Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Механизмы закупочной логистики




Тема5. Логистическая миссия и корпоративная стратегия

5.1 общие Концепции логистики: сущность, основные положения

5.2 частные

5.3 Логистическая миссия и ее связь с корпоративной стратегией

5.4 Особенности логистической миссии в различных отраслевых сферах

Тема 6. Механизмы закупочной логистики

6.1. Сущность и задачи закупочной логистики. Основные функции, выполняемые закупочной логистикой

6.3. Основные методы закупок, их сравнительная характеристика

6.4. Задача выбора поставщика с позиции логистики

 

5. Концепция логистики

Деятельность по управлению материальными потоками, также как и производ­ственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности осуществлялась челове­ком, начиная с ранних периодов экономического развития. Однако сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализа­ция потоковых процессов в экономике, т.е. логистика.

Основные положения концепции логистики:

1. Реализация принципа системного подхода. Максимальный эффект можно получить при оптимизации совокупного материального потока на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя. При этом все звенья материалопроводящей цепи должны работать как единый сла­женный механизм.

2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. При выполнении отдельной операции универсальное оборудование проигрывает обо­рудованию, созданному специально для этой работы. Принцип применим в условиях высокого уровня технического развития (массовое использование широкой номенкла­туры средств производства).

3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. В настоящее время работа в сфере управления материальными потоками не престижна. Логистический подход создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров.

4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Одна из задач логистики — минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Минимум совокупных издер­жек - важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы.

5. Развитие услуг сервиса на современном уровне. Логистический сервис становится средством повышения конкурентоспособности. Предположим на рынке несколько поставщиков одинакового товара. Потребитель вы­бирает того, кто обеспечит наибольший сервис - доставка вовремя, в удобной таре и т.д.

6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности ок­ружающей среды. Принцип обусловлен появлением большого количества товаров, следовательно, неопре­деленностью спроса на них, резким колебанием качественных и количественных ха­рактеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если выполняются шесть правил логистики:

1) груз - нужный товар;

2) качество - необходимое;

3) количество - заданное;

4) время - доставка в указанное время;

5) место - доставка в указанное место;

6) затраты - с минимальными затратами.

 

5.3. Понятие логистической миссии.

Всякая система имеет свое предназначение, т.е. это можно выразить как Миссия. Любое предприятие стремится производить такую продукцию, которая была бы доступна всем слоям населения, удовлетворяла бы все запросы и была бы высококачественной.

Для достижения своей миссии любая организация должна ставить определенные цели, которые бы регулировали ее деятельность. Эти цели должны быть общими как для управленческого, так и для исполнительного состава.

Главная цель логистики - вовремя и в необходимом количестве доставить производственную продукцию в нужное место с минимальными издержками.

Совокупность логистических функций и цели определяют сущность логистики.

Сущность логистики состоит в интеграции, обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения, управлении материальными потоками на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками.

Процессы, протекающие в логистической системе и характеризующие ее взаимодействие с внешней средой, раскрывают содержание логистики как вида практической деятельности.

Если рассматривать круг проблем, которые затрагивает логистика, то общими для них будут вопросы управления разными потоками.

Объект логистики можно рассматривать с разных точек зрения (с позиции маркетолога, финансиста, менеджера, ученого и т.д.), что объясняет многообразие определений понятия логистики.

Одни определения трактуют логистику следующим образом: логистика – направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.

Другие определения рассматривают логистику как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

В некоторых определениях подчеркивается высокая значимость творческого начала в решении задач логистики: логистика – это искусство и наука определения потребностей, а также распределения и содержания в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.

Аспекты логистики:

1. Наиболее рациональная организация пространственного размещения и материального потока.

2. Формирование хозяйственных связей (внутри- и внепроизводственных).

Взаимоотношение между поставщиком и потребителем формируется за счет того, что существует:

- территориальное разобщение - преодолевается путем создания транспортных связей;

- разобщение во времени из-за несовпадения процессов пр-ва и потребления - преодолевается путем создания запасов;

- персептивное разобщение - производители не знают, что требуется потребителю и наоборот - устраняется установлением каналов общения;

- разобщения во владении - преодолевается за счет актов купли-продажи.

3. Изучение рынка и прогнозирование спроса.

4. Определение потребностей в материальных ресурсах (определение объемов и направления перевозок, требуемого количества и видов транспорта, количество и объем складов и т.д.)

 

5.4. Особенности логистики в отраслевых сферах

Логистика интегрирует и улучшает взаимодействие между снабжением, производством, маркетингом, дистрибьюцией и организацией продаж. Через преобразование маркетинговой информации логистика воздействует на производство и оптимизирует производственно-технологи­ческий цикл, характеристики продукта. Логистика обес­печивает координацию объемов закупок материальных ре­сурсов и производства готовой продукции с прогнозируе­мым маркетингом объемом продаж. Логистика уменьшает противоречия между маркетингом, производством, финан­сами. Она способствует оптимизации функциональных внут­рифирменных решений. Логистика взаимосвязана не толь­ко с внутрифирменной окружающей средой, но и с макро­экономической внешней средой. Факторы внешней и внут­ренней среды оказывают воздействие на логистику1.

Анализ воздействия факторов внешней среды на ло­гистику помогает лучше понять ее место на предприятии. В управлении организация (предприятие) рассматрива­лась как открытая система, тесно связанная с внешней средой. С конца 1950-х гг. именно такое представление о значениивнешнего окружения, роли внешних факторов утвердилось в управленческой мысли, отражая систем­ный подход. Важная проблема для логистического менеджера — выявление факторов внешней среды, влияю­щих на его предприятие, и определение возможных спо­собов, методов и инструментов реагирования на бездей­ствующие внешние факторы.

Зарубежные авторы считают, что внешняя среда вклю­чает такие элементы, как потребители, конкуренты, пра­вительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов. Выделяют­ся понятия среды прямого и косвенного воздействия, а также основные характеристики внешней среды — взаи­мосвязанность факторов, сложность внешней среды, ее подвижность и неопределенность.

В отечественной литературе внешняя среда трактует­ся как наличие условий и факторов, которые воздейству­ют на функционирование предприятия и требуют приня­тия управленческих решений, направленных на их уст­ранение либо на приспособление к ним. Факторы внеш­ней среды укрупненно разделяют на политические, эко­номические, правовые, технические и технологические, социальные и экологические.

Политические факторы определяют стратегическое и логистическое поведение предприятия. В соответствии с ними принимаются решения по развитию бизнеса, инвес­тиционной, финансовой политике, дистрибьюции и т. д.

Правовые факторы вносят законодательные ограни­чения в деятельность фирмы. Гражданский кодекс РФ, налоговое, таможенное законодательство и другие норма­тивные акты являются правовой основой логистики в на­шей стране.

Экономические факторы определяют курс валюты, уровень инфляции, изменение валового национального продукта, темпы развития отраслей, рынков труда, капи­тала, спроса и предложения и т. д.

Технические и технологические факторы влияют на уровень развития транспортных, информационно-компью­терных систем, гибких автоматизированных производств, что очень важно для логистики.

Социальные и экологические факторы логистической среды характеризуют влияние демографической ситуации, социальных потребностей людей, миграции населения, культурных запросов, а также экологическое влияние тех­нологий и транспорта на окружающую среду и экологи­ческих катастроф на условия воспроизводства. Програм­мы защиты окружающей среды непосредственно влияют на принятие логистических решений.

Под внутренней средой понимается хозяйственный организмпредприятия,который включает управленчес­кий механизм, направленный на оптимизацию деятель­ности фирмы.

Согласно одному из подходов зарубежных специалис­тов к трактовке понятия «внутренняя среда», для ее ха­рактеристики используется понятие «внутренние пере­менные» как ситуационные факторы внутри организации. К основным внутренним переменным относятся цели, структура организации, задачи (рабочие функции), техно­логии и люди.

При построении микрологистических систем большое значение имеет определение места логистики и логисти­ческого менеджмента в общей структуре управления пред­приятием и взаимодействие с другими сферами менедж­мента. С учетом роли этих факторов для организации сре­ди факторов внутренней микрологистической среды укрупненно можно выделить функциональные сферы про­изводства, маркетинга, финансов, используемых трудовых ресурсов. В управлении термин «функциональные области» (сферы) означает области деятельности, в кото­рых функционируют подразделения в интересах предпри­ятия в целом.

Организация процессов управления характеризуется определеннойпоследовательностью управляющего воздей­ствия; целеполаганием, прогнозированием, планировани­ем, оперативным управлением, распорядительством, ко­ординацией, стимулированием, учетом и контролем. Эти различные управленческие функции объединяются в целенаправленный процесс. Основными функциями управления являются следующие: маркетинг; планиро­вание; организация; мотивация; контроль.

Управление рассматривается в единстве трех аспек­тов: 1) процесс взаимосвязанных функций; 2) совокуп­ность средств управления производством и сбытом для достижения целей фирмы; 3) инструмент управления вза­имоотношениями персонала фирмы с внешними партне­рами по бизнесу, с потребителями продукции (услуг).

С этих позиций определим взаимосвязь логистики с основными функциями управления предприятием. Осо­бенностью логистического менеджмента является то, что он по целям и задачам связан с инвестиционным, иннова­ционным, производственным, финансовым, информаци­онным менеджментом в процессах управления закупка­ми материальных ресурсов, производством и сбытом го­товой продукции.

Маркетинг и логистика взаимодействуют в основ­ном в системе сбыта. Взаимосвязи настолько сильны, что иногда бывает трудно разделить сферы их действия, и логистику часто воспринимают как другую половину мар­кетинга. Прямая взаимосвязь существует по таким со­ставляющим маркетингового комплекса, как продукт, место и цена (затраты).

Маркетинг определяет стратегические цели, а логи­стика по фактору «цена» оказывает прямое влияние на их достижение. Логистические операции по рациональ­ному выбору вида транспорта, перевозчика, оптимальной маршрутизации могут значительно сократить издержки в системе дистрибьюции и расширить возможности марке­тинговой ценовой политики. Затраты в дистрибьюции на складирование, грузопереработку и, особенно, транспорт­ные расходы по размерам сопоставимы с себестоимостью производства и влияют на цены товаров. Логистика помо­гает реализовать маркетинговые схемы ценообразования.

Интересы маркетинга и логистики пересекаются по продуктовым характеристикам, прежде всего, в отношении ассортимента продукции. Определяемый маркетин­говой стратегией ассортимент может изменить структуру логистических цепей, виды транспортных средств и спо­соб транспортировки. Это может привести к повышению логистических издержек, цены товара и, в конечном сче­те, снизить ожидаемую маркетингом прибыль от измене­ния ассортимента.

Логистические и маркетинговые планы пересекаются и в вопросах упаковки продукта. Маркетинг диктует требования оригинальной конечной упаковки, которая в розничной торговле может быть решающим фактором объема продаж. С позиции логистики важны габарит­ные размеры упаковки, ее защитные свойства ипригод­ность торговой упаковки для помещения ее в транспорт­ное средство с полным использованием объема, напри­мер, контейнера.

Взаимосвязь логистики и маркетинга по фактору «ме­сто» проявляется в проблеме выбора точек сбыта основ­ного объема готовой продукции. Маркетологи принимают решения о продаже продукции оптовикам или рознич­ным торговцам, а после этого логистики выбирают струк­туру каналов дистрибьюции. Решения о вместе» сущест­венно влияют на эффективность логистической системы. Например, уровень затрат производителя на транспорти­ровку продукции ниже, а логистических проблем мень­ше в случае сбыта только оптовикам.

Взаимодействие производства и логистики и произ­водственного менеджмента с позиций внутрипроизвод­ственной логистики проявляется в управлении запасами в технологическом процессе производства, организации процедур заказов материальных ресурсов в подразделе­ниях предприятия, управлении технологическим транс­портом, складским хозяйством.

Продолжительность производственного цикла явля­ется важнейшей проблемой пересечения интересов логистикии операционного (производственного) менеджмента. Для сокращения продолжительности производственного периода используются современные логистические кон­цепции и модификации микрологистических систем МРП, «Канбан» и т. п.

Логистический и операционный менеджмент совместно решают проблему учета сезонного спроса при производ­стве продукции. Для страхования риска потери продаж при изменении сезонного спроса производственники стре­мятся максимизировать объем выпуска продукции и за­пасы. Логистики оптимизируют общие затраты в произ­водстве и сбыте для создания сезонных запасов готовой продукции.

Управление закупками материальных ресурсов и сбыт готовой продукции как логистические операции внешних логистических систем имеют определяющее значение для производства. Дефицит сырья, материалов и полуфабри­катов или отсутствие их гарантийного запаса могут пре­рвать производственный цикл, вызвать недогрузку про­изводственных мощностей. В большинстве западных фирм для управления закупками используются логис­тические концепции поставки «точно в срок» и миними­зации уровней материальных запасов в производстве, а логистики отвечают за поддержание необходимых уров­ней их запасов.

Логистика и производственный менеджмент взаимо­действуют по вопросу упаковки. Логистический подход к производству акцентирует внимание в применении упа­ковки на ее защитных от повреждений свойствах.

Логистика влияет на производство решениями задач размещения сборочных подразделений предприятия, скла­дов готовой продукции, выбора способов транспортиров­ки, процедур хранения и управления запасами готовой продукции.

Логистика играет одну из главных ролей в обеспече­нии эффективной системы сервиса доставки, предпродаж­ного и послепродажного обслуживания покупателей, по­лучив даже название «логистический сервис».

Проведение логистических операций в определенной мере связано с расстановкой, обучением и стимулирова­нием персонала в звеньях логистической системы, вклю­чая персонал высшего логистического менеджмента, на­пример начальника отдела логистики, интегрального ло­гистического менеджера.

Техническая и технологическая политика предприя­тия увязывает интересы инвестиционного, инновацион­ного менеджмента и логистики, поскольку, во-первых, инвестиции в производственные технологии сокращают продолжительность производственного цикла и обуслов­ливают вариации внутрипроизводственных логистичес­ких операций; во-вторых, инвестиции в складское обору­дование, транспортные средства, вычислительную техни­ку повышают возможности принятия эффективных логис­тических решений.

Разработка логистической стратегии и логистическое планирование занимают центральное место на предприя­тии наряду с корпоративной, маркетинговой и производ­ственной стратегиями и внутрифирменным планирова­нием.

Взаимоотношения между логистикой и финансовым менеджментом проявляются: 1) в объеме и оборачивае­мости оборотного капитала предприятия, например, вло­женного в запасы материальных ресурсов и готовой про­дукции; 2) в совместном поиске путей снижения затрат, связанных с закупками и сбытом, в том числе путем оп­тимизации транспортировки, грузопереработки и т. п. Ак­туальна проблема и взаимосвязи логистики с системой бухгалтерского учета и отчетности, которая должна быть приспособлена к выделению составляющих полных логистических издержек.

Таким образом, логистика способствует системной ус­тойчивости предприятия, обеспечивает эффективную ко­ординацию маркетинга, производства, финансов и опти­мизацию основных управленческих решений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...