Теория Электролитической Диссоциации
Стр 1 из 2Следующая ⇒ КОНСПЕКТ УРОКА ПО ХИМИИ В 8 КЛАССЕ «ИОННЫЕ УРАВНЕНИЯ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13
Конспект урока По химии в 8 классе «Ионные уравнения»
Подготовила учитель химии Давыдова Светлана Николаевна
Тема урока: Реакции в растворах электролитов 8 класс. Цель: Сформировать понятия: реакции ионного обмена, сфера реакции, навыки составления уравнений ионных реакций. Развить умения объяснять сущность реакций ионного обмена,называть признаки и условия осуществления реакций ионного обмена Оборудование: штатив с пробирками Вещества: растворы хлорида натрия, сульфата натрия, гидроксида натрия, хлорид бария, соляная и серная кислота, сульфат меди(II),карбонат натрия, карбонат калия, индикаторы. Ход урока: I.Орг.момент II.Актуализация знаний: Термины: электролиты, неэлектролиты, теория электролитической диссоциации, ионы, реакция обмена. Карточки детям, работают у доски: 1.Выберите из предложенного списка формулы веществ электролитов. Напишите уравнения диссоциации. K2O, AgNO3, BaSO4, NaOH, KCl, H2SO4 2.Допишите реакции NaOH+HCl= KCl+ H2SO4= KCl+ AgNO3= 3.Выберите формулы веществ образующих при диссоциации ион водорода. Результаты подтвердите уравнениями диссоциацию. KCl, K2SO4, KHSO4, HCl, MgSO4. 4.Сколько веществ из перечисленных веществ при диссоциации образуют хлорид ион. Подтвердите уравнениями диссоциации. KCl, K2SO4, KHSO4, HCl, MgSO4. Фронтальная беседа: 1)Что называется уравнениями реакций? 2)Какие типы уравнений вы знаете? 3)Назовите признаки химических реакций? 4) Что называется электролитической диссоциацией?
III Изучение нового материала:
Мы на пошлом уроке познакомились с теорией электролитической диссоциацией. Выяснили, что вещества делятся на две группы. Какие? -электролиты и неэлектролиты. Какие частицы образуются при диссоциации? -ионы Следовательно, при химических реакциях происходит взаимодействие не между молекулами, а что же реагирует в водном растворе? -между ионами Выполним лабораторные опыты, и ответим на вопросы: 1.Будет ли происходить реакция между растворами хлорида натрия и серной кислоты? 2.Почему нет видимых признаков реакции? 3.Может ли молекулярное уравнение объяснить это наблюдение? 4.Что должна содержать запись уравнения, что бы могли дать объяснение? Для объяснения реакций происходящих в растворах необходимо кроме молекулярного уравнения записывать ионные уравнения-полное и сокращенное. Полное ионное уравнение показывает, какие ионы находятся в сфере реакции. Сокращенное ионное уравнение показывает, какие ионы уходят из сферы реакции. Посмотрите на запись предыдущей реакции. 2 NaCl+ H2SO4=Na 2SO4+2 HCl (молекулярное уравнение) 2 Na++2Cl-+2H++ SO42-=2 Na++ SO42+2H++2Cl- (полное ионное уравнение) Можете теперь объяснить, почему мы не увидели? -потому-что смесь исходных ионов не изменилась Теперь давайте проделаем тот же опыт, но заменим хлорид натрия на хлорид бария. Что произошло? -выпал осадок Посмотрите на запись уравнения BaCl2+ H2SO4= BaSO4+2 HCl Ba2++2Cl-+2H++ SO42-= BaSO4+2H++2Cl- Ba2++SO42-= BaSO4 Учитель объясняет запись, обращая внимание на алгоритм составления ионных уравнений. АЛГОРИТМ ЗАПИСИ УРАВНЕНИЙ ИОННОГО ОБМЕНА: 1.Запишите молекулярное уравнение. Определите растворимость продуктов реакции и укажите неэлектролиты если они есть. 2.Запишите полное ионное уравнение, т.е. запишите молекулы электролитов в виде ионов, с учетом индексов и коэффициентов. 3.Сократите в левой и правой части одинаковые ионы. 4.Выпишите ионы, которые удаляются из сферы реакции - сокращенное ионное уравнение.
Ребята, какие типы реакций мы рассматривали? -обмена Какие частицы в данных реакциях обменивались? -ионами Сформулируйте, что называется реакциями ионного обмена? -реакции в растворах электролитов Какие условия протекания реакций ионного обмена -выпадение осадка Теперь давайте проделаем эксперимент и ответим нам вопрос, какие признаки реакций ионного обмена. Инструкция: Проделайте реакции между растворами следующих веществ: Какие признаки реакции вы наблюдали? Напишите уравнение реакции. K2CO3+2HCl=2KCl+H2O+CO2 2К+ + CO32- + 2H+ + 2Cl− → 2К+ + 2Cl − + CO2↑ + Н2О ― полное ионное уравнение; CO32- + 2H+ → CO2↑ + Н2О ― сокращенное ионное уравнение Инструкция: Добавьте в пробирку гидроксид натрия и капните фенолфталеин, что наблюдаете? -цвет раствора малиновый Какая среда реакции? -щелочная Теперь добавьте соляной кислоты, что наблюдаете? -раствор обесцветился. Напишите уравнение. NaOH + HCl → NaCl + H2O H+ + Cl− + Na+ + OH− = Na+ + Cl− + H2O H+ + OH− = H2O Данные реакции между кислотой и основанием называются реакцией нейтрализации. Теперь давайте сформулируем вывод, когда реакции ионного обмена протекают до конца: -выпадение осадка -выделение газа -образование воды
IV Самостоятельная работа. (Текст на столах учащихся) Тест 1. Реакции ионного обмене – это реакции: 2. Укажите уравнение реакции ионного обмена: А. 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2 3. Реакцией нейтрализации является реакция между парой веществ: А. Сa(OH)2 и NaCO3 4. Электролитом является каждое вещество в ряду: 5. Формулы веществ, при взаимодействии которых образуется вода: Взаимопроверка, оценивание. Итак, сегодня мы познакомились с реакциями ионного обмена, теперь давайте подведем итог нашей работе. Заполните таблицу, лежащую у вас на столе. Я, понял что:
Теперь давайте запишем домашнее задание:
1.Если вы ответили на все вопросы утвердительно, то вам стр 209 упр.4,5 2.Если вы ответили хотя бы раз нет, то вам$ 37 упр.1,2 Теория Электролитической Диссоциации Интеллектуальная игра
Цель: Углубление знаний учащихся по химии развитие интереса к предмету. Задачи: проведение в знаменательной форме смотра знаний школьников, активизация познавательной деятельности, применение знаний, полученных на уроках, в игровой ситуации, умения выделять главное и находить ответы на поставленные вопросы, закрепление умений и навыков в решении экспериментальных задач, знания правил ТБ. Мероприятие проводится после прохождения темы «Теория электролитической диссоциации» для учащихся 9-10 классов, занимающихся по учебнику Л.С Гузей, или для учащихся 8-10 классов, занимающихся по учебнику О.С. Габриеляна.
Ход игры Учитель: Ребята, на уроках мы познакомились с одной из величайших теорий, на которую опирается химическая наука- теорией электролитической диссоциации. Теория электролитической диссоциации широко и плодотворно применяется для объяснения многообразных физических и химических явлений в растворах, установления между ними тесной связи. Она, по словам Арренуса, «оказалась применимой и полезной во всех областях современной науки». Сегодня мы с вами проводим игру по этой теме в виде химической эстафеты, где вы сможете показать и применить знания, полученные на уроках. Условия игры следующие. Участники игры - 2 команды учащихся 9-х или 8-х классов из 5 человек: капитан команды, знатоки теории, практики, способные красиво и правильно «химичить», учащиеся, обладающие определенным даром: изобразительным, актерским.
Игра состоит из 5 этапов: разминка, «Распознай свое», химическая эстафета, экспериментальный этап, «Установи закономерность». Судить нашу эстафету будет жюри, состоящие из старшеклассников и учителей школы.(представление членов жюри).
I.Разминка Игра идет по кругу: первая команда задает вопросы второй, вторая первой и т.д. Если команда ответила правильно на заданный вопрос, она получает 5 баллов. Если одна из команд не может ответить на вопрос, то ответ на него дает команда, задавшая этот вопрос. Вопросы к разминке каждая команда готовит заранее, консультируясь с учителем.
Примерные вопросы
1.Основоположник теории электролитической диссоциации. 2.Процесс распада электролита на ионы называется…. 3.какие вещества в одном растворе или расплаве не распадаются на ионы? 4.какие вещества называются электролитами? 5.Положительно заряженные ионы называются… 6.Отрицательно заряженные ионы называются… 7.При диссоциации каких веществ образуются ионы водорода? 8.Неэлектролиты – это вещества, которые в одном растворе или расплаве… 9.При диссоциации щелочей образуются ионы 10. Перечислите условия протекания реакций ионного обмена. 11.Приведите примеры окрашенных и бесцветных ионов. 12.Процесс растворения – это физических или химический процесс? 13.Что понимают под степенью диссоциации? 14.От каких факторов зависит степень диссоциации? Во время подведения итогов проводится игра со зрителем в виде викторины. Так как в качестве зрителей могут присутствовать ученики разных возрастов,то вопросы должны быть разносторонними.
Примерные вопросы 1. Элемент- неметалл, который входит в состав поваренной соли. 2.Газ, который образуется при горении природного газа. 3. Вещества ускоряющие химическую реакцию. 4.Самый лёгкий газ. 5.Частицы, из которых состоит ядро. 6.Заряд иона натрия. 7.Вещества, окрашивающие фенолфталеин в малиновый цвет. 8.И в огне не горит, и в воде не тонет. 9.В каких веществах у фенолфталеина бывает не жизнь, а сплошная малина? За каждый правильный ответ в качестве поощрительного приза можно наградить конфетой.
II. Распознай своё Среди перечисленных формул первая команда должна выбрать электролиты, вторая – неэлектролиты. Формулы:
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов равно 6. При подведении итогов звучит литературная пауза.
Литературная пауза.
Сванте Аррениус родился в 1859 году. Его отец работал сначала землемером, а потом – делопроизводителем в Упсальском университете. Уже три года Сванте научился читать, а вскоре поразил близких необычайной страстью к счёту. Он сидел возле отца и проверял, правильно ли отец складывает и вычитает. В 17 лет он поступил в университет и занялся изучением естественных наук.
III. Химическая эстафета «Продолжи уравнение» В конкурсе принимает участие 5 человек. На плакате записана левая часть уравнения. 1-й участник его продолжает, 2-й расставляет коэффициенты, 3-й пишет полное ионное уравнение, 4-й – сокращённое ионное уравнение, 5-й комментирует и называет признак реакции ионного обмена. Уравнения:
Жюри оценивает конкурс по 5 бальной системе, а в это время происходит показ занимательных опытов. 1. «Дым без огня». 2. Сжигание сахара без нагревания 3. «Вулкан». IV. Конкурс капитанов (экспериментальный) Вариант I Даны реактивы: растворы Получите, используя выданные вам вещество, три осадка: голубой белый и бурый (коричневый) Запишите уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде. Вариант II Даны реактивы: фенолфталеин. Экспериментальным путём осуществите следующие превращения, используя выданные вам реактивы: бесцветный раствор – раствор малинового цвета, бесцветный раствор – осадок белого цвета, голубой раствор – голубой осадок. Запишите уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде. Опыты проводятся капитанами одновременно, и после проведения даётся объяснение, оценивается конкурс в 5 баллов. При подведении итогов включается музыка. V. Установи закономерность. Команды должны установить закономерность подбора формул веществ в 1 и во 2 рядах и дописать 3 ряд. Вариант I Вариант II
Ответы: 1 вариант: сильная кислота – соль, образованная этой кислотой и сильным основанием – соль, образованная этой кислотой и слабым основанием. 2 вариант: сильное основание – сильная кислота – соль, образованная этими веществами, дающая при гидролизе нейтральную среду раствора. В заключение вечера жюри подводит итоги состязания и награждает команду – победительницу.
ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС (сценарий игры) Цели: способствовать формированию интереса к химии, развивать творческие способности учащихся, создавать условия для самовыражения. Оформление зала и сцены: над сценой гирлянды разноцветных шаров, плакат с названием «3вездный час», на сценах зала – серебристые и жёлтые звёзды.
Ход игры. Игра проводится среди школьников 9-х классов. Выбирается 6 игроков. В жюри – 5 человек. Зрители делятся на 6 групп поддержки. В перерывах между конкурсами – задания для групп поддержки. «Звездный час» ведут юноша и девушка (учащиеся 11-х классов).
I. Тур. Угадайте металл. У каждого участника таблички с символами алюминия, золота, свинца, железа, вольфрама, кальция, меди. Ведущие задают вопросы. После вопроса участники поднимают табличку с символом элемента. Жюри фиксирует правильные ответы: Ведущие: Ему не страшно окисленье, Пластичностью не превзойдён, В кислоте без растворенья Может содержаться он.
Что бы легче догадаться, Подскажу я вам, что он Может только растворяться В «царской водке» целиком. (золото)
В тринадцатой квартире Живу, известный в мире Как проводник прекрасный, Пластичен, серебрист.
Я мягкий, ловкий, ковкий. Сверкало в упаковке, Обернуты конфеты Блестящею фольгой, Для плиток шоколада Меня немало надо, А раньше был я очень дорогой. (Алюминий) Какой тугоплавкий металл входит в состав брони современных кораблей и танков? Он пластичен: из куска этого металла массой 200г. Можно вытянуть проволоку длиной в 80 км. (Вольфрам) О каком элементе идёт речь: «Трудно по всей таблице Менделеева найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящими и будущими судьбами человечества» (Железо) Этот металл был известен человеку еще за 3-4 тыс. лет до н.э. Одно из <<семи чудес света>>- висячие сады Семирамида – орошались водой через сложную систему колодцев, трубопроводов, сделанных из этого металла. Этот металл используется для получения типографических сплавов, сплавов для изготовления пуль и дроби. (Свинец) ЗАДАНИЕ 1(группам поддержки) Придумайте слова, имеющие отношение к химии, начинающиеся на букву… 1 группа – о 3 группа – р 5 группа – к 2 группа – а 4 группа – н 6 группа – в Образец: Слова на букву «д» - диломит, дюралюминий, диссоциация, дисахариды, держатель и т.д. Пока участники игры отвечают на вопросы первого конкурса, группа поддержки каждого участника придумывает слова. Ведущий: Какие же слова составила каждая группа поддержки? Каждое придуманное слово принесёт участнику игры дополнительные очки. Члены группы поддержки называют слова Жюри ведёт учет набранным очкам. Участник, набравший меньше всех очков 1 туре, выбывает из игры. ЗАДАНИЕ 2(группам поддержки) Члены группы поддержки получают карточки с заданиями (шарады, метаграммы, логогрифы) Я – газ, простое вещество, Двузначен номер мой. Слог первый – это божество, Река - вот слог второй. (Радон)
Первый мой слог означает крушение, Крохотен слой мой второй. Рождаюсь я только в зелёных растениях. Отгадайте-ка, кто я такой? (Крахмал)
Я- металл, меня ты знаешь,Мощь огромная во мне. Но если «б» ко мне подставишь, То землю скрою в темной мгле. (Уран – Буран)
Корабли меня обходят, Знает лоцман наизусть, Если Л на Д заменят То в металл я превращусь (Мель - Медь)
В свободном виде он всех убивает. Если соединить, то в еду добавляют. Но ежели в слове мы Л зачеркнём, То дружно со всеми песню споём. (Хлор - Хор) Нота плюс Женское имя, А целое будет … (Резина) II Тур. Ведущий: Перед вами карточки с именами учёных: Дмитрий Иванович Менделеев, Михаил Васильевич Ломоносов, Сергей Васильевич Лебедев, Антуан Лавуазье, Владимир Иванович Вернадский, Александр Порфирьевич Бородин. Отвечая на наши вопросы, игроки поднимают соответствующие карточки. Кому из учёных принадлежат эти слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»? (В.М.Ломоносов)
Этого учёного назвали Ломоносовым XX века, Он писал: «Круговорот химических элементов невозможен был бы без живых организмов». Как фамилия этого ученного? (В.И. Вернадский)
Какому учёному принадлежат слова: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает»? (Д.И. Менделеев)
Врач и химик, поэт, музыкант, и композитор, написавший оперу<<Князь Игорь>>. Найдите среди портретов изображение этого человека. (А.П. Бородин)
Этот ученый выяснил роль кислорода в процессах горения окисления, дыхания. Во время Великой французской революции по суду революционного трибунала был гильотирован. О каком учёном идёт речь? (А. Лавуазье)
Ведущий: Сумели ли вы разгадать загадки, которые вам загадали?
Задание 3 (группам поддержки)
Назовите вещества, формулы которых приведены на карточке. Какие из этих веществ применяются в быту? 1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Группы поддержки создают ответы жюри. Жюри учитывает ответы и выставляет баллы. Участник, набравший меньше количество баллов, выбывает из игры. Остаётся 4 участника.
III тур. Угарный газ Ведущий: перед вами на карточках названия различных газов: аргон, хлор, фтор, азот, углекислый газ, сероводород. О каких газов пойдёт сейчас речь? Поднимайте карточки. 22 апреля 1915 г. мир узнал о новом виде оружия – химическом. Вблизи г.Ипр немцы предприняли газовую атаку в направлении окопов, занимаемых французскими и английскими войсками. Было выпущено 180 т этого газа. Армия Антанты за несколько минут потеряла 5000 солдат. О каком газе идёт речь? (Хлор)
Нельзя рассчитывать уловить этот газ химическими средствами, как нельзя поймать на крючок рыбу, не идущую ни на какую приманку. Остаётся, следовательно, вычерпать пруд, в котором рыба плавает, т.е. последовательно изъять из воздуха подходящими поглотителями одну за другой все известные составные части воздуха. Какой же газ извлекают? (Аргон)
Жил был кислород. И был он таким сильным, что с кем ни встретится, сразу окисляет. Назвали кислород окислителем. Ходит кислород по таблице Менделеева и со всеми в реакции вступает. Стал он хвастливым, заносчивым, решил, что нет в химическом мире никого сильнее него. Да ошибся. Есть, оказывается, в таблице элемент посильнее него. Что это за вещество? (Фтор)
Какой газ в переводе с латинского языка обозначает «безжизненный»? Содержание этого газа в воздухе составляет 78%. (Азот)
Этот газ встречается в вулканических газах, растворён в водах минеральных источников, имеет неприятный запах тухлых яиц. (Сероводород)
Газ, о котором идёт речь, бесцветен, в 1,5 раза тяжелее воздуха, растворяется в воде. Его можно превратить в сухой лёд. Он используется в огнетушителях. (Углекислый газ)
После III тура из игры выбывают 2 учащихся, набравших меньшее число баллов.
ЗАДАНИЕ 4 (Группам поддержки) Название этого химического элемента входило в состав названия сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер? (Бор-забор)
Какой химический элемент состоит из названий двух животных? (Мышьяк)
В состав каких двух химических элементов входит напиток морских пиратов. (Хром, бром)
Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина)
Бел, как снег, В чести у всех, В рот попал И там пропал. (Сахар)
Белый зайчик прыгает по черному полю. (Мел)
Название этого химического элемента происходит от названия страны, занимающей II место по численности населения в мире? (Индий)
В состав какого металла входит дерево? (Никель)
IV тур. Занимательная химия. Ведущий: Знаете ли вы названия химических элементов? Финалисты записывают на листочках бумаги названия химических элементов. Через 3 минуты учащиеся зачитывают названия элементов. Побеждает тот, у кого больше записано названий.
ЗАДАНИЕ 5(группам поддержки) Этот элемент алхимики обозначили тонким серпиком Луны и называли лунным металлом. Это металл красивого белого цвета. Сплавы этого металла с медью используют при чеканке медалей. Этот металл убивает микроорганизмы в воде, поэтому такая вода никогда не теряет свежести, даже при длительном состоянии, и ее называют <<Святой>>. Что за металл. (Серебро)
Хрупкое вещество желтого цвета, легко плавится. Страницы китайских рукописей впервые известили о приготовлении пороха, в его состав входит этот элемент. О каком элементе идёт речь? (Сера)
Назовите города бывшего Советского Союза, носящие название металлов. (Никель - в Мурманской обл., Марганец – город в Днепропетровской обл.)
Какие химические элементы связаны с названием животных (Мышьяк, Актипий) Какие известные вам 2 газа неядовитые, однако, в них гибнут животные? (Углекислый газ, азот) Названия каких элементов связанны с астрономией? (гелий - Солнце, мелен – Луна, меллур – Земля, уран – Уран, нептуний – Нептун, плутоний – Плутон палладий - астероид Паллада.) После игры со зрителями дается задание командам: 1-й команде – назвать элементы, которые начинаются на букву «а»; 2-й команде назвать элементы, которые начинаются на букву «к» Подведение итогов. Награждение победителя.
МОЗГОЛОМЫ. Сценарий конкурса знатоков естествознания с мультимедийным сопровождением.
Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу
Цель: активировать интерес учащихся к предметам естественнонаучного цикла. Задачи: - расширить кругозор учащихся, развивать умение применять полученные знания; - развивать логическое мышление; - использовать в сценарии межпредметные связи (химия, биология, физика, география, история); - повысить культуру поведения, общения, речи.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
1.Представление членов жюри и конкурсантов. 2.Разъяснение правил конкурса 3.Основная часть конкурса. 4.Подведение итогов, определение победителей и номинантов. Подготовка к проведению мероприятия: - формирование команд из учащихся 9-11 классов; - составление рабочего поля игры; - распечатка необходимого информационного материала и наградных листов; - оформление кабинета.
I. Представление членов жюри и конкурсантов (слайд 1) Ведущий приветствует участников игры и представляет командам выбрать название и девиз. Затем идет представление членов жюри – консультантов по химии, физике и биологии.
II.Разъяснение правил конкурса Ведущий обращает внимание участников на рабочее поле игры (слайд 2), расположенное на экране, и разъясняет правила конкурса. Команды по очереди вытягивают фишки с номерами вопроса. Каждый вопрос в зависимости от сложности приносит команде определённое количество баллов. Если команда запрашивает консультацию, количество баллов снижается. Вопросы из различных областей естествознания имеют определённый цвет на рабочем поле: биология - зелёный, химия - синий, физика красный, физика – красный, география - жёлтый, юмор – чёрный. Если клетка на рабочем поле окрашена в несколько цветов, вопрос имеет ответ на стыке естественно - научных дисциплин. Знак «кот в мешке» означает вопрос, который отвечают обе команды.
III. Основная часть конкурса. При выборе определенного номера ведущий зачитывает соответствующий вопрос: № 1. Химия – биология (30 баллов) Аптекарский огород на Вороньем острове в Петербурге, положивший начало созданию Ботанического сада и Ботанического института, был заложен по указу Петра I от 17 февраля 1714 г. В целях введения в культуру полезных растений, снабжая лекарственным сырьём аптеки, а так же осуществляли частичную переработку некоторых растений на лекарства. Вот описание одного из таких растений: << Многолетнее сорное растение, листья супротивные, черешковые, яйцевидно-ланцетовидной формы, по краю крупнозубчатые. Растёт в затененных местах, оврагах, у дорог, вблизи жилья. Листья, помещенные в молоко, предохраняют его от скисания. Свежие мясо и рыба, переложенные этим растением, дольше сохраняются. Из волокон этого растения можно изготовить сети, которые не гниют в воде, а из корней получить жёлтый краситель. Листья же – неистощимая основа для фантазии хозяйки по приготовлению здоровой и полезной пищи>>. Мы с детства знаем это растение по сказке Г.Х. Андерсена, личный же опыт общения с ним для многих оказывается плачевным. Какое вещество, содержащиеся в этом растении, способно довести до слёз? (В волосах крапивы содержится муравьиная кислота)
№ 2. Физика (10 баллов) В ноябре 1895 г. Он открыл странный вид излучения, отличный от известных ранее световых лучей. Новые лучи свободно проникали через непрозрачные тела, бумагу, металл, живую ткань. Уже в январе следующего года с помощью новооткрытых лучей он получил на фотографической пластинке изображение своей руки, на котором были видны кости. А 17 февраля 1928 г. В Ленинграде открыли тему памятник на улице его имени. Кто это? (Рентген) № 3 Биология (10 баллов) Пища, которую потребляет человек, состоит из семи основных компонентов: Жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, клетчатки, воды. Что не названо в списке? (Белки) № 4 Физика (20 баллов) 17 февраля 1880 г. В Зимнем дворце взорвалась бомба. Неудачное (пятое) покушение на жизнь Александра II организовал революционер-народоволец Степан Николаевич Халтурин. Ему удалось устроиться во дворец столяром и поселиться в одном из подвальных помещений, расположенных под царской столовой. Рассчитывая осуществить взрыв в тот момент, когда царь будет находиться в столовой, Халтурин сумел в несколько приёмов пронести в свою комнату нечто. Взрыв прогремел, но царь в этот день опоздал к обеду. Это нечто- изобретение Альфреда Нобеля. Оно прославило его на весь мир как золото гения и сделало мультимиллионером. Назовите это нечто. (Динамит) № 5 Химия (40 баллов) К 1841 г. В лаборатории Монетного двора в Санкт–Петербурге скопились довольно много отходов от производства монет. Профессор химии Казанского университета Карл Клаус обнаружил в них до 10% платины и небольшие количества палладия и осмия, а также еще один новый металл, с которым химик поступил, как истинный патриот. Какой это металл? (Рутений) № 6 Юмор (15 баллов) Посмеёмся вместе и исправим! Хлор действует на органы удушья. Платина может производить католическое действие. Кислород используется в летном деле, им напоминаются авиаторы. (органы дыхания; каталитическое действие; в авиации используются кислородные маски для пилотов)
№ 7 Физика- биология (50 баллов). Объясните, почему белый медведь белый? (оптическое волокно кажется белым.)
№ 8 Химия (40 баллов) В архиве пожарной части г. Бенд (США) хранится запись о пожаре, который был вызван снегом. Возможно ли это? (Возле стены здания находилась яма с негашеной известью. При ее гашении снегом выделилась теплота, достаточная для воспламенения горючих материалов:
№ 9 Биология – математика (15 баллов) Их равное количество у геометрического тела – куда и в теле человека. Сколько их? (12 рёбер)
№ 10 Биология (15 баллов) (…………….) термин – один из самых распространенных. В переводе означает «сильный», «здоровый». Назовите термин. (……..) № 11 Юмор (20 баллов) «кот в мешке» - пантомима. Покажите, что произойдёт в случае неправильного обращения со спиртовкой. Покажите, что произойдёт в случае неправильного определения запаха вещества – газа.
№ 12 Химия (30 баллов) Силикатный кирпич получают из серой глины. Почему же после обжига окраска кирпича становится красно- оранжевой? (при обжиге окисляются соединения железа и образуется оксид железа (III) красного цвета.)
№ 13 Биология (20 баллов) Не рыба, а птица, но крылья в чешуе. Кто это? (Пингвин)
№ 14 Биология- география (20 баллов) Щит на гербе Австралии держат два местных животных. Справа кенгуру. А кто слева? (Страус эму) № 15 Химия (10 баллов) Он входит в состав любого органического вещества. (Углерод)
№ 16 Химия – биология (50 баллов) Почему воздух повышенной влажности называют <<тяжёлым>>? (В соответствии содержания водяного пара понижается содержание кислорода, и человеку труднее дышать.)
№ 17 Юмор (20 баллов) Назовите металл, вызывающий <<лихорадку>> (Золото)
№ 18 Физика (50 баллов) Можно вскипятить воду кипятком или снегом? Как это можно сделать? (Вскипятить воду кипятком нельзя, т.к. для кипячения воды необходима энергия; в результате температура воды станет меньше 100*С.)
№ 19 Химия – биология (40 баллов) <<Чёрный ящик>>. Это изготавливали на Руси еще в древности, собирая и переплавляя смолу елей и сосен. При Александре Македонском для этого использовали веточки мяты, у эскимосов – китовый жир и кожу, в некоторых областях Восточной Африки – ладан, В Китае – корень женьшеня, в середине 19 в. – свечной воск, в 20-е гг. прошлого столетия – асфальт. Основа современной подобной продукции – млечный сок некоторых южных деревьев, остальное – добавки. Статистика утверждает, что жители Америки предпочитают это с ароматом винограда и корицы, Африки – мускуса, Востока – хризантемы, розы и сирени, Европы – мяты. В одной только Японии существует около 150 разновидностей этого. Однако популярность этого продукта создает большие проблемы при уборке помещений. Какая это продукция? Из чего изготавливается сейчас? (жевательная резинка; каучук)
№ 20 Юмор (30 баллов) <<кот в мешке>> В сказке про сернистого козлика найдите химические элементы, напишите их знаки. Жил-был у бабушки сернистый козлик. Он был хром и курчатовий. Козлик ходил в зелёный бор, гонялся за мышьяком, вечерами любил ходить на представления в цирконий. Однажды пришел козлик в пивной бар и говорит: «Налитий мне висмут, пожалуйста». А ему отвечают: «А платинум кто будет? Менделевий, что ли?» Стал тогда козлик скандий и все вокруг рубидий. Пришлось полицейскому взять его в полоний. Сидит козлик в полонии, лишения тербий, а сам думает: «Вот бы Нобилей премию получить. Поеду тогда в европий, увижу Германий, Франций. Куплю потом маленький фермий, актиний разводить буду. Короче порядочным козликом стану». (S, Cr, Ku, B, As, Zr, Ba, Li, Bi, Pt, Md, Sc, Rb, Po, Tb, No, Eu, Ge, Fr, Fm, Ac, Sn.)
№ 21. Химия- география- юмор (15 баллов). Посмеемся вместе и исправим! Магнитный железняк- это железо с магнитом. Название химического элемента кремний произошло от названия острова Силициум. В Эстонии богатые залежи горючих исландцев. (Магнитный железняк_ это руда. Остров Сицилия, а кремний «силициум» (лат.). Горючие сланцы.)
№ 22 Физика- биология (30 баллов). Какую температуру может выдержать человек? (В норме- 160о С в сухом воздухе.)
№ 23 Физика (40 баллов). Почему огромные суды, идущие параллельным курсом, сближаются? (По закону Бернулли давление воды между судами уменьшается.)
№ 24 Химия- биология (20 баллов). «Черный ящик». Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение – это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди и даже дикие и домашние животные. Примерная суточная доза этого вещества для одного человека находится в этом пакете. Вскрыть его вы сможете после того, как дадите свою версию ответа. Это вещество вы можете потрогать руками, понюхать и даже попробовать на вкус, чтобы проверить правильность ответа. (Элементы – натрий и хлор. Вещество- хлорид натрия, или поваренная соль.)
IV. Подведение итогов, определение победителей и номинантов По сумме балов определяется команда- победитель, а также лучший химик (номинация «Серебряная пробка»), лучший биолог (номинация «Золотое яблоко»), лучший физик (номинация «Самый энергичный физик»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|