Обеспечение содержания дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ……. 4
1.1. Цель дисциплины ……………………………………………. ………….. 4
1.2. Учебные задачи дисциплины ……………………………….. …………… 4
1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО ……………………………… 4
1.4. Требования к результатам освоения содержания дисциплины ………… 4
1.5. Форма контроля ……………………………………………………………. 5
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………….. 8
2.1. Содержание разделов дисциплины ………………………………………. 8
2.2. Обеспечение содержания дисциплины ………………………………….. 13
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ………………… 19
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………… 19
4.1.Рекомендуемая литература …………………………………………….. 19
4.2.Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других
электронных информационных источников …………………………………….. 24
4.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины …………………. 24
V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ……………………………….. 25
5.1.Вопросы к экзамену …………………………………………………… 25
5.2. Примеры тестов для контроля знаний ………………………………….. 26
VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ………………………………….. 32
VII. ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………. 34
Приложение 1………………………………………………………………………… 35
Приложение 2………………………………………………………………………… 39
Приложение 3 ………………………………………………………………………… 40
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Цель дисциплины — политическая социализация студентов Университета, обеспечение политического аспекта подготовки высококвалифицированного специалиста в области юриспруденции на основе достижений современной мировой и отечественной политической мысли.
1.2. Учебные задачи дисциплины :
- выработка у студентов навыков и умений по применению в практической деятельности полученных знаний;
- изучение институтов конституционной экономики во взаимосвязи и взаимодействии между собой и с нормами и институтами трудового, жилищного, семейного административного, финансового и других отраслей российского законодательства.
- изучение студентами базисных теоретических положений конституционного права и отраслей права, обеспечивающих функционирование экономики страны.
- формирование способностей юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
- привитие навыков ориентации в системе нормативных правовых актов, самостоятельной работы с учебными пособиями, научной литературой и материалами судебной практики;
- формирование основных общекультурных и профессиональных компетенций, направленных на овладение культурой мышления, способностью логически мыслить, анализировать, обобщать и оценивать государственно-правовые и экономико-правовые события и процессы.
1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Конституционная экономика» относится к циклу Б-3 ООП. Она логически связана с другой дисциплиной данного цикла — «Конституционное право»
Изучение учебной дисциплины «Конституционная экономика» осуществляется одновременно с изучение дисциплин «Гражданское право», «Жилищное право», «Семейное право» и призвана обеспечить не только приобретение знаний по указанным дисциплинам, а также закрепление основ применения норм материального права при защите законных интересов граждан.
1.4. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В процессе изучения дисциплины «Конституционная экономика» студент овладевает следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:
ОК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем и профессионального правосознания;
ПК-5: способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
ПК-6: способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
ПК-7 владеет навыками подготовки юридических документов;
ОК-8 способен использовать основные положения и методы социальных гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
ПК-16: способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;
ПК-17: способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне;
ПК-19: способен эффективно осуществлять правовое воспитание.
В результате изучения дисциплины «Конституционная экономика» обучающийся должен:
Знать:
· социальную значимость своей будущей профессии(
· 0ОК-1)
· основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8)
Уметь:
· преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17)
· использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8)
· давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16)
· эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19)
Владеть:
· культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5)
· нетерпимым отношением к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6)
1.5. Формы контроля:
Контроль за освоением дисциплины осуществляется в каждом дисциплинарном разделе.
Рубежный контроль: тестирование по отдельным темам дисциплины.
Промежуточная аттестация в IV семестре — зачёт
Промежуточная аттестация в V семестре — экзамен в письменной форме.
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Финансовое право» осуществляется в соответствии с Приложением 1.
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов дисциплины
№№ п/п
| Наименование раздела дисциплины (тема)
| Трудоем-кость
(часы/
Зач. ед.)
| Содержание
| Формируемые
компетенции
| Результаты освоения
(знать, уметь, владеть)
| Образова-
тельные
техноло-
гии
|
| Конституционная экономика как научное направление.
|
| Научно-практическое направление на стыке экономики и конституционализма, описывающее и анализирующее взаимное влияние правовых и экономических факторов при принятии государственных решений, которые затрагивают экономические и социальные права, гарантированные в Конституции, а также взаимоотношения проблем применения Конституции со структурой и функционированием экономики. Вопросы применения конституционной экономики не могут быть осознаны со всей полнотой, если не будут учтены особенности конкретного этапа исторического процесса и времени, когда такие вопросы поставлены. Конституционная экономика отражает всевозрастающее понимание, что решение проблем государственного регулирования экономики нужно находить исходя не только из экономической целесообразности, но и из реалий конституционной структуры государства.
| ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ПК-16, ПК-17, ПК-19.
| Знать: Основные задачи, стоящими перед гражданскими судами при защите прав и интересов субъектов материального права.
Уметь: разбираться в законах и подзаконных актах.
Владеть: правовыми определениями.
| Лекция, семинар, доклады.
|
| Государство и конституция.
|
| Представления о конституции были разработаны раньше, но они вращались в основном вокруг вопросов о рациональном устройстве государственной власти в, соответствии с понятиями демократии и справедливости. Но даже в этом ограниченном понимании основные законы не привились в древних государствах.
| ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ПК-16, ПК-17, ПК-19.
| Знать: Понятие и запоминание производств в гражданском процессе и источников гражданского процессуального права.
Уметь: разбираться в законах и подзаконных актах.
Владеть: правовыми определениями, юридическими понятиями и категориями.
| Лекции, семинар.
|
| Теория разделения властей.
|
| Политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга. Положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.
| ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ПК-16, ПК-17, ПК-19.
| Знать: Понятие и запоминание оснований отвода состава суда, порядок разрешения заявлений об отводе.
Уметь: разбираться в законах и подзаконных актах.
Владеть: правовыми определениями, юридическими понятиями и категориями.
| Лекция, семинар, письменное домашнее задание, эссе.
|
| Конституция и вопросы собственности.
|
| Связывает самостоятельное решение населением вопросов местного значения с самостоятельным владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью. И это оправданно, поскольку никакая самостоятельность действий и решений невозможна без имущественной базы. В сущности, важнейшую содержательную сторону решений, связанных с обеспечением интересов жителей городов и сел, составляют именно отношения собственности. Реальность местного самоуправления обеспечивается, во-первых, наличием в руках субъектов самоуправления собственности, во-вторых, эффективным участием органов самоуправления в определении ее пообъектного состава и, в-третьих, обеспечением правового статуса этой собственности как таковой.
| ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ПК-16, ПК-17, ПК-19.
| Знать: Понятие подведомственности и подсудности дел суду общей юрисдикции.
Уметь: Определять подведомственность и подсудность дел.
Владеть: правовыми определениями, юридическими понятиями и категориями
| Лекция, семинар, письменное домашнее задание — решение задач, подготовка рефератов.
|
| Конституционно-правовой статус центральных банков.
|
| С принятием на всенародном референдуме Конституции Российской Федерации 1993 г. в российском праве получила закрепление абсолютно новая для него концепция — концепция независимого центрального банка. Впервые в российской истории п. 2 ст. 75 Конституции России закрепил, что Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) в своей деятельности по защите и поддержанию стабильности рубля «независим от других органов государственной власти».
| ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ПК-16, ПК-17, ПК-19.
| Знать: Понятие и определение участия заинтересованных лиц в разбирательстве в гражданском процессе.
Уметь: ориентироваться в законодательстве.
Владеть: правовыми определениями, юридическими понятиями и категориями
| Лекция, семинар, письменное домашнее задание: решение задач, доклады.
|
| Конституционная экономика и государственный бюджет.
|
| Конституционная экономика представляет собой межотраслевые знания о том, в какой мере конституционные нормы и принципы влияют на принятие политическими органами государства важнейших экономических решений, облекаемых в форму нормативных актов.
| ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ПК-16, ПК-17, ПК-19.
| Знать: Понятие и использование в практике различных форм представительств.
Уметь: ориентироваться в законодательстве.
Владеть: правовыми определениями, юридическими понятиями и категориями
| Лекция, семинар, письменное домашнее задание, эссе.
|
| Национальная система контроля и государственный аудит.
|
| Государственный аудитор должен глубоко разбираться во всех государственных вопросах, чтобы не только пресекать казнокрадство, но и суметь определить, какие из расходов являются «ненужными и напрасными», говоря современными словами, неэффективными.
| ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ПК-16, ПК-17, ПК-19.
| Знать:
Что такое государственный аудит.
Уметь: определить, какие из расходов являются неэффективными.
Владеть: правовыми определениями, юридическими понятиями и категориями
| Лекция, семинар, письменное домашнее задание, групповые дискуссии.
|
| Международные интеграционные процессы и конституционная экономика.
|
| Понятие обеспечительных мер в гражданском процессе. Основания для применения обеспечительных мер. Виды обеспечительных мер. Обеспечение иска в гражданском процессе.
| ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ПК-16, ПК-17, ПК-19.
| Знать:
Понятие обеспечительных мер, значение их применения в практике.
Уметь: ориентироваться в законодательстве.
Владеть: правовыми определениями, юридическими понятиями и категориями
| Лекция, семинар, письменное домашнее задание — решение задач, доклады.
|
Обеспечение содержания дисциплины
Воспользуйтесь поиском по сайту: