Формулярный (послужной) список как предшественник трудовой книжки
Бескорыстное служение государству - явление редкое, поэтому любой правитель скорее посадит на голодный паек всю страну, чем обделит чиновника или солдата. В Древней Руси весь государственный аппарат состоял лишь из княжеской дружины, собиравшей дань и защищающей мирных жителей против всякого рода половцев и печенегов. Никакая бюрократия не требовалась. Дружины были относительно небольшими, и каждый знал свои права и обязанности. Год от года количество управленцев росло, и возникла необходимость зафиксировать их права и обязанности. Поскольку место в государственной иерархии определялось не столько личными заслугами, сколько знатностью рода, в специальные книги - разрядные - вносили в основном сведения о происхождении, а заодно о перемещениях по службе. В разрядные книги попадали имена лиц, принадлежавших к государственной элите. Вести личные дела на приказных (мелкие чиновников) никому не приходило в голову. Все переменилось после того, как в 1722 году Петр I издал Табель о рангах, регламентирующая порядок прохождения государственной службы. Теперь для своевременного получения чинов, наград и пенсий было необходимо документально подтвердить все этапы прохождения службы. Основным документом, отражающим служебный статус каждого офицера и чиновника, стали формулярные списки (иногда их еще называли послужными списками). Обыкновение выписывать эти документы на каждого госслужащего появилось далеко не сразу. На первых порах формулярные списки заполнялись редко, в основном для представления к награде или же для получения нового чина. Между тем государство хотело превратить формулярные списки в средство контроля за деятельностью всех чиновников страны. В январе 1764 года посетившая Сенат Екатерина II была возмущена тем, что сенаторы не имели никаких сведений о представленных к наградам чиновниках. Результатом высочайшего гнева стал специальный указ "О присылке в Сенат из всех присутственных мест послужных списков чиновников через каждые полгода". Этот указ предписывал регулярно присылать в Сенат сведения обо всех чиновниках, указывая, "кто в каких чинах состоял и добропорядочно ль поступал, также не был ли в каких штрафах". [1] А для того, чтобы местные канцелярии всегда имели бы под рукой информацию о своих служащих, императрица выпустила еще один указ, в котором говорилось о том, что:
1) в Сенате, в Коллегиях и во всех канцеляриях иметь журналы, не только о вступлении или принятии в службу каждого подчиненного с его происхождением, но и присовокуплять еще сюда, с каким кто достоинством и особенными заслугами или же, напротив того, пороком и погрешностью службу свою производил, также и за что, когда и как награжден или наказан был; 2) когда кто из одного места в другое переведен будет, он должен прислан быть в новое свое место с точным уведомлением о бытности и службе его в прежнем месте; 3) когда кому следует дать следующий чин об оных подавать представление в высшие инстанции с присовокуплением таких же аттестатов и с подробным объяснением, кто, где и как службу свою производил и какие кроме своего возраста заслуги имеет. Таким образом, надеется Ее Императорское Величество, что в скором времени как в Сенате, так и во всех других главных местах известны, будут прямые заслуги, достоинство и доброе поведение всех в статской службе обращающихся людей. [1] В столице организовать подобную систему регистрации было несложно, но в провинции дело шло очень медленно. Переписка герольдмейстерской конторы Сената, ведавшей учетом чиновников, и местных канцелярий велась годами, а в итоге часто выяснялось, что на местах никакого учета нет. Но императрица не сдавалась. За время своего царствования Екатерина II подписала более десятка указов, регламентирующих ведение формулярных списков. В итоге к концу ее царствования был в общих чертах сформирован тот вид формулярного списка, который существовал вплоть до большевистской революции.
Государственная служба была занятием привилегированным: высшие и средние слои чиновников принадлежали к дворянству, а мелкие имели (по крайней мере, теоретически) возможность, получив более высокий чин, в конце концов, стать дворянами. Чиновник в Российской империи налогов не платил, и государство не было заинтересовано в том, чтобы на государственную службу поступали представители податных сословий. Поэтому при поступлении на службу сведения о происхождении проверяли придирчиво, а если справок не хватало, то в формулярном списке делали примечание, что часть сведений документально не подтверждена. Несмотря на это, количество чиновников недворянского происхождения постоянно росло. Для того чтобы занять все вакансии, дворян элементарно не хватало. А манифест Екатерины II "О вольности дворянству" сделал государственную службу необязательной для дворян, что также дало разночинцам возможность сделать карьеру чиновника. Государству оставалось лишь наблюдать за тем, как его аппарат становится все менее аристократическим. Стандартный формулярный список, просуществовавший вплоть до 1917 года, состоял из 15 граф. В первую вносились чин, имя, отчество, фамилия, должность, возраст, вероисповедание, и размер зарплаты, во вторую - социальное происхождение. Следующие четыре пункта были посвящены тому, есть ли у чиновника, его родителей или жены недвижимое имущество и каково его происхождение. Затем следовали вопросы о том, где чиновник получил образование, когда и в каком чине начал службу, участвовал ли он в военных действиях и не привлекался ли к судебной ответственности. Специальная графа была посвящена вопросу о том, способен ли чиновник продолжать службу и достоин ли повышения. Сюда же заносились и сведения об отпусках и о том, вовремя ли чиновник из них возвращается. И, наконец, формулярный список подробно фиксировал семейное положение чиновника, включая даты рождения детей, их вероисповедание и место жительства. Такая анкета давала достаточно полную информацию о человеке. Сюда заносились сведения, которые человек едва ли мог пожелать сделать достоянием гласности. Пометки о том, что данному чиновнику запрещено духовной консисторией вступать в брак (так могли наказывать за развод после супружеской измены), нередко тоже вносились в формуляр.
Формуляры чиновников доставлялись в губернское правление, а оттуда отправлялись в Сенат. Современные историки относятся к российской бюрократии с огромной нежностью, поскольку сохранившиеся формулярные списки позволяют без особого труда восстановить биографию любого государственного служащего страны. Строгой фиксации подвергались перемещения по службе не только чиновников, но и военных и отчасти духовенства. Карьерой всех остальных граждан государство мало не интересовалось. Всенародным достоянием трудовые книжки (так после революции стали называть документы, подобные формулярным спискам), сделали лишь большевики. Таким образом, формулярный список явился предшественником трудовой книжки. Государство превратило формулярные списки в средство контроля за деятельностью всех чиновников страны. В столице организовать подобную систему регистрации было несложно, но в провинции дело шло очень медленно. Стандартный формулярный список, просуществовавший вплоть до 1917 года, состоял из 15 граф.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|