Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Самооценочные представления во время оценивания выполнения задания





От оценки своих способностей должно также зависеть, какие мысли и чувства со­провождают работу над заданием и преобладают после ее завершения. Эти мысли не релевантны заданию, ибо непосредственно не вносят вклада в решение задания. Если они состоят из сомнений по поводу своих способностей справиться с задани­ем, то могут вызывать повышение эмоциональности и, в частности, страх перед неуспехом (Wine, 1971, 1982). Такого рода данные мы подробно представили в главе 7. Здесь же мы упомянем лишь несколько исследований, которые показыва­ют, что людям, которые низко оценивают свои способности или ориентируются на избегание неуспеха, чаще приходят в голову нерелевантные заданию и отвлекаю­щие от работы мысли.

Шраугер (Shrauger, 1972) просил своих испытуемых решать задачу либо в оди­ночестве, либо перед лицом аудитории. В последнем случае страх перед оценкой со стороны других людей должен возникать прежде всего у испытуемых с низкой оценкой своих возможностей и ухудшать их результаты. И действительно, в при­сутствии зрителей эти испытуемые делали больше ошибок, чем когда они работа­ли в одиночестве. Для испытуемых же с высокой оценкой своих способностей не было разницы, работали ли они на виду у зрителей или наедине с собой. Представ­ление о своих способностях коррелировало с числом сделанных ошибок лишь в ситуации присутствия зрителей. Хотя самооценочные мысли здесь и не фиксиро­вались, можно предположить, что именно они ухудшили результаты испытуемых в критической ситуации.

Непосредственное подтверждение этому дает исследование Штинсмейера (Stiensmeier, 1985). Здесь также сопоставлялись испытуемые с высокой и низкой оценкой своих способностей. После того как испытуемые сталкивались с неудачей при решении анаграмм, они должны были выполнить задание на кодирование, а затем ответить на вопросы опросника о мыслях, которые приходили им в голову во время работы над заданием по кодированию. Испытуемые контрольной группы выполняли только задание на кодирование. Результаты показали, что предше­ствующая неудача вызвала увеличение нерелевантных заданию мыслей и, соот­ветственно, большее ухудшение результатов в задании на кодирование лишь у ис­пытуемых с низкой оценкой своих способностей. В контрольной группе различий мзжду результатами испытуемых обеих подгрупп обнаружено не было.



Связь представления о своих способностях с мотивом

Асимметричность вывода о своих способностях после успеха и неуспеха у людей с мотивами достижения успеха и избегания неуспеха привела как Куклу (Kukla, 1972а, Ь), так и Мейера (Meyer, 1973b) к предположению о том, что мотивируемые

успехом люди воспринимают себя как более одаренные, чем мотивируемые неус­пехом. При этом остается открытым вопрос о том, соответствует ли это связанное с мотивом различие представления о своих способностях действительным разли­чиям в одаренности.

Уже довольно долго идут споры о том, считают ли мотивируемые успехом люди свои способности выдающимися, а мотивируемые неуспехом — недостаточными (см.: Heckhausen, 1980, S. 588 и далее и Meyer, 1984 a, b, S. 151 и далее). Вопрос за­ключается прежде всего в том, связаны ли различные типы атрибуции (см. главу 14) с различиями мотивов или же с различиями представления о своих способно­стях. В 8 из 13 релевантных этому вопросу исследований Мейер обнаружил знач и-мую взаимосвязь между мотивом достижения и оценкой своих способностей: мо­тивируемые неуспехом люди считали себя менее способными в соответствующей сфере деятельности.

Многие факты говорят в пользу того, что связь представления о своих способ­ностях с мотивом зависит от использования для измерения мотива той или иной методики. Если для определения мотива избегания неуспеха применяется TAQ (Опросник экзаменационной тревожности) или другой опросник, то мотивация избегания неуспеха, помимо всего прочего, непосредственно определяется через низкую оценку своих способностей (Nicholls, 1984). Это было ясно продемонстри­ровано в корреляционных исследованиях Халиша и Хекхаузена (Halisch, Heck­hausen, 1988; ср. главу 8). Различий в представлениях о своих способностях между обеими Мотивационными группами не возникает лишь в том случае, когда обе Мо­тивационные тенденции измеряются с помощью ТАТ.

 

 

Алфавитный указатель

 

А

агрессивность 50, 112

агрессия 27, 140, 169, 200, 351, 485, 546, 582, 599, 668, 719, 724

активации, теория 184

активации, уровень 719

активация понятие 184

уровень 102, 189, 197-198

альтруизм 443

альтруизма,парадокс 448

апперцепция 61

ассоциативный эквивалент 65

ассоциации сила 65

атрибуции, куб Келли 37, 52

атрибуции, теория 83

атрибуция 514, 615, 622, 627-628, 646, 649, 651, 655, 658-659, 668, 685, 707, 759, 766

асимметрия 656, 680, 713

исследования 668

теории 467, 616, 620, 664, 668, 688, 710, 716

атрибуция ответственности 663

аффекты 688, 695, 703

аффилиации, действия 368 а

аффилиация 50, 77, 443, 549, 561, 577, 605

мотив 388, 425, 546, 599, 602-603, 608, 613

мотивация 546, 569, 598-599

Б

базовые эмоции как рудиментарные системы 134 б

беспомощность 759, 764, 773

исследования 760, 768

теории 760, 768

бихевиоризм 99, 248, 250

близость 351

мотив 546, 572

мотивация 546, 549, 570

боязнь неудачи 380

В

валентность 75, 80, 176, 223, 230, 237, 292, 294, 400, 435, 636, 737

сила 247

валентность (продолжение)

функция 396, 435

Валинса, эффект 199 ВАРС 100-101, 103, 105, 184

власти, мотив 566, 574 власть 27, 77, 140, 351, 443, 487, 519 562, 575, 595, 719

действия 368, 579, 588

источники 578

мотив 579

мотивация 575, 580, 592, 597

объект 595

приобретение 599

влечение 72, 92, 99, 130, 144, 151, 155, 160, 166, 169, 179, 185, 193, 223, 254, 265, 351

индукции теория 275

индукция 265

редукции модель 73

редукции теория 153, 264

редукция 91, 96, 100, 158, 164,

171, 189, 250, 265 сила 156, 164, 167, 178, 180,

184, 250 теории 94, 151, 157, 163, 167, 172, 192 теория 175 теория (Халл) 232

влечения, теория 351

внимание 61, 358, 365, 421, 427, 651

гипотеза 358

внутренние стимулы 193

внушение 306

ностгишютическое 306

возбуждение 98

возбуждения, потенциал 188-189, 191

волеиос действие 66

волевой акт 58, 61, 66, 75, 304, 308

первичный 306

волевые процессы 30, 44, 50, 58, 61,

81, 219, 304

воли, проблема 304

воли, сила 65 воля 29, 54, 304

врожденный запускающий механизм 511

врожденный пусковой механизм 70

выбора риска, модель 350, 386, 674, 688, 699, 709, 713, 731, 740-741, 744, 750

выученная беспомощность 681, 752, 761

Вюрцбургская школа 58, 64, 67, 72

г

гнев 194, 201, 496

годологические понятия 234

групповой отбор 445

д

давление ситуации 47, 77

двигательная реакция 63

двухфакторнаятеория эмоций Шахтера 193, 196

действие 54, 61, 66, 83, 147

инициирование 43

путь 234

результат 296

цель 27, 39

депрессия 761, 764

десенсибилизация 365

детерминирующая тенденция 58, 63-64, 67, 75, 227

деятельность 27 динамическая действия 382, 745

решетка устремлений 120 действия 42, 50, 53, 80

диссонанс83

диссонансакогнитивного редукция 207

диссонанса, редукция 622

доминирование 491, 497

достижения 140, 362, 367, 719

деятельность 81, 147, 148, 669, 688, 710, 722, 737, 776

мотив 39, 81, 148, 168, 361, 369, 372, 385, 388, 416, 419,428, 437, 442, 562, 564, 565, 574, 599, 609, 705,711, 713, 737, 776,782,789

мотивация 84, 217, 367, 372, 375, 394, 439, 563, 598, 599, 606, 739, 769

ситуация 562

Ж

жизненное пространство 235

задания, сложность 723, 739, 762 закон эффекта 88, 93, 153, 250, 254,

259, 260

замещающие действия 245 Зейгарник, эффект 229,.241, 377,

414, 745, 778

И

избеганию, научение 173, 270, 754, 763 избегания, реакции 173 иллюзия контроля 653, 768 инерционная тенденция 80 инстинкт 54, 56, 67, 86, 122-123, 125, 134, 226

дискуссия об инстинктах 69, 90, 124, 153

теории 69

инстинкта, понятие 122, 125, 157 инстинктивное поведение 70 инструментальное(оперантное) обуслов­ливание 57, 98-99, 152, 173, 267,

270, 470

инструментальность 77, 295, 517, 736, 742

модель 294, 731

теории 76, 81, 225, 276, 292, 737

теория (Врум) 300

интеллект 226

иптсракциопизм 127

дискуссия об инерракционизме 109

интроспекция 60, 64, 98, 619

информация

переработка 361, 620, 720, 779

й

Йеркса—Додсона, правило 46,80, 184

К

Катарсис гипотеза 536

каузальная атрибуция 462

каузальные схемы 644, 673

квази потребность 46, 65, 75, 229, 239, 242, 253, 760

классификации, проблема 149

классическое обусловливание 57, 93, 153, 171, 194, 212, 263, 267, 270, 470, 752

ковариация модель 515, 638, 646, 658

принцип 639

когнитивный дефицит 768

диссонанс 193, 205, 622

консумматорная реакция 162

контроль мотивация 628, 665

контроль (продолжение)

над действием 45, 67, 139

над усилиями 427

конфликт 175-176, 248

модель 94, 177, 180, 182

теория 192

конфликтная ситуация 176

критериальные параметры 639

Л

лабораторные исследования 512

латентное научение 253, 263, 268, 271,275

личности и окружения, отношения 118, 126, 143

личности и ситуации, взаимодействие 28,41

личностные диспозиции 33, 67, 111, 382, 475, 481

личность модель 227, 237, 246, 256

локус контроля 669, 684

Лувенская школа 66

м

ментальная хронометрия 63

мета- атрибуция 629

метаволя 62

метамотивация 62

модель выбора риска 28, 79, 80, 225, 276, 284, 295

модель ожидаемой ценности 28, 41, 553

моральность цели 585

мотив 26, 30, 35, 38, 49, 51, 54, 108, 115,117, 126, 142, 147, 150, 350, 706

актуализация 126

измерение 370

сила 424

мотивации, сила 417

Мотивационная тенденция 28, 30, 41, 412

Мотивационные диспозиции 109, 116, 150, 167

Мотивационным закон трудности 46, 67

мотивация 28, 30, 40, 50, 54, 111, 115 150, 154, 223, 250, 254, 350, 400, 404, 419, 443

исследования 25

модель 362

внешняя 717. 726

внутренняя 717, 733

мотивы классификация 112, 115, 121-122

н

навык 57, 91, 351

надежда на аффилиацию 553, 555, 559, 564, 568

на успех 376, 379

намерение 328, 341, 349

образование 43

приписывание 468, 514

напряжения, состояние 228, 242

напряженная система 229

настойчивость 411, 421, 690, 699, 702, 710, 787

научение 164, 224, 249, 261, 267

по образцу 520

неконгруэнтность 186

неудача 655, 661, 668, 736, 748,

756, 769, 773

номотетическая ловушка 34, 52, 85, 111,121

норма взаимности 459, 468, 477

ответственности 455

социальной ответственности 455, 459, 479, 505

О

обусловливание 352

обязательство 210, 219

Овсянкиной, эффект 414

ожидание результата действия 519

ожидаемой пользы, модель 785

ожидаемой ценности, матрица 255

ожидаемой ценности модель 30, 77,

97, 483, 518, 599, 699, 732

теории 224, 241,257, 272, 292-293, 303

ожидание 28, 35, 41, 44, 48, 222-223, 233, 234, 248, 254, 257, 269, 270, 298, 301, 553, 569, 657

изменение 682, 714

ситуация—результат 737, 743

успеха 681

успеха и валентность 282

эффекты 652

оказание помощи 27, 140

окружения, модель 223, 227, 230, 232, 248, 256

опросник экзаменационной тревожности 357, 789

организационный климат 607

ориентация на действие или на состояние 770

на достижения 358

осуществление возможность 33

отбор давление 549 .

ответственность 452

диффузия 453

за интеллектуальные достижения 678,

отрицание 457

оценка со стороны 670, 689, 739

п

первичный волевой акт 65

персеверативная тенденция 64

перспектива наблюдения 32-33

побудительность 28, 223, 230, 232, 241, 245

поведение 45, 223, 250, 638

в ситуации конфликта 175, 553

наивное объяснение 31

поведенческое поле 33

повседневный опыт 26

подкрепление 158, 222-223, 455

подкрепления, теория 223-224

поле теория 76, 176, 205, 225, 240, 297, 577

ПОМОЩЬ

мотив 449, 471, 476

мотивация 466, 471, 478, 483, 490

оказание 351, 443, 448, 463, 472, 477, 481, 546, 582, 668, 719

последовательность 36, 51, 52, 672

парадокс 34, 51, 85

последствия действия 267, 295

результата действия 76, 149

поток - активности 25, 127

переживание 723, 725, 734

потребление алкоголя 585

потребности напряжение 238

редукция 164

состояние 223, 253, 254, 256, 260, 265, 272

удовлетворение 229, 267

потребность 72, 99, 126, 130, 144, 151, 154, 157, 229, 237-238, 245, 255, 294, 626, 630

аффилиации 129

потребность (продолжений) в достижении 129

в заботливости 443

во власти 129

представление

о своих возможностях 683, 714

о своих способностях 777, 785

о себе 776

принцип обесценивания 623

принятие на себя ответственности 466, 784

пробы и ошибки 152, 158, 250

психология здравого смысла 223, 617

Р

рассогласование 79

теории 191

расхождение в перспективе 659, 666

расхождения эффект 208, 209

расширенная модель мотивации 81

реактивное сопротивление 463

реакции на тест 362

результирующая тенденция 41, 44

родственный отбор 491, 548

С

самовосприятие 620

теория 728

самонаблюдение 112

самооценивание 528, 688, 705, 745, 776

самооценка 81, 353

повышение 442, 696

самоподкрепление 79, 438, 472 i

самостоятельность 394

самоуважение 131

самоэффективность 345

сверхмотивация 345

сверхобоснованности, эффект 728, 732

связанный с властью стресс 602

сила 247

симпатия 551

синдром подавленного мотива власти 601

ситуации, восприятие 454

ситуаций, эквивалентность 114

сложность 720

совладание 203

сомнения в себе 360

соотносительно-нормативная ориентация 436, 736

соотносительные нормы 405, 430, 434, 441, 735

соотносительные нормы индивидуальные 431

соотносительные нормы (продолжение)

оценки достижений 438

социальные 431

сопереживание 468

социальная ответственность 477

тревожность 551

социального научения, теория 289, 508, 527, 538, 544

социобиология 444, 491

специфичность 37, 52

способность 439, 627, 658, 669, 739, 757, 773, 785

стимул 27, 63, 92, 98, 104, 136, 151, 170, 179, 250, 254, 259, 269, 273, 425, 496, 750

стимул—реакция

связь 57, 90, 151, 158, 163, 178, 250

теория 152

стимульная ситуация 166

стимульно-реактивные модели 750

страх 112, 171, 173, 179

отвержения 554, 555, 557, 564, 567, 568

перед властью 586

реакция 97, 195

редукция 173

стремление к успеху 394

т

таксономия мотивов 143 ТАТ 351, 367, 371, 376, 379, 385, 393, 399, 512, 527, 530, 539, 554, 566, 570, 573, 585, 590, 612, 749, 789

ТАТ, Мюррея 77, 129

тенденция к действию 29, 139

теория активации 192

когнитивного диссонанса 82

научения 482

принятия решений 276

результирующей валентности 279

справедливости 452, 463

терапия 365

торможение 98, 525, 540

тревожность 93, 106, 111, 167, 351, 362

У

универсальность 145

уровень адаптации 78, 191, 720

притязаний 40, 75, 79, 81, 114, 224, 241, 274, 379, 385, 403, 405, 409, 416, 422, 433, 688, 707, 711, 723, 778, 784

усилия 46, 83, 632, 656, 739, 758, 763, 785

условный стимул 173

успех 368, 374, 396, 655, 668, 736, 748, 756, 765, 773, 788

вероятность 80, 403, 413, 417, 421 732, 736, 740, 748, 750, 777, 787 мотив 379 вероятность 420

Ф

фрустрационная теория агрессии 508, 509, 536

фрустрация 169, 487, 498, 509, 516, 524, 535, 760

эффект 169

X

характерология 112

ц

целенаправленность 223, 249, 254, 271

ценности и ожидания, аспект 44, 137

ценностные диспозиции 26, 39

ценность подкрепления 291

ч

чувства 87, 119, 124

ш

шкала

выраженной тревожности 167

мотивации достижения 386

э

эго-ориентированные индивиды 440

эквивалентности классы 35, 51, 109, 111, 119, 121, 143

эквифинальность 51, 111, 632

экзаменационная тревожность 354, 356, 362, 385, 427, 552, 769

эмоциональность 360, 378, 385

эмоция 60, 472, 500, 696

эмпатические эмоции 474,481

эмпатия 447, 470, 474, 481 эрги 87, 118

эффект схождения 209

терапевтического вмешательства 365

эффективность 423

 

 


[1] Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Под редакцией Б. М. Величковского В 2 т М : Педагоги­ка, 1986.

[2] Можно вспомнить, например, книгу Гордона Оллпорта «Личностью (Allport G. W. Personality: A psy­chological interpretation. New York: Holt, 1937) и переведенную на русский язык работу Улрика Найссера «Познание и реальность» (М.: Прогресс / Под ред. Б. М. Величковского.).

[3] Murray H. Explorations in personality. N.Y.: Oxford University Press, 1938.

[4] Левин К. Динамическая психология: избранные труды / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой. М.: Смысл, 2001. См. об этом: Леонтьев Д. А, ПатяеваЕ. Ю. Курт Левин — методолог научной психологии //Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М: Смысл, 2001. С. 3-20.

[5] См. об этом: Леонтьев Д. А, ПатяеваЕ. Ю. Курт Левин — методолог научной психологии //Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М: Смысл, 2001. С. 3-20.

[6] См., например, Goschke Th. Volition und kognitive Kontrolle. In J. Musseler & E. Prinz (Hrsg.). Lehr-buch Allgemeine Psychologic. Heidelberg: Spektrum Akademischer Verlag, 2002.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.