Тема 8. Управление конфликтами
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Программа для подготовки к вступительным испытаниям выпускников учреждений среднего специального образования, поступающих на сокращенный срок получения высшего образования в Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический Университет потребительской кооперации» в 2015 году
СОСТАВИТЕЛИ: Ежель О.В., доцент кафедры мировой и национальной экономики Учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», кандидат экономических наук, доцент; Анисимова Н.В, старший преподаватель кафедры мировой и национальной экономики Учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации».
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Коробкин А.З., заведующий кафедры экономических и правовых дисциплин Учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», кандидат экономических наук, доцент; Дегтярёва О.Ф., преподаватель Учреждения образования «Гомельский торгово-экономический колледж» Белкоопсоюза
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации» (протокол №3 от 10.02.2015)
ВВЕДЕНИЕ Программа содержит основные разделы по изучению менеджмента и знакомит абитуриентов с социально-экономической сущностью менеджмента, методами, функциями и принципами управления в условиях рыночного механизма хозяйствования. Успех управления во многом зависит от профессионализма руководителя, его умения видеть всю картину деятельности организации или предприятия в целом, планировать перспективы ее развития.
Программа для подготовки к вступительному испытанию по курсу «Основы менеджмента» позволяет: раскрыть сущность менеджмента как науки управления; провести научно-обоснованный анализ различных теорий менеджмента; выработать навыки разработки и принятия управленческих решений; рассмотреть функции менеджмента; обосновать значение человеческого фактора в управлении и необходимость управления персоналом; показать роль контроля в управлении и т.д. Таким образом, основная цель программы состоит в том, чтобы помочь абитуриентам подготовиться к вступительному испытанию по курсу «Основы менеджмента». Тема 1. Развитие теории и практики менеджмента Понятие менеджмента. Необходимость менеджмента. Система управления и ее составляющие. Объект управления. Субъект управления. Отношения управления. Этапы развития менеджмента. Школа научного управления. Вклад Ф.Тейлора в разработку системы научной организации труда. Административная или классическая школа. Функции и принципы управления, разработанные А. Файолем. Школы человеческих отношений, вклад Э. Мэйо в ее развитие. Школа поведенческих наук и основные ее представители. Процессный подход к менеджменту как взаимодействие функций управления. Системный подход к менеджменту как совокупность взаимосвязанный элементов организации. Ситуационный подход к менеджменту, его использование в условиях изменяющейся среды деятельности. Тема 2. Функции и принципы менеджмента Общие и специфические функции менеджмента. Характеристика общих функций менеджмента. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Принципы планирования: экономичность, непрерывность, ясность, точность, полнота и др. Организация, как функция менеджмента. Полномочия, делегирование, ответственность, обязанности. Функция мотивации. Контроль. Виды контроля, процесс контроля. Конкретные (специфические) функции управления организаций.
Принципы менеджмента: плановость, автономия и свобода, демократизация управления, коллегиальность, обратная связь и др. Уровни управления: низший, средний, высший. Тема 3. Организационная структура управления организацией (предприятием) Содержание и цели организационной деятельности. Сущность, понятия «организационная структура управления». Характеристика элементов организационной структуры: звено, ступень, уровень управления. Типы организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная. Их преимущества и недостатки. Тема 4. Методы управления организацией (предприятием) Сущность методов управления, их классификация. Административные или организационно-распорядительные методы управления: приказы, распоряжения, указания, регламентирование, нормирование, инструктирование. Социальные методы управления. Социальные нормы, почин, новаторство, преемственность, моральное стимулирование. Психологические методы управления. Гумманизация труда, психологическое побуждение, профессиональный отбор и обучение. Экономические методы управления в условиях рыночных отношений: хозрасчет, ценообразование, стимулирование, планирование, финансирование, кредитование. Принципы хозяйственного расчета. Взаимосвязь методов управления. Тема 5. Цели организации и управленческие стратегии Цели организации. Требования, предъявляемые к целям организации. Система целей организации: миссия, генеральная цель, общеорганизационные и специфические цели. Управленческая стратегия и ее элементы. Этапы разработки стратегического плана. Основные виды управленческих стратегий. Тема 6. Власть и руководство Понятия «стиль руководства», «власть» и «лидерство», их взаимосвязь. Формы управленческого воздействия. Характеристика стилей руководства. Формирование эффективного стиля руководства. Характеристика авторитарного, демократического и либерального стилей руководства. Управленческая сетка (ГРИД) Р. Блейка и Дж. С. Моутона, характеристика основных стилей руководства.
Тема 7. Мотивация персонала Сущность мотивации в системе управления. Теории мотивации. Первичные (физиологические, безопасность) и вторичные (социальные, уважение, самовыражение) потребности. Содержательные теории мотивации А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. МакКлелланда. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания В.Врума, теория справедливости Д.Куна, модель Л.Портера - Э.Лоулера. Сущность, основные положения, преимущества и недостатки, область применения. Тема 8. Управление конфликтами Сущность конфликтов. Внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой виды конфликтов. Причины и последствия конфликтов. Управление конфликтами. Структурные методы разрешения конфликтов. Установление общеорганизационных комплексных целей, применение координационного и интеграционного механизма, использование структуры вознаграждений. Педагогические методы разрешения конфликтов: беседа, убеждение, разъяснение, просьба. Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях. Сотрудничество, компромисс, принуждение, уклонение, уступчивость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|