Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. Многоцелевые водохранилища




Плотина Гувера на реке Колорадо является выдающимся примером инженерного проекта, предусматривающего использование одного гидротехнического сооружения для многих целей. Бетонная плотина высотой 726 футов и массой 3,25 млн. куб. ярдов преграждает течение Колорадо в Блэк-Каньоне, обеспечивая достаточные запасы воды и полностью регулируя сток ниже по течению. При этом ставятся четыре основные цели. Запасенная вода может отводиться вниз по течению для орошения земель в калифорнийских долинах Импириал и Коа-челла. Ее также можно использовать для удовлетворения бытовых, сельскохозяйственных, торговых и промышленных нужд в количестве' 1500 куб. футов в минуту. Энергия воды, проходящей через плотину, преобразуется в электроэнергию, продаваемую штатам Аризона и Калифорния и Лос-Анджелесу. Часть объема водохранилища, примерно 9,5 млн. акр-футов, резервируется для регулирования пиков паводков, которые могут вызвать разрушительные наводнения ниже по течению, что особенно характерно для долины Импириал. Помимо решения этих четырех комплексных задач (орошения, водоснабжения, выработки гидроэлектроэнергии и борьбы с наводнениями), водохранилище создавалось с целью улучшения условий судоходства в нижнем течении Колорадо. Судоходство имеет чисто теоретическое значение, однако именно ему принадлежит главенствующая роль: улучшение условий судоходства явилось конституционным предлогом для федеральных усилий по осуществлению проекта такой значимости.

Сооружение плотины Гувера было утверждено Законом 1928 г. о проекте Боулдер-Каньон на основе договоренности между штатами. Впервые соглашение о распределении запасов воды было заключено между штатами бассейна реки Колорадо в 1922 г. Однако до 1929 г. Закон не был окончательно ратифицирован из-за поправок, внесенных различными штатами, и позиции Аризоны, отказавшейся от каких-либо соглашений. Подготовка к созданию плотины началась десятью годами раньше, при составлении разработок в Бюро мелиорации, когда были проведены первые серьезные исследования возможности использования реки в качестве источника энергии. Эти исследования привнесли в решение главной задачи уже накопленный опыт по созданию многочисленных менее масштабных и сложных планов использования рек в западных штатах.

К моменту принятия решения о строительстве плотины Гувера в мире уже существовало несколько заслуживающих внимания проектов крупных многоцелевых водохранилищ. Были составлены и многочисленные проекты, преследовавшие две или три цели, однако большинство из них не предусматривало строительства водохранилищ. Последние были характерны преимущественно для Западной Европы и Запада США. В Рурско-Вестфальском районе примерно в конце прошлого века была создана серия из семнадцати небольших плотин. Основным их назначением являлось создание запасов воды для промышленного и городского водоснабжения, для выработки электроэнергии и для ослабления паводков9. Мельничные плотины задерживали воду для нужд промышленности и вращения водяных колес; иногда вода использовалась для водоснабжения городов, но в любом случае это были типично одноцелевые, небольшие но высоте сооружения. С появившейся в 1891 г. возможностью передачи электричества на большие расстояния производство гидроэлектроэнергии стали комбинировать с другими задачами. Так, в 1911 г. на водохранилище Рузвельта на Солт-Ривер в США Бюро мелиорации объединило выработку электроэнергии с созданием запасов воды для орошения. Вопрос же о целесообразности создания водохранилища Хетч-Хетчи на землях национального парка в целях улучшения коммунального водоснабжения и обеспечения электроэнергией Сан-Франциско занимал общественное внимание с 1913 г. вплоть до начала его строительства в 1924 г.

Для Южной Америки, Азии или Африки не характерно создание многоцелевых проектов водохранилищ. Это не означает, конечно, что водохранилища там не использовались для нескольких целей или что концепция многоцелевого проекта не привлекала внимания общественности. Ирригационные запруды, созданные в Индии под британским руководством как мера по борьбе с голодом в засушливых районах, предусматривали использование некоторого количества воды для хозяйственно-бытовых нужд, что крайне актуально в безводных районах. На подходящих участках оросительные каналы использовались также для судоходства. Новые знания об электричестве позволили инженерам устанавливать электротурбины иа концах водопроводов для обеспечения городов электричеством. Согласно некоторым проектам по спрямлению русл, генераторы устанавливались в местах навигационных шлюзов. Таким образом, вырабатывалась электроэнергия, которая в противном случае безвозвратно терялась бы. В Восточной Азии водохранилища в низовьях рек сочетали судоходство или регулирование паводков с использованием воды для орошения.

Для низовий некоторых судоходных рек, таких, как Сена, По и Миссисипи, характерен иной вариант многоцелевых проектов, не предусматривающий создания водохранилищ. Спрямление изгибов рек за счет строительства каналов, углубление русл и другие работы позволили одновременно улучшить круглогодичную судоходность этих рек и ускорить протекание паводков и, таким образом, уменьшить площадь затопления и высоту подъема уровня воды. Более того, немецкие и английские инженеры уже в XVII столетии составили проекты отвода паводковых вод и восстановления сельскохозяйственных земель за счет дополнительного дренирования речных берегов и болотистой местности в Кембриджшире и Линкольншире. Строго говоря, дренаж всегда проводится параллельно с противопаводковым контролем, когда последний осуществляется посредством регулирования русла. Прекрасным подтверждением этому являются примеры рек Язу и Чао-Фиа.

Во всех странах мечта о комплексном развитии речных бассейнов далеко опередила действительность. В 1890 г. сэр Уилфред Уиллкокс мечтал о серии плотин двойного назначения на Ниле и рассматривал свой проект нижней Асуанской плотины как предвестник более масштабных проектов в будущем. Немецкий инженер Маттерн, основываясь на работах Интзе и других авторов, в 1902 г. выступал за разработку комплексных проектов как пути к более интенсивному использованию воды. Эти же соображения высказывались и в отчете Комиссии по внутренним водам США в 1908 г. В этом отчете глубоко затрагивались проблемы государственной и частной ответственности за водный транспорт и выработку гидроэнергии, а также вопросы координации федеральной деятельности. Наряду с этим в нем признавалась и возможность сочетания орошения, судоходства, выработки энергии, контроля наводнений, водоснабжения и других аналогичных задач в одних и тех же проектах. В 1915 г. инженер-строитель, профессор Гарвардского университета, писал об электроэнергии:

Эта энергия вырабатывается в результате преобразования энергии речной воды, однако реки могут использоваться и для других целей, таких, как орошение, водоснабжение и судоходство. Действительно, рациональное использование рек подразумевает все четыре варианта водопользования. Одноцелевое освоение реки должно быть максимально согласовано с ее использованием в других целях. Все силы должны быть направлены на получение максимальных преимуществ. Четыре упомянутых выше варианта использования неразрывно связаны между собой. Особенно это относится к двум из них - выработке электроэнергии и судоходству в тех случаях, когда для этого есть экономические возможности.

Учитывая, что борьба за комплексные подходы к использованию рек началась задолго до создания плотины Гувера, закономерен вопрос, почему подобный проект не был осуществлен раньше. Отчасти это объясняется совершенствованием инженерных технологий. Проект многоцелевого водохранилища подразумевает, как правило, возведение более крупных сооружений, что требует улучшения качества фундамента и расчета массы с тем, чтобы выдержать большую нагрузку. Бетон в строительстве высоких плотин не применялся вплоть до начала века, но в 1915 г. он был использован при сооружении плотины Эрроурок высотой 354 фута и, наконец, в плотине Гувера для более надежного крепления больших блоков, до 60 футов в поперечнике.

Метод грунтовой засыпки мусора в гигантские сооружения, такие, как Форт-Пек на Миссури, до недавнего времени не применялся, поскольку он, хотя и основан на использовании более дешевого материала, зависит от наличия мощных землеройных машин и точного знания способов обработки основной породы, что стало реальностью только начиная с 20-х годов нашего века. До тех пор, пока не были введены новые технологии, строительство больших земляных плотин, особенно на реках в семиаридных и аридных районах, было достаточно рискованным предприятием.

Помимо проектирования и строительства плотин, имелись и другие технологические достижения. Наиболее значительным из них было, вероятно, быстрое совершенствование способов передачи электроэнергии на большие расстояния в период между 1900 и 1925 гг. Таким образом, расстояние в 100 миль, считавшееся электрическими компаниями в 1910 г. нерентабельным, оказалось коротким по сравнению с 200-мильной линией электропередач, которую в 1929 г. южнокалифорнийские деловые круги планировали присоединить к плотине Гувера. При многоцелевом использовании одного гидротехнического сооружения выработка электроэнергии с коммерческой точки зрения, несомненно, является наиболее выгодной сферой деятельности. При коммунальном водоснабжении могли окупиться крупные капиталовложения, но транспортировать и продавать электроэнергию было не так-то легко. Как только стала возможна дешевая передача электричества на большие расстояния, оживление на рынке электроэнергии начало расти с головокружительной скоростью. Выработка предназначенной для продажи электроэнергии, наряду с орошением или противопаводковой защитой, сделала заманчивыми многие проекты, раньше привлекавшие мало внимания19. Получению электроэнергии отводилась основная роль на плотине Гувера, в первых французских планах освоения Роны в 1933 г. и на большинстве многоцелевых сооружений в Индии, таких, как плотина Бахра в верхнем течении реки Сатледж.

Однако частные электрические компании в США энергично противились объединению мощностей по выработке энергии на федеральных водохранилищах. Отчасти это объяснялось угрозой их монополии в условиях, когда государство наделено привилегиями, отчасти - глубокой озабоченностью непосредственным участием правительства в выработке электроэнергии, что предусмотрено конституцией. Когда возникло предложение объединить в одном проекте получение электроэнергии и улучшение судоходства, являвшегося исключительной прерогативой федерального правительства, возникли определенные сложности. Основная их причина заключалась в том, что от частных компаний нельзя было ожидать принятия на себя прямой ответственности за обеспечение судоходства или за борьбу с наводнениями, а также бескорыстной поддержки проектов освоения земель. Со своей стороны,сторонники федеральной гидроэнергетики противились любому предоставлению полномочий частным компаниям на одноцелевых объектах под контролем государства. Закон о водохранилищах 1906 г. стал в США первой попыткой в законодательном порядке решить вопросы строительства на судоходных реках, осуществляемого не на Федеральном уровне, и особое внимание уделил созданию благоприятных условий для судоходства и миграций рыб. Затем последовала продолжительная дискуссия, кульминацией которой стало принятие в 1920 г. Закона о развитии федеральной гидроэнергетики, значительно более точно регулировавшего частное строительство21. Полемика шла также между государством и отдельными штатами. Так было, например, в 1908 г. в Нью-Йорке, когда Комиссия штата по водообеспечению выдвинула предложение о государственном строительстве водохранилища на реке Сакандога для ослабления наводнений и выработки электроэнергии.

Оппозиция многоцелевым проектам поддерживалась также инерцией при проектировании и широко распространенным мнением о том, что на базе безопасного и рентабельного проекта обычно невозможно сочетать выработку электроэнергии с другими задачами. Так, изучение множества учебников по инженерно-строительному делу, изданных в течение трех первых десятилетий века, свидетельствует о незначительном внимании к многоцелевым проектам либо даже об их полном игнорировании. В отчете специального комитета Американского инженерно-строительного общества о достигнутых успехах при решении проблем наводнений на Миссисипи в 1916 г. отмечалось:

Существует широко распространенное заблуждение, будто одно и то же водохранилище можно одновременно использовать для ослабления наводнений, увеличения низкого расхода воды в реке и выработки гидроэлектроэнергии, которая может передаваться на расстояние. Однако использование водохранилища для решения любой из этих задач, как правило, мешает эффективному решению других... Тем не менее наш комитет не собирается в целом осуждать использование водохранилищ для нескольких целей. Он верит, что практическое решение проблемы наводнений в некоторых долинах будет осуществляться за счет разрешения акционерным обществам строить водохранилища, в которых часть воды может быть использована для выработки электроэнергии, а оставшиеся запасы — для предотвращения наводнений.

Десятью годами позже в одной из работ по гидроэнергетике все еще отстаивалась примерно та же точка зрения. Одно целевой подход продолжал существовать. И вероятно, наиболее показательным примером этого было создание Управления защиты природных ресурсов долины Майами. По новому природоохранному законодательству штата Огайо, принятому после катастрофического паводка 1913 г., Управлением были проведены работы по спрямлению русла и построено пять противопаводковых водохранилищ без регулируемых отверстий в плотине для предотвращения любого повторения пиков наводнений. Единственная цель при проектировании водохранилищ заключалась в достаточно длительной аккумуляции паводковых вод во избежание разлива реки ниже по течению. У каждого из водохранилищ была установлена дощечка с надписью:

Водохранилища Управления защиты природных ресурсов долины Майами предназначены для предотвращения наводнений. Их использование для выработки электроэнергии или для образования запасов воды создаст угрозу городам, расположенным ниже по течению.

На протяжении двадцати лет после 1908 г. организации, занимавшиеся изучением водных ресурсов, получали указания или разрешения со стороны федеральных органов исследовать другие возможные варианты использования воды в дополнение к основным стоящим перед ними задачам. Так, Бюро мелиорации было поручено исследовать возможность выработки электроэнергии, а затем и муниципального водоснабжения. Перед Корпусом инженеров ставилась задача объединить производство гидроэнергии и судоходство, а в дальнейшем и противопаводковую защиту. Федеральная комиссия по энергетике должна была учесть этот комплекс целей при пересмотре и выдаче лицензий на строительство электростанций. Тем не менее не было строгой регламентации ожидаемых результатов, и различные ведомства относились к этим указаниям скорее как к рекомендациям, чем как к директивам. В эти годы соответственно мало внимания уделялось и контролю за загрязнением воды. И хотя всегда проявлялась забота о сохранении рыбных запасов в водохранилищах, по мере укрупнения проектов и усиления конкуренции между федеральными органами наносился ущерб интересам рекреации, сохранения мест обитаний диких животных и эстетического восприятия природы. Природоохранным организациям пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться серьезного внимания со стороны проектировщиков.

Расширение объема общественных работ в США в период с 1933 по 1939 г., вызванное необходимостью выхода из экономической депрессии, обусловило широкое распространение идеи комплексного планирования по всей стране. Благодаря значительным субсидиям и ссудам для целей уменьшения безработицы была построена целая серия новых водохранилищ, служивших двум или более задачам. Как правило, планы создания этих водохранилищ проходили экспертизу различных водохозяйственных организаций. Непосредственные выгоды от них ощущались достаточно широко, но их создание было под силу лишь федеральным органам, так как только они могли определить размер государственных субсидий. В дополнение к проекту комплексного развития бассейна реки Теннесси Бюро мелиорации приступило к реализации проектов Гранд-Кули, развития Центральной долины Калифорнии и Коло-радо-Биг Томпсон, а Корпус инженеров занялся проектами Бонневилль, Форт-Пек и верхнего Огайо. Различные объединения, созданные в отдельных штатах, такие, как Управление энергетики и ирригации штата Небраска и Комитет по защите реки Маскингем в Огайо, получили федеральную помощь. В отчетах Комитета долины Миссисипи и Национального комитета по природным ресурсам, а также их преемников большое внимание уделялось вопросам создания многоцелевых водохранилищ.

К 1939 г. идея многоцелевых проектов была полностью одобрена и признана целесообразной. Одноцелевым проектам водохранилищ уже не принадлежала ведущая роль в связи с отставанием частного строительства, вызванного кризисом.

Однако они не были полностью забыты. Уменьшился лишь их относительный вес по сравнению с комплексными проектами. Ирригационное водохранилище в верхнем течении Рио-Гранде, водохранилища для регулирования паводков на Яз> и Маскингеме, плотины для улучшения условий судоходства на Миссисипи и для выработки гидроэлектроэнергии на Висконсине — вот примеры гидротехнических сооружений, считавшихся более подходящими для какой-то одной цели. Но их относительная численность продолжала уменьшаться. Нередко вопросы создания одноцелевых водохранилищ вызывали ожесточенные споры. Наибольшее внимание общественности привлекла, вероятно, недавняя полемика о строительстве частного водохранилища для выработки энергии в Хелл-Каньоне на реке Снейк. В 1953 г. руководитель отдела планирования Бюро мелиорации констатировал: "...многоцелевые проекты в настоящее время получили полное признание, и хороший проектировщик обязан предусмотреть все возможные варианты использования воды при составлении любого ирригационного проекта".

Б. Программа развития водосборного бассейна в целом

В то время как идея многоцелевого водохранилища набирала силу, формировалась еще одна самостоятельная концепция — идея развития всего водосборного бассейна в целом. Уиллкокс, Пауэлл и другие убедились в том, что для полного освоения рек необходимо регулировать сток всего водосборного бассейна. Это подразумевало проектирование противопаводковых сооружений с учетом всех остальных, существующих или перспективных, сооружений в масштабе всего бассейна. Уиллкокс составил проекты планов применительно к бассейнам Нила и Тигра с Евфратом как единым системам. Он отдавал себе отчет в том, что при создании водохранилищ возникнут осложнения политического характера, однако это его не смущало. Пауэлл, пришедший в результате исследований аридных и семиаридных районов к заключению, что для каждой реки существуют свои собственные проблемы, начал оценивать ирригационные возможности каждого бассейна в отдельности. А президент Теодор Рузвельт, выступая по радио с предварительным отчетом Комиссии по внутренним водам, отметил: "Любая речная система, начиная от истоков в лесу и кончая устьем, является единым целым и требует к себе соответствующего подхода".

Впервые в США эта идея воплотилась в жизнь в бассейне Майами, причем, как уже отмечалось, то была сугубо одноцелевая программа противопаводковой защиты. В конце века в Нью-Йорке был создан проект одноцелевого использования всех водосборных бассейнов притоков Гудзона для создания новой системы водоснабжения. До тех пор, пока не было принято решение охватить планированием более обширные территории, составлялись планы комплексного развития суббасейнов. Достаточно полно использовалась энергия вод небольших рек, однако единого плана развития не существовало.

Аналогичная ситуация, только в более острой форме, наблюдалась в аллювиальной долине Миссисипи. Увеличение числа окружных управлений по сооружению плотин и дренаж ных участков без четкого согласования с программой развития всего бассейна в целом привело к прямому противоречию между строительством различных сооружений и их частыми серьезными повреждениями, что вызвало увеличение доли федерального участия38. Примечательно, что А. Морган и его коллеги немедленно прекратили попытки составления проектов осушения земель в долине, поняв все безрассудство борьбы с паводками на небольших участках. По их убеждению, необходимо было охватить планированием весь бассейн Майами.

В том же году были проведены основные работы. Национальной комиссии по воде было поручено подготовить подробный план освоения водных ресурсов для целей судоходства и других возможных направлений использования и составить рекомендации по выполнению этой работы39. Война, однако, отсрочила ее осуществление, и проблема так и не была решена.

Во Франции преимущество подхода к проблеме развития речного бассейна как единого целого было признано Законом в 1919 г. В Германии и Италии эта концепция была оценена специалистами как неотъемлемое условие эффективного планирования.

Но даже после осуществления программы в бассейне Майами прошло немало времени, прежде чем концепция получила признание где-либо в других районах США. Очевидно, что идее охватить планированием весь водосборный бассейн принадлежала ведущая роль в дискуссиях, способствовавших принятию окончательного решения о строительстве плотины Гувера. Так, договором 1922 г. признавалось, что для рек бассейна Колорадо должно существовать единое соглашение, которое ляжет в основу всех проектных работ по управлению и использованию. Однако такого договора было недостаточно, чтобы окончательный проект первого водохранилища стал составной частью системы водохранилищ, созданных в бассейне. Тем не менее идея находила все более широкую поддержку среди специалистов, чему способствовал и угрожающий дефицит воды в западных районах страны.

Сильное наводнение на Миссисипи в 1927 г. сфокусировало эту мысль. Катастрофа высветила несостоятельность планов Корпуса инженеров, согласно которым противопаводковая защита и поддержание судоходства в главном русле осуществлялись без проектирования соответствующих сооружений на притоках, тем более что всего за год до этого главный инженер положительно охарактеризовал состояние плотин и других инженерных сооружений. Общенациональную дискуссию вызвал вопрос о сравнительной эффективности дамб, водохранилищ, лесов и мероприятий по спрямлению русл. Было сделано много противоречивых и плохо обоснованных предположений. Однако, несмотря на накал страстей и неопределенность, был заключен ряд политических соглашений. Законом о реках и гаванях 1927 г. конгресс обязал Корпус инженеров провести исследования и подготовить доклады о "...наиболее эффективных путях регулирования [судоходных рек и их притоков] для целей судоходства в сочетании с эффективным использованием потенциальной энергии воды, проведением противопаводковой защиты и орошением".

Второй раз в истории Америки всесторонние исследования условий судоходства, возможностей предотвращения паводков, орошения и получения гидроэлектроэнергии в масштабе целых бассейнов поручили провести государственным органам. Но практический результат был получен впервые. Документ Белого дома под номером 30843, объединивший 308 докладов различных районов, лег в основу освоения речных бассейнов США. Законом 1927 г. признавалась возможность использования многоцелевых проектов как минимум для четырех основных целей, а также необходимость охватить планированием весь водосборный бассейн. Таким образом, были объединены воедино четыре самостоятельных направления федеральной деятельности: судоходство, контроль наводнений, орошение и выработка электроэнергии.

Доклады по документу № 308 дали обоснование появившимся в последнее время многочисленным программам освоения речных бассейнов. Однако ни программы развития бассейнов Колумбии, Миссури и верхнего Огайо, ни какая-либо другая программа не вызвали такого интереса, как проект развития бассейна Теннесси. В соответствии с постановлением 1927 г., Корпус инженеров решил в ближайшие годы сконцентрировать свои усилия на каком-нибудь одном опытном бассейне. Выбор пал на бассейн Теннесси. Отчасти это объяснялось тем, что здесь были готовы к комплексному планированию, отчасти - сравнительно хорошей обеспеченностью основными гидрологическими данными. Кроме того, перед правительством стоял вопрос о дальнейшей судьбе плотины Вильсона (гидроэлектростанция в районе Масл-Шолс), построенной в годы первой мировой войны для обеспечения энергией производства азота. Корпусом инженеров был составлен первоначальный план развития бассейна Теннесси, и, когда в 1933 г. конгрессом был утвержден Закон о долине Теннесси, этот план был признан наиболее приемлемым. Новое управление (УДТ) создало свой рабочий аппарат и обратилось в Бюро мелиорации с просьбой пересмотреть планы и начать строитель-ство серии высоких плотин, что позволило бы значительно увеличить производство гидроэнергии по сравнению с умеренно низкими плотинами, спроектированными Корпусом инженеров преимущественно для целей судоходства. Таким образом, на примере бассейна Теннесси впервые проводились исследования с целью составления единой комплексной программы развития, и программа эта была одобрена. После того как УДТ были скорректированы планы на перспективу, была составлена разработка, согласно которой предусматривалось строительство двадцати семи водохранилищ для улучшения условий судоходства, противопаводкового контроля и выработки гидроэнергии. Эти водохранилища были спроектированы таким образом, чтобы регулировать сток на протяжении всего главного русла и основных притоков и способствовать сокращению паводков в низовьях Миссисипи. С точки зрения исторического развития и согласно широко распространенному мнению, проект комплексного использования бассейна Теннесси может рассматриваться как прототип многоцелевых проектов в масштабе всего бассейна. Он был призван продемонстрировать жизненность таких программ, и задача, несомненно, была выполнена.

На протяжении второй половины 30-х годов Национальный комитет по природным ресурсам и его преемники способствовали распространению среди федеральных и штатных органов убеждения в значении комплексных планов развития водосборных бассейнов и заключению соглашения о единых программах исследований и строительства46. К моменту создания проекта комплексного развития бассейна Теннесси в мире уже существовал ряд важных, охватывавших весь бассейн программ. Одной из них была программа развития бассейна Роны, составленная исходя из замысла французских инженеров объединить дальнейшие усилия по улучшению условий судоходства с выработкой электроэнергии. В Испании в результате проведенного в 1933 г. исследования водных ресурсов пришли к выводу о необходимости рассматривать реки как единое целое Программа развития Центральной долины Калифорнии была предложена еще в 1921 г. и утверждена властями штата в 1933 г., однако она нуждалась в федеральном финансировании.

Нет сомнений в том, что все интегральные системы многоцелевых проектов, составленных начиная с 30-х годов, в какой-то степени испытали влияние УДТ, сооружений на реке Колумбии и в Центральной долине Калифорнии. Возможно, еще большее значение, чем многочисленные прямые связи, имел сам (факт осуществления и демонстрации возможностей создания и пуска в эксплуатацию в относительно короткие сроки проектов, которые инженеры всего мира считали реальными и выполнимыми.

В. Всестороннее региональное развитие

Третью концепцию интегрального развития речного бассейна описать значительно труднее, чем две предыдущие, так как она не нашла целостного воплощения ни в одном из районов мира. Не существует ни ее прототипа, ни достаточно достоверного примера. Только частичные, незавершенные попытки в до сих пор неясном направлении. Цель, которая ставилась при создании проекта плотины Гувера и УДТ, хотя и предусматривалась в большинстве федеральных проектов по использованию ресурсов на протяжении более чем ста лет, не нашла четкого отражения в законодательстве и не была полностью реализована. Она подразумевала планирование и проведение работ по регулированию и использованию рек таким образом, чтобы максимально способствовать экономическому и социальному развитию района, на территории которого расположен данный бассейн.

В США корни этой концепции уходят далеко в историю общественных работ и мелиорации земель. План Галлатина по модернизации водных путей, программа Пауэлла по улучшению аридных земель и давнее обращение Ньюленда за федеральной помощью для проведения орошения в западных районах предполагали разумное использование федеральных материальных ресурсов или капитала для стимулирования.экономическо-го развития.

Если рассматривать два наших примера, можно констатировать, что как сторонниками, так и противниками плотины Гувера признавалась ее роль в экономическом развитии бассейна нижнего Колорадо и Южной Калифорнии, хотя специально для этой цели плотина не проектировалась. Предполагалось, что проект комплексного развития бассейна Теннесси будет способствовать процветанию считавшегося отсталым района. Однако, помимо этого, а также направления, выработанного на заключительном этапе составления Закона, Управление не имело намерения заниматься данными вопросами.

Параграф 22. В целях дальнейшего содействия рациональному использованию, охране и освоению природных ресурсов водосборного бассейна реки Теннесси и прилегающего района, связанного или существенно затронутого процессом развития, обусловленного Законом, а также для повышения благосостояния жителей этих районов Президент уполномочен с помощью средств и методов, которые он считает разумными в рамках ассигнований конгресса на эти цели, проводить исследования и составлять интегральные планы развития бассейна Теннесси и соседних областей. Они будут использоваться конгрессом и рядом штатов при руководстве и контроле степени, результатов и характера развития, осуществляемого за счет государственных средств, или руководстве и контроле со стороны муниципалитетов с одной-единственной целью -способствовать методичному и разумному физическому, экономическому и социальному развитию указанных территорий...

Исследования влияния судоходства на промышленность, взаимосвязи розничных цен на энергию и потребления электричества в быту, а также эффективности различных методов выращивания и удобрения растений были предприняты скорее для дополнения и придания большей эффективности проектам использования водных ресурсов и внесения удобрений, чем как основа для выбора проекта, времени и места его осуществления. Служащие УДТ неоднократно, начиная с первых лет существования Управления, с удовлетворением отмечали влияние результатов его деятельности на экономику района, известного как "район УДТ" или "Юго-Восточный район". Совсем недавно это же было подтверждено и Гордоном Клэппом, указавшим на увеличение занятости в промышленности, возросшие возможности экономики, быстрое развитие высокооплачиваемых отраслей, новый характер промышленной переработки сырья, электрификацию ферм и разработку проектов по самосовершенствованию сельских районов как на показатели развития, обусловленного деятельностью УДТ53. Стимулирование участия отдельных горожан в мероприятиях по улучшению долины - одновременно необходимый и важный результат деятельности по интегральному развитию района.

Как при создании плотины Гувера, так и при создании УДТ последствия их воздействия на район подразумевались, но не планировались, использовались, но не управлялись. Вначале они лишь смутно ощущались, затем, когда стали очевидными, приветствовались, а после принятия основополагающих решений о возведении главных сооружений по регулированию рек стали предметом серьезного изучения. В каждом случае критерием ДЛЯ обоснования и финансирования строительства была реальность выбранных способов управления водными ресурсами. Такие показатели экономического благосостояния, как доход на душу населения, всестороннее развитие промышленности и сельского хозяйства и стабильность занятости, не фигурировали при принятии решений. При обсуждении целесообразности проектов они служили скорее их рационалистическими объяснениями, чем вескими доводами.

Аналогичная картина наблюдалась и тогда, когда Бюро мелиорации приступило к строительству плотины Гранд-Кули на реке Колумбия, штат Вашингтон. Проект Гранд-Кули рассматривался как составная часть схемы освоения всего бассейна, поскольку по решению Бюро мелиорации являлся основным элементом программы освоения бассейна Колумбии. Строго говоря, это не совсем верно, поскольку проект был одобрен задолго до заключения реального соглашения между Бюро мелиорации, Корпусом инженеров, Службой рыбных ресурсов и диких животных и заинтересованными лицами в различных штатах относительно окончательного варианта этой программы54. Уже в процессе реализации ее истинное значение стало предметом оживленной дискуссии, заставившей Бюро мелиорации во главе с Харланом Барроусом предпринять "совместные исследования бассейна Колумбии". Масштаб исследований определялся их участниками, представлявшими девятнадцать федеральных и одиннадцать штатных организаций, а также тринадцать местных и частных объединений, которым предстояло изучить двадцать восемь проблем5 5. Эти проблемы затрагивали вопросы экономического развития ферм, их размеров и оборудования, контроля землепользования, размещения городов и жилых комплексов, транспортных средств, нужд рекреации, состояния программ и финансирования общественных работ.

Предполагаемые ответы на эти вопросы неоднократно фигурировали при оправдании проекта Гранд-Кули в глазах общественности, а также в описаниях результатов, ожидаемых °т реализации многочисленных аналогичных программ развития речных бассейнов и частично опыта УДТ. Так, аргументы в защиту Управления долины реки Дамодар в Индии содержали Утверждения о том, что "корпорация должна осуществлять и Разрабатывать проекты по орошению, выработке электроэнергии и противопаводковой защите. Помимо этих трех основных Целей, корпорация будет содействовать развитию судоходства, облесения, здравоохранения, промышленности, экономики, а также повышению всеобщего благосостояния жителей долины"56.

Наиболее принципиально различие между инженерными сооружениями, запланированными и созданными с единственной целью получения чистого дохода, как, например, при выработке электроэнергии или сокращении ущерба от наводнений посредством регулирования водного режима, и инженерными сооружениями, призванными содействовать коренным изменениям в уровне жизни населения района. В последнем случае учитываются два дополнительных соображения. Прямые прибыли становятся скорее средствами достижения цели, чем самоцелью, а инженерные мероприятия, включая землепользование, — одним из возможных инструментов, использ>-емых для регионального развития. В планы Управления защиты природных ресурсов долины Майами входило серьезное намерение предотвратить дальнейшие потери от наводнений и ста билизировать экономику. Однако в них не предусматривались какие-либо изменения в размещении городов или в характере городских поселений, расположенных в бассейне: поставленные цели достигались исключительно за счет обеспечения противопаводковой защиты. Но после создания УДТ контроль за наводнениями, а такж<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...