Дайте определение понятию «управление». Назовите его признаки. Охарактеризуйте социальное управление и перечислите его функции. Раскройте признаки государственного управления и его соотношение:
1) с законодательной и судебной властями;
2) с исполнительной властью.
Управление − основанное на нормах права властное воздействие субъекта управления на объект управления для решения задач и достижения поставленных целей. Его признаки:
1. обеспечивает целостность и поддержание режима работы системы;
2. служит интересам взаимодействия всех элементов системы;
3. предполагает наличие управляющего элемента – субъекта и управляемого элемента – объекта;
4. обеспечивает властное воздействие субъекта на объект;
5. предусматривает добровольное или принудительное подчинение объекта субъекту.
Социальное управление –вид управления, который является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества. При социальном управлении в роли и управляющих и управляемых выступают люди. Его характеризуют следующие черты:
1. присутствует там, где есть совместная деятельность людей;
2. упорядочивает совместную деятельность людей в интересах достижения поставленных целей;
3. объектом воздействия является сознательно-волевое поведение участников совместной деятельности;
4. предполагает властность управляющего воздействия – объект управления подчиняется господствующей воле, которую выражает субъект управления;
5. реализуется в деятельности специальных субъектов − органов управления.
Функции социального управления:
1) сбор, обработка и анализ информации
2) прогнозирование
3) планирование;
4) организация (формирование системы управления);
5) распорядительство (решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере);
6) регулирование (установление режима взаимодействия субъектов и объектов управления);
7) координация (обеспечение согласованных действий участников отношений);
8) контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы).
Государственное управление– подзаконная юридически властная деятельность аппарата управления, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Его признаки:
1. это конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, отличающийся от иных видов государственной деятельности (законотворчества и правосудия);
2. эта деятельность носит вторичный характер по отношению к законотворчеству;
3. это деятельность исполнительно-распорядительного характера по реализации нормативных правовых актов;
4. это деятельность повседневно реализующая функции государства в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической и межотраслевой сферах;
5. эта деятельность осуществляется специально уполномоченными субъектами – органами государственного управления (в первую очередь – органами исполнительной власти).
В деятельности законодательной и судебной властей государственное управление присутствует при осуществлении только их внутриорганизационных функций. В деятельности исполнительной власти государственное управление присутствует как при осуществлении ее внутриорганизационных функций, так и функций внешневластного характера.
2.
Дайте определение предмета административного права. Назовите виды административно-правовых отношений. Охарактеризуйте основной метод административного права. Раскройте сущность видов методов административного права и приведите примеры:
1) предписания;
2) запрета;
3) дозволения.
Предмет административного права составляют общественные отношения властного, организационного характера, возникающие между органами публичной администрации, их должностными лицами и гражданами (их объединениями) в процессе осуществления ими функций государственного управления
Административно-правовые отношения можно подразделить:
1. по субъектам управленческих отношений
между вышестоящими и нижестоящими органами госуправления;
между органами госуправления, несвязанными отношениями подчиненности;
между органами госуправления и государственными организациями;
между органами госуправления и гражданами;
между органами госуправления и негосударственными организациями.
2. по объему административной деятельности
в сфере общего управления;
в сфере специального (межотраслевого) управления;
в сфере отраслевого управления.
3. по целям возникновения
внутренние (внутриорганизационные);
внешние (внешневластные).
4. по области административной деятельности
в области управления экономикой;
в области управления социально-культурной сферой;
в области управления административно-политической сферой.
Метод правового регулирования – система юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений..
Административно-правовому регулированию в основном свойственен императивный метод – метод юридического властвования или властных требований правомочного субъекта управления. Требования носят односторонний характер и наблюдается изначальное неравенство сторон, одной из которых всегда является государство или его уполномоченные представители. Данный метод формирует отношения власти и подчинения.
В ряде случаев (в первую очередь, в экономической сфере) в административно-правовом регулировании применимы методы рекомендаций, согласования, взаимной ответственности.
В сфере административного права чаще всего применяют методы:
1. предписания, который обязывает субъект правоотношений действовать строго в соответствии с нормой права (обращение лица в государственный орган должно быть рассмотрено в срок до одного месяца);
2. запрета, который обязывает субъект правоотношений не совершать действий, запрещенных нормой права (не допускаются действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя);
3. дозволения, который предоставляет возможность выбора одного из вариантов поведения, не выходящего, однако, за рамки нормы права (за совершение мелкого хулиганства возможно наложение взыскания в виде штрафа в размере от 2 до 30 БВ или административного ареста).
3.
Дайте понятие административного права как правовой отрасли. Охарактеризуйте систему отрасли административного права. Раскройте связь административного права с иными отраслями права:
1) конституционное право;
2) трудовое право;
3) уголовное право.
Административное право как одна из отраслей права представляет собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления и в деятельности исполнительной власти, а также отношения, управленческого характера, возникающие во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов (законотворчества, правосудия) и в процессе осуществления общественными объединениями внешневластных управленческих функций
Система отрасли административного права представляет собой совокупность административно-правовых норм, которые группируются по определенным правовым институтам, и административно-правовых отношений, объединенных предметом и методом регулирования.
Нормы административного права подразделяются на две основные группы:
1) общая часть, содержащая нормы, действующие в масштабе всей системы государственного управления, общие для всех его сфер и отраслей;
2) особенная часть, содержащая нормы, действующие в масштабе отдельной отрасли или сферы государственного управления и отражающие ее специфику.
Система общей части административного права, включает нормы, сгруппированные в следующие правовые институты:
1) принципов государственного управления
2) правового положения субъектов административного права;
3) форм и методов реализации исполнительной власти;
4) основ государственной службы;
5) административного правонарушения;
6) административной ответственности;
7) основ административно-процессуальной деятельности;
8) способов обеспечения законности и дисциплины в госуправлении.
Система особенной части административного права, включает нормы, на основе которых регулируются общественные отношения:
1) в экономической сфере;
2) в социально-культурной сфере;
3) в административно-политической сфере;
4) в сфере межотраслевого управления.
Административное право взаимодействует с иными отраслями права, т.к. все они призваны правовыми средствами решать общие для государства задачи.
1. Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов, их место в государственном механизме, основы их взаимоотношений с органами иных ветвей власти, определяют права обязанности граждан в сфере государственного управления. Административное право регулирует порядок реализации компетенции органов власти и управления в отношениях, возникающих в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами.
2. Тесно взаимодействуют административное и трудовое право. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые непосредственно связаны с правовым положением сторон в трудовом процессе. Административное право регулирует отношения, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по организации трудового процесса, а также отношения отдельных категорий работников – государственных служащих.
3. Взаимодействие административного и уголовного права происходит при регулировании отношений, возникающих по поводу совершения противоправных деяний. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями и меры взыскания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право определяет деяния, являющиеся уголовными преступлениями и соответствующие меры наказания. Границы между административным и уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к правонарушениям, могут перерастать в преступления и наоборот (клевета, хулиганство, хищение).
4.
Дайте понятие принципов государственного управления. Охарактеризуйте социально-правовые и организационные принципы государственного управления. Изложите сущность следующих принципов:
1) двойного подчинения;
2) эффективности управления;
3) централизации и децентрализации.
Государственное управление базируется на основных положениях — принципах.
Под принципами понимаются теоретические положения, идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Принципы государственного управления выражают сущность управления и исполнительной деятельности, его наиболее характерные черты
Будучи облеченными в форму правовых норм, принципы имеют значение правовых требований, обязательных к исполнению и соблюдению. Принципы оказывают воздействие на формы, методы, структуру, кадры, процесс управления. Они отвечают на вопрос, как должна осуществляется исполнительная деятельность..
В системе управленческой, исполнительной деятельности выделяются:
1) общие (социально-правовые);
2) организационные принципы.
К общим (социально-правовым) принципамотносятся те, которые имеют общесоциальный характер и реализуются в управленческой деятельности независимо от уровня и места того или иного органа или от должности, занимаемой работником, осуществляющим управленческую деятельность.
Общими принципами являются:
1. законность и дисциплина;
2. объективность;
3. конкретность;
4. эффективность;
5. сочетание централизации и децентрализации.
Организационные принципы управления включают в себя две группы.
К первой группе относятся принципы построения аппарата государственного управления:
1. отраслевой
2. территориальный;
3. линейный;
4. функциональный;
5. двойного подчинения.
Во вторую группупринципов входят принципы деятельности аппарата госуправления:
1. рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности;
2. ответственность субъектов этой деятельности за результаты их работы;
3. сочетание единоначалия и коллегиальности;
4. оперативная самостоятельность
Принцип двойного подчинения обеспечивается системой двойного подчинения объектов управления по вертикали и горизонтали. Подчинение по вертикали обеспечивает необходимое единство в основных вопросах, имеющих общегосударственное значение для сферы управления. Подчинение по горизонтали позволяет учитывать местные условия и особенности при осуществлении управления.
Принцип эффективности заключается в том, чтобы достигнуть целей управления при наименьших затратах сил, средств и времени. К критериям эффективности, которые применяются на практике, обычно относят размеры затрат, сроки выполнения задач, сроки окупаемости и др. Требования данного принципа управления состоят в оптимизации решений, т.е. в разработке различных вариантов решений, их сопоставлении и выборе наилучшего варианта.
Принципсочетания централизации и децентрализациизаключается в разграничении предметов ведения и полномочий между республиканскими субъектами управления и местными субъектами управления и самоуправления. Республиканские субъекты управления определяют приоритетные направления развития соответствующих сфер, разрабатывают и реализуют комплексные программы, участвуют в разработке правил, стандартов и иных нормативов. Однако в едином центре нельзя эффективно решить многочисленные проблемы, учесть условия и особенности местного управления или конкретного коллектива. Это достигается путем децентрализации оперативных функций управления, предоставления нижестоящим субъектам управления самостоятельности в решении повседневных текущих дел и вопросов управления, повышения их ответственности за состояние дел в соответствующем регионе или в организации.
5.
Определите понятие «субъект административного права». Назовите виды субъектов административного права. Охарактеризуйте правовой статус субъекта административного права. Проанализируйте, кто из перечисленных лиц является носителем исполнительной власти, а кто – носителем субъективных прав и обязанностей:
1) гражданин Республики Беларусь;
2) начальник РУВД;
3) учащийся техникума;
4) Премьер-министр.
Под субъектом административного права следует понимать лицо или организацию, которые являются носителями прав и обязанностей, установленных административно-правовыми нормами, и могут быть участниками (сторонами) управленческих общественных отношений.
Субъект административного права может стать субъектом административно-правовых отношений при наличии трех условий:
1. наличие административно-правовой нормы, регулирующей права и обязанности сторон;
2. наличие основания (юридического факта) для возникновения, изменения и прекращения правоотношения;
3. наличие у субъекта права административной правосубъектности (т.е. административных правоспособности, дееспособности и деликтоспособности).
Субъекты административного права в зависимости от того, чью волю они выражают, в чьих интересах действуют, а также от того, кто именно вступает в правоотношения, подразделяются на две группы:
1. Индивидуальные субъекты
2. Коллективные субъекты
К индивидуальным субъектам относятся:
а) граждане Республики Беларусь;
б) иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды);
в) государственные служащие – специфический субъект, находящийся в стабильных организационных отношениях.
К коллективным субъектам относятся:
а) государственные организации;
б) негосударственные организации.
Государственные организации как субъекты административного права подразделяются на:
1) органы государственного управления (органы исполнительной власти);
2) органы государственного управления предприятий, учреждений и организаций;
3) структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.
Негосударственные организации как субъекты административного права подразделяются на:
1) общественные объединения (партии, союзы, общественные организации и т.п.);
2) трудовые коллективы;
3) органы территориального общественного самоуправления;
4) коммерческие структуры;
5) частные предприятия и учреждения.
Административно-правовой статус субъекта административного права – это установленные законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответственность лица, которые обеспечивают его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов.
Носителями исполнительной власти среди перечисленных лиц являются Премьер-министр и начальник РУВД, т.к. они относятся к категории госслужащих, должностных лиц, представляющих соответственно Совет Министров – высший орган исполнительной власти Республики Беларусь и районное Управление внутренних дел – наделенное собственной компетенцией структурное подразделение республиканского органа исполнительной власти (Министерство внутренних дел).
Носителями субъективных прав и обязанностей являются все перечисленные лица. Субъективные права и обязанности приобретаются с рождением, однако их объем и возможность осуществления могут регулироваться государством, в т.ч. в зависимости от возраста лица, его должностного положения, соблюдения им установленных правовых норм.
6.
Дайте определение понятию «административно-правовая норма» и назовите ее функции. Раскройте структуру административно-правовой нормы. Проанализируйте способы реализации административно-правовой нормы:
1) исполнение;
2) применение.
Административно-правовая норма – это установленное государством и охраняемое государственным принуждением правило поведения общего характера, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления.
Административно-правовые нормы имеют императивный (повелительный)характер.
В механизме административно-правового регулирования правовые нормы играют двоякую роль:
1) информируют участников регулируемых общественных отношений в области государственного управления о требованиях государства;
2) указывают на те юридические средства, с помощью которых предполагается достичь оптимального согласования воли граждан (их объединений) с государственной волей.
Административно-правовые нормы определяют границы должного поведения в управленческих отношениях.
Административно-правовые нормы направлены в основном на удовлетворение публичных, а не частных интересов.
Административно-правовые нормы используются для:
· регулирования внутриорганизационной и внешней деятельности органов исполнительной власти;
· обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти.
· реализации законных прав и свобод граждан в деятельности органов исполнительной власти;
· реализации законных прав и интересов субъектов гражданского общества;
Структуру административно-правовой нормы составляют гипотеза, диспозиция и санкция.
Гипотеза – содержит указание на фактические условия, при наличии которых следует руководствоваться данной нормой. Обстоятельства, предусмотренные гипотезой, являются юридическими фактами, порождающими административные правоотношения. Гипотеза может быть абсолютно и относительно определенной.
Диспозиция – главная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой права. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной (отсылочной).
Санкция – содержит меры государственного воздействия, применяемые к лицам, нарушающим установленные правила. Санкция может быть абсолютно и относительно определенной, а также альтернативной. В административно-правовой норме санкция может и отсутствовать
Классификация административно-правовых норм:
1. по форме выражения: обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные;
2. по целевому назначению: регулятивные и охранительные;
3. по содержанию предмета регулирования: материальные и процессуальные;
4. по масштабу действия: общереспубликанские и местные;
5. по юридической силе: законодательные и подзаконные;
6. по времени действия: постоянные и временные (срочные).
7. по кругу лиц: для всех граждан и для специальных категорий субъектов.
Выделяют четыре способа реализации административно-правовых норм:
Два основных:
1) исполнение;
2) применение.
Два дополнительных:
1) соблюдение;
2) использование
Исполнение – это активное поведение субъекта административного права по выполнению предписаний, содержащихся в норме. (переход улицы только на разрешающий сигнал светофора).
Применение– это принятие компетентным государственным органом или должностным лицом индивидуального юридически властного решения на основе действующей нормы в соответствии с установленным процессуальным порядком (наложение работником ГАИ взыскания на правонарушителя.
7.
Дайте понятие источника административного права. Назовите и охарактеризуйте виды источников административного права. Проанализируйте, относятся ли к источникам административного права следующие правовые акты:
1) Гражданский кодекс Республики Беларусь;
2) распоряжение председателя местного исполнительного комитета;
3) договор о создании Союза Беларуси и России.
Источник административного права– это внешняя форма выражения административно-правовых норм.
В Республике Беларусь к ним относятся следующие нормативные правовые акты:
1. Конституция Республики Беларусь, имеющая высшую юридическую силу (принятая гражданами Республики Беларусь на референдуме);
2. Международные договоры и соглашения Республики Беларусь,включенные в систему ее законодательства;
3. Законы Республики Беларусь, закрепляющие принципы и нормы регулирования важнейших общественных отношений (принятые Национальным Собранием Республики Беларусь)
4. Постановления палат Национального Собрания Республики Беларусь, принимаемые в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;
5. Декреты Президента Республики Беларусь, имеющие силу закона и издаваемые в случае особой необходимости для регулирования наиболее важных общественных отношений;
6. Нормативные Указы Президента Республики Беларусь, издаваемые в целях реализации его полномочий;
7. Директивы Президента Республики Беларусь, издаваемые в целях реализации его полномочий;
8. Нормативные Постановления Совета Министров Республики Беларусь, издаваемые в целях реализации полномочий Правительства;
9. Нормативные акты, изданные министерствами и ведомствами, входящими в систему республиканских органов государственного управления:
– постановления – акты, принимаемые на коллегиальной основе во исполнение актов большей юридической силы;
– инструкции– акты, детально определяющие содержание и методические вопросы регулирования в определенной области;
– правила – кодифицированные акты, конкретизирующие процедурные нормы более общего характера;
– уставы (положения) – акты определяющие порядок деятельности государственных органов и организаций;
– приказы – акты функционально-отраслевого характера;
10. Нормативные решения местных органов власти, издаваемые местными Советами депутатов и местными исполнительными комитетами (местными администрациями), в целях реализации своей компетенции по вопросам местного значения;
11. Нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений, по вопросам внутриорганизационного характера.
К источникам административного права, не содержащим норм права и рассчитанным на однократное применение можно отнести распоряженияПрезидента, председателей палат Парламента, Премьер-министра Республики Беларусь, председателей местных исполнительных комитетов (глав местных администраций), а также индивидуальные приказы министров и глав ведомств, входящих в систему республиканских органов государственного управления
Гражданский кодекс Республики Беларусь – это источник административного права, в силу того, что он является законом – нормативным правовым актом, который принят Парламентом Республики Беларусь.
Договоро создании Союза Беларуси и России–это источник административного права, в силу того, что он является международным договором, включенным в систему законодательства Республики Беларусь.
Распоряжениепредседателя местного исполнительного комитета – это источник административного права, однако не содержащий норм права и рассчитанный на однократное применение.
8.
Дайте определение административной правоспособности и дееспособности граждан Республики Беларусь. Охарактеризуйте права и обязанности граждан в сфере государственного управления. Прокомментируйте правовые гарантии прав и свобод граждан:
1) экономические; 2) политические; 3) юридические.
Круг субъектов административного права объединяет одно общее свойство – обладание ими административной правосубъектностью. Административная правосубъектность – юридическое свойство, состоящее из трех элементов – административной правоспособности и административной дееспособностии административной деликтоспособности.
Административная правоспособность – означает наличие у субъекта комплекса субъективных прав и обязанностей, закрепленных нормами права, что дает ему возможность вступать в различного рода правовые отношения. Для граждан Беларуси административная правоспособность наступает с момента рождения и сохраняется до момента смерти. Административная правоспособность граждан в принципе не может быть отчуждаема или передаваема. Однако, объем административной правоспособности может регулироваться законом (например, временно ограничиваться в связи с совершением административного правонарушения).
Административная дееспособность – это практическая способность собственными действиями осуществлять имеющиеся у субъекта права и выполнять обязанности в административно-правовых отношениях. Административная дееспособность – для граждан Беларуси наступает с установленного законом возраста. Для большинства прав и обязанностей – с 18 лет, однако частичная дееспособность (в сфере здравоохранения, образования) наступает еще в детском возрасте, а полная дееспособность в избирательном процессе – только по достижении 35 лет. В ряде случаев по состоянию здоровья (душевная болезнь, слабоумие), граждане могут быть решением суда признаны частично или полностью недееспособными
Административная деликтоспособность – это возможность субъекта административного права самостоятельно нести юридическую ответственность за свои действия. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст. 4.3.) административная ответственность наступает с 16 лет, а по ряду составов административных правонарушений с 14 лет.
Граждане, по достижении соответствующего возраста, сочетают в себе все юридические качества правосубъектности. Для юридических лиц административная правосубъектность в полном объеме наступает с момента их государственной регистрации. Носителем административной дееспособности у юридического лица является не само юридическое лицо – субъект права, а его органы управления.
Субъективные права граждан по степени возможности их реализации делятся на:
1) абсолютные, осуществление которых зависит только от волеизъявления гражданина;
2) относительные, осуществление которых кроме волеизъявления гражданина зависит также от наличия фактических возможностей реализации их в данном месте, в данное время.
Обязанности граждан носят только абсолютный характер.
Система прав и обязанностей граждан в административно-правовой сфере включает в себя:
1) общие– распространяющиеся на все сферы административного права;
2) специальные – распространяющиеся на отдельные сферы или отрасли.
По содержанию права и обязанности граждан в сфере госуправления можно подразделить на три группы:
Права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства (право на государственную службу, на внесение предложений, на получение информации);
Право на содействие и помощь со стороны государственных органов (получать помощь, пользоваться бесплатными благами и платными услугами);
Право на защиту (право на юридическую помощь, на подачу жалобы, на защиту в случаях необходимой обороны или крайней необходимости).
Реализация прав и свобод граждан в административно-правовой сфере зависит от гарантий, среди которых выделяют экономические, политические, юридические и организационные.
Экономическиепредполагают стабильную и эффективную работу экономики, устойчивую финансовую и денежную системы, высокий прожиточный уровень населения, своевременную выплату зарплаты, пенсий и пособий и т.п.
Политические предусматривают сильную и устойчивую государственную власть, приоритет личности в обществе и государстве, плюрализм мнений, свободу объединений, разделение и баланс властей и.т.п.
Юридические связаны с наличием соответствующей правовой базы, недопустимостью нарушения должностными лицами прав граждан, закрепленных нормами права, ответственность должностных лиц за нарушений прав и свобод граждан, наличие защиты в судебном и административном порядке, контрольно-надзорная деятельность госорганов, надзор прокуратуры и т.п.
9.
Определите административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Приведите примеры административно-правовых ограничений иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Проанализируйте различия в правовых требованиях:
1) при получении статуса беженца; 2) при приобретении гражданства Беларуси.
Иностранными гражданами –лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Лицами без гражданства –лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.
Иностранцы, т.е. иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств, и пользуются теми же правами и свободами, а также выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законом. Осуществление иностранцами в Республике Беларусь своих прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан Беларуси и других лиц.
Особую группу иностранцев в Республике Беларусь составляютбеженцы, т.е. лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и находящиеся на ее территории из-за обоснованных опасений стать жертвой преследования в государстве своего происхождения или предыдущего пребывания по признаку расы, религии, национальности, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Вследствие чего данное лицо не хочет или не может вернуться в государство своего происхождения или пользоваться его защитой.
Ограничения прав и свобод иностранцев могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения.
Иностранцы в Республике Беларусь не могут:
1) избирать и быть избранными в государственные выборные органы;
2) участвовать в референдумах;
3) занимать государственные должности и нести государственную службу;
4) быть членами политических партий и участвовать политической деятельности;
5) исполнять воинскую обязанность;
6) посещать закрытые для иностранцев территории и иметь доступ к государственным секретам.
Иностранцыв отличие от граждан Беларусиобязаны:
1) временно пребывающие (до 90 дней) – зарегистрировать свои паспорта (в 3-х дневный срок) и покинуть территорию Беларуси в установленные сроки;
2) временно проживающие (свыше 90 дней) – получить разрешение на временное проживание;
3) постоянно проживающие – получить вид на жительство.
Иностранцы могут быть ограничены во въезде на территорию Беларуси если это:
1) противоречит интересам государственной безопасности;
2) нарушает права и свободы, вредит физическому и моральному здоровью граждан и иных лиц;
3) связано с ранее совершенными в Беларуси противоправными деяниями.
При нарушении законодательства, правил пребывания или проживания в Беларуси:
1) иностранцам может быть сокращен срок нахождения на территории Беларуси;
2) иностранцы могут быть подвергнуты добровольной или принудительной депортации.
Решение о признании иностранца беженцем (в соответствии с Законом «О беженцах») принимает Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь на основании заключения территориального органа по миграции после процедуры рассмотрения ходатайств и материалов личного дела иностранца. Решение принимается в срок до трех месяцев. Приобретение статуса беженца не связано с отказом от имеющегося у лица гражданства и требует представления доказательств об угрозе жизни и здоровью иностранца.
Решение о приобретении иностранцем гражданства (в соответствии с Законом «О гражданстве») принимает Президент Республики Беларусь путем издания Указа о приеме в гражданство на основании заявления иностранца и иных материалов, рассмотренных Департаментом по гражданству и миграции МВД. Решение принимается в срок до 1 года.
Прием в гражданство путем регистрации (в срок до двух месяцев) производят:
– Департамент по гражданству и миграции МВД – для лиц, постоянно проживающих в Беларуси;
– консульские учреждения Республики Беларусь за рубежом – для лиц, постоянно проживающих за пределами Беларуси.
Приобретение гражданства Беларуси влечет утрату прежнего гражданства и требует выполнение лицом установленных законом условий, а также взятие на себя обязательств.
10.
Дайте понятие общественного объединения. Назовите их виды. Охарактеризуйте правовой статус политических партий. Опишите способы создания и ликвидации. Сравните правовые возможности участия в избирательных кампаниях:
1. политических партий; 2) общественных объединений (организаций).
Общественное объединение –добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Основные виды общественных объединений:
1) политические партии; 4) религиозные объединения;
2) общественные объединения (организации); 5) общественные фонды.
3) профессиональные союзы;
В Республике Беларусь допускается деятельность только зарегистрированных общественных объединений. Запрещено создание и деятельность объединений, ставящих целью пропаганду розни и войны, а также насильственное изменение Конституционного строя.
Политической партиейявляется добровольное некоммерческое общественное объединение, преследующее политические цели содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. Идеология политических партий не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.
Учредителями и членами политической партииимеют право быть только граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет и обладающие избирательным правом. Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска. Партия учреждаются на съезде, который принимает решение о создании политической партии, утверждает ее название и устав, принимает программу и избирает органы политической партии.
В названии политической партии не допускается использование:
— слов «Республика Беларусь», «Беларусь», «национальный» и «народный»;
— официальных названий иностранных либо ранее существовавших государств;
— имени гражданина − при отсутствии заявления такого гражданина о даче согласия;
— указания на превосходство какой-либо расы, национальности, религии или социальной группы.
Политические партии действуют только по территориальному принципу на основе создания областных, городских, районных и первичных организаций. Запрещена деятельность политических партий на предприятиях и в учреждениях.
Политические партии имеют фиксированное членство. Гражданин может быть членом только одной политической партии. Не могут быть членами политических партий:
1) судьи; 4) сотрудники Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
2) прокурорские работники; 5) сотрудники органов безопасности;
3) сотрудники органов внутренних дел; 6) военнослужащие.
Приостанавливают членство в политических партиях на срок своих полномочий Президент Республики Беларусь, члены Центральной комиссии по выборам и республиканским референдумам.
Политические партии имеют право:
– получать и распространять информацию в том числе через СМИ;
– проводить массовые мероприятия;
– участвовать в выборах;
– влиять на государственные решения через своих представителей в выборных госорганах
Политическим партиям запрещенополучение любых видов финансовой и имущественной помощи из-за рубежа.
Государственная регистрация политической партии осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь. Ликвидацияполитической партии осуществляется:
1) в добровольном порядке – по решению высшего органа политической партии;
2) в принудительном порядке – по решению Верховного Суда Республики Беларусь в случаях нарушения законодательства Республики Беларусь и своего устава на основании ходатайства Министерства юстиции или Прокуратуры Республики Беларусь.
Политические партиив избирательных кампанияхимею право:
1) предлагать кандидатов в члены избирательных комиссий;
2) выдвигать кандидатов в депутаты;
3) проводить агитацию за и против кандидатов в депутаты и в Президенты Республики Беларусь;
4) направлять наблюдателей в избирательные комиссии и на участки для голосования.
Иные общественные объединения (организации)в избирательных кампанияхимею право:
1) предлагать кандидатов в члены избирательных комиссий;
2) направлять наблюдателей в избирательные комиссии и на участки для голосования.
11.
Дайте определение понятию «орган государственного управления (исполнительной власти)». Охарактеризуйте государственно-властных полномочия органов государственного управления. Проанализируйте, относятся ли перечисленные государственные органы к органам исполнительной власти:
1) местная администрация Советского района г. Минска;
2) министерство юстиции;
3) районная прокуратура.
Государственный орган – это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией и выполняющую публичные функции.
Орган исполнительной власти – это организация, которая являясь частью государственного аппарата, призвана в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществлять от имени государства и объеме предоставленных ей государственно-властных полномочий повседневное и непосредственное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.
Признаки органа исполнительной власти:
1. является частью аппарата государства;
2. является политической организацией;
3. осуществляет от имени государства его задачи и функции;
4. обладает государственно-властными полномочиями;
5. имеет определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности;
6. образуется в порядке, установленном законом;
7. осуществляет возложенные на него задачи, посредством одного из видов государственной деятельности;
8. несет ответственность за свою деятельность перед государством.
Государственно-властные полномочия заключаются:
1) в праве органов государства издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы;
2) в специфической особенности полномочий, которые выходят за рамки данного государственного органа и распространяются на отрасль или сферу, с которой связана деятельность данного органа;
3) в праве органов государства обеспечивать реализацию принимаемых ими актов путем использования от имени государства соответствующих мер воспитания, убеждения и поощрения;
4) в праве органов государства осуществлять от его имени надзор за исполнением требований правовых актов;
5) в праве органов государства в необходимых случаях и в целях обеспечения выполнения требований издаваемых ими правовых актов применять установленные меры принуждения.
Местная администрация Советского района г. Минска является местным органомисполнительной власти первичного уровня, подотчетным и подконтрольным Минскому городскому исполнительному комитету. Это исполнительно-распорядительный орган, уполномоченный решать на территории административного района в городе вопросы, относящиеся к компетенции городского исполнительного комитета.
Министерство юстиции Республики Беларусь являетсяорганом исполнительной власти республиканского уровня, так как подотчетно и подконтрольно Совету Министров Республики Беларусь. Это исполнительно-распорядительный орган, действующий в административно-политической сфере.
Районная прокуратура не является органом исполнительной власти, а относится к контрольно-надзорным органам государственного управления. Вышестоящими для районной прокуратуры являются областная и Генеральная прокуратуры.
12.
Назовите элементы системы органов исполнительной власти. Охарактеризуйте основания для классификации органов исполнительной власти. Проанализируйте изменения в системе республиканских органов исполнительной власти Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 289 от 5 мая 2006 г. на примере:
а) департамента; б) комитета при Совете Министров;
в) комитета при министерстве.
Система органов исполнительной власти — это основанная на разделении труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев аппарата управления, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции.
В систему органов исполнительной власти Республики Беларусь входят:
1) Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган исполнительной власти;
2) республиканские органы исполнительной власти отраслевой и функциональной компетенции:
2.1) министерства;
2.2) государственные комитеты;
2.3) департаменты, подчиненные министерствам и государственным комитетам;
2.4) государственные организации, подчиненные Совету Министров;
3) местные органы государственного управления:
3.1) исполнительные комитеты областного уровня (областные и минский городской);
3.2) исполнительные комитеты базового уровня (районные и городов областного подчинения);
3.3) исполнительные комитеты первичного уровня (сельские, поселковые и городов районного подчинения);
3.4) местные администрации в городах с районным делением;
3.5) структурные подразделения исполнительных комитетов и местных администраций, наделенные собственной компетенцией.
В своей совокупности они составляют единую государственную систему исполнительно-распорядительных органов государства, осуществляющую деятельность на основе принципов законности и унитаризма, что проявляется в разумной централизации органов управления и самостоятельности местных органов в решении локальных задач.
Основания для классификации органов системы исполнительной власти:
1) по порядку образования:
а) органы, образование которых предусмотрено конституцией;
б) органы, образуемые в распорядительном порядке иными государственными органами;
2) по территориальному масштабу:
а) центральные органы государственного управления;
б) местные органы государственного управления;
в) межтерриториальные органы государственного управления;
3) по характеру и объему полномочий:
а) органы общей компетенции;
б) органы отраслевой компетенции;
в) органы межотраслевой компетенции;
4) по порядку разрешения подведомственных вопросов:
а) коллегиальные органы;
б) единоличные (единоначальные) органы;
5) по источникам финансирования:
а) госбюджетные органы;
б) хозрасчетные органы;
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №289 от 5.05.2006 г. система органов исполнительной власти была изменена на основе унификации ее звеньев.
Была упразднена система комитетов при Совете Министров и комитетов при министерствах и государственных комитетах. Все они были преобразованы либо в министерства (министерство лесного хозяйства), либо в государственные комитеты (государственный комитет по имуществу, государственный комитет по стандартизации), либо, в большинстве случаев, в департаменты (департамент по ценным бумагам, департамент по энергоэффективности).
Департаменты являются структурными подразделениями министерств и государственных комитетов по осуществлению специальных функций (исполнительных, контрольных, регулирующих) в определенных сферах, отнесенных к компетенции министерства или государственного комитета. Так, в рамках МВД действуют департаменты: а) исполнения наказаний; б) охраны; в) по гражданству и миграции.
Все департаменты в настоящее время обладают правами юридического лица.
13.
Перечислите полномочия Президента Республики Беларусь в сфере государственного управления. Охарактеризуйте правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь. Проанализируйте, какие полномочия Президента Республики Беларусь предполагают предварительное или последующее согласование с иными государственными органами:
1) назначение Премьер-министра;
2) назначение председателя Мингорисполкома;
3) введение чрезвычайного положения.
Президент, как Глава государства в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, организационно не входит не в одну из ветвей власти, однако обладает значительными полномочиями в сфере деятельности каждой из ветвей государственной власти. Наибольшими полномочиями Президент обладает в сфере деятельности исполнительной власти.
Президент Республики Беларусь своими указами:
1) формирует Совет Министров и определяет его структуру;
2) назначает на должность Премьер-министра (с согласия Палаты Представителей);
3) определяет систему органов исполнительной власти;
4) назначает руководителей республиканских органов исполнительной власти;
5) назначает руководителей местных органов власти областного уровня;
6) оказывает влияние на содержание деятельности Правительства и всей системы исполнительной власти;
7) имеет право отменять акты Правительства, республиканских и местных органов исполнительной власти;
8) назначает высшее командование Вооруженных Сил;
9) назначает руководителей дипломатических представительств Беларуси за рубежом;
10) осуществляет награждение государственными наградами и званиями.
11) присваивает классы, ранги и чины высшим должностным лицам;
12) формирует специальные органы государственного управления (Администрацию Президента, Совет Безопасности, Комитет государственного контроля).
В своей деятельности Президент не должен подменять органы исполнительной власти.
Администрация Президента Республики Беларусь — это орган государственного управления (но не орган исполнительной власти), который создается для обеспечения деятельности Президента и реализации его полномочий. Функциями Администрации Президента являются:
1) обеспечивает деятельность Президента в области кадровой политики и идеологии;
2) осуществляет подготовку, выполнение и контроль за выполнением решений Президента;
3) координирует деятельность подотчетных Президенту государственных органов;
4) обеспечивает взаимодействие Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной власти.
Глава Администрации, назначаемый Президентом, по должности входит в состав Совета Министров, его Президиума и Совета Безопасности Республики Беларусь. Свою деятельность администрация Президента осуществляет с учетом компетенции иных органов государственной власти.
Ряд полномочий Президента Республики Беларусь требуют согласования с иными органами государственной власти.
Назначение Премьер-министра требует предварительного согласования проекта указа с депутатами Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь. В случае выражения депутатами двукратного несогласия, Президент имеет право распустить Палату представителей и назначить новые выборы.
Назначение председателя Минского городского исполнительного комитета требует предварительного согласования проекта указа с депутатами Минского городского Совета депутатов. В случае выражения депутатами двукратного несогласия Президент имеет право назначить председателя Минского городского исполнительного комитета без согласия депутатов Минского городского Совета.
Введение чрезвычайного (так же как и военного) положения требует последующего утверждения указа Президента Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь в трехдневный срок.
14.
Определите правовой статус Совета Министров Республики Беларусь. Охарактеризуйте компетенцию и порядок работы Совета Министров и его Президиума. Обоснуйте, кто из перечисленных ниже лиц не входит в состав Совета Министров:
1) председатель Комитета государственного контроля;
2) Президент Республики Беларусь;
3) заместитель министра обороны Республики Беларусь;
4) заместитель Премьер-министра.
Правительство Республики Беларусь — Совет Министров является коллегиальным органом государственного управления, который осуществляет исполнительную власть и руководит системой подчиненных ему органов исполнительной власти. В своей деятельности Правительство подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Национального Собрания Республики Беларусь.
Структура, штат и персональный состав Правительства определяется Указом Президента. Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты Представителей.
В состав Совета Министров входят:
1) Премьер-министр;
2) заместители Премьер-министра;
3) все министры (по должности);
4) все председатели государственных комитетов (по должности);
5) руководители иных органов государственного управления:
а) Глава администрации Президента;
б) Председатель Комитета государственного контроля;
в) Председатель Правления Национального банка;
г) Председатель Президиума Национальной академии наук.
Совет Министров действует на протяжении срока полномочий Президента и слагает полномочия пред вновь избранным Президентом.
Компетенция Совета Министров охватывает все области и сферы государственного управления. В частности, Правительство:
1) разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики;
2) осуществляет государственное регулирование всех отраслей экономики;
3) обеспечивает проведение единой экономической, финансовой и кредитно-денежной политики;
4) организует разработку и исполнение республиканского бюджета;
5) реализует право законодательной инициативы;
6) разрабатывает прогнозы, концепции и программы экономического и социального развития;
7) разрабатывает меры по обеспечению обороны и государственной безопасности;
8) разрабатывает меры по борьбе с преступностью, обеспечению законности, прав и свобод граждан.
Решения Совета Министров в виде Постановлений принимаются на его заседаниях, которые должны проводиться не реже 1 раза в 3 месяца в присутствии не менее половины членов Правительства. Решение принимается большинством голосов присутствующих членов Совета Министров.
Для оперативного решения вопросов, в качестве постоянного органа создается Президиум Совета Министров. Его состав, в который входят Премьер-министр, его заместители, Министр иностранных дел, Министр экономики, Министр финансов, Глава Администрации Президента, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, могут входить иные лица, утверждается указом Президента Республики Беларусь. Заседания проводятся не реже 1 раза в месяц в присутствии более половины членов Президиума. Решения принимаются большинством голосов от всего состава Президиума.
Председатель Комитета государственного контроля в соответствии с указом Президента входит в состав Совета Министров и его Президиума, хотя Комитет государственного контроля не является органом исполнительной власти.
Президент Республики Беларусь не входит в состав Совета Министров, однако имеет право председательствовать на его заседаниях и влиять своими указами на содержание деятельности Правительства.
Заместитель министра обороны не входит в состав Совета Министров. По распоряжению Премьер-министра или Министра обороны он может присутствовать на его заседаниях для представления и получения информации без права участия в голосовании.
Заместитель Премьер-министра входит по должности в состав Совета Министров и его Президиума.
15.
Определите правовой статус министерства, государственного комитета. Раскройте порядок принятия решений в республиканских органах государственного управления. Сравните правовой статус следующих актов управления:
1) решение коллегии министерства;
2) приказ министра;
3) распоряжение Премьер-министра;
Министерство Республики Беларусь — республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли (сфере) и координирующий деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления. Министерство образует, реорганизует и упраздняет Президент. В настоящее время образовано 25 министерств.
Министерством единолично руководит министр, назначаемый указом Президента из числа государственных служащих, имеющих соответствующую квалификацию и опыт в сфере государственного управления. Министр по должности входит в состав Совета Министров. Он персонально несет ответственность за деятельность министерства, единолично издает приказы, распоряжения и распределяет обязанности между заместителями.
В министерствах имеются совещательные органы — коллегии.Они, состоят из руководящих работников министерства, в коллегию могут входить руководители подведомственных организаций, а также ведущие ученые и специалисты данной отрасли (сферы). Председателем коллегии является министр. Решения коллегии проводятся в жизнь его приказами. Если министр не согласен с решением принятым коллегией, он проводит в жизнь свое решение, но информирует о решении коллегии Совет Министров.
Государственный комитет— это республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в соответствующей сфере деятельности (осуществляющий в большинстве случаев межотраслевое управление). Государственные комитеты наделены значительной функциональной властью. Их образует, реорганизует и упраздняет Президент. В настоящее время образовано 7 государственных комитетов.
Во главе госкомитета находится председатель, который назначается указом Президента в соответствии с требованиями, аналогичными для министра, и по должности входит в состав Совета Министров. Государственные комитеты выполняют две группы задач:
а) линейное (оперативное) руководство подчиненными ему организациями, внутриведомственное управление, которое осуществляется председателем госкомитета единолично. Он вправе издавать приказы, распоряжения, распределять обязанности между заместителями.
б) межотраслевое (функциональное) управление и регулирование в порученной сфере, которое осуществляется на коллегиальной основе. Важнейшие решения по таким вопросам принимаются совместно членами комитета в виде постановлений. Членами комитета являются руководящие работники госкомитета, представители других ведомств, ведущие ученые.
Решение коллегии министерства оформляется протокольно и является рекомендательным для министра документом ненормативного характера. Министр вправе учесть или проигнорировать решение коллегии и издать приказ, являющийся нормативным правовым актом общеобязательного характера.
Распоряжение Премьер-министра является индивидуальным правовым актом однократного применения, адресованным конкретному министру или председателю государственного комитета. В тоже время распоряжение Премьер-министра может явиться основанием для издания министром или председателем государственного комитета приказа, иного нормативного правового акта, т.е документа общеобязательного характера, устанавливающего типовые правила и адресованного неопределенному кругу лиц для неоднократного применения. В этом случае распоряжение Премьер-министра как и приказ министраявляется источником административного права.
16.
Дайте понятие органа местного управления. Назовите уровни органов местного управления. Охарактеризуйте компетенцию местного исполнительного комитета. Объясните различие в назначении на должность председателя:
1) областного исполнительного комитета;
2) сельского исполнительного комитета;
3) главы местной администрации в районе г. Минска
Орган местного управления — исполнительно-распорядительный орган, созданный и действующий в соответствии с законодательством в пределах административно-территориальной единицы для решения входящих в его компетенцию вопросов местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения подведомственной территории.
Единая система местных органов управления на территории Республики Беларусь состоит из местных исполнительных комитетов областного, базового и первичного уровней.
К областному уровню относятся исполнительные комитеты областей и города Минска.
К базовому уровню относятся исполнительные комитеты районов и городов областного подчинения.
К первичному уровню относятся исполнительные комитеты городов районного подчинения, сельские и поселковые исполнительные комитеты, а также местные администрации в городах с районным делением.
Исполнительный комитет — это орган управления общей компетенции. Он обеспечивает решение всех вопросов управления. В состав исполнительного комитета входят: председатель исполкома, его заместители, управляющий делами (или секретарь) и члены исполнительного комитета. Они назначаются и освобождаются от должности (за исключением председателя) председателем исполнительного комитета по согласованию с вышестоящим исполкомом.
Заседания исполнительного комитета проводятся не реже 1 раза в месяц и правомочны при наличии не менее 2/3 от установленного состава исполнительного комитета. Исполком в пределах своих полномочий принимает решения и издает распоряжения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов.
Исполнительный комитет подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь и вышестоящему исполкому, а также соответствующему местному Совету депутатов по вопросам, отнесенным к компетенции Совета, перед которым отчитывается не реже 1 раза в год.
В компетенцию исполнительного комитета входит:
1) разработка и реализация программ социально-экономического развития территории;
2) формирование и исполнение местного бюджета;
3) управление и распоряжение коммунальной собственностью;
4) организация получения доходов в местный бюджет;
5) обеспечение соблюдения законов на подведомственной территории;
6) обеспечение правопорядка и защита прав и законных интересов граждан и иных лиц;
7) предоставление населению территории услуг в сфере образования, медицины, культуры, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, информационного и бытового обслуживания;
8) решение вопросов землеустройства;
9) заключение договоров с субъектами хозяйствования;
10) оказание юридической помощи населению.
Председатель областного исполнительного комитета назначается Президентом и утверждается соответствующим областным Советом депутатов. Если местный Совет дважды не дал согласия на назначение председателя исполнительного комитета, то Президент имеет право произвести назначение без согласия местного Совета депутатов.
Председатель сельского исполнительного комитета вступает в должность «автоматически», будучи избранным председателем сельского Совета депутатов. Однако депутаты сельского Совета должны согласовать кандидатуру председателя сельского Совета с председателем районного (базового) исполнительного комитета.
Глава местной администрации в административном районе г. Минска назначается на должность Президентом Республики Беларусь (по предложению председателя Минского городского исполнительного комитета). Депутаты городского Совета не участвуют в этой процедуре, в административных районах городов местные Советы депутатов не создаются.
17.
Дайте понятие государственной службы. Назовите ее виды. Охарактеризуйте принципы государственной службы. Проанализируйте принадлежность к государственной службе следующих видов деятельности:
1) служба в армии
2) преподавание в учебном заведении;
3) дипломатическая работа.
Государственная службапредставляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной и оплачиваемой государством основе отдельной категорией лиц — работниками государственных организаций в целях выполнения задач и функций государства.
Выделяют следующие виды государственной службы:
1) в органах ветвей власти:
а) в органах законодательной власти;
б) в органах исполнительной власти;
в) в органах судебной власти;
2) в зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется:
а) в органах внутренних дел;
б) в прокуратуре;
в) в таможенных органах;
г) в налоговых органах и т.д.;
3) в зависимости от места органа в системе государственных органов:
а) в республиканских органах;
б) в местных органах;
4) в зависимости от вида органа, в которы