Прогнозирование ресурса при язвенной коррозии
Данный вид коррозии является наиболее труднопредсказуемым и сложным для оценки степени опасности конкретно выявленных дефектов из-за нестабильности своего развития. Иногда коррозийный процесс затормаживается настолько, что язвы практически не растут. Часто развитие язвенного коррозийного дефекта после достижения каких-то определенных размеров значительно затормаживается или вовсе прекращается в плане (по площади) и происходит в дальнейшем только в глубину. До последнего времени для оценки реальной остаточной прочности объектов с коррозийными язвенными дефектами использовались гидравлические испытания. Вместе с тем хорошо известно, что на объектах, связанных с добычей и транспортировкой газа, содержащего Н2S, а также сернистой нефти, оставшаяся после испытаний вода может послужить основной причиной их последующего интенсивного коррозийного повреждения. Кроме того, возникают дополнительные сложности из-за необходимости использования огромного количества воды для испытаний (например, при заполнении магистральных трубопроводов и нефтехранилищ) и негативных экологических последствий при сбросе загрязненной воды в окружающую среду. Рис. 12.1. Схема коррозийного повреждения, используемого при анализе прочности по критерию B31G Гидравлические испытания иногда наносят вред изделию, увеличивая размеры имеющихся микротрещин и снижая рабочий ресурс. В отличие от прошлых лет, когда обнаруженные дефекты удалялись (в трубопроводах путем вырезки «катушек»), такая практика ремонта в настоящее время неприемлема. Это обусловлено тем, что в результате своевременной диагностики количество выявляемых дефектов неизмеримо возросло, при этом далеко не все из них представляют реальную угрозу и их удаление или ремонт не являются обязательными.
Для оценки степени опасности язвенных дефектов в трубопроводах в мировой практике с середины 1980-х годов стал широко применяться расчетный метод, разработанный американскими и канадскими специалистами и известный как критерий ВЗ1G. В России он также начинает применяться и развивается рядом специализированных организаций, в том числе ОАО «Техдиагностика», «Газпром», «Оренбурггазпром», ВНИИГАЗ и др. Расчетный метод по критерию В31С базируется на малом количестве исходных данных — двух размерах дефекта (протяженности его вдоль оси трубопровода и глубине относительно номинальной толщины стенки) и механической характеристике материала — минимальном пределе текучести. Исходя из этих параметров рассчитывается критическое сочетание длины и глубины дефекта, которое может привести к разрушению. По данным ОАО «Техдиагностика»*, при большей длине (рис. 12.1) вдоль оси трубопровода критический дефект будет иметь меньшую глубину, и наоборот. На этой основе, зная бtmin можно построить график (рис. 12.2), определяющий по сочетанию длины L и глубины h mах при толщине стенки S критические язвенные дефекты, представляющие
Рис. 12.2. Схема определения критических язвенных дефектов: зона I – дефекты (1 – 5), требующие немедленного устранения; зона II – допустимые дефекты (6 – 8), требующие контроля за их развитием реальную опасность для данного трубопровода. Очевидно, что с помощью того же графика можно определять и остаточный ресурс трубопровода. Критерий предельного состояния трубы в данном случае — сочетание глубины и протяженности вдоль оси трубы коррозийного дефекта, отраженное на графике граничной кривой, разбивающей поле графика на две зоны. Предположив, что конкретный дефект затормозил свое развитие в плане (по площади) и растет далее в основном в глубину, для ориентировочной оценки ресурса можно исходить из средней скорости коррозии аср, определяемой из выражения
где hmax - глубина дефекта в зоне максимальных повреждений, мм; Тэ - срок службы объекта с начала его эксплуатации, г. Предельно допустимую глубину дефекта (язвы) hпред определяют по графику (см. рис. 12.2) при известной протяженности дефекта вдоль трубы Б.
Тогда остаточный ресурс можно определить из выражения
Например, если для язвенного дефекта 7 (см. рис. 12.2) глубиной 3 мм с протяженностью проекции вдоль оси 135 мм при номинальной толщине стенки трубы 20 мм критическая глубина составляет 7,5 мм, а средняя скорость коррозии на момент обнаружения язвы - 1 мм/г, то определенный в данный момент времени расчетный остаточный ресурс
В связи с тем, что вероятность распределения остаточного ресурса здесь не определялась, ресурс назначают, основываясь на расчетной величине Tост, а также степени ответственности объекта и тяжести возможных последствий при его разрушении. Учитывая нестабильность скорости коррозии, ее желательно уточнить в процессе эксплуатации в пределах назначенного ресурса объекта и на этом основании корректировать величину Тост. Аналогичная по смыслу методика начинает применяться и в нормативно-технических документах, действующих в России. Так, в РД 12-411- 01 «Инструкция по диагностированию технического состояния подземных стальных газопроводов» указывается, что повреждение труб в виде коррозийных язв (питтингов) приводит к неравномерному распределению напряжений в стенке газопровода, увеличивая их в местах наиболее глубоких повреждений. Расчетный остаточный ресурс с учетом размеров язвенной (питтинговой) коррозии и действующих напряжений определяют по формуле где hпред - критическая (предельная) глубина дефекта при действующем уровне напряжений и наибольшем размере Lкоррозийной язвы по ее верхней кромке:
где SН0М - начальная (номинальная) толщина стенки трубы, мм; Pф - фактическое рабочее давление в газопроводе, МПа; бт - предел текучести металла трубы, МПа; акt - усредненная скорость роста коррозии, мм/г:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|