Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие проблемы поднимает писатель в этом рассказе?

Рабочий лист к уроку литературы в 8 классе по теме

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала».

Система художественных образов рассказа.

Ф. И. Морошкина Алёна

1. Ответьте письменно:

А) На какие две части делится сюжет рассказа?

1) События на балу. (Описание самого бала)
2) События после бала. (Описание страшного наказания солдата)

Б) Чем объяснить, что в сцене бала всё окружающее герой рассказа воспринимает с восторженным умилением?
Герой влюблен, поэтому всё происходящее и связанное с его любовью вызывает у него восторг, умиление и радость.

2. Дать определение термину контраст, антитеза.
Контраст – резкая противоположность. Антитеза – противопоставление.

а. Сделать вывод о поведении полковника на балу и утром на плацу, записать вывод в виде предложения с противительным союзом «а» и однородными членами предложения.
На балу полковник был добрым и радостным, а после бала – жестоким и беспощадным.

3. Сопоставление Полковника и Ивана Васильевича.

Иван Васильевич Полковник
На балу После бала На балу После бала
         

4. Сопоставить образы полковника и наказываемого. Заполнить таблицу и подумайте на чём основано описание?

  Полковник Наказываемый
Фигура Высокий, грузный, статный военный в шинели и фуражке. Оголенный по пояс, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его была пестрой, мокрой, красной, неестественной.
Походка Твердая, подрагивающая походка. Дергался всем телом, шлепая ногами по талому снегу, опрокидываясь то назад, то вперед.
Лицо Румяное лицо, белые усы и бакенбарды. Сморщенное от страдания лицо.
Общее описание Высокий, статный уверенный в себе и своих силах человек. Сморщенный, скрюченный человек.

Описание основано на антитезе, то есть на противопоставлении.

5. Анализ эпитетов в двух частях рассказа.

1 часть 2 часть
Чудесный бал. Прекрасный зал. Хорошая музыка. Цвет Высокая, стройная, грациозная и величественная Варенька. Высокий статный полковник с серебряными эполетами.     Иван Васильевич     Улица     Звуки   Цвет   Варенька     Полковник   Наказываемый     Иван Васильевич  

 

6. Выполнить тест, подчеркнув нужные ответы.

1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»? А) последовательность излагаемых событий Б) цикличность излагаемых событий В) контраст, противопоставление. 2. Каков тип композиции рассказа? А) рассказ в рассказе Б) повествование от первого лица В) авторское изложение событий. 3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала? А) отчуждение Б) возмущение В) восторг 4. С помощью какой художественной детали автор доказывает искренность чувства полковника к дочери? А) замшевая перчатка Б) блестящие глаза и радостная улыбка В) «домодельные» сапоги. 5. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату? А) автор показывает двуличие героя Б) на балу надел «маску» добропорядочности В) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности. 6. Определите основную идею рассказа. А) судьба человека зависит от случая Б) идея личной ответственности человека В) осуждение деспотизма


7.
Ответить на вопросы:

1) Может ли быть один и тот же человек в одной ситуации милым и добрым, а в другой – жестоким и беспощадным? Да.
2) Был ли полковник двуличным человеком, лицемером? Нет. Он честно и добросовестно, не рассуждая, выполнял свою работу.

3) В чем вы видите причину таких противоречий в характере полковника?

Он жил по старым законам и обычаям, которые существовали во времена крепостного права.

Наказание шпицрутенами

– специальное военное наказание, отличавшееся от остальных тем, что оно приводилось в исполнение группой исполнителей, как правило, товарищами или сослуживцами осужденного.

Само наказание заключалось в том, что исполнители наказания выстраивались в две шеренги, образуя «улицу», по которой проводили осужденного такое количество раз, сколько это было предписано приговором. У каждого из исполнителя в руках был шпицрутен (батог), которым он наносил удар, когда осужденный проходил мимо.

При экзекуции должны были находиться фельдшер доктор, для оказания медицинской помощи, так как это наказание нередко приводило к смерти наказуемого. Наказание 3 000 шпицрутенов считалось равным смертной казни. Шпицрутены появились в России в царствование Петра Великого; есть сведения об употреблении Ш. в армии, относящиеся к 1701—1705 гг. Введены они были в систему наказания воинским уставом 1716 г.

 

8. Ответьте на вопрос: Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?
Герой был ошеломлен картиной происходящего, поэтому он не мог вмешаться. Он пытался понять, за что так беспощадно наказывают солдата. Мысли об этом полностью затмили его разум.

Сопоставьте черновой и окончательный варианты концовки рассказа и ответьте на вопросы:

А) Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича? Автор хотел передать чувство человечности и сострадания через главного героя, а также как можно ярче выразить явление несправедливости в стране.

Б) Почему любовь рассказчика пошла на убыль? При виде своей возлюбленной перед героем всплывал образ её жестокого отца.

В) Почему Иван Васильевич не поступил на военную службу? Герой не хотел становиться таким же жестоким и беспощадным, каким был отец Вареньки.

 

Черновой вариант Окончательный вариант
«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал». «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я увидел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - подумал я и старался узнать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь, не годился».

9. Работая над рассказом, Л. Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…» и, наконец, «После бала». Попробуйте проникнуть в логику писателя: чем он обосновывает изменения названия рассказа? Почему, по-вашему, остановился на последнем? Автор интригует читателей данным названием, так как каждый задумывается о том, что же будет после бала. Именно после бала происходит описание страшного наказания солдата, которое повлияло на дальнейшую жизнь главного героя.

10. Записать вывод: Какова идея рассказа? (Зачем Л. Н. Толстой написал этот рассказ?)

Какие проблемы поднимает писатель в этом рассказе?


Завершающий контроль
Выполнить тест, подчеркнув нужные ответы.

1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»? А) последовательность излагаемых событий Б) цикличность излагаемых событий В) контраст, противопоставление. 2. Каков тип композиции рассказа? А) рассказ в рассказе Б) повествование от первого лица В) авторское изложение событий. 3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала? А) отчуждение Б) возмущение В) восторг 4. С помощью какой художественной детали автор доказывает искренность чувства полковника к дочери? А) замшевая перчатка Б) блестящие глаза и радостная улыбка В) «домодельные» сапоги. 5. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату? А) автор показывает двуличие героя Б) на балу надел «маску» добропорядочности В) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности. 6. Определите основную идею рассказа. А) судьба человека зависит от случая Б) идея личной ответственности человека В) осуждение деспотизма

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...