Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Недемократические политические режимы: тоталитаризм и авторитаризм




Тема 5. Недемократические политические режимы: тоталитаризм и авторитаризм

1. Понятие политического режима, содержательные характеристики и типология.

2. Тоталитарный политический режим: основные черты, условия возникновения.

3. Роль идеологии при тоталитаризме. Культ личности

4. Тоталитаризм в истории России.

5. Особенности авторитарного политического режима. Основные черты и условия возникновения.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Приготовьте ответы на вопросы:

- Каким понятием можно выразить следующее определение:

Закрытая система, в которой все – от воспитания детей до выпуска продукции – контролируется из единого центра»?

- Кто является автором труда «Происхождение тоталитаризма»? (Х. Арендт, О. Хаксли, К. Поппер, К. Фридрих).

       - Какие причины способствовали утверждению тоталитарных режимов? (эволюционная модернизация общества, форсированная («опоздавшая») модернизация, развитие гражданского общества, маргинализация различных групп населения)

2. Подберите правильное определение:

Нахождение индивида вне своей социальной группы (класса, этноса, профессиональной группы и др. ), его разрыв с групповыми социокультурными нормами – это …(изоляционизм, маргинальность, деклассированность).

 

Тема 6. Понятия и теории демократии

1. Понятие демократии: нормативный и эмпирический подход. «Полиархия».

2. Конституирующие признаки демократии.

3. Всеобщая и социально-ограниченная демократия. Охлократия.

4. Индивидуалистическая, плюралистическая и коллективистская демократия.

5. Классификация теорий демократии: идентитарные и конкурентные теории. Традиционно-либеральная, плюралистическая, элитарная, «экономическая», критическая, социалистическая теории демократии, теории демократии Лумана.

6. Прямая, плебисцитарная и представительная демократия.

7. Формы демократического государства. Политическая и социальная демократии.

8. Деспотическая, тоталитарная и конституционная демократии.

 

 Деловая игра «Дискуссия»

Организуйте ролевую дискуссию на одну из тем:

a. Если человек не может по крайней мере два раза в неделю разглагольствовать о нравственности перед обширной и вполне безнравственной аудиторией, политическое поприще для него закрыто. В смысле профессии ему остается только ботаника или церковь. (Оскар Уайлд);

б. Одно из самых главных достоинств в политике - это умение притворяться. (Бешерель Луи Николя);

в. Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право. (Ибсен Генрик);

г. В политике нельзя быть правым, можно быть убедительным! (Боровик Александр)

д. Говорят, что политика - вторая древнейшая профессия. Но я пришел к выводу, что у нее гораздо больше общего с первой. (Рейган Рональд).

Участники должны вести себя в соответствии с одной из выбранных ролей:

«Инициатор» - захватывает инициативу с самого начала, отстаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционального начала.

«Спорщик» - встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения.

«Соглашатель» - выражает свое согласие с любыми мнениями и поддерживает все высказывания, поддакивая говорящему.

«Оригинал» - как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие - либо неожиданные предложения.

«Организатор» - стремится к тому, чтобы выступили все участники, задает уточняющие вопросы.

«Молчун» - всячески избегает прямого ответа на вопрос; никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается.

«Деструктор» - все время нарушает плавное течение дискуссии (что - то роняет, не вовремя хихикает... ).

Выступления должны быть краткими, каждое должно содержать 2 аргумента.

После завершения дискуссии проводится ее анализ по схеме:

1. Что обсуждалось и что должно было дать обсуждение?

2. Показана ли ведущим значимость проблемы?

3. Насколько просто, ясно и кратко формулируются тезис и антитезис?

4. Как удается добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий?

5. Каковы организующие речевые действия ведущего в ведении дискуссионного диалога?

6. Как аргументируется тезис?

7. Как опровергается тезис оппонентов?

8. Вопросы каких типов прозвучали?

9. Что общего и различного, в итоге, выявлено в позициях сторон?

10. Соответствует ли сформулированная в начале дискуссии цель полученным результатам (полностью, частично, мало)?

11. Кто самый дипломатичный, самый творческий, самый интеллигентный участник обсуждения?

 

Тема 7. Политические партии и партийные системы

1. Определение сущности политической партии.

2. Партия как идеологическая группа.

3. Партия как организация.

4. Партия в системе государства.

5. Этапы генезиса партии.

6. Функции партии в политической системе.

7. Критерии классификации политических партий.

8. Сущность и разновидности партийной системы.

Задания для самостоятельной работы.

1. Приготовьте ответы на вопросы:

 

- Какое место в системе отношений «государство-общество» занимают политические партии?

- Какие признаки отличают партию от других организаций?

- Когда и в связи с чем партии начинают оказывать существенное влияние на политический процесс?

- Охарактеризуйте основные признаки массовых и кадровых партий.

Заполните таблицу:

Признаки Кадровая партия Массовая партия
Характер членства в партии      
Степень жесткости организационных структур      
Периодичность активности деятельности партии    

 

2. Расскажите, какие идеологические ценности являются приоритетными для консервативных, либеральных и социал-демократических партий.

3. Определите, какие из функций партии характеризуют ее отношения с государством, а какие – с обществом. Заполните таблицу:

Функции партии в отношении общества Функции партии в отношении государства
   

 

4. Скажите, что является основанием для выделения левых и правых спектров партий?

5. Объясните, что такое партийные системы и как они функционируют?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...