Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5: Системный подход к управлению качеством




1. Эволюционное развитие систем управления качеством

2. Модели качества

3. Концепция всеобщего управления качеством

1.

Концепция управления качеством в своем развитии прошла путь от контроля качества уже готовой продукции до всеобщего управления качеством, которая охватывает все стадии жизненного цикла продукта.

Современный процессный подход представляет управление предприятием, как непрерывную цепь взаимосвязанных функций, воздействующих на производство. В настоящее время в управлении качеством используют те же функции, что и в управлении предприятием, только нацеленное на качество.

В истории развития систем качества можно выделить несколько этапов:

I. Появление системы Тейлора 1905г. Эта система устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов, настроенных на верхнюю и нижнюю границы допуска. Эта система ввела деление продукции на качественную и дефектную. Мотивация предусматривала штрафы за дефекты и брак и увольнение. Обучение сводилось к профессиональному обучению и умению работать с измерительным и контрольным оборудованием.

Можно сказать, что это была система управления качеством каждого отдельного взятого изделия.

II. Связан с внедрением статистических методов контроля качества, где использовались методы математической статистики, появились методы выборочного контроля, суть которого в оценке качества всей партии продукции на основе оценки качества ее отдельной части. С 1924г. были заложены основы статистического управления качеством. Это были контрольные карты, разработанные Шухартом. Таблицы выборочного контроля качеством, разработанные Доджем и Ромиком. В дальнейшем эти работы благодаря Деймингу стали использоваться в Японии. Системы качества усложнились, т.к. в них были включены службы, использующие статистические методы. Более сложной стала мотивация труда, к профессиональному обучению добавилось: обучение статистическим методом анализа, регулирование и контроль. Более сложными стали отношения: поставщик – потребитель.

III. Приходится на 40-е – 50-е гг. в 1957г. Фегенбаум опубликовал статью «Комплексное управление качеством». Идея комплексного управления состоит в учете всех основных факторов качества и их взаимного влияния. А так же увязка работ по качеству, выполняемых различными подразделениями в единую систему. Эту систему стали применять все промышленные развитые страны.

IV. Характеризуется переходом ко всеобщему управлению качеством (TQM). В 60-е – 70-е гг. были разработаны стандарты на системы управления качеством. А в 1987г. разработаны стандарты серии ИСО-9000 по управлению и обеспечению качества. В систему TQM включаются следующие элементы:

· Всеобщее управление качеством

· Обеспечение качеством

· Политика качества

· Планирование качеством

· Улучшение качества

V. В 90-е гг. усилилось влияние общества на предприятиях. Это привело к появлению стандартов ИСО-14000, устанавливающих требования к системам менеджмента качества, с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

2.

1) Петля качества (в рисунке 11 стрелочек):

1. Маркетинг

2. Разработка продукции

3. П

4. П

5. П

6. П

7. П

8. П

9. Монтаж и эксплуатация

10. Техническая помощь в эксплуатации

11. Утилизация после использования

Таким образом, обеспечение качества продукции складывается из процедур обеспечения качества на каждой стадии жизненного цикла товара.

1*. Обеспечение качества маркетингом предусматривает:

a) Создать систему поиска обработки и анализа информации о требованиях внешней среды к продукции и к организации.

b) Установить наличие текущей или перспективной потребности и сформулировать требования потребителей

c) Общее описание продукции должно включать параметры эксплуатации, требования к дизайну, упаковке, органолептические свойства продукции и другие параметры.

2*. Качество при разработке продукции – этот этап должен обеспечить перевод предварительных параметров продукции в конкретные технические требования к материалам, конструкциям, технологическим процессам. Качество проектирования обеспечивается путем разработки программы проектирования, ее оценки и анализа, утверждение всей документации, составляющий основу проекта.

3*. Качество материально-технического снабжения определяется следующими мероприятиями:

a) Разработка и реализация программы поставок, которая должна содержать требования к заказам на поставку, соглашения по методам проверки, планы и процедуры входного контроля

b) Процедуры урегулирования спорных вопросов

c) Организация работ по приему, хранению, выдачи и обеспечению сохранности материалов

4*. Обеспечение качества при производстве продукции предполагает – планирование производства и кооперации, их документирование в рабочих инструкциях. Технический контроль производственных процессов, создание условий исключающих возможность повреждения материалов в процессе производства, а так же проверка и испытание оборудования, инструментов, оснастки.

5*. Обеспечение качеством после производства продукции: упаковка, монтаж, техническое обслуживание. Качество на этих этапах обеспечивается путем планирования всех процессов грамотного составления всей документации на продукцию, согласование взаимных требований (обязательств) продавцов и потребителей, проверка оборудования, используемого при монтаже и создание условий исключающих возможность порчи продукции при погрузочно-разгрузочных работах.

2) спираль качества представляет собой пространственную модель качества, которая каждый виток характеризуется новым более высоким уровнем качества. Смысл модели заключается в следующем: материальная база и персонал предприятия определяет основные условия производства и служат базой качества. Если на предприятии четко организовано управление качеством, то при положительном воздействии базовых факторов, петля качества превращается в восходящую спираль. И качество продукции повышается до требуемого уровня после каждого цикла управления.

Если на предприятии нет необходимой материальной базы, или работники не заинтересованы в повышении качества труда – это означает, что нет той основы, которая требуется для создания высоко качественной продукции и вся работа по управлению качеством будет проходить без повышения самого качества продукции.

3) (круг Деминга. рисунок). Plan – планирование деятельности. Do – деятельность или реализация плана. Chek – контроль. Actin – корректирующие действия по результатам контроля.

параметры величина коэффициент весомости относительное значение параметра Новое/базовое коэффициент эквивалентности коэфф.вес/отн.знач. параметр.
базовая новая
1)измерение постоянного напряжения     0,25   0,25
2)погрешность измерений. % 0,07 0,015 0,125 0,21 0,02
3)изменение переменного напряжения     0,25 4,5 1,125
4)изменение сопротивления     0,25   0,25
5)основная погрешность измерения сопротивления 0,2 - 0,7 0,2 - 0,04 0,125 0,05 0,006
Итого:     1,0 6,76 1,65

 

Экономические показатели:

1. Годовые эксплуатационные издержки потребителя: 16800 (баз), 20800 (новое)

2. Наработка на отказ (в час): 1000(баз), 1200 (новое)

3. Срок службы изделия (в год): 4 (баз), 5(нов)

4. Капиталовложения потребителя (ден.ед.): 54000 (баз.), 63000(нов.)

5. Нормативн. Коэфф. Ен=0,15

Ен * ∆К = (63000-54000) * 0,15 = 1350

Показатели качества, оценка качества, экспертный метод оценки качества

3.

TQM. Концепция всеобщего управления качеством – это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, приводящей к всеобщему качеству. Это принципиально новый подход к управлению любой организации, нацеленной на качество.

Отсюда можно сделать вывод, что качество рассматривается, как сама сущность организации.

Основные цели TQM:

1. Ориентация предпринимателя на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей

2. Качество должно стать сущностью предпринимательства, его целью

3. Оптимальное использование всех ресурсов организации

Принципы TQM:

1) Ориентация организации на потребителя

2) Роль руководства

3) Вовлечение сотрудников

4) Процессный подход

5) Системный подход к управлению

6) Постоянное совершенствование

7) Принятие решений, основанных на фактах

8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Организация, использующая систему TQM, постоянно должна собирать и анализировать информацию, поступающую от различных источников. Необходимо изучать спрос с целью полного понимания потребителей в отношении товаров, цен, изучать потребительскую удовлетворенность, с целью коррекции собственной деятельности и управлять взаимоотношениями с потребителями.

Всех потребителей организации можно разделить на 2 группы:

Ø Внешние (конечные пользователи продукта, промежуточных потребителей (оптовики, дистрибьюторы), крупные и средние потребители (предприятия, организации));

Ø Внутренние: а) внутренние пользователи продукта, т.е. служащие компании; б) собственники компании (они уже пользуются результатами бизнеса)

Руководитель организации должен включать аспекты качества в цели компании и поддерживать ее деятельность путем финансирования качества, моральными стимулами и материальными стимулами.

Стратегия качества должна основываться на непосредственном участии высшего руководства в обеспечении качества. Руководитель организации должен создавать такой микроклимат, при котором сотрудники будут максимально вовлечены в процесс достижения результата.

2*. Принцип главенствующей роли руководства реализуется путем следующих действий:

1. Понимание и реагирование на изменение внешней среды

2. Принятие во внимание потребностей всех участников сделок

3. Создание ясного видения перспектив организации; определение цели и реализации стратегии для достижения цели.

4. Создание атмосферы доверия и условий для открытых коммуникаций

5. Оценка каждого сотрудника и его вклада в общее дело; обучение персонала.

Весь персонал должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Принцип вовлеченности реализуется в следующем:

ü Активный поиск возможностей улучшения

ü Принятие на себя ответственности за решение проблем

ü Повышение профессионализма, рационализаторство, творчество

Современная модель TQM большое внимание уделяет процессам, рассматривая их, как оптимальную систему достижения главной цели.

Процесс – это совокупность последовательных действий, для достижения какого-либо результата. У любого процесса есть границы.

Вход процесса – это ресурсы процесса, и выход – это результат преобразования.

В любой организации процессы могут быть 3 видов:

§ Индивидуальный процесс (один человек выполняет)

§ Функциональный (вертикальный) процесс

§ Деловой (горизонтальный) процесс

Для эффективного управления процессом необходимо, чтобы каждый процесс имел своего владельца, который отвечает за улучшение работы процесса и может принимать самостоятельные решения. Ориентация на процесс означает, что главным фактором является профилактика, а не исправление ошибок.

Показателями эффективности управления процессами являются:

v Затраты на реализацию процесса

v Длительность процесса

v Показатели качества процесса

Чтобы реализовать принцип процессного подхода, необходимо предпринять следующие действия:

1. Установление и измерение входа и выхода процесса

2. Согласование процесса с функциями организации

3. Оценка возможных рисков

4. Четкое распределение полномочий и ответственности

5. Определение внутренних и внешних потребителей

5*. Принцип системного управления означает, что необходимо создавать и управлять системой взаимосвязанный процессов.Для этого необходима структуризация системы, понимание взаимозависимости между процессами в системе, ее непрерывное совершенствование.

6*. Организация должна отслеживать не только возникшие проблемы, он и предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения повторного появления таких проблем в будущем.

Этот принцип реализуется следующим образом:

ü Определение в качестве цели каждого сотрудника, непрерывного совершенствования продукции, процессов.

ü Постоянное повышение производительности и эффективности всех процессов

ü Поощрение профилактических действий

ü Обучение персонала

ü Создание системы мер для установления и стимулирования улучшений

7*. Эффективные решения должны основываться на достоверных фактах. Источниками таких данных могут быть:

Ø Результаты внутренних проверок систем качества

Ø Рекламации

Ø Претензии потребителей

Ø Предложения сотрудников

8*. Каждая организация тесно связана со своими поставщиками и должна поддерживать с ними взаимовыгодные отношения. Для этого необходимо определить ключевых поставщиков, установить с ними соотношения партнерства, инициировать совместное совершенствование продукции и процессов, осуществлять обмен информацией.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...