Основные этапы работы над сценарием.
Чтобы разработать сценарий театрализованного действа, необходимо пройти все стадии творческого процесса создания любого художественного произведения, в основе которого лежит глубокое познание жизни. Без изучения и творческой переработки впечатлений и знаний действительности невозможен процесс создания художественного замысла, а значит и процесс его реализации и воплощения в конкретном произведении искусства. В практике работы над сценариями различных форм и разновидностей театрализованных представлений и праздников выделяют три ключевых этапа работы сценариста:
I этап - создание идейно-художественного замысла сценария; II этап – изучение и отбор сценарного материала; III этап – обработка материала и его организация в сценарий.
Замысел по В. Далю есть «намерение, задуманное дело». Тема (греч. «тема» - то, что положено в основу) - это круг жизненных явлений действительности, отобранных и освещенных сценаристом-режиссером в художественно организованном праздничном событии. Тема отвечает на вопрос «о чем?» Проблема (греч.»проблема» - задача, задание) – противоречие, которое в данный момент, при данных обстоятельствах неразрешимо» Идея - это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.
Рассмотрим каждый этап в отдельности.
Так, на первом этапе работы над сценарием театрализованного действа происходит: - выбор и анализ темы; - поиск и выявление проблемы в рамках выбранной темы; - постановка педагогической цели будущего театрализованного действа; - определение идеи;
Для того, чтобы произвести эти операции, сценаристу необходимо пройти трудный путь по накоплению знаний и эмоциональных впечатлений в процессе изучения и анализа документального и художественного материала вокруг празднуемого события. В связи с этим творческий процесс работы над сценарием начинается с решения сценаристом следующих задач:
ü изучение события, которому будет посвящен сценарий; ü тщательное и глубокое изучение жизненного и художественного материала; ü изучение психолого-педагогической характеристики аудитории будущего театрализованного действа, её интересов потребностей; ü выбор и изучение возможностей места проведения театрализованного действа; ü выявление творческих и финансовых возможностей воплощения сценария будущего театрализованного действа.
Только решив поставленные задачи, сценарист сумеет определить идейно-тематическую основу будущего сценария, выявить ее педагогическую цель и найти художественно-образное решение предстоящего театрализованного действа. В свою очередь, процесс поиска художественно-образного решения содержания театрализованного действа требует от сценариста: - определения формы будущей программы; - выявления жанрового решения театрализованного действа; - определения сценарно-режиссерского хода и приёма театрализованной программы; Второй этап работы над сценарием театрализованного действа предполагает отбор сценарного материала. На данном этапе работы сценарист должен отобрать из множества различных жизненных фактов, свидетельств, материалов о конкретных людях, разнообразных историй и легенд, связанных с празднуемым событием и привлекших внимание и интерес сценариста в процессе изучения и накопления сценарного материала, только тот материал, который и составит основу будущего сценария. На данном этапе происходит и отбор необходимого художественного материала, отобранного сценаристом на первом этапе творческого процесса.
Процесс отбора сценарного материала требует от сценариста научного, творческого и аналитического подхода. Жизненные факты, документальные свидетельства необходимо отбирать обдуманно, соизмеряя и сопоставляя реальное и вымышленное, логическое и эмоциональное, возможное и желаемое. Необходимо помнить, для какой аудитории и ради чего создаешь свое произведение, какие идейно-художественные педагогические задачи решаешь. При отборе сценарного материала «не надо забывать о чувстве меры и точности отбора» - предупреждает сценаристов А.Д. Силин. Здесь важно не переусердствовать, не стараться объять необъятное, а отобрать только самое важное, самое необходимое для донесения содержания и авторской мысли. Чтобы раз и навсегда определить, нужен в сценарии тот или иной компонент, Уолтор предлагает пользоваться правилом, которым следуют домохозяйки, «когда продукты домашнего консервирования не вызывают доверия: если есть хоть тень сомнения, брось в ведро без сожаления». Следовательно, при отборе материала сценарист должен быть точен и беспощаден к тому материалу, который будет мешать развитию авторской мысли, но который совсем недавно казался ему значительным и необходимым. «Все, что важно для сценариста, нужно сохранить, второстепенный материал – выбросить. Сам факт наличия неопределенного отношения к какому-нибудь элементу сценария означает, что от него нужно избавиться». Уолтер советует всегда ошибаться в пользу чрезмерной экономии. Верно и точно отобрать нужный сценарный материал сценарист сумеет лишь придерживаясь определённых принципов отбора документального и художественного материала, выявленных и зарекомендовавших в сценарной практике. Знание этих принципов – основа успешнойработы сценариста. Принципы отбора сценарного материала: ü социально-мировоззренческая направленность; ü соответствия материала социально-структурной специфике аудитории; ü общественно-политическая актуальность материала; ü соответствия материала идейно-художественному замыслу сценария (его теме, идеи, жанру. сценарно–режиссерскому ходу); ü соответствия выразительных средств цели идейно-педагогического воздействия сценария;
ü художественно-эстетическая ценность материала; ü достоверность документального материала ü новизна документального и художественного материала; ü расширения эмоционально-выразительных средств; ü соответствия художественного (репертуарного) материала творческим возможностям коллектива и возможностям площадки; ü соответствия требований к образному решению сценарного материала финансовым возможностям предстоящего действа; ü соответствия художественному решению документального материала; ü соответствия времени проведения праздничной программы. Следуя данным принципам в процессе отбора материала мы сумеем отобрать именно тот материал, который поможет сценаристу в яркой образной форме раскрыть идейно-тематическое содержание театрализованного действа, выразить авторскую концепцию по отношению к поднимаемым проблемам и достигнуть цели педагогического воздействия. Третий этап работы над сценарием - монтаж сценарного материала. Он вбирает в себя выполнение следующих творческих операций: ü разработку композиции всего сценария и каждого эпизода в отдельности, что потребует соблюдения законов целостности, взаимосвязи и соподчиненности частей целому; ü выстраивание сюжета сценария и каждого эпизода; ü монтаж сценарного материала; ü литературную работу над сценарием.
Методы обработки материала и его организации в сценарий. 1. Метод компиляции. 2. Метод инсценирования. 3. драматургический метод. 4. Метод монтажа.
В результате выполнения этих задач на 3-ем этапе творческого процесса сценарист завершает работу над сценарием. Так, последовательно пройдя все этапы творческого процесса, сценарист сумеет получить результат своей работы - сценарий театрализованного действа. Таким образом, творческий процесс работы над сценарием потребует от сценариста-режиссёра не только большого усердия, энтузиазма, концентрации своих интеллектуальных и творческих возможностей, но и знаний технологии работы над сценарием.
Интересен подход к этому вопросу доктора педагогических наук, профессора, декана факультета театрального искусства, заведующего кафедрой режиссуры КГУКИ О.И. Маркова, который в своём учебном пособии выделяет шесть основных этапов работы над сценариями театрализованных представлений: - создание смыслового каркаса (выбор и анализ темы, анализ проблемы, разработка сценических заданий блокам, эпизодам и единицам сценической информации); - разработка замысла (всего сценария, блоков, эпизодов и единиц сценической информации); - разработка сюжета (всего сценария, блоков, эпизодов и единиц сценической информации); - отбор художественных средств; - монтаж (единиц сценической информации, эпизодов, блоков); -литературная запись сценария (литературная обработка сценария). Такой подход к творческому процессу работы над сценарием вполне оправдан и помогает, особенно начинающему сценаристу, ничего не пропустить в ходе его творческой деятельности, следовать от одного этапа к другому, последовательно выполняя творческие задачи, стоящие перед ним на каждом этапе работы. Вместе с тем, сколько бы этапов работы мы ни выделяли, чтобы создать полноценный сценарий театрализованного действа, сценаристу необходимо овладеть множеством творческих операций, которые потребуется выполнить на каждом этане его творческой деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|