Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие понятия о системе качества предприятия. Петля качества. Требования к системе качества

Успех той или иной фирмы зависит от конкурентоспособности выпускаемых ею товаров или оказываемых услуг. Только высокой степени качества продукция (услуга) может быть востребована на рынке и приносить прибыль. Для любого предприятия, заинтересованного в выпуске качественной продукции, концепция качества должна строиться на следующих принципах:

1. Качество не является ни функцией технического отдела, ни функцией отдела качества. Качество представляет собой систематический процесс, охватывающий все предприятие, а также потребителей и поставщиков.

2. Процесс обеспечения качества должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить и качественную работу отдельных сотрудников, и качественную работу всех отделов и подразделений фирмы в целом.

3. Повышение качества должно обеспечиваться на этапах маркетинга, разработки, проектирования, производства и обслуживания, а не только на стадии изготовления.

4. В процессе движения к достижению высокого уровня качества во главу должны быть поставлены требования потребителя.

5. Повышение качества продукции на современном уровне требует применения новых технологий: от методов обеспечения качества конструкции до автоматизированного управления, измерения и контроля качества.

6. Широкомасштабное повышение качества возможно только при участии всех сотрудников фирмы. Улучшение качества достигается через взаимопомощь, совместные действия всех сотрудников.

7. Высокий уровень качества достижим только тогда, когда фирма разработает четкую, ориентированную на потребителя систему управления качеством и внедрит ее во всех звеньях.

В организации работ по качеству главное требование - это комплексность охвата всех факторов, обеспечивающих качество на всем жизненном цикле изделия, увязка их по конечному результату, определяемому системой стандартов ИСО и дополнительными договорными условиями. Существует много разновидностей теоретических подходов к организации работ по качеству: «триада Д. Джурана», «цикл PDCA», «круг Деминга» и др., однако принципиальных различий между ними нет, а основой являются этапы «петли качества».

Петлей качества называют модель связанных между собой способов деятельности, которые оказывают воздействие на особенность продукции на разных стадиях - от определения потребностей до удовлетворения этих потребностей.

Петля качества представляет собой взаимосвязь составляющих полного цикла изготовления услуг или продукции, которые влияют на свойства товара.

При управлении свойствами и особенностями продукции ориентация ставится на потребителя, системный подход и привлечение всех уровней жизненного цикла продукции.

Цикл развития продукции образуют составляющие управления, входящие в ее основу. В соответствии международным стандартам ИСО петля качества это - цикл развития продукции, имеющий вид замкнутого круга.

С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.

На практике рассматриваются следующие этапы жизненного цикла продукции (ЖЦП), на которых обеспечивается ее качество:

1. Обеспечение качества маркетинга.

2. Качество при разработке продукции. Этап разработки продукции ЖЦП должен обеспечить перевод предварительных параметров продукции, содержащихся в описании, представленном маркетологами, на язык технических требований к материалам, конструкции, технологическим процессам.

3. Качество материально-технического снабжения. Покупные сырье, материалы и комплектующие изделия оказывают непосредственное влияние на качество продукции.

4. Обеспечение качества при производстве продукции

5. Обеспечение качества после производства продукции. В первую очередь речь идет об упаковке, монтаже и техническом обслуживании.

Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур и ресурсов, направленных на внедрение комплексного управления качеством.

Для того чтобы установить требования, диктующие организацию формирования качества на предприятии, применительно к конкретному виду изделий, необходимо отработать в системе качества горизонтальные связи по взаимодействию всех участников создания изделий, включая конструкторов, технологов, производственников, специалистов по маркетингу и гарантийному обслуживанию, а также поставщиков и смежников.

По каждому этапу процесса формирования качества устанавливаются:

- требования, обеспечивающие необходимый уровень качества конкретного изделия;

- способы выполнения необходимых мероприятий на этапах;

- порядок оценки и контроля мероприятий.

Для определения сфер производственной деятельности, которые подлежат включению в процесс обеспечения качества необходимо сформировать некоторое множество факторов, определяющих качество. Например, для сборочного производства в это множество должны быть включены следующие группы факторов: конструкция, комплектующие, материалы, производственно-эксплуатационное обслуживание и технологическая оснастка. Целесообразно провести анализ групп с целью определения значимости каждой из них. Следующая задача заключается в анализе этих факторов с позиций специальных функций системы качества, реализуемых элементами производственной системы.

Рабочим документом, детально раскрывающим пути и способы реализации концепции качества предприятия, является программа качества. Программа качества должна быть двухуровневой по своему составу. Первый уровень – комплекс мероприятий стратегического характера (внешний контур петли качества), обеспечивающих реализацию основных направлений деятельности предприятия, сформулированных и включенных в его политику в области качества.

В связи с тем, что ИПС может влиять на качество конструкторской разработки только опосредованно (т.е. совершенствование конструкции, снижение доли дефектности, связанной с качеством разработки конструкции происходит по мере освоения изделия в производстве и по результатам эксплуатации), то группу факторов «конструкция» отнесем к первому уровню программы качества как общепроизводственную задачу.

Остальные группы факторов имеют отношение только к ИПС и качеству ее технологической подготовки, поэтому должны быть отнесены ко второму уровню программы качества. Программные положения второго уровня должны разрабатываться для реализации целей и задач тактического характера, в частности – для обеспечения качества продукции в соответствии с техническими требованиями на серийно выпускаемую продукцию. Мероприятия, включаемые в этот уровень программы, необходимо нацелить на снижение производственных издержек за счет сокращения потерь от брака и рекламаций, расхода материальных ресурсов и др.

Второй уровень разрабатывается для конкретного изделия или группы однородных изделий, поставляемых одному заказчику (или нескольким при идентичности технических требований к продукции).

Программа на втором уровне должна включать мероприятия по совершенствованию технологии производства, методов и средств контроля, проведению авторского надзора за качеством изготовления продукции, а также графики соблюдения технологической дисциплины, аттестации испытательного оборудования, поверки оборудования на технологическую точность, корректировки технологической документации.

Очевидно, что снижая внутренние потери из-за некачественного изготовления изделий, можно существенно уменьшить потери внешние, обусловленные рекламациями, штрафами, гарантийным ремонтом и т. п., т.е. ненадежностью изделий в эксплуатации.

Управление качеством конкретной продукции кроме общих правил должно предусматривать применение специальных норм и методов испытаний, условий хранения и других нормативов. На практике такой подход приводит к тому, что на предприятиях, выпускающих различные виды продукции, кроме системы общего руководства качеством, построенной по функциональному принципу, целесообразно для конкретной продукции разрабатывать целевые программы контроля качества, дополняющие систему общего руководства качеством требованиями целевого характера.

Таким образом, получается система качества, соединяющая в себе функциональный принцип и целевую программу управления качеством.

Система управления качеством, по сути, является системой повышения надежности – одного из важнейших потребительских свойств изделия. В основу этой системы положена так называемая энтропийная концепция возникновения отказов. В соответствии с ней отказы изделий при эксплуатации обуславливаются неопределенностями в производстве (эти неопределенности накапливаются и превращаются в отказы). Таким образом, качество изготовления изделий – это функция организованности производственного процесса. Энтропия – это мера их неорганизованности, определяемая по уровню дефектности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...