Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.2. Мораль и право: единство и противоречия




Государственное казенное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра гуманитарных дисциплин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По самостоятельной работе студентов

И проведению семинарских занятий

 

 

Дисциплина

Профессиональная этика

 

Направление подготовки (специальность): 030900.62 Юриспруденция

Квалификация выпускника: бакалавр

 

Ростов-на-Дону

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Кафедрагуманитарных дисциплин

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

(протокол от «___»_______2012г.

№________)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

 

Дисциплина

Профессиональная этика

 

Направление подготовки (специальность): 030900.62 Юриспруденция

 

Квалификация выпускника: бакалавр

 

 

Форма обучения: заочная

 

Ростов-на-Дону


 

Автор:

 

Н.Г. Келеберда, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин,

кандидат философских наук, доцент

 

 

Ответственный за выпуск:

 

В.М. Левин, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, кандидат философских наук, доцент

 

Рецензенты:

 

А. Н. Бурлуцкий, кандидат философских наук, доцент;

В.М. Левин, кандидат философских наук, доцент

 

© Российская таможенная академия, 2012


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

Практические занятия

Модуль № 1 Общие представления об этике и морали

Тема 1.1. Этика – наука о морали

I.Задания для самостоятельной работы

Изучите рекомендованную литературу и ответьте на вопросы:

· Что такое этика? Каков предмет ее исследования?

· Охарактеризуйте мораль на разных исторических этапах развития общества.

· Уточните происхождение и особенность употребления понятий «этика», «мораль», «нравственность».

 

II. План практического занятия

1.Понятие, особенности и социальные функции этических категорий.

2.Факторы, определяющие субъективность содержания категорий этики.

3. Основные функции, ценности, принципы и нормы морали.

4.Происхождение морали (религиозная точка зрения, философская точка зрения).

 

III. Рекомендации по выполнению заданий

При изучении этой темы следует уяснить такие понятия как:

Этика -наука о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

Мораль -это особая форма общественного сознания, представляющая совокупность определенных взглядов и чувств, принципов и норм, обычаев и традиций, регулирующих поведение людей в обществе.

Мораль -это предъявляемая обществом система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения человека, верность которым носит добровольный характер.

Нравственность – практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними

Моральное сознание - это осознание человеком тех требований, которые общество предъявляет ему. Моральное сознание опирается на совокупность моральных норм, принципов, идеалов и содержит оценку с позиции выработанной системы ценностей. Моральное сознание представляет собой идеальную субъективную сторону морали и носит обязательный характер.

Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, т.е. присущие данному обществу, социальной группе нравы.

Нравы - реально практикуемые, наиболее удобные и выгодные формы поведения, устоявшиеся общественные привычки, вытекающие из фактического образа жизни определенных групп людей.

Моральные принципы - одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Моральная деятельность - важнейший и определяющий элемент морали, проявляющийся в поступках. Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека, как единственный объективный показатель дает представление о его моральных качествах, нравственном облике. Таким образом, моральная деятельность представляет собой объективную сторону морали.

Моральные (нравственные) отношения - те отношения, в которые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки.

Сущность морали раскрывается во взаимодействии ее функций (регулятивной, оценочной, ориентирующей, мотивационной, познавательной, воспитательной, коммуникативной, идеологической, мировоззренческой). Одной из главных функций морали является регулятивная, поскольку сама мораль вызывается к жизни необходимостью согласования поведения индивидов в коллективной жизни.

 

III. Рекомендуемые источники

Литература

Основная

1. Аминов, И.И. Юридическая этика: учеб. пособие [Электронный ресурс] / И.И. Аминов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 239 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8732.html

2. Виговская, М.Е. Профессиональная этика и этикет [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров / М.Е. Виговская. — М.: Дашков и К, 2014.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19990

3. Порубов, Н.И. Юридическая этика [Электронный ресурс]: учебник / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. — Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 319 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20305

4. Судейская этика: учеб. пособие [Электронный ресурс]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. – 103 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/164407/read

Дополнительная

1. Барщевский, М. Ю. Адвокатская этика. / М. Ю. Барщевский / – Режим доступа: http://pravouch.com/page/advokate/ist/ist-12--idz-ax247.html

2. Гусейнов, А. А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А. А. Гусейнов // Вопросы философии. 2004. - № 3. - С. 19-27.

3. Кобликов, А. С. Юридическая этика: учебник / А. С. Кобликов. – 3-е изд., изм. - М.: Норма, 2005. – 160 с.

4. Кони, А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе / А. Ф. Кони. – Режим доступа: http: //www.ex-jure.ru/law

5. Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие/ А. М. Столяренко. – М.: Юрайт, 2000. – 231 с.

6. Ильин, И. А. О сопротивлении злу силой / И. А. Ильин. – Режим доступа: http: //www.philosophy.ru/library/il/01/00.html

7. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Ю. С. Блинов, А. А. Гришин и др.; под ред. А. В. Опалева и Г. В. Дубова. – М.: Щит-М, 2000. – 327 с.

Интернет-ресурсы

1. Административно – управленческий портал // http: //aur.ru

2. Библиотека юриста//http: //www.lawbase.ru

3. Кодекс профессиональной этики адвоката // http://mirnot.narod.ru/profcodex.html

4. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации // http://www.prof-police.ru

5. Кодекс чести судьи Российской Федерации // Библиотека юриста // http: //www.lawbase.ru

6. Кодекс чести таможенника Российской Федерации // http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_12817.html

7. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации // http: //genproc.gov.ru

8. Присяга прокурора (следователя) // http: //www.vryazan.ru/archive/140/1949/

9. Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации // http://mirnot.narod.ru/profcodex.html

10. http: //genproc.gov.ru

11. http: //mirnot.narod.ru/profcodex.html

12. http: //www.philosophy.ru/library/il/01/00.html

13. http: //www.ex-jure.ru/law

 

Тема 1.2. Мораль и право: единство и противоречия

I.Задания для самостоятельной работы

а) Изучите рекомендованную литературу. Приведите аргументы за и против тезиса «Что законно, то морально».

b) Сделайте конспект основных идей данного первоисточника: И. А. Ильин. О сопротивлении злу силой // http: //www.philosophy.ru/library/il/01/00.html

c) Изучите рекомендованную литературу и ответьте на вопросы:

· Справедливость как нравственный смысл норм и принципов права.

· Единство справедливости и юридической истины.

II. Рекомендации по выполнению заданий

При изучении этой темы необходимо отметить общие черты, присущие нормам морали и нормам права и их различия. Так, например, они выполняют единую регулятивную функцию, включают в себя общие элементы, являются составными частями духовной культуры и т.д.

Вместе с тем есть и различия, например, по объекту регулирования.

Право регулирует общественно значимые отношения, а мораль - личные и общественные. По характеру санкций: право – это установленные санкции, а мораль – это общественное одобрение/порицание. В центре внимания морали – долг человека перед обществом и собой. В центре внимания права – поступки, поведение в рамках общества. Право – право имеет логическую структуру. Мораль такой строгой фиксации не имеет и.т.д.

Следует уяснить содержание центральных понятий этики таких как «добро» и «зло» и как добро и зло присутствуют в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Необходимо охарактеризовать категорию «долга» и понять, каково соотношение морального и служебного долга, а также содержание понятий «честь» и «достоинство». Какое содержание вкладывается сегодня в эти понятия? Что понимается под «тщеславием», «самолюбием», «честолюбием», «гордостью»? Что такое совесть? В чем состоит значение данной категории для сотрудника правоохранительных органов?

Необходимо так же отчетливо понимать диалектику правового принуждения и моральной ответственности,

III. Рекомендуемые источники

Литература

Основная

1. Аминов, И.И. Юридическая этика: учеб. пособие [Электронный ресурс] / И.И. Аминов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 239 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8732.html

2. Виговская, М.Е. Профессиональная этика и этикет [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров / М.Е. Виговская. — М.: Дашков и К, 2014.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19990

3. Порубов, Н.И. Юридическая этика [Электронный ресурс]: учебник / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. — Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 319 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20305

4. Судейская этика: учеб. пособие [Электронный ресурс]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. – 103 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/164407/read

 

Дополнительная

1.Барщевский, М. Ю. Адвокатская этика. / М. Ю. Барщевский / – Режим доступа: http://pravouch.com/page/advokate/ist/ist-12--idz-ax247.html

2.Гусейнов, А. А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А. А. Гусейнов // Вопросы философии. 2004. - № 3. - С. 19-27.

3.Кобликов, А. С. Юридическая этика: учебник / А. С. Кобликов. – 3-е изд., изм. — М.: Норма, 2005. – 160 с.

4.Кони, А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. / А. Ф. Кони. – Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law

5.Столяренко, А. М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие/ А. М. Столяренко. – М.: Юрайт, 2000. – 231 с.

6.Ильин, И. А. О сопротивлении злу силой / И. А. Ильин. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html

7.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / Ю. С. Блинов, А. А. Гришин и др.; под ред. А. В. Опалева и Г. В. Дубова. – М.: Щит-М, 2000. – 327 с.

Интернет-ресурсы

1. Административно – управленческий портал // http: //aur.ru

2. Библиотека юриста//http: //www.lawbase.ru

3.Кодекс профессиональной этики адвоката // http: //mirnot.narod.ru/profcodex.html

4.Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации // http: //www.prof-police.ru

5. Кодекс чести судьи Российской Федерации // Библиотека юриста // http: //www.lawbase.ru

6. Кодекс чести таможенника Российской Федерации // http: //www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_12817.html

7. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации // http: //genproc.gov.ru

8. Присяга прокурора (следователя) // http: //www.vryazan.ru/archive/140/1949/

9. Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации // http: //mirnot.narod.ru/profcodex.html

10. http: //genproc.gov.ru

11.http: //mirnot.narod.ru/profcodex.html

12. http: //www.philosophy.ru/library/il/01/00.html

13. http: //www.ex-jure.ru/law

 

Тема 1.3. Этика и культура общения

I.Задания для самостоятельной работы

1. Изучите рекомендованную литературу и ответьте на вопрос: каковы признаки и структура профессионально-нравственной деформации?

2. Составьте среднюю по объему (2-3 страницы) обвинительную речь в адрес кого-либо или против чего-либо с использованием следующих слов:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...