Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогические цели деловой игры

Принципы и функции учебно-деловой игры

Введение

В современном мире имеется достаточно средств для общения. Люди получают информацию со всех сфер: телевидение, радио, газеты, журналы, интернет и др. Труднее входить в контакт детям младшего школьного возраста, когда в их жизни наступает новый этап – школа. Необходимо помочь ребенку справиться с возникшими трудностями. Именно это является в современном мире актуальной проблемой.

Что такое детская игра, знает любой человек, потому что игра для ребенка – это один из самых естественных способов общения с миром. Посредством игры происходит развитие, познание этого самого мира. А если игра еще и деловая, это всегда несет в себе большой обучающий потенциал!

Когда мы рассказываем про деловые игры для школьников, то объясняем, что деловая игра – это «деловая колбаса» среди всех остальных игр, говорим, что в этой игре все роли – это роли деловых людей – предпринимателей, сотрудников важных подразделений, юристов, страховых агентов и т.д. После этого дети легко перевоплощаются в роли и погружаются в игру. Поэтому, играя с нами в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит «по-настоящему».

Итак, в деловой игре для школьников, как и в других играх, есть сюжет и система правил. Деловая игра имитирует тот или иной аспект деятельности людей разных профессий. Каждый участник получает роль, действует, исходя из нее достигая определенных результатов. В конце игры подводятся итоги, оцениваются результаты и обязательно делаются выводы о том, какие были приобретены новые знания и навыки.

История возникновения деловой игры

Истоки деловой игры восходят к магическим обрядам древнего человека, к ритуальным танцам охотников, воспроизводившим процесс охоты до ее начала и выполнявшим не только магические, но и учебные функции. Непосредственный предшественник деловой игры – военная игра, зародившаяся в XVII в. «Потешные полки» юного Петра I и их военные забавы – предтечи маневров, ставших деловыми учебными играми в армии.

Первая деловая игра, названная организационно-производственным испытанием, была разработана и проведена в 1932 г. в г. Ленинграде, но по ряду социально-исторических причин она была забыта в СССР и возродилась в 1957 г. в США с использованием ЭВМ. Сегодня деловые игры широко используются в учебном процессе за рубежом.

В советской педагогической науке проблема деловых игр стала активно разрабатываться, начиная с 60-х гг. В настоящее время деловые игры используются в учебном процессе институтов повышения квалификации, на научно-методических конференциях и в учебном процессе, как в высших, так и средних специальных учебных заведениях, технических и гуманитарных.

Широкое распространение попыток применения деловых игр имеет свои позитивные и негативные стороны и соответственно своих сторонников и противников. Появились две противоположные тенденции ее осмысления. Позитивная подтверждает возможности деловых игр как инструмента формирования личности специалиста и активизации учебного процесса. Негативная связана с недостаточно глубоким пониманием сущности деловой игры, прежде всего как педагогического явления, главное в котором не внешняя форма, а сложные психолого-педагогические факторы, действующие через нее и благодаря ей. Следует также отметить, что как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе отсутствует общепринятая концепция деловой игры.

Классификация деловых игр

На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них. «В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные».

Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:

1. «По времени проведения:
– без ограничения времени;
– с ограничением времени;
– игры, проходящие в реальное время;
– игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности:
– балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
– оценка того кто как работал, отсутствует.
3. По конечному результату:
– жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
– свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
4. По конечной цели:
– обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
– констатирующие – конкурсы профессионально мастерства;
– поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения
5. По методологии проведения:
– луночные игры – любая салонная игра (шахматы, «Озеро», «Монополия») –
– игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
– ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
– групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии;
– имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях;
– организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
– инновационные игры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
– ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб».

К сожалению, указанная выше типология, с одной стороны, пытается задать многокритериальную сетку для анализа, но, с другой стороны, ей не удается избежать некоторых неточностей (например, пункт 5, согласно которому салонная игра, ролевая игра это виды деловых игр). Эти погрешности являются достаточно типичными и встречаются и в других типологиях.

В качестве оснований классификаций деловых учебных игр используют и такие признаки как:

– степень формализации процедуры («жесткие» и «свободные» игры);
– наличие или отсутствие конфликта в сценарии (деловые игры в кооперативных ситуациях, конфликтных ситуациях с нестрогим соперничеством, в конфликтных ситуациях со строгим соперничеством);
– уровень проблемности («первый уровень предполагает обнаружение и постановку проблем, требующих разрешения при анализе конкретной игровой ситуации»; второй уровень «характеризуется вовлечением студентов в соразмышление, в активный поиск путей и средств решения поставленных вопросов»;
– степень участия студентов в подготовке деловых игр (игры с и без домашней подготовки);
– длительность процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько минут, игры длящиеся несколько дней) и т.п.;
– характер моделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой, игра-тренаж);
– характер игрового процесса: игры с взаимодействием участников и без взаимодействия;
– способ передачи и обработки информации (с применением текстов, ЭВМ); – динамика моделируемых процессов (игры с ограниченным числом ходов, с неограниченным, саморазвивающиеся);
– тематическая направленность и характер решаемых проблем («игры тематические, ориентированные на принятие решений по узким проблемам»; «игры функциональные, в которых имитируется реализация отдельных функций или процедур управления»; «игры комплексные, моделирующие управление определенным объектом или процессом в целом».

Структура деловой игры

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру.
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.
Игровая модель является фактически способом описания работы участников – имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.
Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.
Сценарий – это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.
Роли и функции игроков должны адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Правила игры – отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.
Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований, а с другой – способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности.

Педагогические цели деловой игры

дидактические:
– закрепление системы знаний в области конструирования деловой игры;
– выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;
– обмен опытом создания деловой игры;
– совершенствование навыков принятия коллективных решений;
– развитие коммуникативных умений разного рода.
воспитательные:
– порождение творческого мышления;
– выработка установки на практическое использование деловой игры:
– воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми;
– преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.

Игровые цели деловой игры

– разработка вариантов проекта деловой игры;
– демонстрация разработчикам приемов создания игрового контекста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...