Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика определения типов памяти

1.для запоминая на слух 2. для запоминания при зрительном восприятии 3. для запоминания при моторно-зрительно-слуховом восприятии
дирижабль Самолет Пароход
Лампа Чайник Собаки
Яблоко Бабочка Роща
Карандаш Пояс Парта
Гроза Бревно Сапоги
Утка Свеча Сковородка
Обруч Тачка Калач
Мельница Журнал Гриб
Попугай Малина Шутка
Листок Столб Село

Ход выполнения задания

А) Учитель читает ученику 1 ряд слов (интервал между словами 4-5 сек.) После 10 сек. Перерыва испытуемый записывает слова по памяти.

Б) Затем учитель показывает ученику слова 2 ряда, которые тот должен записать по памяти.

В) Учитель читает слова 3 ряда и одновременно показывает (по одному слову), а испытуемый шепотом повторяет каждое из них, после чего записывает на листке запомнившиеся слова.


Таблица по результатам обследования типов памяти в 1 «Д» классе

 

Тип памяти

Кол-во слов

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

I пол II пол I пол II пол I пол II пол
Слуховая память 10 6% 14% 55% 71% 39% 14%
Зрительная память 10 10% 19% 60% 66% 30% 14%
Моторно-зрительно-слуховая память 10 15% 19% 50% 65% 35% 14%

 

Таблица по результатам обследования типов памяти в 1 «Г» классе

 

Тип памяти

Кол-во слов

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

I пол II пол I пол II пол I пол II пол
Слуховая память 10 10% 20% 70% 75% 20% 5%
Зрительная память 10 15% 25% 65% 75% 20% -
Моторно-зрительно-слуховая память 10 25% 30% 75% 70% 5% -

 

При поступлении в школу у ребенка появляются новые обязанности. Эти нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка.

Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу происходящего в школе. Испытывают тревогу. Растерянность и напряжение.

Дети для которых школьная действительность с первых дней представляет как учебная, наиболее подготовлены к школе. У учителей, с ними как правило, не бывает хлопот. Среди таких детей мы выделяем два типа: учебный и предучебный. В данных классах детей учебного типа всего56%.Школьников предучебного типа 26%,это те дети которые учатся не для того, чтобы узнать, а для того чтобы чувствовать себя взрослыми. Собственно познавательных интересов у них нет, поэтому то в каком направлении будет развиваться отношение ребенка к школе, целиком зависит от учителя.

Для того чтобы избежать неблагоприятных вариантов развития учителю рекомендуется:

1. постоянно подчеркивать значимость самостоятельного выполнения задания;

2. отмечать успехи - соблюдать жесткое правило: оценка всегда должна быть положительной за любую работу хвалить, в плохо сделанной работе найти достойное похвалы;

3. если работа выполнена очень плохо или совсем не выполнена - это лучше не заметить;

4. ученик всегда должен знать, почему одну его работу похвалили, а другую не заметили;

5. обсуждение и оценка работы ученика должна происходить сразу же после их завершения;

6. рекомендуются строить занятия по типу беседы, обсуждения.

Учебные дети легко справляются с заданиями, и будучи интеллектуально готовыми, к школьному обучению они могут оставаться дошкольниками в социально-эмоциональном плане. Для них очень важно, чтобы им на уроках было интересно. Рекомендации;

1. избегать чрезмерного подчеркивания их интеллектуальных успехов;

2. избегать подчеркиваний нарушений ими дисциплины.

Ученики игрового типа отличаются дошкольным отношением к учебе. При благоприятных условиях этот вариант трансформируется в предучебный затем в учебный.

Попытка совладать с учениками игрового типа строгостью,наказанием - заранее обречена на провал, весь арсенал используемых в школе репрессивных мер абсолютно не действуют на таких детей. Наказание за нарушение учителя и ожидание ответных мер превращается в еще одну игру. Поэтому;

1. поддерживать у ребенка непосредственный интерес к происходящему в классе;

2. чаще организовывать коллективную и групповую работу в классе, понимая под дисциплиной включенность всех детей в общую работу;

3. если ребенок игрового типа вышел из урока занят своими делами, мешает соседям лучшее, что может сделать учитель - не заметить такое поведение, но похвалить за тот минимум, который он все же выполнил.

Особенно важно педагогу, работающему в 1-классе научиться управлять поведением учеников игрового типа. И наряду с игровым поведением ребенок обнаруживает низкий уровень интеллектуальных способностей, то с ним следует заниматься еще и индивидуально, подводя занятие в форме дидактических игр.

Псевдоучебный тип - этот вариант принятия школьной ситуации является наиболее неблагоприятным, ибо связан с низким уровнем самостоятельности и интеллектуальной пассивности.

Как видно из нашего исследования, учащиеся первых классов на определение типов детей с точки зрения ученичества большую часть занимает тип учебный и предучебный. В 1 «Д» классе (шестилетки) больше детей предучебного и игрового типа, результаты диагностики адаптации учащихся 1-«Г» на 1-ое полугодие показал 42% высокого уровня, 27% среднего уровня, 31% низкого уровня, 5% дезадаптации, на 2-е полугодие дети адаптировались полностью за исключением одного ученика.(1»г»). Ученик относится к ассимиляционному стилю дезадаптации, что способствует проведению целенаправленной коррекционно-развивающей программе. (см. Приложение)

По результатам обследования типов памяти показало, что у семилетних детей показатели намного лучше, чем у шестилеток.

Соответственно интеллектуальная готовность, личностная готовность, социально-психологическая готовность наиболее ярко выражена у детей семи лет.


Заключение

 

В заключении отметим, что в целом поставленные задачи выполнены.

Перед началом диагностического обследования ребенка 6-7лет с целью установления первоначального контакта с ними проводились адаптационные часы - целью которого создать благоприятные условия для развития каждого ребенка.

Методические приемы для проведения диагностического обследования были по возможности краткими – экспресс - методиками, которые не утомляют ребенка, но при этом являются информативными для исследования.

Все задания воспринимались ребенком как игра. Атмосфера игры помогает ребенку расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию.

Методики проводились в условиях группового обследования для получения информаций об умении ребенка следовать указаниям взрослого, адресованным классу в целом.

Диагностика проводилась на контроль их психического развития с целью коррекций обнаруживаемых отклонений.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1) Семилетние дети имеют более высокий уровень развития произвольности (работа по образцу) по сравнению с шестилетками соответственно семилетние дети лучше готовы к школе по данному показателю готовности к школе.

2) У детей6 и7 лет по-разному будет формироваться учебная деятельность. Различным будет вхождение в условия школьного обучения, адаптации к нему.

Трудность шестилетнего ребенка заключается в отсутствии необходимого уровня произвольности, что осложняет процесс принятия новых правил. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты, выделяемые цели недостаточно устойчивы и осознанны.

Таким образом, внутренняя позиция школьника чаще встречается и более выражена у семилетних детей, чем у шестилетних, что говорит о невозможности рассмотрения семилеток и шестилеток как единой возрастной группы.

Для шестилетних детей характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Развитие умения адекватно оценить себя в значительной степени обусловлено возникающей именно в этот период децентраций, cспособностью ребенка посмотреть на себя и на ситуацию с разных точек зрения.


Литература

1. Амонашвили Ш.А. В школу с 6 лет. Педагогика 1986. 176 с.

2. Битянова М., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости. «Школьный психолог», 2000 №30.

3. Боровских Л.А. Форие готовности к школьному обучению детей с незначительными отклонениями коммуникативной функции: Автореф. данд. дисс. М.., 1999.

4. Бугрименко Е.А. Венгер Готовность детей к школе. Диагностика психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Томск. Пеленг, 1992. 62 с.

5. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия под ред. Куликова Л.В. СПб: Из-во «Питер», 2000 с 160-166.

6. Бугрименко Е.А., Венгер Л.А., Поливанова К.Н., Ушкова Е.Ю. Диагностика психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Методические разработки для шк-гопсихолога. - М., ВНИК. «Школа», 1989 г. – 91 с.

7. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психологического развития детей М.., Изд-во МГУ, 1990. 136 с.

8. Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонов Е.В. Экспресс диагностика готовности к школе. Практическое руководство для педагогов и шк-х психологов. М: Генезис, 1999. 48 с.

9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.

10. Выготский Л.С. Психология М, Из-во ЭКСМО Пресс. 2000. 1008 с.

11. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность Мл. школьника: диагностика и коррекция неблагополучия К.., 1993.

12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе М. Академически проект 2000. 184 с.

13. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск: Университетская. 1999. 316 с.

14. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Книга для учителя - М.: Просвещение, 1988. 190 с.

15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождена до 17 лет). Учебное пособие: «УРАО». 1998.

16. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. Книга для учителя. М.: 1990.

17. Мухина В.С, Что такое готовность к учению? // «Семья и школа» 1985.

18. Мухина В.С. Детская психология М.:ООО Апрель пресс, ЗАО Пресс, 2000.

19. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагог-х учебных заведений: В Зкн. Зкн. Экспериментальная пед-я психология и психодиагностика. М.: Просвещение, 1995. 512 с.

20. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М: педагогическое общество России, 1999, 442 с.

21. Раттер М. помощь трудным детям, перевод с английского М.: «Апре- Пресс», Э-Пресс 1999.

22. Рогов Э.И. Настольная книга практического психолога в образовании] Учебное пособие. М: Просвещение: ВЛАДОС, 1995, 529 с.

23. Сопогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие, М: Аспект Пресс, 2001, 460 с.

24. Семало Н.А. Исследования произвольности психической активности «Школьный психолог»,. 2000 №43.


Приложение 1

«Я- школьник» (адаптационные занятия для первоклассников)

Профилактика: Адаптационные часы «Я - первоклассник»

Занятие 1. Кто такой школьник?

Необходимые материалы: оформленный заранее заголовок для выставки рисунков, бумага для рисования (каждый лист разделен пополам чертой), цветные карандаши, скотч.

Ход занятия

1. Дискуссия (цель - постановка проблемы, обсуждаемой на данном занятии). Детям предлагается отгадать загадку:

Стоит дом: кто в него войдет,

Тот и ум обретет (школа)

Загадка довольно трудная поэтому для ее отгадывания детям могут понадобиться наводящие вопросы.

Обсуждается вопрос: зачем дети перестают ходить в детский сад и начинают ходить в школу? Важно, чтобы высказывались все желающие ответить на этот вопрос. В заключении ведущий подводит итог дискуссии, обобщая конструктивные высказывания детей. Формулируется цель уроков: «Стать знатоками школьной жизни». Детям, нарушающим правила поведения на уроке, необходимо постоянно напоминать о них мягко, но настойчиво.

2. Рисунок (цель - осознание различи в позициях «дошкольник» и «школьник»). Ребятам предлагается нарисовать два рисунка: «Я до школы», «Я - школьник». Время ограничивается (15-20 мин.), в процессе рисования ведущий напоминает о том, сколько времени осталось. Каждый желающий может высказаться о том, что нарисовал. Устраивается выставка рисунков «теперь мы - школьники!».

Некоторые дети не проявляют активности ни в первом, ни во втором задании. Им нужно предоставить возможность высказаться, спросив их лично и похвалив за интересный рисунок.

3. Обобщение (цель - закрепление результатов). Ведущий подводит итоги темы «кто такой школьник», опираясь на детские рисунки с выставки.


Приложение 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...