Программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании типовой учебной программы курса «Менеджмент», для высших учебных заведений для экономических специальностей, утвержденной в 2006году учебно-методическим объединением по экономическим специальностям вузов Республики Казахстан, индекс УМО – 14, и в соответствии с рабочим учебным планом специальности, утвержденным
«25» августа 2006г.
Рассмотрена на заседании кафедры «Менеджмент»
«28» август 2012 г., протокол № 1
Зав. кафедрой ____________ Нукешева А.Ж.
Рекомендована методической комиссией экономического факультета «___» ____________ 2012 г., протокол № ___
Председатель МК _____________ ________________
(ФИО)
1. Данные о преподавателе
Лектор: Нукешева Анар Жаскайратовна, доцент, к.э.н.
Казкенова Айгуль Сериковна, магистр, ст. преподаватель КазАТУ им. С. Сейфуллина, кафедры менеджмента
Дни консультаций: по расписанию консультаций на кафедре
15 практических занятий, 1 семестр, КазАТУ им. С. Сейфуллина
Распределение учебного времени
Недели
Всего
Лекции
Практ
СРСП
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
22,5
СРС
4,5
4,5
4,5
4,5
4,5
4,5
4,5
4,5
4,5
4,5
4,5
4,5
4,5
4,5
4,5
67,5
Итого
Примечание: СРС – самостоятельная работа студента, СРСП – самостоятельная работа студента с преподавателем в аудитории
3. Пререквизиты курса
Данная дисциплина базируется на знаниях, полученными студентами при изучении курсов: «Экономическая теория», «История экономических учений», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Основы психологии».
4. Постреквизиты
Изучаемая дисциплина является базой для следующих дисциплин: «Управление предприятием», «Управление персоналом», «Производственный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент».
5. Краткое описание курса
Целью курса «Менеджмент» является ознакомление студентов с содержанием управления, формирование комплекса знаний об управлении, выработка конкретных навыков осуществления различных видов управленческой деятельности
Задачи изучения дисциплины:
· изучить теоретические и методологические основы управления;
· освоить основные принципы и методы управления, роль и задачи управления;
· научить студентов самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику управленческой деятельности предприятия.
Студент должен знать и уметь:
· сущность и содержание управления производством и организацию процесса управления;
· основные подходы и направления управленческого воздействия на работников коллектива;
· направления мотиваций трудовой активности и пути активизации человеческого фактора;
· природу возникновения конфликтов и пути их разрешения;
· основные приемы, методы рациональной организации управленческого труда и принятия управленческих решений;
· практически применять современные методы управления и основные принципы формирования трудовых коллективов;
· целенаправленно мотивировать трудовую деятельность и разрешать конфликтные ситуации;
· овладеть и практически применять в своей деятельности приемы, способы, методы техники самоменеджмента;
· разрабатывать стратегию и тактику управленческой деятельности предприятия
6. Содержание курса
6.1 Перечень лекционных занятий
Наименование темы
Объем, час
Литература
Текущий контроль,
Тема 1 Сущность и содержание управления. Предмет, задачи науки
Понятие и предмет науки управления.
Субъект и объект управления
Цель и задача управления.
Законы, закономерности и принципы управления.
11,12,13,14,16,17,
20,21
0,5 – 1б.
Тема 2 Эволюция менеджмента
История управленческой мысли
Школа научного управления
Классическая или административная школа
Школа человеческих отношений
Школа науки о поведении
Школа науки управления и количественных методов
Вклад различных направлений
Процессный подход
Системный подход
Ситуационный подход
13,14,16,17,22,24,
26,27
0,5 – 1б.
Тема 3 Содержание и классификация методов управления.
Сущность и классификация методов управления
Организационно-административные методы управления
Экономические методы управления
Социально-психологические методы
16,17,22,24,26,27,
37,45
0,5 – 1б.
Тема 4 Организация, менеджеры и процесс управления
Организация и требования, предъявляемые к ней.
Общие характеристики организации
Уровни управления
Менеджеры и их функции
«Этика поведения» менеджеров
Предприниматель и менеджер
Управление, направленное на успех
16,17,22,24,26,27,
37,45
0,5 – 1б.
Тема 5 Внутренняя и внешняя среда организации
Понятие внутренней среды. Внутренние переменные
Взаимосвязанность внутренних факторов
Значение внешней среды
Характеристика внешней среды
Среда прямого и косвенного воздействия
11,12,13,14,16,17,
20,21
0,5 – 1б.
Тема 6 Коммуникации в менеджменте. Информационное обеспечение менеджмента.
Понятие и виды коммуникаций
Коммуникационный процесс
Межличностные связи и преграды
Организационные коммуникации
13,14,16,17,22,24,
26,27
0,5 – 1б.
Тема 7 Принятие и реализация управленческих решений.
Значение решение и их виды.
Подходы к принятию решений.
Этапы принятия управленческих решений.
Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
11,12,13,14,16,17,
20,21
0,5 – 1б.
Тема 8 Планирование в менеджменте
Функции процесса управления
Понятие и значение планирования
Виды планирования
Основополагающие принципы планирования
Функциональные критерии планирования.
Этапы планирования
Составляющие планов
Система планирования
13,14,16,17,22,24,
26,27
0,5 – 1б.
Тема 9 Организация как функция менеджмента
Основные понятия
Механистический тип организации
Органический тип организации
Департаментизация
Соотношение централизации и децентрализации в структуре органов управления фирмой
16,17,22,24,26,27,
37,45
0,5 – 1б.
Тема 10 Мотивация в менеджменте
Понятие мотивации, ее значение и эволюция.
Потребность и вознаграждение
Содержательныетеории мотивации
Процессуальные теории мотивации
13,14,16,17,22,24,
26,27
0,5 – 1б.
Тема 11 Контроль, как функция управления
Сущность и необходимость контроля.
Основные виды контроля
Процесс контроля.
Характеристики эффективного контроля
16,17,22,24,26,27,
37,45
0,5 – 1б.
Тема 12 Управление деятельностью человека и управление группой.
Формальные и неформальные группы.
Процесс развития неформальной организации
Основные характеристики неформальных организаций
Хоторнский эксперимент
11,12,13,14,16,17,
20,21
0,5 – 1б.
Тема 13 Руководство: власть, влияние и партнерство.
Руководство: власть и влияние.
Делегирование, ответственность и полномочия
Эффективна организация распределения полномочий
13,14,16,17,22,24,
26,27
0,5 – 1б.
Тема 14 Управление конфликтами, стрессами и изменениями
Сущность конфликта
Причины и последствия конфликта
Способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе
Управление организационными изменениями
Стресс и борьба с ним.
16,17,22,24,26,27,
37,45
0,5 – 1б.
Тема 15 Лидерство: стиль руководства и имидж менеджера.
Обзор теории лидерства.
Поведенческий подход.
Ситуационные подходы к эффективному лидерству
11,12,13,14,16,17,
20,21
0,5 – 1б.
6.2 Перечень лекционно-практических занятий
Наименование темы
Объем, час
Литература
Текущий контроль,
Тема 1 Сущность и содержание управления. Предмет, задачи науки
Задачи и место науки управления в системе современных знаний в целом.
Виды управления
Экономическая, информационная, системно-целевая и психологическая сущность управления.
Конкретная ситуация «Введение в курс «Менеджмент»
11,12,13,14,16,17,
20,21
0,5 – 1б.
Тема 2 Эволюция менеджмента
Исторические предпосылки менеджмента
Подход с позиции выделения различных школ в управлении.
Особенности развития управления в различных странах мира.
Развитие менеджмента в Казахстане и странах СНГ.
Ситуационный подход, системный подход, процессный подход и их представители.
Практикующее упражнение: Управление деловой организацией
13,14,16,17,22,24,
26,27
0,5 – 1б.
Тема 3 Содержание и классификация методов управления.
Особенности применения экономических методов на разных уровнях управления.
Место и роль социально-психологического воздействия в управлении.
Повышение роли социальных факторов в управлении социально- экономическим развитием.
Сущность административно - распорядительных методов и их характеристика.
Деловая игра «Психология управления»
Практикующее упражнение: Планирование карьеры
16,17,22,24,26,27,
37,45
0,5 – 1б.
Тема 4 Организация, менеджеры и процесс управления
Специфика труда менеджеров
Требования к компетенции менеджеров
Черты менеджера
Конкретная ситуация: Различные подходы к менеджменту
16,17,22,24,26,27,
37,45
0,5 – 1б.
Тема 5 Внутренняя и внешняя среда организации
Цель и задачи: соединение, сочетание, эффективность.
Структура организации
Понятие технологии. Классификация технологии.
Характеристики внешней среды: взаимосвязанность факторов, сложность среды, подвижность среды, неопределенность среды.
Деловая игра «Цели и стратегии фирмы»
11,12,13,14,16,17,
20,21
0,5 – 1б.
Тема 6 Коммуникации в менеджменте. Информационное обеспечение менеджмента.
Понятие и виды информации
Информационное обеспечение менеджмента
Обратная связь и направление потоков информации
Пути преодоления коммуникационных барьеров
Невербальная коммуникация
Культура речи менеджера
Деловая игра «Коммуникации в менеджменте»
Практикующее упражнение: Оценка «снизу вверх»
13,14,16,17,22,24,
26,27
0,5 – 1б.
Тема 7 Принятие и реализация управленческих решений.
Решения типичные для функций управления
Виды и способы принятия решений
Управленческие решения в разрешении проблем различной степени сложности.
Тест, Деловая игра «Управленческие решения»
Практикующее упражнение: Принятие решения
11,12,13,14,16,17,
20,21
0,5 – 1б.
Тема 8 Планирование в менеджменте
Способы планирования
Техника планирования
Стратегическое планирование
Тактическое и оперативное планирование
Проблемы планирования
Конкретная ситуация «Стратегическое управление»
13,14,16,17,22,24,
26,27
0,5 – 1б.
Тема 9 Организация как функция менеджмента
Преимущества и недостатки различных видов организационных структур
Основные принципы организации.
Конкретная ситуация «Проектирование организации»
Практикующее упражнение: Факторы проектирования организации
Практикующее упражнение: Проектирование работы
16,17,22,24,26,27,
37,45
0,5 – 1б.
Тема 10 Мотивация в менеджменте
Мотивация и компенсация
Мотивационный процесс
Содержательные теории мотивации, их достоинства и недостатки
Сопоставление теорий Маслоу, Мак-Клелланда и Герцберга.
Конкретная ситуация «Мотивация деятельности»
Практикующее упражнение: основы мотивации
13,14,16,17,22,24,
26,27
0,5 – 1б.
Тема 11 Контроль, как функция управления
Аспекты рассмотрения контроля
Рекомендации науки о поведении по проведению эффективного контроля
Деловая игра «Контроллинг в менеджменте»
16,17,22,24,26,27,
37,45
0,5 – 1б.
Тема 12 Управление деятельностью человека и управление группой.
Факторы, определяющие возможность стать лидером неформальной организации
Факторы, влияющие на эффективность работы группы.
Конкретная ситуация «Групповая динамика»
Практикующее упражнение: роли в малой учебной группе
Деловая игра: Организационная культура предприятий
11,12,13,14,16,17,
20,21
0,5 – 1б.
Тема 13 Руководство: власть, влияние и партнерство.
Формы власти
Убеждение и участие
Типы административного аппарата
Разновидности аппаратных (штабных) полномочий
Деловая игра: «Кадры управления»
Практикующее упражнение: Различия должностной власти
13,14,16,17,22,24,
26,27
0,5 – 1б.
Тема 14 Управление конфликтами, стрессами и изменениями
Последствия конфликта
Этапы управления организационными изменениями
Преодоление сопротивления персонала изменениям
16,17,22,24,26,27,
37,45
0,5 – 1б.
Тема 15 Лидерство: стиль руководства и имидж менеджера.
Подход с позиции выделения личных качеств руководителя.
Двумерная трактовка стилей руководства
Имидж менеджера в условиях рыночных отношений
Конкретные ситуации «Стиль управления»
Практикующее упражнение: Положение на заводе
11,12,13,14,16,17,
20,21
0,5 – 1б.
7. График выполнения и сдачи (СРС) по дисциплине
№
Тема занятия
Задания СРС
Цель и содержание задания
Рекомендуемая литература
Форма контроля
Срок сдачи
Оц. баллы
Сущность и содержание управления. Предмет, задачи науки
1.Эссе: - Мой лучший менеджер
1.Указать и расшифровать качества менеджера, которые сформулировали у студента данное представление о менеджере
1.Ответить на вопросы КС
2. Заполнить предложенную форму «Планирование карьеры»
12 - С. 214 - 231
17 – С. 289 – 308, 486 - 495
45 С. 93 - 113
1.Конспект лекций
2.Участие в деловой игре на практических занятиях
3. Устные ответы на вопросы КС
4. Заполнение формы «Планирование карьеры»
неделя
1 б
1 б
1 б
Организация, менеджеры и процесс управления
1.Эссе: - Моя лучшая организация
2. Развитие предпринимательства в РК
1.Проанализировать факты и события организационной жизни, сформировавшие у студента данное мнение
2. Изучить позитивные и негативные результаты приватизации в РК.
3. Изучить эволюцию развития предпринимательства; преимущества и недостатки малого и среднего бизнеса
11 – С.31 – 36, 68 - 71
12 - С.152 – 158. 206 - 214
13 – С.204 - 215
16 – С. 3 - 9
17 – С. 36 – 62, 106 - 122
20 – С. 88 - 140
22 – С. 22 - 31
24 – С. 15 - 25
26 – С. 5 - 86
28 – С. 6 - 42
1.Конспект лекций
2.Участие в деловой игре на практических занятиях
3.Конспект эссе, вопросов СРС
неделя
1 б
1 б
1 б
Внутренняя и внешняя среда организации
Построение «дерева целей» для достижения личной цели
Схематично изобразить комплекс подцелей, задач для выполнения глобальной цели, используя методический прием - построение «дерева целей»
11 – С.167 - 181
12 - С. 238 - 240
20 – С. 433 - 462
45 С. 113 - 192
1.Конспект лекций
2.Участие в деловой игре на практических занятиях
3. Устные ответы на вопросы КС
неделя
1 б
1 б
1 б
Руководство: власть, влияние и партнерство.
1.Разбор КС «Центр власти в «Автострахе»»
2. Практикующее упражнение «Различия должностной власти»
3. Анализ КС «Власть в классе»
1.Ответить на вопросы КС
2.Выполнить практикующее упражнение «Различия должностной власти»
3. Заполнить предложенную форму «Власть в классе»
11 – С.182 - 201
12 - С. 241 - 244
13 – С. 402 - 408
20 – С. 462 - 488
21 – С. 81 - 100
45 С. 215 - 240
1.Конспект лекций
2.Участие в деловой игре на практических занятиях
3. Устные ответы на вопросы КС
4.Выполнение практикующего упражнения
5.Заполнение формы «Власть в классе»
неделя
1 б
1 б
1 б
Управление конфликтами, стрессами и изменениями.
1.Разбор КС «Дилемма для Ирины»
2. Разбор КС «Конфликт с преподавателем»
1.Ответить на вопросы КС
2. Описать конфликт с преподавателем и заполнить предложенную форму
11 – С.202-213
13 – С.409 - 416
20 – С. 516 - 563
21 – С. 101 - 108
25– С. 358 - 388
45 С. 275 - 295
1.Конспект лекций
2.Участие в деловой игре на практических занятиях
3. Устные ответы на вопросы КС
4. Заполнение формы «Конфликт с преподавателем»
неделя
1 б
1 б
1 б
Лидерство: стиль руководства и имидж менеджера.
1.Разбор КС «Тымковская игрушка»
2.Эссе: Лидер, которого я знаю
1.Ответить на вопросы КС
2. Описать поведение человека, проявившего лидерские качества, сделать вывод
11 – С.182 – 201
12 - С. 244 – 247
13 – С. 469 - 527
20 – С. 488 - 516
21 – С. 112 - 137
45 С. 241 - 275
1.Конспект лекций
2.Участие в деловой игре на практических занятиях
3. Устные ответы на вопросы КС
4. Конспект эссе
неделя
1 б
1 б
1 б
Список рекомендуемой литературы
1. Закон РК «Об индивидуальном предпринимательстве» от 19 июня 1997г. Казахстанская правда правда, 8 июля 1997г.
2. Указ президента РК «О приоритетах и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в РК» от 7 июля 1997г. Каз. правда, 8 июля 1997г.
3. Назарбаев Н.А. Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда, 11 октября 1997г.
4. Гражданский кодекс РК // Алматы, ĸóið, 1995.
5. Закон РК «О защите и поддержке частного предпринимательства» № 154 З-ХП от 4 июля 19992 г. С.1-2
6. Закон РК «О собственности» (с учетом изменений и дополнений, внесенных на X сессии Верховного Совета РК) // Приватизация: национальная программа и законодательные документы. Том 1. – Алматы: АО Караван, 1993. С.24-35.
7. Положение МЮ РК «О порядке регистрации юридических лиц органами Министерства юстиции РК» от 27 ноября 1996г.
8. Положение «О порядке уплаты сбора за государственную регистрацию юридических лиц», утв. Постановлением КМ РК 19 ноября 1996г.
9. Программа государственной поддержки и развития предпринимательства в РК на 1994-1996 годы – Утверждена постановлением Президента РК от 10 июня 1994 г. №1727
10. Указ Президента РК «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого» от 6 марта 1997. – «Казахстанская правда» от 13 марта 1997 г.
11. Ахметов К.Г. Основы менеджмента. - Алматы: Республиканское издание академического образования. 1999. – 256 с.
45. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – М: Минск. 1999. – 336 с.
9. Политика курса
Политика курса
¨ Не опаздывать на занятия.
¨ Не разговаривать и не отвлекаться во время лекционных занятий.
¨ Не читать газеты, отключить сотовый телефон, не жевать резинку.
¨ Не пропускать занятия, в случае отсутствия по болезни предоставить справку; пропущенные занятия по уважительной причине отрабатывать в определенное преподавателем временем.
¨ В случае не выполнения заданий в установленные сроки итоговая оценка снижается
¨ Активно участвовать в учебном процессе.
¨ Быть терпимым, открытым, откровенным и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям.
10. Информация по оценке знаний
Требования курса. Все учебное время поделено на лекционные, практические занятия, СРСП и СРС. Подготовка к каждому занятию обязательна, также как и прочтение всего заданного материала. Такая подготовка будет регулярно проверяться устными и письменными экспресс - опросами, тестами, разбором конкретных ситуаций и др. методами и оцениваться соответствующими баллами системы рейтингового контроля.
Формы контроля. Текущий контроль: обязательное посещение лекционных занятий, посещение практических занятий и активное участие в обсуждении вопросов темы, выполнение заданий СРС. Промежуточный контроль: Два промежуточных контроля в виде теста.
Текущий контроль
Промежуточный
контроль
Экза-мен
Всего
Лекции
Практические
СРС
Контроль 1
Контроль 2
4 / 10
8 / 15
8 / 15
5 / 10
5 / 10
20 / 40
50 / 100
20 / 40
10 / 20
11. Политика выставления оценок.
Итоговый контроль: В конце семестра студентами сдается экзамен в виде автоматизированных тестов на ПК в установленное время. Пересдача экзамене на более высокую оценку не разрешается.
Примечание: В случае получения неудовлетворительной оценки студент пересдает экзамен только два раза: на ликвидационной неделе после окончания сессии и последний раз разрешается пересдача экзамена в присутствии комиссии.
Итоговая оценка определяется по многобалльной буквенной системе: