Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация производных МР




Материальные ресурсы:

· Комплектующие

· Запасные части

· Отходы

· Материалы(твердые, сыпучие, жидкие, газообразные)

· Полуфабрикаты(штамповки, литье, поковки)

· Продукция промышленности(химическая, резино-техническая, целлюлозно-бумажная, текстильная)

Материалы:

· Основные(непосредственно входят в состав готового продукта)

· Вспомогательные(не входят в состав готового продукта, но без них невозможно проведение технологических процессов)

Материалы по своему назначению классифицируются:

· Черные металлы

· Метизы

· Трубы

· Цветные металлы

· Нефтепродукты

· Лесные материалы

· Стройматериалы

Полуфабрикат- продукт труда, который в процессе производства должен пройти 1 или несколько стадий обработки, чтобы превратиться в готовый продукт

· Частично изготовленная продукция внутри отдельного предприятия, предаваемая одним производственным отделениям другими

· Полуфабрикаты, получаемые по кооперации(поставки одного промышленного предприятия другому)

· Комплектующие изделия(приобретенные на стороне оборотные материальные активы, предназначенные для использования в собственном производстве необходимое дополнение к материальной составляющей будущего продукта этого производства.

Примеры полуфабрикатов: поковки, штамповки, литье.

Промышленная продукция

Комплектующие изделия – приобретенные на стороне оборотные материальные активы, предназначенные для использования в собственном производстве, необходимое дополнение к материальной составляющей будущего продукта этого производства.

Конечный готовый продукт:

· продукция производственного назначения – товары для профессионального использования, которые применяются в производстве и удовлетворяют производный спрос;

· товары потребительского назначения – товары бытового назначения, необходимые для удовлетворения потребностей человек, удовлетворяющие конечный спрос.

Отходы – вещества или смеси веществ, признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции:

· отходы производства – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции, частично или полностью утратившие исходные потребительские свойства;

· отходы потребления – материалы и изделия, утратившие свои потребительские свойства в результате физического и морального износа.

Отходы:

· вторичные материальные ресурсы – отходы производства и потребления, которые могут применяться повторно в производстве как исходное сырье или изделие

· вторичное сырье – материалы и изделия, которые после первоначального полного использования используются в производстве как исходное сырье: полимеры, текстильные материалы.

Благодаря их использованию:

· снижается себестоимость;

· снижаются удельные капитальные вложения;

· ускоряются темпы экономического роста.

Деловые отходы – технологические отходы производства, используемые без доработки в качестве сырья и материалов для получения продукции в основном и вспомогательном производстве.

1) Понятие материального потока. Классификация материальных потоков.

Поток – совокупность каких-либо объектов, одинаковых или разных по своим параметрам, воспринимаемое как единое целое, находящееся в процессе движения на определенном участке пространства в определенном интервале времени, измеряемая в абсолютных единицах за определенный период.

Входящий материальный поток – внешний поток, поступающий из внешней среды в систему.

Объем входящего материального потока – то количество материальных ресурсов, которое будет закуплено на предприятие в определенный период времени. Может быть выражен в стоимостном виде, но на практике чаще используют условные физические единицы, применяя переводные коэффициенты.

№ п/п Направление расходов Количество, т № п/п Плановые ресурсы Количество, т
  Выпуск продукции     Остатки, ожидаемые на начало планового периода  
  Изменение незавершенного производства  
  Ремонтно-эксплуатационные расходы     Мобилизация внутренних резервов  
  Капитальные расходы     Объем закупки  
  НИОКР        
  Переходный запас  
  Итого     Итого  

Величина входящего материального потока соответствует показателю предполагаемого объема закупки. В этом случае объем закупки рассчитывается как сумма всех составляющих левой части за вычетом пунктов 1 и 2 правой части. Величина входящего материального потока определяется потребностью материальных ресурсов, необходимых для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности. Хотя потребность в материалах приближается к величине объема закупки, она обычно с ним не совпадает. Это объясняется тем, что для бесперебойности движения материальных ресурсов требуется создание запасов. В сфере закупки формируются производственные запасы. Из баланса видно, что по запасам устанавливаются 2 показателя:

· переходящий запас на конец планового периода;

· ожидаемые остатки на начало этого периода.

Переходящий запас устанавливается на уровне нормы, рассчитанной на плановый период. Он включается в левую расходную часть. В правую часть включается второй показатель, который отражает прогнозируемую величину запаса на начало планового периода. Включение этих показателей в баланс позволяет выявлять их изменение в течение планового периода. Если запасы растут, то плановый объем закупки увеличивается, и наоборот.

2) Использование ABC и XYZ анализа для группировки материальных ресурсов по значимости.

Основатель правила «80-20» - Вильфредо Парето. Он в XVIII в., изучая распределение богатства в Милане, установил, что 20% населения контролировало 80% богатства. Такой подход в экономике известен как правило Парето. В закупочной логистике правило Парето используется:

· для классификации материалов по значимости;

· при выборе поставщиков;

· при выборе формы поставок.

Правило «80-20» состоит в том, что в процессе достижения цели нерационально уделять объектам, образующим малую часть вклада, то же внимание, что и объектам первостепенной важности. Правило Парето используется в методике ABC-анализа.

В закупочной логистике наиболее существенными факторами, предопределяющими выбор той или иной системы планирования ресурсов или метода расчета потребности в материалах, являются их объемы, стоимость и регулярность потребление. Основным признаком, по которому проводится деление материалов на группы, являются доля стоимости в объеме потребления и доля в общем количестве.

¯ Формулирование цели анализа
¯ Идентификация объектов управления, анализируемых методом ABC
¯ Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления
¯ Оценка объектов управления в порядке убывания значения признака
¯ Группировка объектов управления в порядке убывания значения признака
¯ Разделение совокупности объектов управления на три группы: A, B, C
¯ Построение кривой ABC

Рисунок 1. Порядок проведения ABC-анализа

Идея метода ABC состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.

№ артикула Стоимость товарно-материальных ценностей № артикула и стоимость ТМЦ в порядке убывания Доля в общей стоимости, % Сумма долей для определения группы Группа Доля в общем количестве артикулов
   
               
        42,08 42,08 А  
        5,33 47,41
        4,00 51,41
      1,92 53,33
               
Итого S=1200   S= 1200        

Первый и второй столбец – исходные данные. До 80% - группа А. После достижения 80% суммирование долей начать с нуля. Группа В от 15% до 80%.

Подробнее смотри конспект предыдущего семестра.

Материалы группы А занимают 80% стоимости потребления. Эти материалы используются в основном производстве, являются определяющими для выпускаемой продукции, но характеризуются различной регулярностью потребления. При этом их доля в общем количестве материалов составляет 20%. ТМЦ в группах В и С имеют более низкую долю в стоимости материальных ресурсов (группа В – 15%, группа С – 5%), но более высокую долю наименований ассортимента (группа В – 30%, группа С – 50%).

Во всех трех группах могут присутствовать:

· регулярно потребляемые материалы;

· материалы с колеблющимся объемом потребления;

· материалы нерегулярного потребления.

Поэтому материалы групп A, B, C могут быть разбиты на 3 группы XYZ. Вследствие этого возникает необходимость в проведении XYZ-анализа.

Анализ ABC позволяет дифференцировать ассортимент по степени вклада в намеченный результат.

Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной – здесь весь ассортимент делят на 3 группы в зависимости степени регулярности потребления и точности прогнозирования:

· группа X – материалы с высокой регулярностью потребления и хорошей предсказуемостью потребности;

· группа Y – материалы со средней регулярностью потребления и средней предсказуемостью потребности;

· группу Z – материалы с низкой регулярностью потребления и низкой предсказуемостью потребности.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y, Z, является коэффициент вариации потребления (ν):

где ν – коэффициент вариации, который определяется для каждого наименования ТМЦ; σx – среднеквадратическое отклонение; Mx – математическое ожидание.

n – количество кварталов; xi – стоимость ТМЦ в одном из четырех кварталов; Mi – математическое отклонение.

Группа Интервал (коэффициент вариации)
X 1≤ν≤10
Y 10≤ν≤ 25
Z ν≥25

Порядок проведения XYZ-анализа:

¯ Определение коэффициентов вариации по отдельным позициям ассортимента
¯ Группировка объектов управления в порядке возрастания коэффициентов вариации
¯ Разделение совокупности объектов управления на 3 группы
¯ Построение кривой XYZ

Отличительные особенности классификационных группировок по методу ABC и XYZ:

  A B C Уменьшение контроля за потребностями
X Высокая стоимость годового объема потребления. Регулярное потребление Средняя стоимость годового объема потребления. Регулярное потребление Низкая стоимость годового объема потребления. Регулярное потребление
Y Высокая стоимость. Колеблющееся потребление Средняя стоимость. Колеблющееся потребление Низкая стоимость. Колеблющееся потребление
Z Высокая стоимость годового объема потребления. Нерегулярное потребление Средняя стоимость годового объема потребления. Нерегулярное потребление Низкая стоимость годового объема потребления. Нерегулярное потребление
 

Основные рекомендации при анализе матрицы ABC-XYZ:

- материалы группы X планируются для поставок по «выталкивающей» технологии поставок. Нужны для обеспечения максимально возможной загрузки оборудования в максимально возможном объеме. Главная задача – не допустить снижение объемов производства;

- материалы группы Y планируются для поставок по «выталкивающей» технологии, но с одной особенностью – с поставкой строго по графику, соответствующему графику колебаний потребления. Главная задача – предотвратить снижение объемов производства и при этом не допустить создания излишних запасов;

- материалы группы Z планируются поставки по «вытягивающей» системе. Заказ и завоз ТМЦ осуществляется только после получения соответствующего заказа от производства;

- материалы группы А. Для выбора поставщиков этой группы товаров применяются конкурсные комиссии с соответствующими процедурами;

- материалы группы B. Для выбора поставщиков этой группы товаров следует применять конкурсные комиссии по запросу ценовых предложений;

- материалы группы С. Для выбора поставщиков этой группы товаров можно воспользоваться комиссией оценки ценовых предложений.

В ЗЛ результаты анализа сводятся к определению методологии выбора поставщика и выбора метода планирования поставок.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...