Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ текущего состояния системы образования




 

С целью анализа текущего состояния системы образования в области управления качеством было проведено несколько структурированных интервью с управляющими дошкольными и школьными учреждениями г.Н. Новгорода. Вопросы для интервью подобраны на основе принципов модели TQM, интерпретированных для общеобразовательных учреждений (глава 2 данной курсовой работы). Наиболее удобно и наглядно представить результаты интервью в виде таблицы. В таблице 1 представлены принципы модели TQM для дошкольного учреждения (ДОУ).

 

Таблица 1: Принципы TQM для дошкольного учреждения:

   
Ориентация на потребителя. Мониторинг запросов и потребностей потребительских услуг · Для получения услуг потребители должны встать в очередь в ДОУ при администрации района; · Работают по государственным стандартам. · Изучение запросов родителей, возможностей педагогического коллектива работать в инновационном режиме; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса; определение на перспективу вида дошкольного учреждения, долгосрочной стратегической цели его деятельности; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой возрастной группы; выбор и структурирование режима работы детского сада; определение приоритетных направлений и создание условий для их реализации и др.
Ведущая роль руководства и последовательность целей. Организационная культура · Деятельность ДОУ направлена на реализацию основных задач дошкольного образования: на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; оказание помощи семье в воспитании детей и материальной поддержки, гарантированной государством; · Цели воспитательно-образовательной работы формулируются через ее результаты, что соответствует требованиям современных педагогических технологий; · Цели деятельности учреждения считаются личными целями всех участников педагогического процесса, в том числе благодаря стимулирующим факторам; · Контроль приобретает регулятивно–коррекционный характер; · Управление ДОУ строится на основе документов, регламентирующих и регулирующих его деятельность.
Вовлечение сотрудников. · По результатам анкетирования педагогов коллектив ДОУ в целом удовлетворен работой, если не считать низкой заработной платы, материальных вознаграждений. Имеются педагоги не удовлетворенные психологическим климатом в коллективе. · Составляется план-проект, в котором педагогам и родителям предлагается внести свои предложения в план-проект (вижу проблему…, предлагаю решение…, могу решить сам…, могу оказать помощь…). Планирование и организация деятельности снизу позволяют приобщить каждого к общему делу, включить его в образовательный процесс. · Социальная защита педагогов осуществляется администрацией совместно с профсоюзным комитетом ДОУ: по итогам работы выделяются денежные премии, ежемесячно на основании «Положения о доплатах и надбавках» проводятся доплаты и надбавки к заработной плате за добросовестный труд. · Всем персоналом систематически прорабатываются должностные инструкции, инструкции об охране жизни и здоровья, технике безопасности труда, правила пожарной безопасности, внутреннего трудового распорядка, санитарные правила. · Администрация и профсоюзный комитет ДОУ контролируют выполнение персоналом должностных инструкций.
Процессное управление · Самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; · Планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; · Высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса. Обучающая деятельность построена на игровой мотивации. Педагоги стимулируют интерес детей к деятельности, эффективно используя методы и приемы организации, осуществляется личностно – ориентированный подход к каждому ребенку. В группах создаются комфортные условия для детской деятельности: организованы зоны по интересам детей – двигательная, литературная, познавательная, конструктивная, изобразительная и т.д. · Комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса.
Постоянное совершенствование и инновации. Квалификация. · Имеются технические средства обучения, в каждой группе - магнитофон для слушания музыки, детских сказок, песен. Обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с Госстандартами (основных и дополнительных образовательных услуг); обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой. · Внедрение инновационных программ в ДОУ может занять от 2 до 4 лет. · Анкетирование педагогов выявило их желание включиться в комплексную работу, позволяющую обеспечить качественную подготовку выпускников, обновление развивающей игровой среды для познавательного интереса и интеллектуального развития детей всех возрастных групп; · Материально – техническое обеспечение детского сада позволяет решать задачи познавательного и речевого развития детей; · Введение в работу по речевому развитию программы О. С. Ушаковой «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» во всех возрастных группах. · Творческие темы педагогов направлены на углубленное познавательное, математическое и речевое развитие детей. o Участие выпускников ДОУ в конкурсе маленьких интеллектуалов (три победы: одно первое и два третьих места). · Отслеживание результатов обучения в школе одаренных выпускников ДОУ · Каждые 5 лет проводятся повышение квалификации педагогического состава ДОУ. Постоянное повышение профессиональной компетентности, квалификации и самообразования педагогов приводит к повышению качества организации воспитательно-образовательного процесса с детьми и, соответственно, к повышению качества предоставляемых услуг.
Отношения организациями-партнёрами · Общая подготовка к школе
Ответственность перед обществом Заказчик – государство. Главная цель – общекультурные, общечеловеческие, общегосударственные требования к образованию на основе самоопределения и саморазвития личности.

 

В таблице 2 представлены принципов модели TQM сравнительного анализа качества услуг частного и государственного общеобразовательных учреждений г.Н.Новгорода:

Таблица 2: Принципы модели TQM сравнительного анализа качества услуг частного и государственного общеобразовательных учреждений:

  Государственные Частные
Ориентация на потребителя. Мониторинг запросов и потребностей потребительских услуг · Прием учеников, как правило, по месту жительства. · Информация о будущих учащихся получается благодаря обмену информацией с дошкольными учреждениями. · Проводятся собеседования при поступлении в 1 класс, проводятся собрания с родителями воспитанников дошкольных учреждений · Отбор учеников по финансовому критерию (ежемесячная оплата) · При частных школах имеется ДОУ, воспитанники которого, как правило,  переходят в школу при ДОУ.
Ведущая роль руководства и последовательность целей. Организационная культура · Руководство государственной школы ограничено в управлении качеством предоставляемых услуг, так как приоритетным является решения государства, которое заинтересованно в рабочей силе, а не в психологической подготовке учащихся. · Педагогический совет, это скорее формальное мероприятие. · Руководство частных школ более заинтересованы в улучшении качества предоставляемых услуг, так как работают напрямую с потребителем (родители). · Высокие требования предъявляются к поведению педагогического состава, за любое не правильное высказывание вызывают к директору. · Педагогический совет требует серьёзной подготовки и сосредоточенности.
Вовлечение сотрудников. Квалификация · Классное руководство; · Школьный совет; · Курсы повышения квалификации · Классное руководство; · Элективные курсы; · Курсы повышения квалификации
Процессное управление · Особое внимание к знаниям, умению работать с информацией; · Общая статистика успеваемости. · Особое внимание к психологическому состоянию учащихся; · Индивидуальная статистика успеваемости.
Постоянное совершенствование и инновации · Инновации вводятся государством, однако реальная интеграция инновационных идей происходит медленно. · Частные школы свободны в выборе методик обучения, технической базы, тем самым им легче внедрять инновации в учебный процесс.
Отношения с организациями-партнёрами · Нет специального ДОУ, в котором осуществляется подготовка к данной школе. · Государственная школа тесно взаимодействует с ВУЗами. · Имеется ДОУ, в котором осуществляется подготовка к школе, но взаимодействие с ВУЗами значительно слабее, чем у государственных.
Ответственность перед обществом · Заказчик – государство. · Главная цель – общекультурные, общечеловеческие, общегосударственные требования к образованию на основе самоопределения и саморазвития личности. · Заказчик – родители учащихся. · Главная цель – психологическое, физическое и умственное развитие учащегося.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современный уровень развития отечественного образования предъявляет высокие требования к подготовке и деловой квалификации управляющих дошкольными и общеобразовательными учреждениями различных видов. Социально-экономическое значение работы управляющего образовательным учреждением в условиях рыночной экономики существенно изменяется, и она перестает быть только организационно-административной работой.

Управление образовательными учреждениями приобрело новое экономическое и социальное значение, в связи с чем, актуальным является вопрос контроля и управления качеством услуг, предоставляемыми учреждениями образовательной деятельности, соответствия её предъявляемым требованиям государственного образовательного стандарта в сфере образования.

Контроль качества образования вызван необходимостью создания единого образовательного пространства в России, что позволит обеспечить равный уровень образования для всех выпускников образовательных учреждений. Кроме того, повышение качества образования, призвано обеспечить общекультурные, общечеловеческие, общегосударственные требования к образованию на основе самоопределения и саморазвития личности.

В работе была сделана попытка исследования проблем обеспечения, контроля и управления качеством услуг в современных образовательных учреждениях.

В соответствии с поставленной целью в работе были решены следующие задачи:

- Проведен обзор литературных источников по теме менеджмент качества;

- Определены стандарты в области качества услуг в сфере образования и требования, которые обеспечивают качество услуг образовательных учреждений;

- Проанализировано текущее состояние системы образования в области управления качеством.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследований: теоретический анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых актов работы образовательных учреждений; исследования в области управления; анализ, сравнение и обобщение опыта работы с образовательными учреждениями; структурированное интервью образовательных учреждений Нижнего Новгорода.

Было проведено исследование сферы управления качеством образовательных учреждений г. Н. Новгорода. В результате проведенных исследований, выявлено, что образовательные учреждения, особенно муниципальные, нуждаются в совершенствовании структуры управления качеством предоставляемых услуг, как со стороны руководства учреждений, так и со стороны государства; наискорейшим вводом новых стандартов образовательного процесс.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Лапидус В.А., Серов М.Е. Введение в менеджмент качества: Учебное пособие по дисциплине «Управление качеством продукции» / Н.Новгород, СМЦ «Приоритет». 1997, 163 с.

2. Международный стандарт ИСО 8402 Управление качеством и обеспечение качества – Словарь, 1994 г., 38 с.

3. http://www.consultant.ru/files/popular/000043.zip Закон Российской федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г.

4. Максаков А.Б. Типовые документы для внедрения на предприятиях международных стандартов ИСО серии 9000. - Надежность и контроль качества (серия "Статистические методы"), № 12, 1995.

5. http://standart.edu.ru/ Стандарт общего образования второго поколения

6. http://zam.resobr.ru/archive/year/articles/1029/ Справочник заместителя директора школы. Стандартизация образования. Т.С. Вершинина, канд. филол. наук, зам. декана факультета международных отношений Уральского государственного университета, г. Екатеринбург.

7. Третьяков П. И, Белая К. Ю., «Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам» / г. Москва, 2007г., с 235.

8. Алебастрова А. А., Справочник заведующего дошкольным образовательным учреждением. – М.: ВАКО, 2008. – 208 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем; Педагогика. Психология. Управление).

9. http://www.schoolbase.ru/articles/item/200 Всероссийский школьный портал. Гришина ИВ, Волков ВН, Курцева ЕГ - Самооценка деятельности общеобразовательного учреждения по критериям модели TQM как новый ресурс управления.

10. http://ru.wikipedia.org Свободная энциклопедия Википедия

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...