Тема 5. Недемократические политические режимы: тоталитаризм и авторитаризм
Тема 5. Недемократические политические режимы: тоталитаризм и авторитаризм 1. Понятие политического режима, содержательные характеристики и типология. 2. Тоталитарный политический режим: основные черты, условия возникновения. 3. Роль идеологии при тоталитаризме. Культ личности 4. Тоталитаризм в истории России. 5. Особенности авторитарного политического режима. Основные черты и условия возникновения.
Задания для самостоятельной работы. 1. Приготовьте ответы на вопросы: - Каким понятием можно выразить следующее определение: Закрытая система, в которой все – от воспитания детей до выпуска продукции – контролируется из единого центра»? - Кто является автором труда «Происхождение тоталитаризма»? (Х. Арендт, О. Хаксли, К. Поппер, К. Фридрих). - Какие причины способствовали утверждению тоталитарных режимов? (эволюционная модернизация общества, форсированная («опоздавшая») модернизация, развитие гражданского общества, маргинализация различных групп населения) 2. Подберите правильное определение: Нахождение индивида вне своей социальной группы (класса, этноса, профессиональной группы и др. ), его разрыв с групповыми социокультурными нормами – это …(изоляционизм, маргинальность, деклассированность).
Тема 6. Понятия и теории демократии 1. Понятие демократии: нормативный и эмпирический подход. «Полиархия». 2. Конституирующие признаки демократии. 3. Всеобщая и социально-ограниченная демократия. Охлократия. 4. Индивидуалистическая, плюралистическая и коллективистская демократия. 5. Классификация теорий демократии: идентитарные и конкурентные теории. Традиционно-либеральная, плюралистическая, элитарная, «экономическая», критическая, социалистическая теории демократии, теории демократии Лумана.
6. Прямая, плебисцитарная и представительная демократия. 7. Формы демократического государства. Политическая и социальная демократии. 8. Деспотическая, тоталитарная и конституционная демократии.
Деловая игра «Дискуссия» Организуйте ролевую дискуссию на одну из тем: a. Если человек не может по крайней мере два раза в неделю разглагольствовать о нравственности перед обширной и вполне безнравственной аудиторией, политическое поприще для него закрыто. В смысле профессии ему остается только ботаника или церковь. (Оскар Уайлд); б. Одно из самых главных достоинств в политике - это умение притворяться. (Бешерель Луи Николя); в. Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право. (Ибсен Генрик); г. В политике нельзя быть правым, можно быть убедительным! (Боровик Александр) д. Говорят, что политика - вторая древнейшая профессия. Но я пришел к выводу, что у нее гораздо больше общего с первой. (Рейган Рональд). Участники должны вести себя в соответствии с одной из выбранных ролей: «Инициатор» - захватывает инициативу с самого начала, отстаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционального начала. «Спорщик» - встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения. «Соглашатель» - выражает свое согласие с любыми мнениями и поддерживает все высказывания, поддакивая говорящему. «Оригинал» - как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие - либо неожиданные предложения. «Организатор» - стремится к тому, чтобы выступили все участники, задает уточняющие вопросы. «Молчун» - всячески избегает прямого ответа на вопрос; никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается. «Деструктор» - все время нарушает плавное течение дискуссии (что - то роняет, не вовремя хихикает... ).
Выступления должны быть краткими, каждое должно содержать 2 аргумента. После завершения дискуссии проводится ее анализ по схеме: 1. Что обсуждалось и что должно было дать обсуждение? 2. Показана ли ведущим значимость проблемы? 3. Насколько просто, ясно и кратко формулируются тезис и антитезис? 4. Как удается добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий? 5. Каковы организующие речевые действия ведущего в ведении дискуссионного диалога? 6. Как аргументируется тезис? 7. Как опровергается тезис оппонентов? 8. Вопросы каких типов прозвучали? 9. Что общего и различного, в итоге, выявлено в позициях сторон? 10. Соответствует ли сформулированная в начале дискуссии цель полученным результатам (полностью, частично, мало)? 11. Кто самый дипломатичный, самый творческий, самый интеллигентный участник обсуждения?
Тема 7. Политические партии и партийные системы 1. Определение сущности политической партии. 2. Партия как идеологическая группа. 3. Партия как организация. 4. Партия в системе государства. 5. Этапы генезиса партии. 6. Функции партии в политической системе. 7. Критерии классификации политических партий. 8. Сущность и разновидности партийной системы. Задания для самостоятельной работы. 1. Приготовьте ответы на вопросы:
- Какое место в системе отношений «государство-общество» занимают политические партии? - Какие признаки отличают партию от других организаций? - Когда и в связи с чем партии начинают оказывать существенное влияние на политический процесс? - Охарактеризуйте основные признаки массовых и кадровых партий. Заполните таблицу:
2. Расскажите, какие идеологические ценности являются приоритетными для консервативных, либеральных и социал-демократических партий. 3. Определите, какие из функций партии характеризуют ее отношения с государством, а какие – с обществом. Заполните таблицу:
4. Скажите, что является основанием для выделения левых и правых спектров партий? 5. Объясните, что такое партийные системы и как они функционируют?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|