Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 6. Культурно-образовательная и рекреационная работа музеев.

В современном мире велико значение музея как социокультурного института, ориентированного на просвещение, образование его посетителей. В конце XIX – начале XIX в. происходило активное развитие исследовательской работы в области изучения музейного посетителя, что приводило к формированию нового направления в музейной деятельности – музейной социологии. Она изучает закономерности развития музея как социального института и его взаимоотношения с обществом. Основной объект изучения данной отрасли – музейная аудитория – общность людей, на которых направлено воздействие музея. Исследование музейной аудитории началось в конце XIX–начале XX в. и в России, и за рубежом. Именно в этот период формировалась новая тенденция создания музейных экспозиций с учётом интересов и восприятия материала музейной аудиторией. Один из первых значение посетителя как потребителя музейной информации подчеркнул Б. Джилмен в 1916 г. О роли посетителя в музее говорится в трудах П. А. Флоренского, Н.Ф. Фёдорова, О. Нейрата, А. Бакушинского, И. Забелина и других.

Всплеск интереса к музейной аудитории в России произошёл в 20–30-е гг. XX в., что было связано с развитием социологических и психологических наук, изменением состава и ростом численности посетителей музея. В последующие годы партийно-идеологические установки, с одной стороны, сузили социологические исследования до изучения организованных групповых экскурсий, выработали определённые штампы в работе музея, а с другой – сформулировали типологию музейной аудитории, скоординировали и направили деятельность специалистов-экскурсоводов, методистов, отвечающих за проведение работы с посетителями. В начале 90-х гг. XX в. в связи с произошедшими изменениями в общественной жизни страны появилась необходимость решения актуальных социальных и экономических задач, повышения эффективности музейной деятельности. В этот период изучались социально-демографические признаки, среди которых особое место отводилось образовательному фактору, как основному в отношении к музею и его деятельности. На современном этапе социологические исследования стали важным инструментом повышения эффективности музейной деятельности. Так, создание новых экспозиций невозможно без оценки восприятия аудиторией экспозиционного материала. Менеджмент и маркетинг современного музея основывается на информационно-рекламной ориентации человека в формировании мотивированного желания стать посетителем музея. В музейной социологии применяются следующие методы исследований: 1) объективные, то есть фиксация реакций посетителей музея (время осмотра, маршрут, речевые комментарии и так далее); 2) субъективные, то есть опросы посетителей. В музейно-социологической практике используются различные способы сбора информации: – наблюдение (научное наблюдение, включенное наблюдение, экспериментальное наблюдение); – опрос и интервью (к опросу относят и анкетирование); – анализ документальных источников, статистики.

Изучением музейной аудитории и выработкой практических рекомендаций занимается и музейная педагогика. Становление музейно-педагогической мысли происходило в период, когда наблюдалось широкое движение за народное образование, что позволило по-новому взглянуть на музей, сделав его одной из составляющих процесса образования. Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX в. в Германии. Его разработка была связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя. Немецкими учеными были разработаны и внедрены в практику музейно-педагогические термины, методики и специальные образовательные программы. (Так, Г. Фройденталь впервые употребил термин «музейная педагогика» в 1931 г.). В России широко были известны труды немецких учёных, они послужили основой для самостоятельных исследований Н.И. Романова, Ф.И. Шмита, А.В. Бакушинского. Особой популярностью пользовались идеи философа Н. Фёдорова, который видел в музее институт социальной памяти, считал что «музей образовывает душу». Если вначале музейная педагогика ориентировалась на работу со школьниками, то уже в 60 – 70-е гг. встал вопрос об интеграции музееведения и педагогики, переосмысливания термина с учётом современных тенденций.

На современном этапе развития музея как социокультурного пространства расширяется понятие музейной педагогики. Музейная педагогикаэто междисциплинарная область научного знания, формирующаяся на основе музееведения, педагогики и психологии с привлечением дисциплин, соответствующих профилю музея и построенная на его основе конкретная практическая деятельность, направленная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды. Основные направления музейной педагогики следующие: 1) разработка образовательной концепции музея; 2) изучение музейной аудитории; 3) разработка культурных и образовательных программ и проектов для отдельных категорий музейных посещений; 4) создание и внедрение в практическую деятельность новых музейно-педагогических технологий на отдельные категории музейной аудитории; 5) взаимодействие с организациями и учреждениями; 6) изучение традиционных и разработка новых форм работы с музейной аудиторией; 7) обобщение и изучение опыта воспитательной и образовательной деятельности музеев и совершенствование научно-методических рекомендаций; 8) включение нематериального наследия в культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации.

Культурно-образовательная деятельность – это одно из ведущих и активно развивающихся направлений музейной работы. На современном этапе сложился широкий спектр форм культурно-образовательной деятельности музеев. Так, специалисты-музееведы выделяют 10 базовых форм: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (вечер, театрализованное представление), праздник, историческая игра. При смене образовательной модели музея появляются и новые формы работы. Так, в последние десятилетия большой популярностью стали пользоваться музейные праздники: исторические, этнографические, литературные, фольклорные и другие. Кратко охарактеризуем перечисленные формы работы музея с аудиторией. Экскурсия являет собой пример одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-образовательной деятельности музея. Одной из главных ее особенностей является динамичность. К числу традиционных и, более того, наиболее ранних по времени возникновения форм принадлежит лекция. Во многих музеях лекции в качестве формы общения с аудиторией начали использоваться раньше, чем экскурсии. Важным требованием к лекции является использование музейного предмета в качестве атрибута. Во многих музеях работают постоянные лектории. Консультациятрадиционная форма, практически единственная, имеющая индивидуальный характер (идет ли речь о консультациях в экспозиции или в научных отделах музея). Эта форма никогда не имела значительного распространения, хотя и не исчезала из музея. Представляется, что она очень перспективна в связи с тенденцией увеличения в музеях индивидуальных посетителей, осматривающих экспозицию без экскурсовода. Но, к сожалению, пока консультант в залах отечественного музея – достаточно редкое явление, тогда как во многих зарубежных с таким специалистом (главным образом – волонтером) посетитель встречается часто. Научные чтения (конференции, сессии, заседания) также относятся к числу классических, традиционных форм, возникших в период становления культурнообразовательной деятельности музея. Они являются средством «публикации» и обсуждения группой компетентных лиц результатов проводимых музейными сотрудниками исследований, способом установления и развития контактов с научной общественностью. Обычно они проводятся в одно и то же время, часто приурочиваются к юбилейным датам, посвящаются памяти той или иной личности, а иногда – итогам деятельности за год. Перечисленные базовые формы предполагают главным образом пассивное участие аудитории. На включение людей в активную деятельность направлены клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина). Клуб как центр общения людей, объединенных общим интересом, осуществляет свою деятельность главным образом путем самоорганизации. Деятельностью его руководит, как правило, избранный членами клуба Совет, в который входят научные сотрудники музея. В отличие от клуба, кружок объединяет чаще всего небольшую группу детей, которые работают под руководством музейного сотрудника. Студия чаще всего используется в художественных музеях. Это форма, близкая к кружку, предусматривает эстетическое развитие детей или взрослых и направлена на формирование навыков художественного творчества и мастерства. Конкурсы, олимпиады, викторины, связанные с тематикой музея, также относятся к тем формам культурно-образовательной деятельности, которые являются средством выявления активности аудитории, объединения знатоков и приобщения их к работе музея. Эти соревнования организуются таким образом, чтобы максимально приблизить посетителей к музейным коллекциям: задания предполагают не только знание фактов, но и экспозиций, памятников, отдельных видов исторических источников. К комплексным формам работы с аудиторией относят: музейный праздник, музейную игру, тематические мероприятия, цикловые формы, программы. Внедрение музейного праздника в сферу культурно-образовательной деятельности музея обычно относят к 1980-м гг. С этого времени стали проводится фольклорные, календарные, праздники ремесел, литературные, военно-исторические. Общность и новизна заключаются в неформальной атмосфере праздничности (что отличало эту форму от прежних церемоний), в эффекте личной

причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа, применению особой атрибутики. Праздники выступают и в качестве специфической формы сохранения и бытования культурного наследия. К праздникам очень близка музейная игра. Становление этой формы за рубежом относится к 1970-м гг. Распространенный пример музейных игр – историческая игра. Особенность исторической игры в том, что она вся построена на ролевом поведении ее участников, дает возможность погружения в прошлое, опыт непосредственного соприкосновения с историческими реалиями. Она столь же перспективна, сколь и сложна по исполнению, ибо требует многих компонентов: специального пространства, атрибутов (включая костюмы), хорошо подготовленного, обладающего актерскими способностями руководителя, желания и способности аудитории включиться в игру, принять ее условия. Сочетание различных базовых форм работы с посетителями музея образует комплексные формы. К числу таковых относится тематическое мероприятие. Это, как правило, разовая акция, посвященная какой-либо конкретной теме, событию, лицу, которая может включать экскурсию и встречу с интересным человеком, лекцию и концерт. Сейчас музеи обычно стремятся обозначить такое мероприятие привлекательным для посетителей названием. Цикловые формы дают возможность ориентироваться на постоянную аудиторию. Причем в музейной практике наметилась тенденция строить циклы не только на основе какой-либо одной формы (экскурсионный абонемент или лекторий), но и объединять в них разные жанры. Сейчас в музейную терминологию внедряется такое понятие, как программа, наиболее часто используемое зарубежными коллегами для обозначения музейного события, которое имеет длительную временную протяженность (до нескольких лет) и осуществляется с помощью различных форм музейной коммуникации (например, досуговые программы).

Экскурсионная деятельность в музее.

«Экскурсия (от лат. поездка) – коллективное или индивидуальное посещение достопримечательных мест, музеев и т.п. в учебных или культурно-просветительских целях под руководством экскурсовода». «Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т.д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью». Экскурсионное дело в России берет свое начало с развития школьных экскурсий. Первые сведения о проведении экскурсий для детей относятся ко второй половине XVIII в., когда передовые педагоги высказывались о целесообразности организации для детей прогулок на природу. Этому способствовали переведенные на русский язык произведения известного чешского педагога Яна Амоса Коменского, который отводил важное место наглядности и предметности в системе обучения и воспитания.

Современная классификация экскурсий сложилась в 1970-е гг.

 

по содержанию по составу участников по месту проведения по способу передвижения по форме проведения
1. Обзорные; 2. Тематические: - исторические; -историко-революционные; - военно-исторические; - производственные; - природоведческие; - искусствоведческие; - литературные; - архитектурно-градостроительные - для взрослых граждан (сборных групп всевозможных организаций, студентов, профессиональных групп и др.); - для детей различных возрастов (дошкольников, младших школьников, школьников среднего и старшего возрастов); - для местных жителей; - для иногородних; - для иностранцев. - городские; - загородные; - производственные; - музейные; - в культовых сооружениях и монастырях.   - автобусные; - пешеходные; - комбинированные; - обычные экскурсии; - учебные; - экскурсии-массовки (сейчас практически не проводятся); - экскурсии-прогулки; - экскурсии-концерты.  

Функции экскурсии: 1) ф. научной пропаганды (экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий); 2) Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. 3) Функция организации культурного досуга. 4) Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов.

Основные требования к экскурсии: 1) научность; 2) её тематичность; 3) актуальность (связь с жизнью); 4) наглядность, приоритет зрительных впечатлений; 5) адресность, применение дифференцированного подхода к группе. Требования к экскурсоводу: 1) владение темой; 2) умение экскурсовода осуществлять контакт с группой; 3) владение вопросно-ответным методом, который позволяет поддерживать эффект диалога на всем протяжении экскурсии; 4) Основой общения в музее является экспонат, вокруг которого и строится диалог. Поэтому от экскурсовода требуется умение владеть приемами показа и рассказа, всячески подчеркивая приоритет предмета. 5) Хотя рассказ имеет подчиненное показу значение, важнейшим критерием оценки мастерства экскурсовода является его речь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...