Задачи производственной логистики
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Венчурное предпринимательство
Второй составляющей экосистемы инвестиций на рынке высоких технологий являются бизнес-ангелы. Если венчурные фонды как правило предпочитают вложения в проекты со средней степенью риска (типичная инвестиция - 1-5 млн.дол. в проект), то бизнес-ангелы в основном сосредотачивают свою деловую активность на вложения в компании на самой ранней стадии развития (50-300 тыс.дол. в проект) и, как следствие, более рискованных инвестициях. Зачастую ими движет не только денежный интерес, а что-то вроде «желания помочь хорошему человеку/проекту». Венчурное предприятие (англ. venture company) — предприятие малого бизнеса, занимающееся опытно-конструкторскими разработками или другими наукоёмкими работами, благодаря которым осуществляются рискованные проекты. Венчур бывает внешним и внутренним. Внутренний венчур организуется самими авторами идеи и венчурным предпринимателем. Внешний венчур занимается привлечением средств для осуществления рисковых проектов через пенсионные фонды, средства страховых компаний, накопления населения, средства государства и других инвесторов.
Венчурное финансирование (англ. venture finance) — рисковое предприятие, предпринимательство, направленное на использование технических и технологических новшеств, научных достижений, еще не использованных на практике. Связан с большим риском неполучения доходов по инвестициям. Венчурным бизнесом чаще всего занимаются малые предприятия, организованные в основном при наукоёмких областях производства, разработчиках новых технологий, научных исследований. Венчурные фирмы являются временными организационными структурами, создаваемыми для решения конкретных проблем. Данные организации характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в успешной коммерческой реализации разработанных идей, технологий, изобретений с минимальными затратами. Создаются венчурные фирмы на договорной основе и на денежные средства, полученные путем объединения средств, как правило, нескольких юридических или физических лиц (либо и тех и других одновременно), либо на вложения и кредиты крупных компаний, банков, частных фондов и государства. Венчурное финансирование представляет собой специальный вид высокого риска, когда прямые инвестиции предоставляются в обмен на долю акций компании, что обосновано лишь верой в успех венчурной деятельности и отсутствием условий для собственных исследований и коммерческой реализации перспективной технологии, а возмещение длительного ожидания инвесторов возможно только при продаже их доли в поддержанном бизнесе. Характерной особенностью инвестирования в венчурный бизнес является вложение финансовых средств без всяких гарантий и материального обеспечения со стороны венчурных фирм. Венчурные фирмы, небольшого, как правило, размера, заняты разработкой научных идей и превращением их в новые технологии и продукты. На современном этапе роль малого бизнеса в научных исследованиях и разработках существенно возросла. Это связано с тем, что НТР дала мелким и средним внедренческим и высокотехнологичным фирмам современную технику, соответствующую их размерам – микропроцессоры, микроЭВМ, микрокомпьютеры, позволяющую вести производство и разработки на высоком техническом уровне и требующую сравнительно доступных затрат.
Рисковые предприятия – своеобразная форма защиты талантов от потерь на стартовых участках инновационного процесса, когда новизна научной или технической идеи мешает ее восприятию административными руководителями фирмы. Преимущества венчурного бизнеса: гибкость, подвижность, способность мобильно переориентироваться, изменять направления поиска, быстро улавливать и апробировать новые идеи. Стремление к прибыли, давление рынка и конкуренции, конкретно поставленная задача, жесткие сроки вынуждают разработчиков действовать результативно и быстро, интенсифицируют исследовательский процесс.
Создание небольшими венчурными предприятиями разработки в области металлургии и в автомобилестроении, не признанные фирмами – гигантами. Именно мелкие венчурные фирмы дали путевку в жизнь таким изобретениям, как электрография, вакуумные лампы, шариковая ручка, пенициллин, реактивный двигатель, цветная фотобумага, ферритовая печать. Статистика утверждает, что «родителями» более 60% крупных нововведений ХХ века явились венчурные фирмы. Развитый венчурный бизнес является тем базовым сектором постиндустриальной и новой экономик, который определяет способность страны удерживать конкурентоспособные мировые позиции в передовых технологиях.
Несмотря на значительный научно-технический потенциал российских регионов, который отмечают как российские, так и зарубежные специалисты, инвестиции имеют тенденцию к сосредоточению в Москве и Санкт-Петербурге. Для активизации привлечения венчурных инвестиций в инновационные компании, расположенные в регионах России, и обеспечения для них равных условий доступа к источникам венчурного капитала необходима соответствующая инфраструктура поддержки, элементами которой являются — Венчурный инновационный фонд. Очевидно, что эти показатели пока не идут в сравнение с масштабами рынка венчурного капитала в США и других индустриально развитых странах. Среди причин, которые препятствуют развитию венчурной индустрии в России, сегодня отмечаются: • слабое развитие инфраструктуры, обеспечивающей плодотворный симбиоз венчурного капитала с малым и средним инновационным бизнесом; • отсутствие российских источников венчурного капитала; • низкая ликвидность рисковых капиталовложений, отсутствие необходимого для этого рыночного механизма (специального фондового рынка); • слабые экономические стимулы для привлечения венчурного капитала к реализации наукоемких проектов; • низкий престиж предпринимательской деятельности в сфере малого наукоемкого бизнеса; • слабая информационная поддержка венчурного бизнеса в России; • недостаток квалифицированных менеджеров инновационных проектов, в том числе осуществляемых с привлечением венчурного капитала; • проблемы с регистрацией венчурных фондов и др.
Лидером в организации венчурного бизнеса являются США. Отсюда и их передовые позиции в новых технологиях. Селиконовая долина воспитала лучших венчурных капиталистов и менеджеров в мире. Сама же предпринимательская и инвестиционная среда США предоставляет полную возможность для самореализации таких талантливых людей, как Билл Гейтс. Итак, венчурные фирмы – серьезный источник нововведений. Для их создания необходимо наличие четырех составляющих: коммерческой идеи (суть будущего нововведения); общественной потребности в данном нововведении (продукте, технологии, объекте, услуги); предпринимателя, готового на основе ожидаемого нововведения создать венчурную фирму; «рискового капитала» для финансирования деятельности венчурной фирмы. Особенностью венчурного бизнеса является очень высокий интеллектуальный и профессиональный уровень венчурных капиталистов, предпринимателей (ранних стадий), менеджеров и, разумеется, ученых и инженеров. Подобных профессионалов чрезвычайно сложно вырастить в развивающейся стране. Их знания и опыт лежат на пересечении фундаментальной и прикладной наук, инновационного менеджмента, знаний высокотехнологичных производств, творческого предпринимательства. Таким образом, фундаментом венчурного бизнеса являются венчурные капиталисты и венчурные менеджеры. Только при наличии этих уникальных и конкурентоспособных профессионалов высокого уровня страна имеет возможность развивать свой национальный венчурный бизнес. Венчурная фирма в своем развитии проходит следующие стадии: семенная стадия (прединвестиционное финансирование компаниями - фондами посевного капитала - на самом раннем этапе) → старт → ранний рост → экспансия → IPO или первичная продажа акций венчурной фирмы стратегическому инвестору.
Смешанное или прямое государственное инвестиционное финансирование венчурных проектов оказалось достаточно эффективным в развитых странах со слабо коррумпированной бюрократией (Финляндия, США). В развивающихся странах с догоняющей экономикой использовалась вторая схема: создавался государственный фонд. Он осуществлял инвестиции в частные венчурные фонды. Последние осуществляли инвестиции венчурные проекты. Причем, в качестве совладельцев в частные фонды за счет льготного финансирования привлекались венчурные предприниматели из передовых стран, прежде всего из США.
Крупный венчурный капиталист – это профессионал, прошедший школу менеджера венчурного бизнеса, прошедший школу мелкого венчурного предпринимателя на ранних стадиях этого бизнеса и разбирающийся в его тонкостях и особенностях. Венчурный капиталист, стоящий во главе фонда или компании, не вкладывает, как правило, собственные средства в венчурные фирмы, акции которых он приобретает. Он - посредник между синдицированными (коллективными) инвесторами и венчурными фирмами. С одной стороны, венчурный капиталист принимает решение о выборе объекта для инвестиций, участвует в работе совета директоров и способствует росту и расширению бизнеса этой компании. С другой - окончательное решение о выборе объекта инвестирования принимает инвестиционный комитет, представляющий интересы инвесторов. Прибыль от инвестиций принадлежит инвесторам, а не венчурному капиталисту лично. Но он имеет право на часть этой прибыли.
2. Логистика производственных процессов. МП(материальный поток) на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление МП на этом этапе имеет свою специфику и называется производственной логистикой. Целью производственной логистики является снижение затрат и повышение качества продукции в процессе преобразования МП в технологических процессах производства ГП. Важность эффективного решения задач производственной логистики за счет оптимизации управления МП определяется снижением себестоимости, времени выполнения заказов, оперативным реагированием на изменения рыночного спроса по количеству и ассортименту продукции и, в конечном счете, повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности предприятий. Логистическая концепция организации производства, характерная для «рынка покупателя», включает в себя следующие основные положения: Традиционная концепция организации производства, характерная для «рынка продавца», предполагает: Производство в условиях рынка может выжить лишь в случае, если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. В традиционной концепции производства эта задача решается за счет наличия на складах запасов ГП. Логистическая концепция предусматривает адаптацию к изменению спроса за счет запаса производственной мощности, который может быть обеспечен за счет количественной или качественной гибкости производственных систем. Задачи производственной логистики К общим задачам (функциям) производственной логистики относятся:
Существует два варианта управления материальными потоками. 1. Толкающая система (push system), т. е. предметы труда, поступающие на производственный участок, которые у технологического звена не заказываются (рис.1). Этот вариант предполагает, что изготовление изделий начинается на одном конце производственной линии, проходит через последовательный ряд технологических операций и заканчивается обработкой на другом конце производственной цепочки. Материальный поток выдается получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством. При этом по завершении обработки на одном участке изделие передается на следующий независимо от того, готов ли этот участок принять изделие на обработку или нет. Каждый участок имеет производственный план. Однако создать жесткий технологический процесс, все параметры которого были бы наперед точно рассчитаны, невозможно, поэтому на предприятиях всегда должен быть определенный производственный запас, который играет роль буфера и увеличивает гибкость системы. Толкающие системы известны под названием «система MRP». Названные выше системы в значительной степени характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с широким использованием ЭВМ, что позволило повысить гибкость этой системы. Рис.1. Система с выталкиванием изделия, запущенного в производство 2. Тянущая система (pull system), при которой предметы труда на технологический участок поступают по мере необходимости. Она способствует сокращению производственных запасов при одновременном увеличении гибкости производства (рис..2). Рис. 2. Система с вытягиванием изделия, запущенного в производство Эта система предполагает получение изделий с предыдущего участка по мере необходимости. Центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. На промышленных предприятиях план имеет только линия окончательной сборки, и отсюда информация о необходимости производить нужные детали поступает на предыдущие участки посредством специальных карточек. План на участках формируется каждый день, что и обеспечивает гибкость системы. К логистическим системам с вытягиванием относят систему «Канбан». В этой системе выделяют два вида карточек: 1.карточки отбора; 2.карточки производственного заказа. В карточке отбора указывают число деталей, которое должно быть взято на предшествующем участке обработки. В карточке производственного заказа указано число деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем участке. В месте складирования детали погружают в автопогрузчик в количестве, указанном в карточках отбора. При этом с ящиков снимают прикрепленные к ним карточки заказа, которые информируют о заказе на изготовление новых деталей в строго определенном количестве. План на участках формируют каждый день. Это обеспечивает гибкость системы. Какое-либо перемещение изделий без карточек недопустимо. Обычно система «Канбан» сочетается с системой контроля качества. Эта система не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок и высокую ответственность персонала, что и ограничивает ее внедрение в различных странах. Тянущие и толкающие системы Толкающая система – это такая организация движения МП, при которой МР подаются с предыдущей операции на последующую в соответствии с заранее сформированным жестким графиком. МР «выталкиваются» с одного звена ЛС на другое (рис. 6.1). Каждой операции общим расписанием устанавливается время, к которому она должна быть завершена. Полученный продукт «проталкивается» дальше и становится запасом незавершенного производства на входе следующей операции. То есть такой способ организации движения МП игнорирует то, что в настоящее время делает следующая операция: занята выполнением совсем другой задачи или ожидает поступления продукта для обработки. В результате появляются задержки в работе и рост запасов незавершенного производства. Рис. 1. Схема толкающей системы Тянущая система – это такая организация движения МП, при которой МР подаются («вытягиваются») на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, а поэтому жесткий график движения МП отсутствует. Размещение заказов на пополнение запасов МР или ГП происходит, когда их количество достигает критического уровня (рис.2.). Тянущая система основана на «вытягивании» продукта последующей операцией с предыдущей операции в тот момент времени, когда последующая операция готова к данной работе. То есть когда в ходе одной операции заканчивается обработка единицы продукции, посылается сигнал-требование на предыдущую операцию. И предыдущая операция отправляет обрабатываемую единицу дальше только тогда, когда получает на это запрос. Рис.2 Схема тянущей системы 3. Роль государства в создании и функционировании инновационной экономики. Государственное регулирование экономики решает различные задачи, выступающие на передний план в тот или иной период. Одной из важнейших задач ГРЭ является решение проблемы отставания технологической базы производства и формирования новых технологических укладов хозяйства, необходимых для обеспечения процессов модернизации экономики в нашей стране и ее регионах. Решается данная проблема путем разработки инновационной политики и эффективных механизмов государственного регулирования инновационной деятельности. Государственное регулирование инновационной деятельности
Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности – организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Государство создает организационные, экономические и правовые факторы и условия для инновационной деятельности. Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций: 1)развитие рыночных отношений, 2)проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций, 3)создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами, 4)обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере, 5)расширение спроса на инновации, 6)предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации, 7)содействие модернизации техники, 8)развитие лизинга наукоемкой продукции, 9)активизация предпринимательства, 10) пресечение недобросовестной конкуренции, 11) поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке, 12) развитие экспортного потенциала страны, 13)развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере, 14) внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы[3]. 15) Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности: 1)государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы; 2)содействие развитию инновационной инфраструктуры, 3)кадровая поддержка инновационной деятельности, 4)содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; 5)моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ); 6)информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т. п.); 7)содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области; 8)защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях. Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности: 1)проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности, 2)направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования, 3)выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов, 4)создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере, 5)предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности, 6)снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов. Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности: 1) установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности, 2) гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования – правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности. Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно: договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоров на выполнение проектных и изыскательских работ, договоров строительного подряда, договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности, договоров страхования инновационных рисков, договоров (контрактов) с инвесторами, и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ. Механизм регулирования инновационного развития экономики является производной категорией по отношению к управлению в целом как социальному явлению и служит средством выражения его существования. Сущность механизма регулирования инноваций представляет собой отношения между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами по поводу инновационной деятельности. Содержание механизма регулирования инноваций заключается в совокупности мер целенаправленного управляющего воздействия по созданию благоприятных условий для инновационной деятельности, максимально мобилизующих инновационные возможности на данном этапе развития. Механизм регулирования инноваций включает в себя: объект, субъект, цели, функции, методы, инструменты регулирования Объектами регулирования являются: - субъекты инновационной деятельности и отношения между ними; - источники инноваций и их пропорции; - воспроизводственная структура и направления инвестиций. Полномочия по регулированию инвестиций реализуют субъекты разного уровня: - международные организации (МБРР, ОЭСР); - интеграционные межгосударственные формирования (ЕС, СНГ и т. д.); - органы государственной власти и управления; - региональные органы власти и управления; - органы местного самоуправления.
Основными задачами государства являются: 1)определение приоритетов инновационного развития в условиях ограниченности ресурсов; 2)выработка инновационной и научно-промышленной политики, отражающей взаимные интересы науки, промышленности, инвесторов; 3)государственная поддержка (в виде прямого бюджетного финансирования) крупномасштабных исследований и дальнейшего внедрения полученных результатов в производство; 4)обеспечение условий, необходимых для эффективного, «цивилизованного» функционирования инновационного рынка В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести к след. моментам: 1)государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей); 2)в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса; 3)государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны; 4)фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм; 5)государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов. 5.Организация и структура инновационного предпринемательства
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|