Представители каждой группы отчитываются об итогах проделанной работы.
Приложение 1 Интернет-конференция
Автор разработки: Шарахова Е.Н., учитель истории и обществознания МКОУ Спасская СОШ.
Цели мероприятия: 1. Познакомить учащихся с трагическими событиями лета 1942 года, героическими событиями зимы-лета 1943 года, изучение Сталинградской и Курской битв. 2. Развивать умения учащихся заниматься поисковой деятельностью, использовать дополнительный краеведческий материал, работать с документами, умение обобщать и систематизировать знания, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. 3. Воспитывать чувство патриотизма; показать на конкретных примерах мужество и стойкость советских солдат, тружеников тыла. 4. Осуществить интегрированную связь информатики и истории. Оборудование: · Персональные компьютеры, · мультимедийный проектор, · презентации, · тестовое задание, · исторические документы, архивные материалы, воспоминания, · сообщение «Соколов А.А. – участник Сталинградской битвы». Ход мероприятия Эпиграф: «Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия». У.Черчилль, премьер-министр Англии Ведущий: Великая Отечественная война… Четыре далеких года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского Союза.
Включаю запись речи А.Гитлера, на ее фоне читаю слова: "Россия должна быть ликвидирована", - объявил Гитлер на совещании в своей ставке 1 августа 1940 года. Подробнее цели были сформулированы в "генеральном плане Ост": "Уцелевших от уничтожения русских расселить в Южной Америке и Африке, 65% украинцев выслать в Сибирь, 75% белорусов выселить с занимаемых ими территорий, оставшиеся 25% белорусов подлежат онемечиванию".
В приказе Гитлера предписывалось: при отходе немецких войск, в частности, с территории Белоруссии и Украины, "там не должно оставаться ни одного человека, ни одной головы скота, ни одного центнера зерна, ни одного рельса, чтобы не остались в сохранности ни один дом, ни одна шахта, которая не была бы выведена на долгие годы из строя, чтобы не осталось ни одного колодца, который не был бы отравлен. Противник должен найти сожженную и разрушенную страну".
На фоне слайдов с фотографиями немецких солдат, эпизодами боев: Ведущий: У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая "12 заповедей обращения с русскими", в которой, в частности, говорилось: "Вы должны сознавать, что являетесь представителем Великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жесткие и самые безжалостные меры. Убивать всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка". …А сегодня некоторые западные историки и военачальники (Фуллер, Брайсент) заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии стали холод, грязь, снег, неубранные поля кукурузы и подсолнечника. Можем ли мы с этим согласиться? (Предполагаемые ответы учащихся – «Да» и «Нет») Ведущий: Даже у нас различные мнения. Поэтому нам необходимо определить тему нашего сегодняшнего разговора. Что вы предлагаете обсудить? (Варианты ответов: значимость победы, причины победы ) Ведущий: Мы сегодня должны будем найти причины победы в главных сражениях Великой Отечественной войны, показать значимость Сталинградской и Курской битв, вспомнить наших земляков, участвующих в сражениях. Помогать мне будет группа экспертов. Вот вам экспертный лист. Ваша задача – внимательно слушать и объективно оценивать участие школьников в обсуждении.
Основная проблема, которую нам предстоит решить на мероприятии: "Почему немцы проиграли, а советский народ выиграл эту войну?" Ведущий: Начнем работу с проверки вашей готовности к работе с помощью электронного тестового задания.
(Приложение 1: файл Тест по истории) (Ключ к тесту: 1-1, 2-1, 3-3, 4-2, 5-1, 6-2, 7-2, 8-3, 9-4, 10-3) Участники выполняют тест по истории Великой Отечественной войны, состоящий из 10 вопросов и предложенный в компьютерном варианте. Отвечают на вопросы теста в течение 8 минут. Результаты обрабатываются и оцениваются автоматически. Ведущий: При изучении Великой Отечественной войны мы особое внимание уделяем битвам, ставшим основными, переломными в ходе войны. Во время подготовки мероприятия группа ребят составила презентации, посвященные главным битвам Великой Отечественной войны - Курской и Сталинградской. Первая группа представляет презентацию на тему “Сталинградская битва”. (Приложение 2: презентация Сталинградская битва) Ведущий: Вторая творческая группа представляет презентацию на тему “Курская битва”. (Приложение 3: презентация Курская битва) Группа экспертов: Ребята успешно справились с заданием. Они проиллюстрировали основные моменты каждой битвы, которые приблизили советский народ к Победе.
Ведущий: Самым ярким доказательством значимости и масштабности сражений могут быть документы. Я предлагаю вам для анализа следующие документы: 1 группа: высказывания историков Англии и США о событиях Второй мировой войны, фрагмент передачи радио Берлина от 15 сентября 1942 года. 2 группа: статистические данные о потерях воюющих сторон при сражениях у о.Мидуэй, Эль-Аламейне, в Тунисе, под Сталинградом. 3 группа: таблицы, характеризующие состав сил на советско-германском фронте в период контрнаступления под Сталинградом и в период сражений англо-американских войск под Эль-Аламейном и на Сицилии. (Приложение 4: архивные материалы) Идет работа с документами Ответы учащихся. От каждой группы выступают по одному школьнику: 1 группа: предлагаемые источники позволяют сделать вывод, что западные историки приравнивают значимость Сталинградской битвы к действиям союзников в северной Африке и Италии, хотя фашистская пропаганда еще до краха гитлеровцев на Волге заявляет о значимости Сталинграда для хода войны в целом.
2 группа: статистические данные о потерях воюющих сторон в Северной Африке и на Тихом океане не идут ни в какое сравнение с потерями в битве на Волге. Это говорит о большой кровопролитности, о жестоких боях, об огромном напряжении битвы под Сталинградом. 3 группа: анализ таблицы, рассказывающей о соотношении сил, позволяет сказать, что со стороны советской армии и фашистского блока было задействовано личного состава, боевой техники в несколько раз больше, чем в сражениях под Эль-Аламейном и на Сицилии. Ведущий: Сделайте выводы по анализу документов. (Сталинградская битва по масштабам, по задействованному количеству войск, кровопролитности превосходила по таким же параметрам сражения союзников с гитлеровцами) Ведущий: Каковы причины победы советских войск в этих великих битвах? Я предлагаю найти ответ в сети Интернет на сайтах: (каждая группа получает определенный сайт) http://wwii-soldat.narod.ru/OPER/ARTICLES/018-stalingrad.htm http://stalin-battle.narod.ru/Page1.htm http://www.otvoyna.ru/kursk.htm http://wwii-soldat.narod.ru/OPER/ARTICLES/021-kursk.htm http://moikompas.ru/compas/kyrskayadyga http://www.rian.ru/spravka/20080705/113170115.html http://revolution.allbest.ru/history/00013116_0.html http://www.otvoyna.ru/nachalo.htm
· В качестве аргумента участники используют военное мастерство, талант советских военачальников, разработанные ими операции («Уран», «Кольцо»), тактические и стратегические новшества (используются сюжеты из фильма «Великая война. Курская дуга», «Великая Победа. Сталинград»). · В качестве важнейшей причины участники выделяют работу жителей города в помощь армии (рабочее ополчение, деятельность заводов, госпиталей, городского комитета обороны). · Доказывают, что одной из важнейших причин победы Красной Армии является героизм, стойкость, самоотверженность советских солдат. Ведущий: Давайте обратимся к памяткам советского и немецкого солдата (раздаю памятки):
Ведущий: Каждый советский воин, прочитав памятку немецкого солдата, обретал новые силы, чтобы уничтожать врага, гнать его с родной земли. Советские люди сражались за самое святое – за Родину. Ведущий: Наши земляки также приняли участие в великих битвах. Сейчас нам предстоит исследовать проблему: "Вклад в победу над фашизмом жителей нашего края". Участники делятся на 2 группы. Каждая группа получает задание: 1 группа – найти в сети Интернет информацию о героях-костромичах в годы великих сражений войны; информация на сайтах:
http://manturovo.sitecity.ru/ltext_2004123821.phtml?p_ident=ltext_2004123821.p_3004184753 http://manturovo.sitecity.ru/ltext_2004123821.phtml?p_ident=ltext_2004123821.p_2004123858http://manturovo.sitecity.ru/ltext_2004123821.phtml?p_ident=ltext_2004123821.p_2004124435 http://manturovo.sitecity.ru/ltext_2004123821.phtml?p_ident=ltext_2004123821.p_2004154801 http://manturovo.sitecity.ru/ltext_2004123821.phtml?p_ident=ltext_2004123821.p_0811225337
2 группа – найти в сети Интернет информацию о судьбе мантуровцев, участвующих в Сталинградской и Курской битвах. Сайт Мантуровского краеведческого музея http://www.museum.ru/M584 На выполнение задания дается 10 минут. Представители каждой группы отчитываются об итогах проделанной работы. Ведущий: Наши односельчане – Соколов Анатолий Александрович и Воронцов Алексей Георгиевич были участниками боев в Сталинграде и на Курской дуге. Ребята подготовили сообщение о Соколове А.А. Ведущий: Алексей Георгиевич Воронцов сегодня у нас в гостях. Алексей Георгиевич, вам слово.
Ведущий: Я предлагаю вернуться к заявлению западных историков, что победа советского народа была случайностью. Согласны вы с их мнением? Участники выражают свои мнения Эксперты делают вывод: Причины поражения фашистских войск под Сталинградом и Курском, приводимые западными историками и гитлеровскими военачальниками, являются необоснованными. Главная их цель – принизить значение этих битв, исказить истинные причины победы советского народа. Мы считаем, что основные причины следующие: - военное искусство и талант советских военачальников; - мужество, стойкость, самоотверженность советских солдат и тружеников тыла; - воля к победе, сила духа, сила характера русского человека. Эксперты оценивают деятельность групп.
Ведущий: Что нового вы узнали и чему научились в ходе подготовки и проведения Интернет-конференции. (Узнали много исторических фактов, проанализировали документы, поработали в Интернет) Ведущий: А зачем нам нужны новые сведения? И зачем возвращаться к этому и нам, и историкам?
Участники: Историю нужно изучать, чтобы не повторять ошибки прошлого.
Используемая литература: 1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 20 век. – М.: Дрофа, 1998. 2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. 20 век. Учебник для 9 класса. – М.:, Дрофа, 2009. 3. Интегрированные уроки 11 класс. Аворы-составители Л.Л.Кочергина, Л.А.Тропкина. - Волгоград: Учитель, 2003. 4. История в таблицах и схемах: учебное пособие. Составитель Тимофеев А.С. – С.П.: ООО «Виктория плюс», 2007. 5. Нетрадиционные уроки по истории России 20 века. Составитель Т.А.Корнева. – Волгоград: Учитель, 2002. 6. Левендовский А.А. История России. 20 – начало 21 века. Учебник для 11 класса. – М.:, Просвещение, 2009. 7. Школьная энциклопедия «Русика». История России. 20 век. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. 8. Интернет – ресурсы: http://www.stalingrad.ws/ http://wwii-soldat.narod.ru/OPER/ARTICLES/018-stalingrad.htm http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/89349 http://revolution.allbest.ru/history/00013116_0.html http://www.otvoyna.ru/nachalo.htm
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|