К.Станиславский Том 3 (стр. 39 – 46 воспроизведены с сокращениями)
О пластике
Принято считать, что ею ведает учитель танцев обычного ремесленного типа, что хореографическое искусство с его банальными приемами и «па» является той самой пластикой, которая нужна и нам, драматическим артистам. Так ли это? Вот, например, есть немало балерин, которые, танцуя, машут ручками, показывают зрителям свои «позы», «жесты», любуясь ими извне. Им нужны движения и пластика ради самих движений и пластики. Они изучают свой танец как «па», вне зависимости от их внутреннего содержания, и создают форму, лишенную сути... Нужно ли драматическому артисту такое внешнее, бессодержательное пластическое действие? Нам нужны простые, выразительные, искренние, внутренне содержательные движения. Где же их искать? Есть танцовщицы и драматические артисты иного толка. «Они однажды и на всю жизнь выработали в себе пластику и не думают больше об этой стороне ФИЗИЧЕСКОГО действия. Пластика стала их природой, свойством, второй натурой. «Такие балерины и артисты не танцуют, не играют, а действуют и не могут этого делать иначе, как ПЛАСТИЧНО. Если б они внимательно прислушались к своим ощущениям, то почувствовали бы в себе энергию, выходящую из глубоких тайников, из самого сердца. Она проходит по всему телу не пустая, а начиненная эмоцией, хотениями, задачами, которые толкают ее по внутренней линии ради возбуждения того или иного творческого действия. Энергия, согретая чувством, начиненная волей, направленная умом, шествует уверенно и гордо, точно посол с важной миссией. Такая энергия выявляется в сознательном, прочувствованном, содержательном, продуктивном действии, которое не может совершаться как-нибудь, механически, а должно выполняться в соответствии с душевными побуждениями.
Прокатываясь по сети мышечной системы и раздражая внутренние двигательные центры, энергия вызывает внешнее действие. Вот такое движение и действия, зарождающиеся в тайниках души и идущие по внутренней линии, необходимы подлинным артистам. Только такие движения пригодны нам для ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОПЛОЩЕНИЯ жизни человеческого духа. ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ВНУТРЕННИЕ ОЩУЩЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ ПОНИМАТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ ЕГО Как же добиться всего этого? -- Смотрите, -- обратилась к нам Сонова, -- здесь у меня в руке ртуть, и вот я осторожно, осторожненько вливаю вам ее во второй, указательный палец правой руки. Переливайте ее дальше по всему вашему телу. Не торопясь! Постепенно! Постепенненько! Сначала по суставам пальцев, пусть они выпрямляются и пропускают ртуть дальше через кисть, к ее сгибу, потом дальше, по руке к локтю. Не торопитесь, прочувствуйте! Теперь не спеша, внимательно, дальше - по руке, к плечу! Вот вся рука развернулась, выпрямилась и поднялась по всем суставам и сгибам кверху. Теперь переливайте ртуть в обратном направлении... Нет... Зачем опускать всю руку сразу, как палку. Так ртуть перельется в конец пальца и выльется вон, на пол. Вы перелейте ее тихохонько, тихохонько! Сначала от плеча к локтю. Сгибайте, сгибайте в локте! Вот так. Теперь пойдемте дальше!... Ти-хохонько! Переливайте ртуть от локтя к началу кисти. Не сразу, не сразу... Держите ее (кисть) кверху, а то ртуть прольется!.. Теперь переливайте осторожно, чтобы не пролить, от кисти по порядку к ближайшим суставам пальцев... Последний сгиб. Вся рука опущена, и ртуть вылилась... Ваше физическое внимание было привлечено к движению энергии по внутренней мышечной сети. Такое же внимание нам нужно для отыскивания в себе зажимов в процессе ослабления мышц... А что такое мышечный зажим, как не застрявшая по пути двигательная энергия... Энергия движется не только внутри нас, но и исходит из нас, из тайников чувства, и направляется на объект, находящийся вне нас... Физическое внимание играет большую роль. Важно, чтоб такое внимание двигалось вместе с энергией беспрерывно, так как это помогает созданию БЕСКОНЕЧНОЙ ЛИНИИ, столь необходимой в искусстве.»
... Эта непрерывность необходима... и в других искусствах. В самом деле, как вы думаете: в музыке нужна такая линия звука? Ясно, что пока смычок не начнет плавно и безостановочно двигаться по струнам, скрипка не запоет мелодию. А что будет, если вы отнимете от художника беспрерывную линию в рисунке?... Сможет ли он без нее очертить простой контур рисунка? Конечно, не сможет, и линия до последней степени нужна художнику. А что вы скажите о певце, который будет отрывочным звуком кашлять, вместо того чтобы тянуть непрерывную звучную ноту?.. Теперь попробуйте отнять тянущуюся линию движения у танцора. Сможет ли он без нее создать танец?... Линия движения необходима всем искусствам. Но и этого мало. САМО ИСКУССТВО ЗАРОЖДАЕТСЯ С ТОГО МОМЕНТА, КАК СОЗДАЕТСЯ НЕПРЕРЫВНАЯ, ТЯНУЩАЯСЯ ЛИНИЯ ЗВУКА, ГОЛОСА, РИСУНКА, ДВИЖЕНИЯ. ПОКА ЖЕ СУ-ЩЕСТВУЮТ ОТДЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ, ВСКРИКИ, НОТКИ, ВОЗГЛАСЫ ВМЕСТО МУЗЫКИ, ИЛИ ОТ-ДЕЛЬНЫЕ СУДОРОЖНЫЕ ДЕР-ГАНИЯ ВМЕСТО ДВИЖЕНИЯ - НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕЧИ НИ О МУЗЫКЕ, НИ О ПЕНИИ, НИ О РИСОВАНИИ И ЖИВОПИСИ, НИ О ТАНЦЕ, НИ ОБ АРХИТЕКТУРЕ, НИ О СКУЛЬПТУРЕ, НИ, НАКОНЕЦ, О СЦЕНИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ. Я хочу, чтобы вы сами проследили за тем, как создается бесконечная линия движения. Представьте, что ваша рука с мнимой ртутью в пальцах опущена. Но вы хотите «поднимать ее, а метроном пусть отбивает удары в самом медленном темпе... Каждый удар изображает четвертную ноту. Четыре удара составляют такт в четыре четверти, который отдается на поднятие руки. ...Первый счетный момент - одна четверть, во время которой выполнено одно из составных действий: поднятие руки и прохождение внутренней энергии от плеча до локтя. Та часть руки, которая осталась не понятой, должна быть освобождена от напряжения и висеть, как плеть. Свободные мышцы делают руку гибкой, и тогда она развертывается при выпрямлении, как шея у лебедя.
Заметьте себе, что поднимание и опускание, как и всякие другие движения рук, надо производить ближе к туловищу. Отставленная от тела рука подобна палке, поднимаемой за один конец. Надо отдавать руку от себя и по окончании движения вновь принимать ее к себе. Жест идет от плеча к конечностям и обратно, от конечностей к плечу. ДВА!... Вторая четверть такта, во время которой проделано другое очередное действие, поднятие второй части руки и переливание мнимой ртути из локтя в кисть. ТРИ!.. Третья четверть, которая отдана на поднятие кисти и на движение энергии по суставам пальцев. ЧЕТЫРЕ!... Последняя четверть, которая отдается на поднятие всех пальцев. Совершенно таким же образом опустить руку, отдавая каждому из четырех ее сгибов по одной четвертной доле. Рраз!.. двва!.. трри!.. четтыре!.. Команда произносится обрывисто, резко, коротко, по-военному. Рраз!.. перерыв в ожидании следующего счетного момента. Двва!.. -опять молчание. Трри!.. - снова пауза. Четтыре!.. - остановка, и т.д. Ввиду медленности темпа промежутки между словами команды продолжительны. Удары, прослоенные молчаливым бездействием, мешают плавности. Рука движется толчками, точно телега по глубоким ухабам, застревая в них. A теперь повторите еще раз проделанное упражнение, но только при ином, вдвое мельче раздробленном делении счета. Пусть каждая четвертная заключает в себе не одно только «раз», а целые два: «раз-раз», наподобие долей в музыке. Не просто «два», а «два-два». Не просто «три», а «три-три». Не просто «четыре» а «четыре-четыре». В результате в каждом такте сохраняется прежние четыре четвертные доли, но только измельченные на восемь дробных моментов, или восемь восьмых. Как видите промежутки между счетными моментами стали короче, так как последних стало больше в такте, и это до некоторой степени способствовало плавности движений. Неужели же частое произношение цифр счета на плавность поднятия и опускания? Конечно, секрет не в словах, а во ВНИМАНИИ, направленном на движение энергии. Она поднимается по счетным моментам, за которыми надо упорно следить. Чем меньше дробные части счета, тем больше умещается их в такте, тем плотнее они заполняют его, тем непрерывнее линия внимания, которое следит за каждым малейшим движением энергии. Если измельчить счет еще больше, то дробные частицы, за которыми придется следить, будут еще многочисленнее. Они сплошь заполнят такт, благодаря чему образуется еще более непрерывная линия внимания и движения энергии, и следовательно, и самой руки.
Давайте проверим эти слова. Четвертную долю можно делить на три (триоли). Четыре (квартоли), шесть (секстоли), по двенадцати, шестнадцати, двадцать четыре и более дробных частей в каждом такте. При этом слитность движений должна доходить до полной беспрерывности, как и самое звуковое гудение, в которое превратится счет: Раз разразразразразразраздва-двадвадвадвадвадвадва три три три три три три три три четыре четыре четыречетыречетыречетыречетыречетыре... При этой бешенной скорости счета рука движется беспрерывно и очень медленно, так как темп остается прежним. Создается великолепная плавность. Рука развертывается и свертывается. Прежде команда точно выплевывалась, а теперь эти обрывки счета соединились в одну сплошную линию гудения и медленного пластичного движения. В таком виде оно стало пригодно для искусства, так как получилась кантилена, непрерывность в движении. Это хорошо чувствуется при действии под музыку, которая заменит голосовое гудение счета красивой и такой же непрерывной линией звука. КОГДА ВЫ, С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ упражнений, привыкнете; полюбите и начнете смаковать ваши действия не по внешней, а по внутренней линии, вы познаете, что такое чувство движения и сама пластика. Какие же мгновения в производимом движении должны совпадать с мысленно отсчитываемыми ударами такта? Такими этапными моментами являются едва уловимые секунды, во время которых энергия проходит по отдельным сочленениям, суставам пальцев или позвонкам спинного хребта. Именно эти мгновения отмечаются нашим вниманием. Пусть совпадения происходили не в те секунды, когда это полагалось, а с опозданием, с пропуском большого количества счетных моментов, пусть они пролетали мимо и обгоняли вас. Пусть, наконец, отсчитываемые такты являлись не правильным, а лишь приблизительным мерилом времени. Важно то, что и такое размеренное действие насыщало вас темпоритмом, что вы все время ощущали размеренность и догоняли вниманием измельченный счет, который не успевал произносить язык. Это и создавало беспрерывную линию внимания, а вместе с ней и сплошную линию движения...
Как приятно сочетать внутреннее движение энергии с мелодией! Звуки и ритм помогают плавности и легкости движения, благодаря чему кажется, что руки точно сами отлетают от туловища. Можно совсем остановить движение энергии, но производить это в ритме и темпе. Создается неподвижная поза. Ей верится тогда, когда она изнутри оправдана. Такая поза превращается в остановившееся ДЕЙСТВИЕ, в ожившую скульптуру. Приятно не только действовать оправданно изнутри, но даже и бездействовать в темпоритме. ТАКИМ ОБРАЗОМ, оказывается, что в основу пластики надо поставить совсем не видимое внешнее, а невидимое внутреннее движение энергии. Его-то и нужно сочетать с ритмическими ударными моментами темпоритма. Это внутреннее ощущение проходящей по телу энергии называется ЧУВСТВОМ ДВИЖЕНИЯ.
К.Станиславский Том 3 (стр. 27 – 37 воспроизведены в адаптированном варианте) О шаге
Человеческие ноги от таза и до ступней - напоминают мне хороший ход пульмановского вагона. У него благодаря множеству рессор, сгибающихся и умеряющих удары во всех направлениях, верхняя часть, где сидят пассажиры, остается почти неподвижной, даже при бешенном движении вагона и при толчках во все стороны. То же должно происходить при человеческой походке или при беге. В эти моменты верхняя часть туловища с грудной клеткой, плечами, шеей и головой должны оставаться без толчков, спокойными и совершенно свободными в своих движениях, как пассажир первого класса в своем удобном купе. Этому прежде всего во многом помогает спинной хребет. Его назначение - наподобие спирали изгибаться во всех направлениях при малейшем движении, для того, чтобы соблюдать равновесие плеч и головы, которые, по возможности, должны оставаться спокойными и без всяких толчков. Роль рессор выполняют бедра, коленки, щиколотки и все суставы пальцев ног. Их назначение - умерять толчки при ходьбе и беге, а также при раскачивании тела вперед, назад, направо, налево, то есть, так сказать, при килевой и носовой качках. У всех у них еще другое назначение, заключающееся в продвижении вперед тела, которое они несут. Это надо делать так, чтобы корпус плыл ровно по горизонтальной линии, без больших вертикальных опускании и подъемов. Для того чтоб яснее подставить себе функцию ног и их отдельных частей, надо сказать несколько слов о каждой из них. Начнем сверху, то есть с бедра и таза. У них двойное назначение: во первых, наподобие спинного хребта умерять боковые толчки и раскачивание туловища вправо и влево при ходьбе, а во-вторых, выбрасывать вперед всю ногу при шаге. Это движение должно производиться широко и свободно в соответствии с ростом, длиною ног, величиною шага, желаемой скоростью, темпом и характером самой походки. Чем лучше нога выкидывается в бедрах вперед, чем свободнее и легче она заходит назад, тем больше становится шаг и быстрее передвижение. Такое выкидывание ног в бедрах, как вперед, так и назад, отнюдь не должно зависеть от туловища. Между тем последнее нередко старается принять участие в продвижении с помощью наклонений вперед и назад для усиления инерции поступательного движения. Последнее должно производиться исключительно одними ногами. Это требует особых упражнений для развития шага, для свободного и широкого выкидывания ноги вперед в бедрах. Вот в чем заключается такое упражнение. Встаньте и прислонитесь то правым, то левым плечом и боками туловища к колоне, или к косяку двери, или к толщине растворенной половинки ее. Эта опора нужна для того, чтобы тело неизменно сохраняло свое вертикальное положение и не могло наклоняться ни вперед, ни назад, ни вправо, ни влево. Закрепив таким способом вертикальность сложения туловища, встаньте твердо на ту ногу, которая соприкасается с колонной или с дверью. Приподнимайтесь слегка на пальцах, а другую ногу выкидывайте то вперед, то назад, раскачивая ее таким образом. Старайтесь чтоб движение производилось под прямым углом. Эту гимнастику надо делать сначала не долго и в медленном темпе, а потом все более и более продолжительно. Конечно, доходите до предела не сразу, а постепенно, систематически. После того как такое упражнение будет сделано с одной, допустим, правой ногой, - повернитесь, упритесь в колонну или дверь другим боком и проделайте то же упражнение с левой ногой. При этом как и в первом, так и во втором случае имейте в виду, что при выбрасывании ног надо заботиться о том, чтоб ступня не оставалась под прямым углом, а вытягивалась тоже по направлению движения. При ходьбе, как уже было сказано, бедра то опускаются вниз, то поднимаются вверх. В тот момент, когда правая часть бедра поднимается (при выкидывании правой ноги), левая сторона бедра опускается вместе с продвижением левой ноги назад. При этом в бедренных сочленениях ощущается поворотное движение, круговращение. Следующими после таза рессорами являются колени. У них, как уже было сказано, также двойная функция: с одной стороны, продвигать корпус тела вперед, а с другой -умерять удары и вертикальные толчки при передаче тяжести туловища с одной ноги на другую. В этот момент одна из ног, принимающая на себя груз, находится чуть в согнутом в коленях положении, поскольку это необходимо для равновесия плеч и головы. После того как бедра исполнят до конца свою функцию продвижения туловища вперед и урегулирования равновесия, наступает очередь колен, которые выпрямляются и тем проталкивают дальше вперед корпус. Третья группа рессор, умеряющих движение и вместе с тем продвигающих тело, - это щиколотки, ступни и все суставы пальцев ног. Это очень сложный, остроумный и важный для ходьбы аппарат, на который обращается особое внимание. Сгиб ноги в щиколотке, подобно коленкам, помогает дальнейшему продвижению туловища. Ступня и особенно пальцы участвуют не только в этой работе, но имеют и другую функцию. Они умеряют толчки при движении. Их значение как в первой, так и во второй работе весьма велико. Существует три приема пользования аппаратом ступни и пальцев ног, что создает три типа походки. При первой из них ступают прежде всего на пятку. При втором типе походки ступают на всю ступню. При третьем типе, так называемой ГРЕЧЕСКОЙ ПОХОДКЕ a la Айседора Дункан, ступают прежде всего на пальцы, потом движение перекатывается по ступне до пятки и обратно, по ступне к пальцам и дальше вверх по ноге. При первом типе походки, как уже сказано, пятка первая принимает тяжесть тела и перекатывает движение по всей ступне до пальцев. Тем временем последние отнюдь не прогибаются под себя, а напротив, как бы вцепляются в землю, наподобие звериных когтей. По мере того как тяжесть тела начинает давить и перекатывается по всем суставам пальцев, они выпрямляются и тем отталкиваются от земли, пока, наконец, движение не докатится до самого конца первого пальца ноги, на котором некоторое время, как на «пуантах» танцовщицы, опирается все тело, не прекращая при этом своего поступательного движения по инерции...Чтобы показать влияние пальцев на увеличение шага и на скорость передвижения, я приведу пример из собственного опыта. Когда я иду домой и пальцы ног исполняют свою работу в полной мере и до самого конца, я при одинаковой скорости походки прихожу к конечной цели моей ходьбы на пять, семь минут быстрее, чем когда я иду без должного участия ступней и пальцев ног. Важно, чтоб пальцы, так сказать, «дохаживали» шаг до самого конца. Однако плавность в походке хороша лишь до известной меры. Если же она переходит границы, то является утрировка, вульгарность...Известная доля колебания тела сверху вниз нужна. Пусть плечи, голова и туловище плывут по воздуху, но не по совершенно прямой, а слегка волнообразной линии. Походка не должна быть ползущей, а должна быть ЛЕТЯЩЕЙ. Оказывается, что в ползущей походке при переносе тела с одной ноги на другую, хотя бы с правой на левую, первая оканчивает свою функцию одновременно с тем моментом, когда вторая ее начинает. Другими словами, левая нога передает тяжесть тела, а правая принимает ее одновременно. Таким образом, в ползущей или пресмыкающейся походке не существует момента, когда тело как бы летит в воздухе, опираясь на один первый палец ноги, который до конца дохаживает предназначенную ему линию движения. В летящей же походке существует момент, во время которого на одну секунду человек точно отделяется от земли...За этим мгновением воздушного устремления наступает плавное, незаметное, без толчка опускание и передача тела с одной ноги на другую. Раз у походки есть НЕПРЕРЫВНАЯ ЛИНИЯ ДВИЖЕНИЯ, значит, существует в ней ТЕМП и РИТМ.
К.Станиславский Том 3 (стр. 39 – 46 воспроизведены с сокращениями)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|