Тема 6. Механизмы закупочной логистики
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема5. Логистическая миссия и корпоративная стратегия 5.1 общие Концепции логистики: сущность, основные положения 5.2 частные 5.3 Логистическая миссия и ее связь с корпоративной стратегией 5.4 Особенности логистической миссии в различных отраслевых сферах Тема 6. Механизмы закупочной логистики 6.1. Сущность и задачи закупочной логистики. Основные функции, выполняемые закупочной логистикой 6.3. Основные методы закупок, их сравнительная характеристика 6.4. Задача выбора поставщика с позиции логистики
5. Концепция логистики Деятельность по управлению материальными потоками, также как и производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности осуществлялась человеком, начиная с ранних периодов экономического развития. Однако сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессов в экономике, т.е. логистика. Основные положения концепции логистики: 1. Реализация принципа системного подхода. Максимальный эффект можно получить при оптимизации совокупного материального потока на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя. При этом все звенья материалопроводящей цепи должны работать как единый слаженный механизм. 2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. При выполнении отдельной операции универсальное оборудование проигрывает оборудованию, созданному специально для этой работы. Принцип применим в условиях высокого уровня технического развития (массовое использование широкой номенклатуры средств производства). 3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. В настоящее время работа в сфере управления материальными потоками не престижна. Логистический подход создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров.
4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Одна из задач логистики — минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Минимум совокупных издержек - важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы. 5. Развитие услуг сервиса на современном уровне. Логистический сервис становится средством повышения конкурентоспособности. Предположим на рынке несколько поставщиков одинакового товара. Потребитель выбирает того, кто обеспечит наибольший сервис - доставка вовремя, в удобной таре и т.д. 6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды. Принцип обусловлен появлением большого количества товаров, следовательно, неопределенностью спроса на них, резким колебанием качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. Цель логистической деятельности считается достигнутой, если выполняются шесть правил логистики: 1) груз - нужный товар; 2) качество - необходимое; 3) количество - заданное; 4) время - доставка в указанное время; 5) место - доставка в указанное место; 6) затраты - с минимальными затратами.
5.3. Понятие логистической миссии. Всякая система имеет свое предназначение, т.е. это можно выразить как Миссия. Любое предприятие стремится производить такую продукцию, которая была бы доступна всем слоям населения, удовлетворяла бы все запросы и была бы высококачественной. Для достижения своей миссии любая организация должна ставить определенные цели, которые бы регулировали ее деятельность. Эти цели должны быть общими как для управленческого, так и для исполнительного состава.
Главная цель логистики - вовремя и в необходимом количестве доставить производственную продукцию в нужное место с минимальными издержками. Совокупность логистических функций и цели определяют сущность логистики. Сущность логистики состоит в интеграции, обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения, управлении материальными потоками на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками. Процессы, протекающие в логистической системе и характеризующие ее взаимодействие с внешней средой, раскрывают содержание логистики как вида практической деятельности. Если рассматривать круг проблем, которые затрагивает логистика, то общими для них будут вопросы управления разными потоками. Объект логистики можно рассматривать с разных точек зрения (с позиции маркетолога, финансиста, менеджера, ученого и т.д.), что объясняет многообразие определений понятия логистики. Одни определения трактуют логистику следующим образом: логистика – направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения. Другие определения рассматривают логистику как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков. В некоторых определениях подчеркивается высокая значимость творческого начала в решении задач логистики: логистика – это искусство и наука определения потребностей, а также распределения и содержания в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности. Аспекты логистики: 1. Наиболее рациональная организация пространственного размещения и материального потока. 2. Формирование хозяйственных связей (внутри- и внепроизводственных). Взаимоотношение между поставщиком и потребителем формируется за счет того, что существует: - территориальное разобщение - преодолевается путем создания транспортных связей;
- разобщение во времени из-за несовпадения процессов пр-ва и потребления - преодолевается путем создания запасов; - персептивное разобщение - производители не знают, что требуется потребителю и наоборот - устраняется установлением каналов общения; - разобщения во владении - преодолевается за счет актов купли-продажи. 3. Изучение рынка и прогнозирование спроса. 4. Определение потребностей в материальных ресурсах (определение объемов и направления перевозок, требуемого количества и видов транспорта, количество и объем складов и т.д.)
5.4. Особенности логистики в отраслевых сферах Логистика интегрирует и улучшает взаимодействие между снабжением, производством, маркетингом, дистрибьюцией и организацией продаж. Через преобразование маркетинговой информации логистика воздействует на производство и оптимизирует производственно-технологический цикл, характеристики продукта. Логистика обеспечивает координацию объемов закупок материальных ресурсов и производства готовой продукции с прогнозируемым маркетингом объемом продаж. Логистика уменьшает противоречия между маркетингом, производством, финансами. Она способствует оптимизации функциональных внутрифирменных решений. Логистика взаимосвязана не только с внутрифирменной окружающей средой, но и с макроэкономической внешней средой. Факторы внешней и внутренней среды оказывают воздействие на логистику1. Анализ воздействия факторов внешней среды на логистику помогает лучше понять ее место на предприятии. В управлении организация (предприятие) рассматривалась как открытая система, тесно связанная с внешней средой. С конца 1950-х гг. именно такое представление о значениивнешнего окружения, роли внешних факторов утвердилось в управленческой мысли, отражая системный подход. Важная проблема для логистического менеджера — выявление факторов внешней среды, влияющих на его предприятие, и определение возможных способов, методов и инструментов реагирования на бездействующие внешние факторы.
Зарубежные авторы считают, что внешняя среда включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов. Выделяются понятия среды прямого и косвенного воздействия, а также основные характеристики внешней среды — взаимосвязанность факторов, сложность внешней среды, ее подвижность и неопределенность. В отечественной литературе внешняя среда трактуется как наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование предприятия и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение либо на приспособление к ним. Факторы внешней среды укрупненно разделяют на политические, экономические, правовые, технические и технологические, социальные и экологические. Политические факторы определяют стратегическое и логистическое поведение предприятия. В соответствии с ними принимаются решения по развитию бизнеса, инвестиционной, финансовой политике, дистрибьюции и т. д. Правовые факторы вносят законодательные ограничения в деятельность фирмы. Гражданский кодекс РФ, налоговое, таможенное законодательство и другие нормативные акты являются правовой основой логистики в нашей стране. Экономические факторы определяют курс валюты, уровень инфляции, изменение валового национального продукта, темпы развития отраслей, рынков труда, капитала, спроса и предложения и т. д. Технические и технологические факторы влияют на уровень развития транспортных, информационно-компьютерных систем, гибких автоматизированных производств, что очень важно для логистики. Социальные и экологические факторы логистической среды характеризуют влияние демографической ситуации, социальных потребностей людей, миграции населения, культурных запросов, а также экологическое влияние технологий и транспорта на окружающую среду и экологических катастроф на условия воспроизводства. Программы защиты окружающей среды непосредственно влияют на принятие логистических решений. Под внутренней средой понимается хозяйственный организмпредприятия,который включает управленческий механизм, направленный на оптимизацию деятельности фирмы. Согласно одному из подходов зарубежных специалистов к трактовке понятия «внутренняя среда», для ее характеристики используется понятие «внутренние переменные» как ситуационные факторы внутри организации. К основным внутренним переменным относятся цели, структура организации, задачи (рабочие функции), технологии и люди. При построении микрологистических систем большое значение имеет определение места логистики и логистического менеджмента в общей структуре управления предприятием и взаимодействие с другими сферами менеджмента. С учетом роли этих факторов для организации среди факторов внутренней микрологистической среды укрупненно можно выделить функциональные сферы производства, маркетинга, финансов, используемых трудовых ресурсов. В управлении термин «функциональные области» (сферы) означает области деятельности, в которых функционируют подразделения в интересах предприятия в целом.
Организация процессов управления характеризуется определеннойпоследовательностью управляющего воздействия; целеполаганием, прогнозированием, планированием, оперативным управлением, распорядительством, координацией, стимулированием, учетом и контролем. Эти различные управленческие функции объединяются в целенаправленный процесс. Основными функциями управления являются следующие: маркетинг; планирование; организация; мотивация; контроль. Управление рассматривается в единстве трех аспектов: 1) процесс взаимосвязанных функций; 2) совокупность средств управления производством и сбытом для достижения целей фирмы; 3) инструмент управления взаимоотношениями персонала фирмы с внешними партнерами по бизнесу, с потребителями продукции (услуг). С этих позиций определим взаимосвязь логистики с основными функциями управления предприятием. Особенностью логистического менеджмента является то, что он по целям и задачам связан с инвестиционным, инновационным, производственным, финансовым, информационным менеджментом в процессах управления закупками материальных ресурсов, производством и сбытом готовой продукции. Маркетинг и логистика взаимодействуют в основном в системе сбыта. Взаимосвязи настолько сильны, что иногда бывает трудно разделить сферы их действия, и логистику часто воспринимают как другую половину маркетинга. Прямая взаимосвязь существует по таким составляющим маркетингового комплекса, как продукт, место и цена (затраты). Маркетинг определяет стратегические цели, а логистика по фактору «цена» оказывает прямое влияние на их достижение. Логистические операции по рациональному выбору вида транспорта, перевозчика, оптимальной маршрутизации могут значительно сократить издержки в системе дистрибьюции и расширить возможности маркетинговой ценовой политики. Затраты в дистрибьюции на складирование, грузопереработку и, особенно, транспортные расходы по размерам сопоставимы с себестоимостью производства и влияют на цены товаров. Логистика помогает реализовать маркетинговые схемы ценообразования. Интересы маркетинга и логистики пересекаются по продуктовым характеристикам, прежде всего, в отношении ассортимента продукции. Определяемый маркетинговой стратегией ассортимент может изменить структуру логистических цепей, виды транспортных средств и способ транспортировки. Это может привести к повышению логистических издержек, цены товара и, в конечном счете, снизить ожидаемую маркетингом прибыль от изменения ассортимента. Логистические и маркетинговые планы пересекаются и в вопросах упаковки продукта. Маркетинг диктует требования оригинальной конечной упаковки, которая в розничной торговле может быть решающим фактором объема продаж. С позиции логистики важны габаритные размеры упаковки, ее защитные свойства ипригодность торговой упаковки для помещения ее в транспортное средство с полным использованием объема, например, контейнера. Взаимосвязь логистики и маркетинга по фактору «место» проявляется в проблеме выбора точек сбыта основного объема готовой продукции. Маркетологи принимают решения о продаже продукции оптовикам или розничным торговцам, а после этого логистики выбирают структуру каналов дистрибьюции. Решения о вместе» существенно влияют на эффективность логистической системы. Например, уровень затрат производителя на транспортировку продукции ниже, а логистических проблем меньше в случае сбыта только оптовикам. Взаимодействие производства и логистики и производственного менеджмента с позиций внутрипроизводственной логистики проявляется в управлении запасами в технологическом процессе производства, организации процедур заказов материальных ресурсов в подразделениях предприятия, управлении технологическим транспортом, складским хозяйством. Продолжительность производственного цикла является важнейшей проблемой пересечения интересов логистикии операционного (производственного) менеджмента. Для сокращения продолжительности производственного периода используются современные логистические концепции и модификации микрологистических систем МРП, «Канбан» и т. п. Логистический и операционный менеджмент совместно решают проблему учета сезонного спроса при производстве продукции. Для страхования риска потери продаж при изменении сезонного спроса производственники стремятся максимизировать объем выпуска продукции и запасы. Логистики оптимизируют общие затраты в производстве и сбыте для создания сезонных запасов готовой продукции. Управление закупками материальных ресурсов и сбыт готовой продукции как логистические операции внешних логистических систем имеют определяющее значение для производства. Дефицит сырья, материалов и полуфабрикатов или отсутствие их гарантийного запаса могут прервать производственный цикл, вызвать недогрузку производственных мощностей. В большинстве западных фирм для управления закупками используются логистические концепции поставки «точно в срок» и минимизации уровней материальных запасов в производстве, а логистики отвечают за поддержание необходимых уровней их запасов. Логистика и производственный менеджмент взаимодействуют по вопросу упаковки. Логистический подход к производству акцентирует внимание в применении упаковки на ее защитных от повреждений свойствах. Логистика влияет на производство решениями задач размещения сборочных подразделений предприятия, складов готовой продукции, выбора способов транспортировки, процедур хранения и управления запасами готовой продукции. Логистика играет одну из главных ролей в обеспечении эффективной системы сервиса доставки, предпродажного и послепродажного обслуживания покупателей, получив даже название «логистический сервис». Проведение логистических операций в определенной мере связано с расстановкой, обучением и стимулированием персонала в звеньях логистической системы, включая персонал высшего логистического менеджмента, например начальника отдела логистики, интегрального логистического менеджера. Техническая и технологическая политика предприятия увязывает интересы инвестиционного, инновационного менеджмента и логистики, поскольку, во-первых, инвестиции в производственные технологии сокращают продолжительность производственного цикла и обусловливают вариации внутрипроизводственных логистических операций; во-вторых, инвестиции в складское оборудование, транспортные средства, вычислительную технику повышают возможности принятия эффективных логистических решений. Разработка логистической стратегии и логистическое планирование занимают центральное место на предприятии наряду с корпоративной, маркетинговой и производственной стратегиями и внутрифирменным планированием. Взаимоотношения между логистикой и финансовым менеджментом проявляются: 1) в объеме и оборачиваемости оборотного капитала предприятия, например, вложенного в запасы материальных ресурсов и готовой продукции; 2) в совместном поиске путей снижения затрат, связанных с закупками и сбытом, в том числе путем оптимизации транспортировки, грузопереработки и т. п. Актуальна проблема и взаимосвязи логистики с системой бухгалтерского учета и отчетности, которая должна быть приспособлена к выделению составляющих полных логистических издержек. Таким образом, логистика способствует системной устойчивости предприятия, обеспечивает эффективную координацию маркетинга, производства, финансов и оптимизацию основных управленческих решений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|