Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы работы над сценарием.

Чтобы разработать сценарий театрализованного действа, необходимо пройти все стадии творческого процесса создания любого художественного произведения, в основе которого лежит глубокое познание жизни. Без изучения и творческой переработки впечатлений и знаний действительности невозможен процесс создания художественного замысла, а значит и процесс его реализации и воплощения в конкретном произведении искусства.

В практике работы над сценариями различных форм и разновидностей театрализованных представлений и праздников выделяют три ключевых этапа работы сценариста:

 

I этап - создание идейно-художественного замысла сценария;

II этап – изучение и отбор сценарного материала;

III этап – обработка материала и его организация в сценарий.

 

 

Замысел по В. Далю есть «намерение, задуманное дело».

Тема (греч. «тема» - то, что положено в основу) - это круг жизненных явлений действительности, отобранных и освещенных сценаристом-режиссером в художественно организованном праздничном событии. Тема отвечает на вопрос «о чем?»

Проблема (греч.»проблема» - задача, задание) – противоречие, которое в данный момент, при данных обстоятельствах неразрешимо»

Идея - это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.

 

Рассмотрим каждый этап в отдельности.

 

Так, на первом этапе работы над сценарием театрализованного действа происходит:

- выбор и анализ темы;

- поиск и выявление проблемы в рамках выбранной темы;

- постановка педагогической цели будущего театрализованного действа;

- определение идеи;

 

Для того, чтобы произвести эти операции, сценаристу необходимо пройти трудный путь по накоплению знаний и эмоциональных впечатлений в процессе изучения и анализа документального и художественного материала вокруг празднуемого события. В связи с этим творческий процесс работы над сценарием начинается с решения сценаристом следующих задач:

ü изучение события, которому будет посвящен сценарий;

ü тщательное и глубокое изучение жизненного и художественного материала;

ü изучение психолого-педагогической характеристики аудитории будущего театрализованного действа, её интересов потребностей;

ü выбор и изучение возможностей места проведения театрализованного действа;

ü выявление творческих и финансовых возможностей воплощения сценария будущего театрализованного действа.

 

Только решив поставленные задачи, сценарист сумеет определить идейно-тематическую основу будущего сценария, выявить ее педагогическую цель и найти художественно-образное решение предстоящего театрализованного действа.

В свою очередь, процесс поиска художественно-образного решения содержания театрализованного действа требует от сценариста:

- определения формы будущей программы;

- выявления жанрового решения театрализованного действа;

- определения сценарно-режиссерского хода и приёма театрализованной программы;

Второй этап работы над сценарием театрализованного действа предполагает отбор сценарного материала. На данном этапе работы сценарист должен отобрать из множества различных жизненных фактов, свидетельств, материалов о конкретных людях, разнообразных историй и легенд, связанных с празднуемым событием и привлекших внимание и интерес сценариста в процессе изучения и накопления сценарного материала, только тот материал, который и составит основу будущего сценария. На данном этапе происходит и отбор необходимого художественного материала, отобранного сценаристом на первом этапе творческого процесса.

Процесс отбора сценарного материала требует от сценариста научного, творческого и аналитического подхода. Жизненные факты, документальные свидетельства необходимо отбирать обдуманно, соизмеряя и сопоставляя реальное и вымышленное, логическое и эмоциональное, возможное и желаемое. Необходимо помнить, для какой аудитории и ради чего создаешь свое произведение, какие идейно-художественные педагогические задачи решаешь. При отборе сценарного материала «не надо забывать о чувстве меры и точности отбора» - предупреждает сценаристов А.Д. Силин. Здесь важно не переусердствовать, не стараться объять необъятное, а отобрать только самое важное, самое необходимое для донесения содержания и авторской мысли. Чтобы раз и навсегда определить, нужен в сценарии тот или иной компонент, Уолтор предлагает пользоваться правилом, которым следуют домохозяйки, «когда продукты домашнего консервирования не вызывают доверия: если есть хоть тень сомнения, брось в ведро без сожаления». Следовательно, при отборе материала сценарист должен быть точен и беспощаден к тому материалу, который будет мешать развитию авторской мысли, но который совсем недавно казался ему значительным и необходимым. «Все, что важно для сценариста, нужно сохранить, второстепенный материал – выбросить. Сам факт наличия неопределенного отношения к какому-нибудь элементу сценария означает, что от него нужно избавиться». Уолтер советует всегда ошибаться в пользу чрезмерной экономии.

Верно и точно отобрать нужный сценарный материал сценарист сумеет лишь придерживаясь определённых принципов отбора документального и художественного материала, выявленных и зарекомендовавших в сценарной практике. Знание этих принципов – основа успешнойработы сценариста.

Принципы отбора сценарного материала:

ü социально-мировоззренческая направленность;

ü соответствия материала социально-структурной специфике аудитории;

ü общественно-политическая актуальность материала;

ü соответствия материала идейно-художественному замыслу сценария (его теме, идеи, жанру. сценарно–режиссерскому ходу);

ü соответствия выразительных средств цели идейно-педагогического воздействия сценария;

ü художественно-эстетическая ценность материала;

ü достоверность документального материала

ü новизна документального и художественного материала;

ü расширения эмоционально-выразительных средств;

ü соответствия художественного (репертуарного) материала творческим возможностям коллектива и возможностям площадки;

ü соответствия требований к образному решению сценарного материала финансовым возможностям предстоящего действа;

ü соответствия художественному решению документального материала;

ü соответствия времени проведения праздничной программы.

Следуя данным принципам в процессе отбора материала мы сумеем отобрать именно тот материал, который поможет сценаристу в яркой образной форме раскрыть идейно-тематическое содержание театрализованного действа, выразить авторскую концепцию по отношению к поднимаемым проблемам и достигнуть цели педагогического воздействия.

Третий этап работы над сценарием - монтаж сценарного материала. Он вбирает в себя выполнение следующих творческих операций:

ü разработку композиции всего сценария и каждого эпизода в отдельности, что потребует соблюдения законов целостности, взаимосвязи и соподчиненности частей целому;

ü выстраивание сюжета сценария и каждого эпизода;

ü монтаж сценарного материала;

ü литературную работу над сценарием.

 

Методы обработки материала и его организации в сценарий.

1. Метод компиляции.

2. Метод инсценирования.

3. драматургический метод.

4. Метод монтажа.

 

 

В результате выполнения этих задач на 3-ем этапе творческого процесса сценарист завершает работу над сценарием.

Так, последовательно пройдя все этапы творческого процесса, сценарист сумеет получить результат своей работы - сценарий театрализованного действа.

Таким образом, творческий процесс работы над сценарием потребует от сценариста-режиссёра не только большого усердия, энтузиазма, концентрации своих интеллектуальных и творческих возможностей, но и знаний технологии работы над сценарием.

Интересен подход к этому вопросу доктора педагогических наук, профессора, декана факультета театрального искусства, заведующего кафедрой режиссуры КГУКИ О.И. Маркова, который в своём учебном пособии выделяет шесть основных этапов работы над сценариями театрализованных представлений:

- создание смыслового каркаса (выбор и анализ темы, анализ проблемы, разработка сценических заданий блокам, эпизодам и единицам сценической информации);

- разработка замысла (всего сценария, блоков, эпизодов и единиц сценической информации);

- разработка сюжета (всего сценария, блоков, эпизодов и единиц сценической информации);

- отбор художественных средств;

- монтаж (единиц сценической информации, эпизодов, блоков);

-литературная запись сценария (литературная обработка сценария).

Такой подход к творческому процессу работы над сценарием вполне оправдан и помогает, особенно начинающему сценаристу, ничего не пропустить в ходе его творческой деятельности, следовать от одного этапа к другому, последовательно выполняя творческие задачи, стоящие перед ним на каждом этапе работы. Вместе с тем, сколько бы этапов работы мы ни выделяли, чтобы создать полноценный сценарий театрализованного действа, сценаристу необходимо овладеть множеством творческих операций, которые потребуется выполнить на каждом этане его творческой деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...