Выбор и проверка сечений проводов и кабелей по условиям нагрева
Проверка сечений воздушных линий по условиям нагрева производится обычно только для послеаварийных режимов, когда линии сильно перегружены. В нормальных режимах такая проверка обычно не делается, так как сечения, выбранные по условиям экономической целесообразности как правило, значительно выше сечений, допустимых по нагреву. При этом проверка состоит в сравнении тока перегрузки с током, являющимся для данного сечения допустимым. Кабельные линии, а также проводки, выполненные в трубах, обязательно проверяются по нагреву. Более того, поскольку из-за высокой стоимости кабельной продукции экономически целесообразные сечения получаются маленькими, то нагрев токоведущих частей часто является главным фактором, определяющим выбор сечения. Поэтому сечение таких линий часто выбирается именно по условиям нагрева, а если даже оно и выбрано по другим условиям, то по нагреву обязательно проверяется. При этом в зависимости от условий прокладки и температуры окружающей среды в табличные значения допустимых токов необходимо вводить поправочные коэффициенты. Защита от коротких замыканий и перегрузок линий низкого напряжения (до 1000В), а также электроприемников, которые по этим линиям получают питание, обычно осуществляется совместно, то есть одним и тем же простейшим защитным устройством (предохранителем или автоматическим воздушным выключателем). Защитные характеристики таких устройств не регулируются или регулируются в небольших пределах, поэтому для обеспечения надежной защиты необходимо сечение линий выбирать совместно с выбором защитного аппарата. Перед решением задач такого типа рекомендуется изучить [3,с.104…116].
ЗАДАЧА 6.1. Проверить по условиям допустимого нагрева выбранные в задаче 4.5 сталеалюминиевые провода в нормальном режиме и в послеаварийных режимах, возникающих после отключения одной из цепей двухцепных линий. Температура воздуха в наиболее жарком месяце составляет РЕШЕНИЕ. Находим допустимые значения токов для выбранных сечений [1,табл.П.9] при температуре воздуха Линия А-1 (выбран провод АС-240/39): Линия 1-2 (выбран провод АС-120/19): В нормальном режиме по каждой цепи линии А-1 протекает ток 197А. а по каждой цепи линии 1-2 - ток 89А. Эти токи значительно меньше допустимых значений. При отключении одной из цепей линии А-1 или линии 1-2 ток в цепи, оставшейся в работе, удвоится, то есть:
Эти токи также не превышают допустимых значений. Следовательно, провода, выбранные в задаче 4-5, удовлетворяют условиям нагрева как в нормальном, так и в послеаварийном режимах.
ЗАДАЧА 6.2. Проверить по условиям допустимого нагрева сечения кабельных линий, выбранных в задаче 4.2. Кабели имеют бумажную пропитанную изоляцию и алюминиевую оболочку. Прокладываются в земляной траншее с расстоянием между параллельными кабелями 200мм. Температура почвы РЕШЕНИЕ. Токи, протекающие по кабелям в нормальном режиме, а также сечения кабелей берём по данным задачи 4.2:
В соответствии с [3,табл.П2.6] максимально допустимая температура жил кабелей составляет
По [3,табл.П.2-9] определяем поправочный коэффициент на прокладку двух кабелей в одной траншее (для линий А-1 и 1-2) Затем определяем допустимые нагрузки с учётом поправочных коэффициентов:
Эти токи больше, чем токи, протекающие по кабелям, следовательно, в нормальном режиме выбранные сечения удовлетворяют условиям допустимого нагрева. Для проверки условий нагрева в послеаварийных режимах определяем коэффициент загрузки кабелей в режиме, предшествующем аварии, то есть в нормальном:
В послеаварийном режиме оставшийся в работе кабель линии А-1 не может быть перегружен, так как для него Токи, протекающие в послеаварийном режиме по оставшемуся в работе кабелю по сравнению с нормальным режимом, удваиваются, то есть:
Поскольку 399 > 258 и 269,6 > 240, то условия допустимого нагрева в послеаварийных режимах не выполняются, и сечение кабелей необходимо увеличивать. Для этого определяем приведённую нагрузку кабелей с учётом поправочного коэффициента на температуру окружающей среды и коэффициента возможной перегрузки:
Для линии 1-2 выбираем сечение Выбираем сечение Проверяем коэффициент загрузки в нормальном режиме: Здесь ЗАДАЧА 6.3. Асинхронный двигатель привода вентилятора мощностью 14 кВт, 380/220 В,
РЕШЕНИЕ. Определяем номинальный По [5,табл.24-3] выбираем автоматический выключатель АП-50 с комбинированным расцепителем. В качестве номинального тока расцепителя выбираем ближайший ток, больший номинального тока двигателя, то есть В зоне перегрузки расцепитель срабатывает при токе 1,251 Проверяем ток срабатывания электромагнитного расцепителя по условиям кратковременной перегрузки (пуск двигателя).
Для выбора сечения кабеля приводим рабочий ток двигателя к температуре то есть допустимый ток выбранного сечения должен быть не менее 28 А. Здесь
Исходя из двух этих условий по [3,табл.П.2-2] выбираем сечение провода
ЗАДАЧА 6.4. К силовому щиту подключены четыре асинхронных двигателя (параметры двигателей даны в таблице). По условиям технологии все двигатели могут одновременно находиться в работе. Пуск двигателей лёгкий. Самозапуск не предусмотрен. Определить по условиям допустимого нагрева сечение кабельной линии, питающей щит. Линия прокладывается по воздуху. Температуру воздуха принять РЕШЕНИЕ. Определяем рабочие токи всех двигателей, а также номинальный и пусковой токи самого крупного двигателя: Для защиты линии выбираем предохранитель типа ПН-2. Определяем номинальный ток плавкой вставки: По [4,табл.6.4] выбираем номинальный ток плавкой вставки
Определяем допустимый ток кабеля по наибольшему току нагрузки: Определяем допустимый ток кабеля по номинальному току плавкой вставки.
По большему из этих токов по [4,табл.7.10] выбираем сечение алюминиевых жил четырёхжильного кабеля РЕГУЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ Одним из основных способов регулирования напряжения является применение на крупных понизительных подстанциях, являющихся центрами нагрузок, устройств РПН (регулирование под нагрузкой), которые позволяют в зависимости от текущего режима непрерывно производить переключение числа витков обмоток трансформаторов без их отключения и поддерживать тем самым необходимый уровень напряжения на шинах низшего напряжения этих подстанций [1,с.205-210]. При этом в соответствии с принципом так называемого «встречного регулирования» в часы наибольших нагрузок на шинах низшего напряжения поддерживается напряжение, на 5...10% выше номинального. При снижении нагрузки его постепенно снижают, доводя до величины на 0...5% выше номинального значения. При таком законе регулирования в центре нагрузок напряжение на шинах большинства электроприемников удается удерживать в рамках, предписываемых стандартом, во всех режимах без применения каких-либо дорогостоящих средств. Серийные устройства РПН, встраиваемые в трансформаторы, имеют определенный диапазон регулирования, и при расчете необходимо проверять достаточность этого диапазона для обеспечения встречного регулирования во всех режимах, включая и послеаварийные. На цеховых подстанциях промышленных предприятий и на внутриквартальных подстанциях систем электроснабжения городов используют трансформаторы с устройствами ПБВ (переключение без возбуждения). Они позволяют производить редкие (поскольку это связано с необходимостью отключения трансформатора) переключения обмоток, подстраиваясь под сезонные изменения нагрузки. Расчет такого регулирования сводится к определению наивыгоднейшего ответвления, обеспечивающего (при условии встречного регулирования в центре нагрузок) соответствие стандарту напряжения у потребителей независимо от суточных колебаний нагрузки. В отдельных случаях, когда потребители находятся на значительном удалении, или когда питающие линии сильно перегружены, рассмотренных мер становится недостаточно, и для регулирования напряжения используют устройства поперечной или продольной компенсации. При поперечной компенсации компенсирующие устройства уменьшают реактивную мощность, текущую по питающим линиям. Поэтому уменьшается потеря напряжения, и напряжение у потребителя возрастает. Расчет такого способа регулирования сводится к определению необходимой мощности компенсирующих устройств. При продольной компенсации компенсируется реактивное сопротивление питающей сети, что также приводит к уменьшению потери напряжения и возрастанию напряжения у потребителя. При выборе установок продольной компенсации рассчитывается их мощность, реактивное сопротивление, а также падение напряжения.
В линиях большой протяженности напряжением 110 кВ и выше в первые годы эксплуатации, пока их нагрузка невелика, иногда возникает режим, при котором за счет генерации реактивной мощности самой линией напряжение в конце линии значительно больше, чем в начале. Чтобы обезопасить электрооборудование приемной подстанции от перенапряжений, на конце таких линий устанавливают шунтирующие реакторы, которые, нагружая линию реактивной мощностью, создают в ней дополнительную потерю напряжения. При расчете таких режимов необходимо определить напряжения в конце линии при суточных изменениях нагрузки и сравнить их с допустимыми значениями. ЗАДАЧА 7.1. На понизительной подстанции 110/6 кВ установлены 2 трансформатора ТМН-6300/110 с пределами регулирования напряжения 115+9×1,78%/6,6 кВ. Нагрузка подстанции в режимах наибольших и наименьших нагрузок составляет РЕШЕНИЕ. Составляем схему замещения подстанции. Параметры схемы замещения берём из задачи 1.6. Рассматриваем данную подстанцию, как участок сети. Так как по условию задачи задано напряжение в начале участка и нагрузка в конце, то вторичное напряжение подстанции определяем на основе выражения: Отсюда: или Вторичное напряжение подстанции Исходя из принципа встречного регулирования напряжения желаемые величины напряжений на шинах 6 кВ подстанции составляют:
Определяем расчётные значения напряжений регулировочных ответвлений. здесь Определяем номера регулировочных ответвлений: Здесь
Полученные значения
Делаем проверку. Определяем для этих ответвлений коэффициенты трансформации: Находим действительные напряжения, которые будут на стороне низшего напряжения подстанции при работе трансформаторов на этих ответвлениях:
ЗАДАЧА 7.2. На понизительной подстанции установлены два трансформатора ТМН-2500/110. Номинальное низшее напряжение подстанции 10кВ. Расчётные нагрузки подстанции в режимах наибольшей и наименьшей нагрузки составляют:
Оценить достаточность диапазона регулирования напряжения трансформаторов, исходя из требований встречного регулирования, если на шинах высшего напряжения подстанции в режиме наибольших нагрузок поддерживается 104,2 кВ; в режиме наименьших нагрузок 116 кВ, а в наиболее тяжелом послеаварийном режиме 94,2 кВ.
РЕШЕНИЕ. Составляем схему замещения подстанции:
Номинальные данные трансформаторов берём из [1,табл.П.7]:
Пределы регулирования: +10×1,5%; -8×1,5%. Определяем параметры схемы замещения подстанции:
Производим расчёт для режима наибольших нагрузок. Мощность в начале схемы замещения трансформатора:
Напряжение на шинах низшего напряжения, приведённое к высшему: Желаемое напряжение на шинах 10 кВ: Расчётное значение напряжения регулировочного ответвления: Относительная величина ступени регулирования: Номер регулировочного ответвления: Так как номер ответвления может быть только целым числом, то полученное значение округляем до ближайшего меньшего целого числа, то есть принимаем Определяем коэффициент трансформации для этого ответвления: Находим действительную величину напряжения на шинах низшего напряжения:
Производим аналогичный расчёт для режима наименьших нагрузок:
Принимаем Продолжаем расчёт для этого режима:
Расчёт для послеаварийного режима произведём при условии наибольших нагрузок: Самое последнее ответвление у трансформаторов в сторону уменьшения высшего напряжения - это ответвление Коэффициент трансформации трансформаторов на этой ступени: При этом коэффициенте напряжение на шинах низшего напряжения подстанции составит: а по условиям встречного регулирования в режиме наибольших нагрузок требуется поддерживать 10,5 кВ.
ЗАДАЧА 7.3. На понизительной подстанции 220/110/35 кВ установлены 2 автотрансформатора АТДЦТН-200000/220/110. На стороне среднего напряжения автотрансформаторов имеются устройства РПН с диапазоном регулирования ±6×2%. Нагрузка подстанции на шинах 110 кВ в режиме наибольших нагрузок На шинах 35 кВ соответственно Напряжение на шинах 220кВ в этих режимах составляет Оценить достаточность диапазона регулирования напряжения автотрансформаторов и определить напряжения, которые будут в этих режимах на шинах 35 кВ. Параметры автотрансформатора и его схемы замещения взять из задачи 1.8. РЕШЕНИЕ. Составляем схему замещения подстанции и определяем её параметры. Так как по условию, на подстанции имеется 2 автотрансформатора, то параметры сопротивлений схемы замещения подстанции определяем путём деления на 2 соответствующих сопротивлений автотрансформатора:
Производим расчёт для режима наибольших нагрузок. Начинаем с расчёта потокораспределения:
Определяем напряжения на шинах СН и НН, приведённые к высшему напряжению. Расчётное значение напряжения регулировочного ответвления находим, исходя из выражения для желаемого коэффициента трансформации:
Определяем номер регулировочного ответвления: Определяем напряжение на шинах 110 кВ, соответствующее этому ответвлению: Повторяем расчёт для режима наименьших нагрузок. Рассчитываем потокораспределение:
Рассчитываем напряжения:
Определяем номер регулировочного ответвления:
Так, как устройство РПН установлено на стороне 110 кВ, то есть на той же стороне, где по условию задачи требуется регулировать напряжение, то в качестве номера регулировочного ответвления выбираем ближайшее большее целое число n=-3 и определяем действительное напряжение на шинах 11О кВ в режиме наименьших нагрузок: Таким образом, диапазон регулирования достаточен для обеспечения на стороне 110 кВ заданных напряжений. Определяем напряжения на шинах 35 кВ:
ЗАДАЧА 7.4. Цеховая двухтрансформаторная подстанция 10/0,4 кВ питается от шин ГПП по двухцепной радиальной кабельной линии с сопротивлением
Определить наивыгоднейшее ответвление, на котором должны работать трансформаторы, а также напряжения, которые при этом будут на шинах 0,4 кВ, если на шинах 10 кВ ГПП в этих режимах поддерживается напряжение РЕШЕНИЕ. Составляем схему замещения данного участка сети. Параметры схемы замещения линии заданы, параметры схемы замещения подстанции определяем, исходя из параметров трансформаторов [1,табл.П.6]:
Производим расчёт режима при наибольшей нагрузке подстанции: Рассчитываем режим при наименьшей нагрузке подстанции:
В соответствии с ГОСТ 13109-87 отклонения напряжения в сети 0,4 кВ не должны превышать Определяем расчётную величину напряжения ответвления и номер наивыгоднейшего ответвления: Принимаем Находим напряжения и отклонения напряжения на шинах 0,4 кВ подстанции в режимах наибольших и наименьших нагрузок при работе на данном ответвлении: Отклонение
Отклонение
ЗАДАЧА 7.5. Трансформатор ТМ-630/10, имеющий устройство ПБВ с ответвлениями Определить наивыгоднейшее ответвление, а также вторичные напряжения при работе на этом ответвлении, если в начале линии в режимах наибольших и наименьших нагрузок поддерживаются напряжения соответственно 10,63 кВ и 10,26 кВ. РЕШЕНИЕ. Составляем схему замещения рассматриваемого участка сети. Параметры линии берём из задачи 1.1,параметры трансформатора из [1,табл.П.6]:
Производим расчёт режима наибольших нагрузок:
Повторяем расчёт для режима наименьших нагрузок:
Желаемое напряжение на шинах 0,4 кВ определим, как среднеарифметическое его наибольшего и наименьшего допустимых значений. Теперь находим расчётную величину напряжения ответвления и номер наивыгоднейшего ответвления: Принимаем ближайшее целочисленное значение Определяем действительные напряжения на шинах 0,4 кВ в режимах наибольших и наименьших нагрузок. ЗАДАЧА 7.6. При работе сети 110 кВ в наиболее тяжёлом послеаварийном режиме на шинах 10 кВ одной из понизительных подстанций при её наибольшей нагрузке удаётся поддерживать напряжение (исп
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|