Для мужчин и женщин разных профессий
Что же касается уровня профессиональных достижений, то здесь устойчиво прослеживается преобладание одаренности у мужчин. Многие отмечают, что масштаб достижений, которые принесли известность женщинам, мужчинам не позволил бы играть такую же роль. В исследовании наиболее одаренных людей Британии, предпринятом X.Эллисом, в общую группу из 1030 человек входило лишь 55 женщин. Эти данные вполне могут быть объяснены культурно-историческими традициями, которые поощряли профессиональные достижения преимущественно у мужчин. Они также согласуются и с эволюционной теорией пола, разработанной В.А.Геодакяном, согласно которой мужские особи осуществляют в филогенезе функцию изменчивости, первыми открывают для своего вида новые возможности и достигают наибольших успехов по сравнению с женскими особями. В исследовании К.Кастл, посвященном выдающимся женщинам, показано, что в группе из 868 знаменитых женщин, представляющих 42 нации начиная с седьмого века до нашей эры и заканчивая девятнадцатым веком, наибольшее число женщин (38%) достигло известности в литературе, но высочайшая степень знаменитости, измеряемая количеством упоминаний в биографических справочниках, была получена женщинами-монархами, политическими лидерами, а также матерями или любовницами выдающихся людей. Неинтеллектуальными путями достижения славы женщинами были замужество, религия, благотворительность, трагическая судьба, красота и бессмертие, полученное благодаря жизни в литературе (подобно Лауре Ф.Пет рарки).
Полученные данные еще раз подтверждают наличие полоролевых закономерностей в сфере профессиональной самореализации, различие в понимании своего предназначения, что отражается на профессиональных предпочтениях и достижениях мужчин и женщин.
ЛИТЕРАТУРА 1. Акимова М.К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков способностей // Вопр. психол. ‑ 1980. ‑ № 3. ‑ С. 101-108. 2. Анастази А. Дифференциальная психология. ‑ М.: Апрель-Пресс, 2001. ‑ 745 с. 3. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. ‑ М.: Педагогика, 1982. 4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. ‑ М., 1984. 5. Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной типологии // История советской психологии труда. ‑ М.: Изд-во МГУ. ‑ С. 118-127. 6. Дмитриева МЛ., Крылов АЛ., Нафтулье в А.И. Психология труда и инженерная психология. ‑ Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. ‑ 220 с. 7. Климов ЕЛ. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. ‑ Казань, 1969. 8. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. ‑ М.: Смысл, 1999. ‑ 534 с. 9. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. ‑ СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. ‑ 132 с. 10. Пряжникое Н.С. Психологический смысл труда. ‑ М.; Воронеж, 1997. ‑ 350 с. 11. Современная психология / Под ред. В.Н.Дружинина. ‑ М.: Инфра+, 2000. ГЛАВА 11 ЧЕЛОВЕК И ДРУГИЕ ЛЮДИ
Ориентации личности и стратегии общения Многообразие человеческой индивидуальности выражается не только в профессиональной деятельности, но и в общении с другими людьми ‑ реальном и гипотетическом, повседневном и конфликтном. По мнению К.Хорни, человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, личностные ориентации по отношению к другим людям, которых и придерживается впоследствии: это движение к людям, при котором главным является любовь со стороны других, а все остальные цели подчинены желанию ее заслужить; это движение против людей, при котором господствует «философия джунглей»: жизнь есть непрекращающаяся борьба за существование, в том числе и с другими людьми; и, наконец, движение от людей, характеризующееся потребностью в независимости и неприкосновенности, отвращающей от всякого проявления борьбы, но одновременно препятствующей адаптации человека (19). В современной социальной психологии стратегии взаимодействия чаще выделяют, опираясь на мотивы, которые побуждают к общению, среди которых в организации повседневных контактов выделяют следующие: 1. Кооперация (мотив максимизации общего выигрыша). 2. Индивидуализм (мотив максимизации собственного выигрыша). 3. Конкуренция (мотив максимизации относительного выигрыша). 4. Альтруизм (мотив максимизации выигрыша другого). 5. Агрессия (мотив минимизации выигрыша другого). 6. Равенство (мотив минимизации различий в выигрышах). Эти стратегии задают направление общения и приблизительно указывают его результат; для целей общения благоприятно, если мотивы его участников дополняют друг друга, а наименее выигрышными оказываются стратегии индивидуализма и агрессии (4). В ситуации конфликта мотивы его участников определяют специфические стратегии поведения, также приводящие к различным результатам. Наиболее популярной в этой области знания является классификация К.Томаса, выделившего пять способов поведения в конфликте, такие, как соревнование, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление, различающиеся мерой соотношения своих и чужих (коллективных) интересов (4). Избегание конфликта отмечается в том случае, когда человек стремится уйти от конфликта, минимизируя выигрыш другого ценой собственных потерь («Пусть не достанется никому!» ‑ это девиз человека избегающего). Противоборство ‑ это стратегия «перетягивания каната», при которой любой выигрыш кажется недостаточным, а участники испытывают азарт от достижения побед, даже если эти победы уже избыточны и нецелесообразны. Уступчивость ‑ это готовность отказываться от любых притязаний ради достижения цели партнером, это саморазрушительная стратегия жертвенности. Сотрудничество ‑ стратегия, позволяющая реализовать либо мотив конкуренции, либо мотив кооперации как наиболее типичные для социального поведения человека. Наконец, компромисс (тактическая уступка ради стратегического выигрыша) считается наиболее продуктивной стратегией, потому что, в отличие от уже перечисленных, приводит к хорошему самочувствию участников конфликта и нередко способствует улучшению их дальнейших отношений. Вместе с тем она наиболее трудна в осуществлении.
Таблица 24 Стратегии конфликтного поведения по К.Томасу
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|