чтобы справиться с возникающими трудностями, привело к значительному увеличению численности управленческого персонала и к образованию новых уровней и функциональных направлений управления. Фирмы стали включать в штат специалистов, функциональных и технических работников, сливавшихся с менеджментом, так как их главной задачей стала обработка информации, а не прямое производство товаров или оказание услуг.
Сегодня все специалисты в области логистики сходятся во мнении, что эффективно управлять информационными потоками, по крайней мере, не менее важно, чем материальными.

 

4 Основные задачи логистики.

1. выбор вида транспортного средства;

2. определение маршрутов;

3. организация транспортировки груза;

4. упаковка товаров в контейнеры;

5. управление запасами;

6. ответственное хранение на складских площадях;

7. маркировка;

8. формирование сборных заказов;

9. таможенные услуги

 

Логистика решает задачи вычисления объемов запасов, обеспечивающих наиболее экономным путем удовлетворение будущего (и зачастую неопределенного на момент расчетов) потребительского спроса на товары и услуги компании. Минимизируются суммарные затраты, связанные с заготовками, хранением продукта и убытками из-за неудовлетворенного спроса. В тоже время чрезмерно большой запас связан с омертвением капитала, требует значительных расходов на хранение и уход за продуктом.

Общая задача логистики состоит в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции.

Главная задача логистики заключается в достижении с наименьшими затратами максимальной приспособленности предприятия, фирмы, компании к изменяющейся рыночной обстановке, в повышении на рынке их доли и получении преимуществ перед конкурентами.

Основные задачи логистики решаются и реализуются на операционном уровне управления предприятием, фирмой либо компанией и состоят в следующем:

o сборе, аккумулировании, анализе и передаче информации о движении материальных потоков;

o планировании, формировании и содержании материальных запасов;

o выборе и обосновании местоположения логистического объекта (промежуточного склада, распределительного центра, оптовой базы и пр.) на логистическом полигоне;

o управлении процессом складской переработки материального потока в требуемый клиентом «формат»;

o упаковке продукции в соответствии с требованиями на поставку и сохранение качества;

o выборе типа и вида транспортных средств для доставки грузов клиентам;

o организации и планировании доставки грузов потребителям;

o расчете и выборе оптимальных маршрутов доставки грузов клиентам.

В процессе решения перечисленных задач возникают проблемы различных характера и этиологии.
К значимым проблемам сегодняшнего дня относятся:

o обеспечение взаимного соответствия материальных и информационных потоков;

o контролирование материального потока и передача данных о нем в единый логистический информационный центр;

o определение стратегии и технологии физического перемещения средств потребления и товаров;

o разработка способов управления операциями движения товаров;

o установление форм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;

o определение объема производства, транспортировки и складирования;

o расхождение между требованиями и возможностями закупки и производства.

Достижение цели логистики измеряется четким и конкретным результатом. В данном случае результатом логистики является наличие требуемого изделия в необходимом количестве и заданного уровня качества, в нужном месте и в назначенное время, с минимальными затратами.

 

5 Функции и активности логистики.

6 Основные логистические активности и их роль в снижении издержек.

7 Особенности видов транспорта.

8 Материальный поток и его параметры.

9 Конкурентные преимущества транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга.

 

Преподаватель – профессор Шабарова Элеонора Васильевна

1 Предпосылки и факторы развития логистики

Необходимость применения логистики в современной экономике объяснятся рядом причин:

1. Переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителей.

2. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60 годов в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары, так или иначе, попадали в конечное потребление. Такое невнимание к сфере управлением материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения и совершенствования производства (спрос превышал предложение). Однако к началу 60 годов переход от рынка продавца к рынку покупателя привел к необходимости улучшения работ в сфере распределения, поскольку это не требовало таких дополнительных капитальных вложений, как, например, освоение выпуска нового товара. Тем не менее, такая переориентация обеспечила высокую конкурентоспособность поставщика на счет снижение себестоимости и одновременно повышения надежности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства.

Таким образом, конкурентное преимущество зависело не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.

Кроме того, использующие логистику поставщики гарантируют поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества и представляют, таким образом, для потребителя повышенную потребительную ценность.

3. Энергетический кризис 70х годов. Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Для этого необходимы согласованные действия всех участников совокупного логистического процесса.

4. Современные достижения научно-технического прогресса. Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечило мощное развитие информационных систем, стало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта – от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребления.

 

2 Место логистики в системе хозяйства на разных уровнях

3 Определение и классификация понятий логистики

4 Потоки в логистике (классификация, функции и показатели)

5 Интермодальность, интермодальные перевозки и маршруты

6 Транспортные коридоры (понятие, значение и хронология развития)

7 Проблемы транспортной логистики

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...